На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности развития пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):


Оглавление

Введение……………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1 Психолого – педагогические аспекты формирования пространственных представлений у младших школьников………………………5

1.1 Понятие пространственные представления. Структура пространственных представлений………………………………………………………………………...5

1.2 Онтогенез пространственных представлений………………………………….9

1.3 Развитие пространственных представлений у младших школьников………12

ГЛАВА 2 Особенности развития пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения………………………………………………..15

2.1 Роль пространственных представлений в структуре деятельности пространственного ориентирования……………………………………………….15

2.2 Игры и упражнения, способствующие развитию пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения…………………20

ГЛАВА 3 Исследование пространственных представлений младших школьников с нарушениями зрения……………………………………………………………...28

3.1 Методики изучения пространственных представлений младших школьников
с нарушениями зрения……………………………………………………………...28

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования…………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………39

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Известно, что пространственные представления являются тем базисом, на котором в онтогенезе развиваются многие высшие психические функции. Неадекватность пространственных представлений редко рефлексируется самим ребенком (в отличие от речи или памяти), но приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в оценке расстояния, пространственно различительных признаков букв, в решении конструктивных задач, но и в понимании длины, высоты, ширины, разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико-грамматических конструкций языка.
Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых формируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства в результате манипулирования объектами и так называемыми сенсорными эталонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в процессе специально организованного общения ребенка с природой, окружающими людьми, и так далее. Однако в связи с тем, что «владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображени являются одним из основных критериев образованности учащегося в области математики», как утверждал Гибш, задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования ребенка.
Ряд авторов (Плаксина Л.И. Солнцева Л.И. и др.) указывают на то, что детям с нарушениями зрения труднее всего дается ориентировка в пространстве. Это объясняется тем, что она является таким видом деятельности, которая требует от незрячего и слабовидящего участия всех психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления и речи. В пространственном ориентировании участвуют слуховой, осязательный, кинестетический, статический анализаторы и даже обонятельный. Сознательно и точно ориентироваться в пространстве может лишь тот ребенок, который достаточно правильно представляет его. Представлять пространство – это значит помнить, какие предметы находятся в нем и на каком расстоянии друг от друга они расположены, каковы особенности конфигурации самого пространства.
Следовательно, научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве можно лишь при активном его восприятии, запоминании и последующем воспроизведении (например, в схеме). Эта работа постепенно усложняется и должна проводится с ребенком из года в год.
Актуальность: наличие адекватных пространственных представлений является необходимым фактором успешности социально-педагогической ориентации ребенка с нарушениями зрения, а также условием становления важнейших умений ориентировки в пространстве.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты изучения пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения.
Цель данной работы – определить особенности развития пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения.
Задачи:
• раскрыть понятие «пространственные представления»;
• охарактеризовать развитие пространственных представлений в онтогенезе;
• раскрыть особенности развития пространственных представлений у детей с нарушениями зрения;
• подобрать примеры игр и упражнений, способствующих формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
• выявить уровень пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения в сравнении с нормально видящими сверстниками.


ГЛАВА 1. Психолого – педагогические аспекты формирования пространственных представлений у младших школьников
1.1 Понятие пространственное представление. Структура пространственных представлений

