На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 36066


Наименование:


Диплом Соловецкий монастырь как центр книжной русской культуры 16 - 17 в.в.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: История. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2008. Страниц: 98. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Гуманитарный факультет
Отделение истории


СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ КАК ЦЕНТР РУССКОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ XVI - XVII ВВ.
Дипломная работа


Исполнитель
студентка VI курса
отделения заочного обучения
Голуб Л.Ю.

Научный руководитель:
профессор, доктор исторических наук
Солодкин Я.Г.


Допустить к защите
Зав. кафедрой истории России
_____________Солодкин Я.Г.


Нижневартовск 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………. ..с.3
Глава I. Репертуар соловецкой книжности по описям XV века……………………………………………………………..с.14
Глава II. Соловецкие книжники XVII века…………………..с.32
Заключение………………………………………………………….с.89
Примечания…………………………………………………………с.91
Список использованных источников и исследований…………...с.95


ВВЕДЕНИЕ
На протяжении нескольких веков основными культурными центрами на Русском Севере являлись монастыри. Самым крупным монастырем на Севере – был Соловецкий.
Соловецкий монастырь был расположен на островах Белого моря, из которых самый обширный Соловецкий, затем следуют (по величине) Анзерский, Большой и Малый Муксоламские, Большой и Малый Заяцкие. В общей сложности эти шесть островов занимают пространство около 800 км2. Климат на островах суров: зима длится около восьми месяцев, весна наступает в конце мая, лето короткое и холодное. Острова отстоят от материка в двух днях пути при переправе на ладье, и почти на весь зимний период монастырь оказывался отрезанным от суши. Неспокойное море и ледяные торосы делали путь к нему крайне опасным или вовсе невозможным.
Основание монастыря исследователи связывают с именами трех человек: Савватия, Германа и Зосимы. Савватий пришел на Соловецкие острова в 1429 г. из Валаамского монастыря, будучи пострижеником Кирилло-Белозерского. По пути он познакомился с Германом, жившим в отшельничестве близ р. Выг на Карельском берегу. Шесть лет они прожили вместе. В 1435 г. во время отсутствия Германа, удалившегося на Онегу «ради потребы», Савватий умер. Герман вернулся с другим монахом по имени Зосима, которому он рассказал об условиях жизни на острове и своем первом «подруге». Зосима, уроженец с. Толвуя на Онежском озере, видимо, был человеком предприимчивым и энергичным. Будучи по происхождению из зажиточной семьи, он пришел на Соловки, раздав «вся имения родителей своих». Вместе с Германом они построили новую келью недалеко от берега и начали возделывать землю. Год поселения их – 1436 – фактически считается временем основания монастыря. К весне к ним присоединился рыбак Марк, а затем появились и другие. После постройки первой церкви Спасо-Преображения и прибытия игумена Павла началось «общее житие».
Первые игумены Павел, Феодосий и Иона были присланы из Новгорода, однако пробыли в монастыре недолго, не вынеся суровых условий жизни. Приблизительно в кон. 1550-х годов новгородский архиепископ Иона назначил игуменом Соловецкого монастыря Зосиму.
С поселения Зосимы и Германа на острове фактически началась е го колонизация монастырем. На островах жило карельское население, а земля принадлежала новгородским боярам, одной из владелиц была Марфа посадница. Жития соловецких старцев и Летописец Соловецкий донесли до нас сведения о борьбе из-за земли соловецких старцев с Марфой. При первом посещении Марфа прогнала Зосиму, злобно сказав ему: «Отчину нашу отъемлет». Вмешательство архиепископа Ионы помогло монастырю утвердиться на островах, причем Марфа, по сведениям Летописца, «раскаявшись», первая из бояр пожаловала монастырю земельные угодья. Вслед за пожалованиями от Марфы во владения монастыря стали поступать земельные вклады других новгородских бояр – Губиных, Овиновых, Есиповых, Панфильевых, Репеховых, Селезневых, а также от карельских феодалов. Всего монастырь получил 44 земельных участка, которые были разбросаны главным образом по «морским рекам и речкам» (Суме, Выге, Сороке, Кеми, Онеге), а также находились в Шуе, Шизни, на Терском берегу и на некоторых островах. Таким образом, Соловецкий монастырь в конце XV-XVI в.в. превратился в крупного феодального вотчинника.
В Соловецком монастыре уже с первых лет хозяйственной деятельности наряду с развитием земледелия зародились соляной и рыболовный промыслы, появились слюдяные разработки, кожевенные избы, позднее поташные заводы, железодетальное и жемчужное производства; ремесленниками изготовлялся необходимый для бытового хозяйства инвентарь. Пропаганда икон с изображениями основателей монастыря Зосимы и Савватия, а также житийных текстов, которые шли на продажу или для раздачи многочисленным паломникам, способствовала развитию в монастыре, правда, в более позднее время (XVII в.), организованного иконописания и книгописания.?
С первой половины XVI в. Соловецкий монастырь находился под особым покровительством московского правительства: ему дарили не только земли, населенные крестьянами и с соляными варницами, но и драгоценности, книги, делали большие денежные вклады, выдавали иммунитетные и тарханные грамоты, которыми монастырю предоставлялись разные привилегии и исключительные юридические права. Уже при Василии III монастырь получил несудимую грамоту, подтвержденную последующими царями вплоть до Василия Шуйского. Царь Михаил Федорович дал монастырю особое право по всем спорным вопросам обращаться непосредственно в Приказ Большого дворца, минуя низшие инстанции. По особой грамоте все монастырские подворья были освобождены от казенных постоев и от платежа разных повинностей. До XVIII в. (за исключением 1668-1676 гг.) настоятели в Соловецком монастыре должны были избираться «всем братством» из соловецких монахов, а затем утверждались царем; в 1629 г. келари и казначеи также стали избираться на общем соборе из соловецких постриженнников. К Соловецкому монастырю были приписаны мелкие монастыри с крестьянами и землями, иногда входившими в другие епархии, но подчинявшиеся непосредственно Соловецким настоятелям.
