На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Влияние речи на развитие познавательных процессов младшего и среднего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема курсовой: Влияние речи на развитие познавательных процессов
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы влияния речи на развитие познавательных процессов………………………………………………………6
1.1. Проблема речи в современной отечественной психологии…………6
1.2. Речь как важный фактор развития познавательных процессов…….10
1.3. Факторы, определяющие речевое развитие и развитие познавательных процессов в младшем и среднем школьном возрасте …….15
Выводы по Главе 1…………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы влияния речи на развитие познавательных процессов……………………………………………………..24
2.1. Организация и методы исследования………………………………..24
2.2. Анализ результатов и выводы………………………………………..29
2.3. Психологические рекомендации для педагогов и психологов по развитию речи и познавательных процессов в младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………………….33
Выводы по Главе 2…………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………...45

Введение
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, речи, способностей и личности ребенка. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, а также речи.
Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно речь в значительной степени влияет на наш образ мыслей и действий. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка в младшем и среднем школьном возрасте. Одним из важнейших показателей уровня познавательных процессов человека, является его речь. Развивая речь ребенка, мы обогащаем, уточняем, активизируем его словарь. А богатство словаря - есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.
Детская речь является предметом научного исследования в психологии, лингвистике и педагогике. Оценка речевого развития ребенка обязательна при определении достаточной в возрастном отношении сформированности интеллекта.
Актуальность проблемы
Комплексное развитие познавательных процессов ребенка младшего и среднего школьного возраста предполагает усвоение и активное использование речи как средства мышления, образования памяти, единство и взаимообогащающее влияние этих познавательных процессов. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования – когнитивная сфера ребенка младшего и среднего школьного возраста.
Предмет исследования – речь и познавательные процессы у ребенка младшего и среднего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития речи влияет на уровень развития познавательных процессов ребенка школьного возраста.
Цель исследования – изучить влияние речи на формирование познавательных процессов в младшем и среднем школьном возрасте.
Задачи:
­ провести теоретический анализ литературы по проблеме развития учащихся младшего и среднего школьного возраста;
­ исследовать особенности развития речи и познавательных процессов в младшем и среднем школьном возрасте;
­ подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования;
­ разработать психологические рекомендации для педагогов и психологов по развитию речи и познавательных процессов в младшем и среднем школьном возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; психодиагностическое методы; качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы влияния речи на развитие познавательных процессов
1.1.Проблема речи в современной отечественной психологии
Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
Существует множество теорий, объясняющих развитие речи. Как и другие концепции, касающиеся поведения, они расходятся, в частности, в вопросе о том, является ли речь чисто человеческим приобретением, и если да, то можно ли считать ее структуры универсальными и наследственными или же это приобретенные структуры, различные в разных культурах. С другой стороны, многие споры связаны с тем, зависит ли развитие речи от развития мышления, или, напротив, речь служит основой для развития познавательных функций.
Теории развития познавательных процессов в некоторых отношениях существенно различаются в различных школах психологов и отвечают на эти вопросы, так. Бихевиористы рассматривают мышление как внутренний диалог, основанный на тех же двигательных механизмах, что и речь. Что касается когнитивистов, то Брунер, например, полагает, что мышление развивается на основе двигательной активности, внутренних образов и речи. Пиаже, напротив, считает, что двигателем развития когнитивных процессов служит адаптация к окружающей среде, в процессе которой индивидуум постепенно интериоризирует свои действия, переходя от конкретных операций к формальным, которые могут применяться в широком диапазоне частных ситуаций [29, 13].
С точки зрения Выготского и советских психологов, язык по своей сути – это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным «организатором» его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решений. Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Пиаже, напротив, полагает, что речь – это всего лишь одна из символических активностей, формирующаяся в общем русле развития познавательных способностей ребенка и дающая ему возможность «документировать» достигнутые успехи................


