На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Межличностные взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии 6
1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности 10
2. Психологический конфликт у дошкольников 15
2.1 Исследование причин и симптомов 15
2.2 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника 22
2.3 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника 27
2.4 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных взаимодействий со сверстниками у старших дошкольников 31
2.5 Программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста 34
3. Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дошкольного возраста 40
3.1 Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования 40
3.2 Объект исследования, процедура и методики исследования 41
3.3 Результаты исследования по проводимым методикам 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 56

Введение

Межличностное взаимодействие совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение с ребенком - необходимое условие психического развития ребенка. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Важную роль в развитии личности ребёнка - дошкольника играет влияние, оказываемое на него общение со сверстниками. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее.
В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права и желания, не считаясь с желаниями сверстников.
Изучение отклонений в развитии межличностных взаимодействиях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. За-порожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисина, Т.А. Репина, A. Маслов, A. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мей и другие.
Предмет данного исследования – межличностные взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступили дети старшей группы, посещающие МДОУ № 140 г. Владивостока, в количестве 20 человек.
Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
2. Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
3. Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
4. Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.
5. Разработать психокоррекционную программу, направленную на налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
6. Исследовать эффективность игровых методов для диагностики и коррекции детского неблагополучия.
Гипотезой исследования является предположение, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на формирование межличностного взаимодействия происходит снижение конфликтности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) методика «Опрос», б) методика «Лесенка», в) методика «Два домика», г) социометрическая игра «Секрет».
В настоящей работе использовалась игротерапия как форма коррекции отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются проблемы детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии. А так же взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности. Вторая глава посвящена рассмотрению психологического конфликта у старших дошкольников. Дана программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста. Третья глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования гипотезы о том, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на снижение конфликтности в игровой деятельности происходит формирование межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В заключении подводятся итоги теоретического анализа и проведенного эмпирического исследования, основные выводы. Приложение содержит таблицу взаимоотношений, таблицу самооценки, социометрическую таблицу выявления «звезд», «непринятых», «предпочитаемых», «изолированных», рекомендации для воспитателей. Список литературы включает 53 источника.

1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных взаимодействий в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - всё это представляет исключительный интерес [37,c.13].
Межличностные взаимодействия с каждым годом привлекает всё большее внимание исследователей в России и за рубежом, и являются по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы всё ещё остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.
Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально-психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С. Заслужный.
Дальше, начиная с 50-х годов, советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных взаимодействий. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы ЯЛ. Коломинского, Л.В.Артемьевой и др. [37,c.14].
В 1968 году при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребёнка». Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а так же на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.................


Заключение

Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Проведенная коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
Одного лишь совершенствования операциональной стороны игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.
Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте складываются межличностные отношения достаточно жесткой и ригидной структуры. Поэтому необходимым условием коррекции детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа игротерапии.
Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Протяженность конфликта во времени, как правило, чревата тем, что его первичные причины маскируются вторичными. В результате очень трудно выявить изначальную причину, а следовательно, и выбрать правильные приемы педагогического воздействия. Сказанное позволяет говорить о необходимости ранней диагностики таких конфликтных отношений.
При конфликте в операциях блокируется существенная для младших дошкольников потребность в совместной игре. Однако вынужденная изоляция" от нее (в связи с неуспехом в игре) не притупляет указанной потребности, о чем свидетельствует активное участие этих детей в экспериментальных игровых упражнениях.
Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им общественно-полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует деловые взаимоотношения этих детей со сверстниками, расширяет сферу игрового общения.
Анализ результатов психолого-педагогической коррекции дает основание считать, что игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При выявлении в ходе диагностики конфликта в мотивах и конфликта в операциях игры и обучении ребенка в игровой форме способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры было доказано, что при неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.
Попытка диагностировать и корректировать уровень общения и взаимоотношений воспитанников дошкольных групп детских садов с помощью игровых методов, очень эффективна. Эти методы позволяют выявить основные параметры общения, межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста. Приведенные в данном исследовании методы могут быть использованы для диагностики уровня развития межличностных отношений группы в детском саду, а также для коррекции детского неблагополучия в данной группе.
На основании проведенного исследования: методики «Два домика», методики «Лесенка», социометрической игры «Секрет», после двух исследований, до и после программы коррекционно-развивающих занятий, можно сделать вывод. До проведения занятий группа детей представляла группу с 3-м типом психологического климата. Взаимными выборами охвачено большая часть детей (70%), социограмма имела элементарную структуру – «диады», имелась только одна «звезда». При выборе сверстника дети, скорее всего ориентируются либо на дружеские отношения, либо на случайные характеристики («угощает печеньем»). После проведения занятий группа детей представляла собой коллектив с переходным типом психологического климата (между 1 и 2 типом) по классификации Калининой Р.Р. Социограмма имеет уже более сложную структуру: «линейная связь», «кольцо», «звезды», увеличивается количество взаимных выборов от 70% до 75%. При выборе сверстников дошкольники ориентируются на их внутренние качества – игровые умения, качества личности, дружеские отношения.
Таким образом, можно заявить, что гипотеза о том, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на формирование межличностного взаимодействия происходит снижение конфликтности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.


Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург., 1995 – 508 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 704с.
3. Антонова Т.Н. Особенности общения дошкольников со сверстниками.//Дошкольное воспитание . – 1995, №10. С.48
4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1998.
5. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1993
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М. 1990. – 608с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
8. Бычкова С.С. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста. –М., 2002 – 50с.
9. Возрастная и педагогическая психология /Под ред.А.В. Петровского – М., 1999.
10. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В6 т. - М., 1989.Т4.
11. Геллус З. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности// Психолого – педагогические проблемы становления индивидуальности в детском возрасте. - М., 1998.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М., 1996.
13. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Мн.,1988
14. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1987
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Мн., 1997. – 120 с.
16. Захаров А.И. Психотерапия детей и подростков. - Л.,1992.
17. Калишенко К.К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений // Дошкольное воспитание, 2000, № 6
18. Карташова Л.С. О самоорганизации детей в подвижной игре // Дошкольное воспитание, 1997, № 11
19. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Мн., 1976
20. Коломенский Я.Л., Жизневский Б.С. Социально – психологические аспекты руководства ролевой игрой // Дошкольное воспитание, 2000, № 11
21. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие / А.А.Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 356с.
22. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать проблемы/ Пер. с англ., - М., 1991
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.;Воронеж,1997.
24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: Избранные психол. труды / Лисина М.И.; Ред. А.Г. Рузская; Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Изд-во Института практ. психологии, 1997. – 383с.
25. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. - М., 1997.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., АКАДЕМА, 2000.
27. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1995.
28. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. - М., 1987
29. Общение детей в д/саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, - М. Педагогика 1990.
30. Общение и формирование личности: Сборник научных трудов / Ред. С.В. Кондратьева; М-во высш. и сред. спец. образов. БССР Гродно: Б.и., 1984. – 112с.
31. Отношения между сверстниками в группах детского сада /Под ред. Репиной Т.А. – М.: Педагогика. – 1998.
32. Проблемы дошкольной игры: психолого – педагогический аспект /Под ред. Н.Н.Поддъякова, И.Я.Михайленко. - М., 1987.
33. Психоанализ детского возраста/ Под ред. Ч.Д.Ермакова. – М.: Наука 1997. – 560 с.
34. Психологический словарь. – М.,1999., 413 с.
35. Развитие личности ребёнка / Пер. с англ. - М., 1987.
36. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М., 1986
37. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. -М., 1978 ( с 104 – 126).
38. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988
39. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуально развития личности ребёнка. - М.,1988
40. Рузская А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками.// Дошкольное воспитание – 2002. - № 2. – С. 44 - 49
41. Сенько Т.В. Успех и признание в группе. – Мн., 1991. – 450с.
42. Сергеева Т.А. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого// Дошкольное воспитании. – 1994, №2
43. Смирнова Е.О. Психология ребенка (от рождения до семи лет): Учебник для педвузов и училищ / Е.О.Смирнова. – М.: Школа-ПРЕСС, 1997, 384с.
44. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М., Университет славянской культуры, 2002.
45. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под ред. С.Ю.Циркина. - СПб., 2001
46. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. - М., 1991
47. Татжиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях.// Дошкольное воспитание. – 1983 №3
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995
49. Фельдштей Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995
50. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет): Методическое издание / Л.М.Шипицына и другие. – 2-е изд. доп. – СПб.: Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 384с.
51. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: Справочник / Г.А.Широкова. – Ростов н./Д.: Феникс, 2003. – 384с.
52. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
53. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. / Е. Юдина // Дошкольное воспитание – 1999. - № 9. – С. 10 - 29

Приложение 1
Социометрическая методика «Секрет»
Одним из традиционных методов изучения психологического климата в группе является социометрия, которая позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных детей, наличие микрогрупп, наличие конфликтов, как между отдельными детьми, так и между микрогруппами. Социометрия — это метод, когда каждый член группы выбирает наиболее симпатичных ему людей..............



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.