Таким образом, по своему экономическому положению и привилегиям в политическом отношении Соловецкий монастырь уже во второй половине XVI в. стал политическим центром поморских волостей и всей северной Карелии, а главой политической власти в северной Карелии был фактически Соловецкий игумен.
В течение XVI-XVII вв. в Соловецком монастыре сменилось 24 игумена и шесть архимандритов. В 1651 г. в монастыре было учреждено архимандритство, и первым архимандритом был назначен игумен Илья. Значение деятельности монастырских настоятелей было неодинаково и во многом зависело от их личных качеств и образования. Источники единодушно выделяют в XVI в. игумена Филиппа (1548-156 г..), впоследствии митрополита Московского (1566-1568 гг.), убитого Малютой Скуратовым в 1569 г.
При Филиппе, который, по определению Соловецкого летописца, был «добрый пастырь, мудрый эконом и механик обители своей», в монастыре были начаты широкие строительные работы: построены каменные Успенский (1552-1557 гг.) и Спасо-Преображенский (1558-1566 гг.) соборы, трапезная для 200 монахов, выстроены мельницы, к которым по специальным каналам проведена вода из 52 озер, сооружена пристань на Заяцком острове, построен скотный двор, проведены и прочищены дороги, введены усовершенствования в производстве кирпича и варке кваса, заведен железный промысел и улучшен быт монахов.?
В дальнейшем монастырь неоднократно подвергался вражеским нападениям. В период войны со Швецией в (1590-1593 гг.) враги опустошали, жгли и грабили волости, принадлежавшие монастырю. Для укрепления монастыря еще в 1584 г. приступили к строительству каменной ограды, которое было завершено в 1594 г.
В период «смуты» интервентам не удалось проникнуть на территорию Соловецкого монастыря. Вместе с местным населением Соловецкий монастырь смог отстоять в 1611 г. Поморье от попыток его захвата шведами, а в 1613 г. мужественно защищался от нападения литовцев, поляков, черкасов.
Одним из самых значительных событий в истории монастыря можно считать Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Социальная природа его крайне сложна: на короткое время религиозный лозунг «за старую веру» объединил в едином лагере восставших людей разных слоев общества и классовых интересов.
Часто выступление в Соловецком монастыре рассматривалось как «бунт» или «смута» в связи с исправлением старых книг и другими реформами в религиозных обрядах.
Начало восстания относится к 1668 г. – времени вооруженного выступления против царских войск. Однако оппозиция центральной духовной власти в монастыре сложилась значительно раньше в связи с принятием соборного Уложения в 1649 г. и последующими за ним реформами Никона. Поэтому весь ход движения в Соловецком монастыре разделяется многими историками на два периода: мирный (1649-1668 гг.) и вооруженный (1668-1676 гг.)....................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении двух веков основными центрами книжной культуры на Русском Севере оставались монастыри. Они являлись обладателями рукописных собраний, богатство содержания и состав которых зависели от экономического и политического положения обителей.
Самый крупный монастырь на Севере – Соловецкий, и его библиотеку по составу можно сравнить лишь с двумя крупнейшими в те века монастырскими библиотеками в Русском государстве: Кирилло-Белозерской и Иосифо-Волокаламской, а по разнообразию репертуара также с Троице-Сергиевой.
Пути пополнения библиотек не менялись и были в основном однотипны: вклады, переписка, покупка. В Соловецком монастыре половину поступлений составляли вклады.
Из богослужебных книг активнее всего переписывались псалтыри, евангелия, апостолы, служебные минеи. Следом за богослужебными книгами в библиотеке пополнялся раздел патристической литературы, то есть произведений отцов церкви. Интенсивно пополнялась и житийная литература; как и патристическая, она предназначалась главным образом для соборного чтения. Переписка житийной литературы носила более или менее постоянный характер и была «тиражной», так как составляла доходную статью для монастыря.
С целью пропаганды обители каждый монастырь вел переписку списков житий своего святого или текстов о своей святыне. Так, в Соловецком монастыре регулярно создавались списки Жития Зосимы и Савватия, Германа, митрополита Филиппа. Списки поступали в книжную или денежную казну.?
В монастырских библиотеках оставались единичные экземпляры, которые использовались для келейного или соборного чтения и в качестве оригиналов для писцов, а также уникальные иллюстрированные рукописи.
Основу «книжной продажи» составляли списки житий, которые специально изготавливались на продажу или для раздачи. В монастыре переписка рукописных книг велась постоянно, но для библиотеки переписывалось не более 14 книг ежегодно, а для денежной казны в Соловецком монастыре – десятки списков житий.
В своих произведениях соловецкие писатели знакомят нас с основанием монастыря, его хозяйственной деятельностью, обороной Беломорья, архитектурой и иконописью обители.
Благодаря этим многочисленным сочинениям разных жанров далекая Соловецкая обитель, в течение нескольких лет сдерживавшая натиск «гонителей» старой веры и показавшая всем ее защитникам пример мужества и стойкости, в сознании людей настолько приблизилась к их «малой родине», что в устных преданиях и легендах ее судьбы сопоставлялись, а порой и совмещались с трагическими судьбами местных старообрядческих общежительств, также переживавших свои малые «осады» и «сидения» и давших старообрядческому миру разных мест своих страдальцев и мучеников.
Безусловно, до нас дошли не все соловецкие рукописи, однако и то, что сохранилось, дает исследователю достаточно богатый материал для реконструкции того образа православного северного монастыря, который органично вписался в менталитет крестьян-строобрядцев, поморов.?
Материалы, дошедшие до нас, могут способствовать более глубокому проникновению в духовную жизнь северно-русской обители, остающуюся до сих пор, несмотря на многочисленные научные исследования, еще во многом не раскрытой.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
I. Источники
1. Библиотека Соловецкого монастыря в XVI веке/Подготовила М.В.Кукушкина//Археографический ежегодник за 1970 год. М., 1971.
2. Корецкий В.И. Соловецкий летописец конца XVI в.//Летописи и хроники: 1980: В.Н.Татищев и изучение русского летописания. М., 1981.
3. Описи Соловецкого монастыря XVI в. СПб., 2003.
4. Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979.