Заключение
В учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, неразрывно связанный с мышлением самостоятельный познавательный психический процесс, имеющий уникальную и сложную мозговую организацию. Речь является показателем уровня развития мышления, его качества и продуктивности. Речь выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества, она детерминирует развитие ряда коммуникативных черт характера и служит показателем устойчивых свойств личности. В речи отражается уровень образованности и воспитанности, умение использовать свои знания, эрудиция и способность передавать информацию.
Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Некоторые нарушения речи лишают ребенка важнейшего средства саморегуляции. Реактивные изменения характера — замкнутость, неуверенность в себе, негативизм порой усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.


Список литературы
1.Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 1994. - 386 с.
2. Андриевская В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы: обучение и развитие младшего школьника / В.В.Андриевская. - СПб.: Питер, 2000. - 267 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1996. - 524 с.
4. Божович Л.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. Проблемы формирования личности / Л.А.Божович. - М.: Воронеж: Филинъ, 1995. - 294с.
5. Божович Л.А. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.А.Божович. - М.: Речь, 1996. - 418 с.
6. Венгр Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А.Венгр, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1998. - 482 с.
7. Выготский Л.С. Кризис семи лет. собр. соч.: В 6-ти. Т.4./ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
9. Гальперин П.Я. Психологи мышления и учение о поэтапном формировании умственных способностей: хрестоматия6 обучение и развитие младшего школьника / П.Я. Гальперин. - СПб.: Питер, 2000. - 345 с.
10. Гамезо М.В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлова. - М.: Речь, 1995. 228 с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: НПО Образование, 1996. - 312 с.
12. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В.В. Давыдов. - СПб.: Питер, 2001. - 234 с.
13. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З.В.Дощицына М.: Речь, 1994. - 442 с.
14. Журова Л.Е. Обучение грамоте / Л.Е.Журова. - М.: Наука, 1974. 367 с.
15. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И.Захаров. - СПб.: ПитерКон, 1997. - 254 с.
16. Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / А.В.Захарова, Т.Ю. Андрушенко. - СПб.: Питер, 2001. - 198 с.
17. Ильина М.Н. Тесты для детей / М.Н. Ильина, Л.Г.Парамонова, Л.Я. Головнева. - СПб.: Дельта, 1997. - 122 с.
18. Истомина З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина М.: Просвещение, 1998. - 436 с.
19. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н.Карпова, Э.И. Труве. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997 - 267 с.
20. Костюк Г.С. Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника: хрестоматия: обучение и развитие младшего школьника / Г.С. Гостюк. - СПб.: Питер, 2000. - 265 с.
21. Крайг Г. Психология развития / Крайг Г. - СПб.: Питер, 2000. 378 с.
22. Лейтес Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Н.С. Лейтес. - СПб.: Питер, 2001. - 145 с.
23. Леонтьев А.М. Избранные психологические произведение. В 2-х т. Т.1/ А.М. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1983. - 536 с.
24. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / А.И. Липкина. - СПб.: Питер, 2001. - 324 с.
25. Лисина М.И. Общение с взрослыми и сверстниками общее и различное. Общение, личность и психика, ребенка / М.И.Лисина. - М., Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997. - 345 с.
26. Лисицина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И.Лисицина, Г.И.Капчела. - Кишинев.: Высшая школа, 1997. - 486 с.
27. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н.Г.Лусканова. - М.: Педагогика, 1993.- 256 с.
28. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 456 с.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 452 с.
30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 352 с.
31. Пироженко Т.А. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. автореф. дис. канд. пси ход. наук. / Т.А. Пироженко. - Киев, 1995. - 56 с.
32. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 754 с.
33. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
34. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А.Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999. - 145 с.
35. Рубинштейн С. Основы общей психологии / С.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. – 346 с.
36. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 568 с.
37. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
38. Сохин Ф.А. Обучение грамоте: хрестоматия. Обучение и развитие младшего школьника Ф.А. Сохин. - СПб.: Питер, 2000. – 243 с.
39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 432 с.
40. Фридман. Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 204 с.
41. Шевардин Н.И. Психодиагностика и развитие личности / Н.И. Шевардин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 612 с.
42. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 658 с.
43. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - СПб.: Питер, 1998. - 348 с.
44. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Университетская книга, 1996. - 484 с.


Приложение №1
Методика 1. «Определение понятий» - определение уровня владения речью при выражении мысли
Таблица №1
Результаты исследования определения понятий (2 класс)

................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.