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная) [12]. Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими материальными образованиями.
Историю человеческого познания категорий материи, пространства и времени можно представить как бесконечную лестницу познания, которая простирается от древнейших времен до наших дней, и от наших дней в необозримое будущее. Каждая следующая ступень познания при этом основывается на предыдущей, включая в себя все ее достижения. Так, классическая механика была построена на атомизме и геометрии Эвклида. Создание теории относительности было закономерным результатом переработки накопленных человечеством физических знаний. Теория относительности стала следующей ступенью развития физической науки, включив в себя позитивные моменты предшествующих ей теорий. Эйнштейн в своих работах, отрицая абсолютизм механики Ньютона, не отбросил ее полностью, он отвел ей подобающее место в структуре физического знания.
Представления – наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие [12].
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека [12].
Нарушение функций зрения, затрудняя и ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях, так как чего не было в восприятии, не может быть в представлениях. Таким образом, первой характеристикой представлений незрячих и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов.
Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека [15].
Помимо сокращения количества, представления слепых и слабовидящих отличаются от чувственных образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представления являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм.
В современной философии образования различают пространство концептуальное - продукт мышления человека для научного познания реального пространства и, следовательно, носящее абстрактный характер (в частности, геометрические пространства), и пространство перцептуальное (воспринимаемое человеком своими органами чувств) [17, с. 36].
Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребенка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий..................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Формирование представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину и др. являются важной стороной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе по математике. Обучение обследованию длины, высоты, ширина предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Для этого можно учить детей решать все более сложные "глазомерные" задачи. Сначала ребенок учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. [26]
Ограничение зрительных возможностей приводит к снижению уровня перцептивных действий при зрительном дефекте, сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у детей о форме и величине предметов. В связи с этим необходимо проводить специальную коррекционную работу на занятиях и в повседневной жизни.
Говоря об особенностях представлений слепых, можно указать на то, что образы памяти у них менее точны, полны, обобщены, чем у зрячих, однако они могут быть достаточно точными и сложными.
Усвоение понимания отношений между предметами и объектами в пространстве проходит через несколько этапов, характеризующихся различной степенью осознанности признаков и свойств пространства.
Успешность овладения пространственными категориями во многом определяется состоянием сенсорных функций и в первую очередь состоянием зрения.
У детей с нарушениями зрения, из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, наблюдается некоторый разрыв между уровнем предметно-практических действий и словесными выводами об этих действиях.
Работа по развитию пространственных представлений должна быть направлена, прежде всего, на развитие глазомера.

Эксперимент показал, что у младших школьников с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими формирование пространственных представлений и, как следствие, развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и со значительными трудностями. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена.
Таким образом, выявленные данные свидетельствуют о необходимости проведения адекватной коррекционной работы у представленной категории детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 2001.
2. Барташникова, И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. - Харьков: Фолио, 1997.
3. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М.: Полиграф сервис, 1997. - 121 с.
4. Воспитание и обучение слепого дошкольника : учеб. пособие. Акад. пед. наук СССР; под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с.
5. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения: Сб. науч. ст. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР; под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой.- М., 1974. - 172 с.
6. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения / Л.А. Дружинина. – М., 2006.
7. Заика, Е.В. Упражнения для формирования пространственных представлений /Е.В. Заика // Вопросы психологии. 1995. - № 6 - С. 43-54.
8. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения /М.И. Земцова. – М., 1978.
9. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике /Н.Б.Истомина. – М., 2002.
10. Кручинин, В.А. Психологические аспекты обучения ориентированию в пространстве и мобильности школьников с глубокими нарушениями зрения / В.А. Кручинин, Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1992. - № 2/3 - С. 11-17.
11. Нартова-Бочавер, С.К. Скоро в школу! / С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова. - М., 1998.
12. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей: Сб. науч. ст. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР; под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой.- М., 1975. - 113 с.
13. Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
14. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учеб.-метод. пособие / Всерос. об-во слепых; Под науч. ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1990. - 125 с.
15. Сиротюк, А. Плоды просвещения / А.Сиротюк // Дошкольное воспитание.- 2006.- №1- С. 7.
16. Семаго, Н.Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов Диагностический Комплект /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. -М.: АРКТИ, 1999.
17. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н.Я. Семаго //Дефектология. - 2000. - №1.
18. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.
19. Петров, В.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве / В.И. Петров. – М., 1988.
20. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушениями зрения / Е.Н. Подколзина. - М.: линка-пресс, 2009.
21. Программы «Программы детского сада», «Коррекционная работа в детском саду». – М., 1997.
22. Семаго, М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.
23. Солнцева, Л.И. Воспитание и обучение слепых дошкольников /Л.И.Солнцева. – М., 1987.
24. Солнцева, Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей в пространстве и мобильности / Л.И. Солнцева, Л.А. Семёнов. – М., 1989.
25. Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве/ Т.А. Шорыгина. – М: Сфера Математические ступеньки, 2004. –80 c.
26. Юрок, Т.Н. Учим познавать пространство / Т.Н. Юрок // Дефектология. – 1998 . - №2.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.