На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности словообразования, современные тенденции развития русского языка

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2008. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

I ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
II ГЛАВА 1. ТИПЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ..……………………………….............5
1.1 Морфологические способы образования слов…………………………………....5
1.2 Неморфологические способы образования слов…………………………………5
1.3 Словообразование как особый раздел науки о языке…………………………….6
Задачи словообразования. Словообразовательный и морфемный анализ………….6
1.4 Интерфиксы, постфиксы, аффиксоиды. Их роль в словообразовании……….....7
1.5 Понятие основы слова. Производные, непроизводные, производящие основы..7
1.6 Состав слова: аффиксы, корень, окончание. Их значение…………………….....8
III ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXI ВЕКА……………………………………………………9
2.1 Современное словопроизводство…………………………………………………..9
2.2 Неологизмы в русском языке в конце 20 начале 21 века…………………………15
2.3 Компьютерный сленг в русском языке……………………………………………24
2.4 Влияние перемен в общественной жизни на процесс
словообразования в русском языке в конце XX начале XXI века………………......25
IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
V СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….35
VI ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….36


ВВЕДЕНИЕ

Лексика русского языка, как и любого другого, постоянно пополняется, обогащается, обновляется. Слова исчезают, выходят из употребления, другие, наоборот, появляются, начинают активно использоваться носителями языка.
Лексический запас языка может обогащаться разными путями. Например, в определенные периоды развития государства в его языке появляется значительное количество заимствованной лексики, что наблюдается, например, в настоящий период в русском языке. Однако основным источником пополнения словарного запаса является не заимствование, а образование новых лексических единиц на базе родного языка путем использования разных способов словообразования.
Слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий, называются неологизмами (от греч. neos - новый и logos – слово).
Неологизмы - это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. В 60-е гг. в связи с развитием космонавтики появилось много новых слов, связанных с космосом: космонавт, космодром, ракетодром, луноход и др. В настоящее время их уже нельзя считать неологизмами, поскольку они давно вошли в язык, широко в нем употребляются.
Примеры неологизмов нашего времени: спонсор, сериал, плейер, ликомбез (ликвидация компьютерной безграмотности), программист, кварки (элементарные частицы), хромодинамика (раздел физики).
Довольно много авторских неологизмов создают поэты. Их новообразования отличаются необычностью, свежестью, они не устаревают, даже если созданы очень давно. Эти слова не входят в общелитературный язык.
Словарный состав русского литературного языка претерпевает изменения. Активизируется способ образования новых слов, появившийся в системе русского словообразования в конце XIX - начале XX в., - аббревиация. Словарный состав русского языка пополняется иноязычной лексикой, происходит адаптация заимствований, на их базе создаются новые русские слова. В связи с процессом демократизации литературного языка лексика и фразеология внелитературная: просторечная, диалектная, профессиональная, жаргонная - входит в состав нормативной лексики и фразеологии. Под влиянием внутриязыковых процессов и экстралингвистических факторов происходят изменения в семантической структуре целого ряда слов. Лексические и фразеологические единицы, называющие понятия, связанные со старым укладом жизни, уходят из языка.
Тема словообразования актуальна во все времена, так как основной процесс, характеризующий развитие лексики русского языка,- пополнение ее новыми словами. Изменения, происходящие в политической, экономической, культурной жизни нашей страны, изменения общественного сознания приводят к возникновению новых явлений, предметов, понятий, которым необходимо дать названия. При этом в периоды значительных перемен в жизни общества наблюдается особенно активный рост лексики. Так языковые изменения в конце XX в., «на переломе» общественной жизни, были активно восприняты языковым сознанием представителей российского общества: уход в пассив пластов лексики эпохи социализма; новая жизнь слов, обозначающих актуальные понятия нашего времени; вторжение жаргонов в общелитературный язык; поток заимствований, наводнивший не только язык науки и техники, но и повседневного быта и официальную публичную речь; семантические и стилистические смещения и перераспределение. Эти и подобные процессы создают яркую и пеструю, но вполне закономерную и объяснимую картину жизни языка - картину динамичную, с интенсивно протекающими процессами.
Цель курсовой работы: раскрыть основные сведения о составе, строении и образовании различных частей речи современного русского литературного языка, важные не только в образовательных целях, но совершенно необходимые для практического изучения русского языка в целом.
Задачи курсовой работы:
-изучить типы словообразования;
-выявить наиболее общие тенденции развития словообразовательной системы русского языка;
- показать влияние перемен в общественной жизни на процесс словообразования в русском языке в конце XX начале XXI века.


ГЛАВА 1. ТИПЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1.1 Морфологические способы образования слов.

Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы - фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов. Словообразование служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой. Новые слова в русском языке образуются от производящих основ, выделяемых в тех или иных словах или словосочетаниях. Производящей называется основа, от которой образовалось то или иное производное слово, являющееся самым близким по смыслу. Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами. К основным морфологическим способам словообразования слов относятся: приставочный, или префиксальный (заграница < граница, пригород < город); суффиксальный (деревце < дерево, кавказский < Кавказ); приставочно-суффиксальный (пограничник < граница, подсвечник < свеча); сложение основ (камнетес < тесать камни), слогов (стачком < стачечный комитет), букв (АТБ < авиационно-техническая база), звуков (вуз < высшее учебное заведение); безаффиксный (аффикс - общее название всех морфем, кроме корня) (зелень < зеленый, синь < синий).

1.2 Неморфологические способы образования слов.

Словарный состав русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка- пополнение его новыми словами. Выделяют следующие главные способы неморфологического словообразования:
1) Лексико-семантический способ, при котором изменяется значение слова (ср.: ключ-предмет для запирания и отпирания замков и ключ-источник, мир-вселенная и мир-антоним слова война);
2) морфолого-синтаксический способ подразумевает переход слов из одной грамматической категории в другую ( булочная, вестовой, ученый, раненый –существительные из прилагательных; благодаря, несмотря-предлоги из деепричастий).
3) лексико-синтаксический способ рассматривает образование новых слов, на месте двух или более слов путем их сращения (сейчас- из сей час, сегодня- из сего дня, наконец- из на конец).

1.3 Словообразование как особый раздел науки о языке. Задачи словообразования. Словообразовательный и морфемный анализ.

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.
Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.
Порядок словообразовательного анализа.
- Установить производящую основу для данного слова.
- Выделить словообразовательные аффиксы.
- Назвать способ образования слова.
- Дать словообразовательную цепочку.
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса.

1.4 Интерфиксы, постфиксы, аффиксоиды. Их роль в словообразовании.

................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Под влиянием социальных факторов происходят изменения в словарном составе русского литературного языка: появляются новые слова, образованные традиционными словообразовательными способами (аффиксацией, словосложением), активизируется аббревиатурное образование новых слов; продолжается заимствование иноязычных слов; словарный состав литературного языка пополняется просторечной, диалектной, профессиональной лексикой; изменяется стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска многих слов; слова, связанные со старым укладом жизни, уходят из языка.
В процессе изучения темы удалось очень многое узнать о неологизмах, их происхождении и употреблении в современном русском языке. Анализ газет: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Мир Новостей» помог в составлении своего мини-словаря неологизмов.
Русский литературный язык представляет собой бесконечно движущийся поток. Одни слова отмирают, как отмирают реалии их обозначающие. На смену приходят новые слова новой эпохи. Эти слова приживаются и обретают способность образовывать деривационные ряды по ранее существующим моделям. Способы словообразования аффиксальный, аббревиация, стяжение, словосложение имеют место быть в современном русском литературном языке. Современная лексика русского языка, представленная в языке печати, отражает не только время становления новой экономики, политики, государственного устройства - попытки России встать на путь европейского развития, но и процессы, связанные с переоценкой многих лексических пластов в их отношении к литературной норме.
Перемены, которые произошли в лексике за последние 12 - 15 лет XX в., уже послужили материалом для лексикографических работ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

3 Груницкая Т.В. Англицизмы в современном русском языке // Русский язык и литература. - 1999. - №4,5.
4 Горбаневский М. В. Не говори шершавым языком. М., 1999,
6 Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи, М., 2000. (7-е изд.: СПб., 1999); Русский язык конца XX столетия. М.,1998.
7 Крысин Л.П. Словообразование или заимствование? Заимствования в русском языке // Русский язык в школе. - 1997. - №6. - С. 84-88.
9 Концевая Г.М., Концевой М.Б. Интернет в зеркале языка // Русский язык и литература. Новое издание 2002.
10 Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1998.
12 Неологизмы//Энциклопедический словарь юного филолога/Сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1999- с166-167;188-189.
13 Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа. 2003.
15 Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. - М., 1998и последующее издание).
16 Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. - СПб.: Из-во «Фолио-Пресс», 1998
23 Шмелев Н Современный русский язык: Лексика. М., 2000.
Для подготовки данной работы были использованы материалы газет Аргументы и Факты (АИФ) 2006-№ 1-8, Комсомольская правда. - 2006. - №1-6. Мир новостей. - 2006. - № 1-8., а также сайт Internet bankreferatov.ru




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.