II. Исследования
1. Дмитриева Р.П. Житие Зосимы и Савватия//. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.,1988. Вып.3. Ч.1.
2. Дмитриева Р.П. Летописец Соловецкий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч.2.
3. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: история предания. М., - 1977.
4. Зверева С.Г. Монастырские клирошане XVI – первой половины XVII в.//Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988.
5. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1990. Т. 8
6. Кукушкина М.В. К вопросу о организации книгописного дела на Руси в XVI в.//Книга в России: XVI – середина XIX в.: Материалы и исследования. Л.,1990.
7. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. Л., 1977.
8. Кукушкина М.В. Пути создания рукописных собраний в северных монастырях (Соловецком, Антониево-Сийском, Николо-Корельском, Александро-Свирском) в XVI-XVII вв. Л., 1972. Т. 4.
9. Кукушкина М.В. Собрание книг, поступившие в Соловецкую библиотеку в виде вкладов//Русские библиотеки и частные книжные собрания XVI – XIX веков. Л., 1979.
10. Лихачев Д.С. Соловки в истории русской культуры//Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980.
11. Минеева С. В. Рукописная традиция Жития Преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI – XVIII в.в.). М., 2001. Т.1.
12. Морозов Б.Н. Соловецкий след в рукописях Ионы Соловецкого//Книжные центры Древней Руси/Под ред. С.А.Семячко. СПб., 2004.
13. Охотникова В.И. Макарий, книжник Второй половины XVII в, архимандрит соловецкий, хутынский и тихвинский//Книжные центры Древней Руси/Под ред. С.А.Семячко. СПб., 2004.
14. Панченко О.В. Книжники Соловецкого монастыря XVII в.//Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2006. Т. 57.
15. Розов Н.Н. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей//Труды Отдела древнерусской литературы/М.; Л., 1962. Т. 18.
16. Русская Православная Церковь. Энциклопедический справочник/Под общ.ред. Архиепископа Бронницкого Тихона. Сост. А.В.Никольский. – М., 2001.
17. Сапожникова О.С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелонина//Книжные центры Древней Руси/Под ред. С.А.Семячко – СПб., 2004.
18. Сапожникова О.С. Соловецкий книжник Сергий Шелонин//Труды Отдела древнерусской литературы. СПб, 1999. Т. 51.
19. Скопин В.В. На Соловецких островах. М., 1990.
20. Чудикова И.А. День соловецкого клирошанина//Наследие монастырской культуры. СПб, 1998. Вып. 3.
21. Шевченко Е.Э. Из истории книжных связей Белозерья и Соловков (Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри, Нилово-Сорский и Анзерский скиты)//Очерки феодальной России. М.; СПб., 2007. Вып. 11.
22. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999.


Подать заявку на покупку Диплом по Истории

Ваше предложение по стоимости за работу: