На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 36067


Наименование:


Диплом Логопедическая работа по формированию процессов словоизменения существутельных у дошкольников с ОНР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2007. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: 95.

Описание (план):


Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….4 Глава 1. Современное состояние проблемы развития грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………...6
1.1. Современные научные представления о грамматическом строе речи………………………………………………………………………………...61.2. Формирование грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием………………………………………………………………12
1.3. Современные научные представления об общем недоразвитии речи……………………………………………………………………………….201.4. Характеристика нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………….………….29

Глава 2. Организация и методика исследования процессов словоизменения существительных у детей с общим недоразвитием речи………………………………………..……………………………....36
2.1 Организация исследования и характеристика контингента исследуемых детей………………………………………………………………………………36
2.2. Содержание методики исследования процессов словоизменения существительных у детей с общим недоразвитием речи……………………..42

Глава 3. Сравнительный анализ состояния словоизменения у детей с ОНР и с нормальным развитием речи…………………………………………………...53
3.1. Состояние процессов словоизменения существительных в импрессивной речи………………………………………………………………………….……53
3.2. Состояние процессов словоизменения существительных в экспрессивной речи…………………………………………………………….............................61

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по коррекции словоизменения у дошкольников с ОНР……………………………………….71

Заключение…………………………………………………………...………......81
Литература……………………………………………………………..................84


Введение

В настоящее время исследование особенностей грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальным, так как в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Из определения общего недоразвития речи, следует, что общее недоразвитие речи как системное нарушение затрагивает все компоненты речевой системы: фонетику, фонематические процессы, лексику и грамматический строй (словоизменение, словообразование, синтаксическую структуру предложения). Данная речевая патология оказывает отрицательное влияние на развитие дошкольника в целом, на успешное овладение им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Грамматический строй является одним из компонентов речевой системы и у дошкольников с общим недоразвитием речи страдает наряду с другими её составляющими. Многие авторы, такие как: Левина Р.Е., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. исследовали грамматический строй и сделали вывод, что недостаточный уровень развития процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения у данной категории детей препятствует полноценному формированию предпосылок успешного обучения в школе, следовательно, дети оказываются не готовыми к овладению школьной программой. Проблема словоизменения изучена достаточно хорошо, но, к сожалению, до настоящего времени сведения о возрастных нормах в словоизменении носят весьма приблизительный характер и базируются на крайне малочисленной статистике. Это существенно затрудняет дифференциальную диагностику возрастной нормы, темповой задержки и недоразвития морфологической системы.
Учитывая же тот факт, что в настоящее время растут требования к ребёнку, поступающему в школу, проблема изучения особенностей грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна.
Цель исследования – на основе изучения специфики словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи сформулировать рекомендации к логопедической работе по коррекции данного процесса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Разработать методику исследования процессов словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести экспериментальное исследование процессов словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.
4. На основе выводов, сделанных в процессе исследования, сформулировать рекомендации по коррекции нарушений процессов словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – развитие процесса словоизменения существительных в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – особенности словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования – выявление особенностей процессов словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи, определение оптимальных путей коррекции выявленных нарушений у данной категории детей.
Гипотеза исследования: Можно предположить, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются различные нарушения грамматического строя речи, включающие нарушения функций словоизменения и словообразования и проявляющиеся в экспрессивных и импрессивных аграмматизмах.

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1. Современные научные представления о грамматическом строе речи
Термин «грамматика» неоднозначен. Во-первых, им обозначают существующие в языке правила изменения слов и построения предложений. В этом смысле грамматика обозначает то же самое, что и «грамматический строй» или «грамматика языка». Во-вторых, грамматикой называется наука, изучающая грамматический строй. Л.В. Щерба [25] утверждал, что грамматика – не что иное, как сборник правил речевого поведения.
Одна из главных особенностей грамматического строя – это отвлечённость его грамматических значений и средств их внешнего выражения. [3]
Грамматическое значение – это абстрактное языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами.
Формальные грамматические средства разделяют на два типа: парадигматические и синтагматические. Парадигма слова – это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова. Словоизменение есть система соответствий, при которой каждому слову (лексеме) языка отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма. Например, русское слово словарь соотносится с совокупностью своих форм падежа и числа: словарь, словаря, словарю, словари, словарей, словарями. Чтобы понять, что такое словоизменение, его нужно сравнить со словообразованием. Все формы словоизменения (словоформы) относятся к одной лексеме, т.е. различаются только грамматическим значением (например, формы словаря и словарю различаются значением падежа), а лексическое значение у них одинаковое. Наоборот, при словообразовании имеющиеся формы отличаются друг от друга частью своего лексического значения (ср. учить – учитель) и тем самым не могут быть признаны одной и той же лексемой. [6]
Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы и словообразовательных аффиксов – флексий и формообразующих суффиксов. В образовании аналитических словоформ участвуют вспомогательные слова. В парадигмах имён существительных, имён числительных и местоимений имеются только синтетические словоформы, а для имён прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны как синтетические, так и аналитические словоформы (например, высочайший и самый высокий).[3]
В описаниях грамматики языка обычно выделяют классы слов (грамматические разряды), каждый из которых характеризуется своей системой словоизменения, иными словами – разновидностью парадигмы. В каждом таком классе слова изменяются по определенным грамматическим категориям, которые называются словоизменительными для данного класса. Так, для класса русских существительных словоизменительными являются категории падежа и числа, для класса местоимений-существительных (кто, себя и др.) – категория падежа, для класса, включающего притяжательные прилагательные (волчий, дядин), местоимения-прилагательные (наш, некоторый) и порядковые числительные (первый, десятый) – категории падежа, числа, рода и одушевленности-неодушевленности. [6].................


Заключение
Обобщая литературные данные по проблеме изучения особенностей грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи является системным нарушением, затрагивающим все компоненты речевой системы, в том числе и грамматический строй речи. С точки зрения лингвистики и психолингвистики, грамматический строй или грамматика представляет собой правила изменения и образования слов, а также правила построения предложений. Грамматикой также называют науку, изучающую грамматический строй языка.
Формирование грамматического строя – сложный процесс, который у детей с общим недоразвитием речи протекает с характерными для данной категории детей особенностями. Тщательное изучение нарушений грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет сделать вывод, что данные нарушения отрицательно влияют на развитие интеллектуальной, познавательной, психической и личностной сферы детей.
Разработанная нами методика позволяет оценить состояние процессов словоизменения существительных в импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет выявить отклонения в развитии грамматики и на этой основе впоследствии реализовать индивидуальную дифференцированную программу по их устранению.
Исходя из результатов исследования процессов словоизменения существительных можно сделать выводы:
1. У детей с общим недоразвитием речи отстают в развитии процессы словоизменения существительных.
2. У детей с общим недоразвитием речи, так же как у детей с нормальным речевым развитием импрессивная речь сформирована лучше, чем экспрессивная. В импрессивной и в экспрессивной речи у детей обеих групп лучше развито словоизменение существительных мужского и женского рода по числам. Словоизменение существительных единственного числа по падежам развито лучше, чем словоизменение существительных множественного числа по падежам.
3. В импрессивной речи детей с ОНР наблюдается нарушение дифференциации форм единственного и множественного числа существительных среднего рода и с непродуктивными основами, нарушение понимания существительных единственного числа в творительном падеже, нарушение понимания множественного числа существительных в дательном, творительном и предложном падеже.
В экспрессивной речи отмечено нарушение изменения существительных среднего рода и с непродуктивными основами по числам; нарушение употребления родительного падежа существительных множественного числа с окончанием –ев, –ей; замена существительных в родительном падеже на существительные в винительном падеже; замена существительных в дательном падеже на существительные в родительном падеже; замена существительных в предложном падеже на существительные в именительном падеже; замена существительных в предложном падеже на существительные в родительном падеже; нарушение дифференциации существительных мужского и женского рода в дательном падеже.
Таким образом, исходя из выше перечисленных нарушений, в логопедической работе необходимо обратить внимание на:
а) формирование дифференциации форм единственного и множественного числа существительных среднего рода и с непродуктивными основами;
б) закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности);
в) овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа;
г) закрепление беспредложных форм множественного числа;
д) формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.


Литература
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
2. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 1998.
3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высш. школа, 1983.
4. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004.
6. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М., 1967.
7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М.: Гуманитар. изд. центр
8. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
9. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. Спб.: Наука-Питер, 2006.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ротов н/Дону: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004.
11. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
12. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. стр. 37–47
13. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005.
14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
16. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. стр. 48–61
17. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
18. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. школа, 1988.
19. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1984.
20. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
21. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: «Просвещение», 1987.
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
23. Шишкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 240 с.
24. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.,1974.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
26. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. – М., 1966.
27. Яссман Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1976.


Подать заявку на покупку Диплом по Педагогике

Ваше предложение по стоимости за работу: