Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ПСИХОЛОГИЧЕСКИИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ


Кафедра психологии


Курсовая работа
по дисциплине «Социальная психология»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ


Выполнил: Беликова А.М.
студент гр. 250-у
Проверил: Лукьянченко Н.В.
«____»____________201 г.
_____________________
(оценка и роспись)


Красноярск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
I ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК ОБЪЕКТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие групповой дискуссии 5
1.2 Классификация групповых дискуссий 7
II ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ 13
2.1 Эффективность групповой дискуссии 13
2.2 Эффективность группового решения 19
2.2.1 Феномены группового решения 19
2.2.2 Типология ошибочных групповых решений 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

ВВЕДЕНИЕ



В современном мире большинство важных политических, экономических, финансовых, правовых, социальных решений принимаются в процессе общения и группового взаимодействия. В таких условиях, исследование особенностей группового подхода к решению, обращение к проблеме качества и эффективности групповых дискуссий представляется актуальным и вызывает особый интерес с практической точки зрения.
Активное внимание исследователей к групповой дискуссии связано также с ее широким использованием в различных областях и разнообразных функциях — диагностической, терапевтической, обучающей, стимулирующей творческий процесс и т.д.
Дискуссия, как известно, может проходить, например, как обсуждение какого-либо вопроса с помощью средств массовой коммуникации или переписки, проблемы на большом форуме или в малой группе, на официальном собрании или в частной беседе.
По данному вопросу можно выделить такие работы как исследование влияния групповой дискуссии и решения на установки и поведение индивида («замораживающий» эффект) К. Левина (1942), феномена сдвига к риску Дж. Стоунера (1961) и групповой поляризации С. Московичи и М. Заваллони (1969), феномена «группомыслия» И. Джаниса (1971), схем совместных решений Дж. Дэвиса (1973) и классификации групповых задач Дж. Стайнера (1972), влияния ролевой структуры группы на принятие решений М.Г. Ярошевского (1978) и стратегий групповой дискуссии Н. Пеннингтона и Р. Хасти (1986).
В современной социальной психологии изучены частные параметры групповых решений, но мало работ, предлагающих целостный взгляд (Андреева Г.М., 2000; Бовина И.Б., 1998; Карпов А.В., 2004; Костинская А.Г., 1976, 1984; Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 2001; Пономарев ЯЛ., Гаджиев Ч.М., 1986).
Необходимо отметить также, что многие психологи в течение последних десятилетий заняты сопоставлением эффективности индивидуальной и групповой работы. Процесс группового принятия решений, по сути, сходен с процессом индивидуального принятия решений. В том и другом случаях присутствуют одни и те же стадии – уяснение проблемы, сбор информации, выдвижение и оценка альтернатив и выбор одной из них. Однако процесс группового принятия решений является более сложным в социально-психологическом плане. Поэтому необходимым вопросом для рассмотрения остается – что же влияет на этот процесс, и при каких условиях дискуссия становится наиболее эффективной.
Поэтому, мы считаем, что большой интерес представляет исследование психологических условий, влияющих на эффективность групповых дискуссий.
Итак, цель нашего исследования: изучить психологические условия эффективности групповой дискуссии.
Объект исследования: групповая дискуссия.
Предмет исследования: психологические условия эффективности групповой дискуссии.
Гипотеза исследования: эффективность групповой дискуссии может зависеть от психологических условий ее проведения, таких как психологический климат, учет закономерностей прохождения групповой дискуссии.
Реализация данной цели и гипотезы требуют решения следующих задач:
Провести теоретический обзор по проблематике;
Изучить специфику процесса групповой дискуссии;
Выявить психологические условия групповой дискуссии, влияющие на ее эффективность.

I ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Понятие групповой дискуссии

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, цель которого – интенсивное и продуктивное решение групповой задачи [8].
По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя, каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций (Харин, 1998). Метод групповой дискуссии (его различные формы) применяется в практическом руководстве коллективом (группой [11, с. 257].
Дискуссия обеспечивает активное включение участников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия...........



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Использование метода групповой дискуссии позволяет, сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров, выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы (если решение разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то возможна групповая поляризация), использовать механизм возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений; повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников дискуссии в решении групповой задачи, предоставляя им возможность проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении [5].
В заключение остановимся на рекомендациях, которые позволили бы эффективно использовать метод групповой дискуссии.
В процедуре групповой дискуссии выделяются три фазы: ориентировка, оценка и завершение. Каждой из этих фаз соответствуют определенные цели. И хотя эти фазы представлены в равной мере, не в каждой дискуссии контроль за процедурными моментами обсуждения может избавить группу от ряда неудач. Гораздо важнее, на наш взгляд, обеспечить доброжелательную, конструктивную среду на каждом этапе дискуссии, ту среду, в которой все участники смогут, максимально раскрываясь, привнести свой уникальный вклад в решение общей задачи группы. Для этого, прежде всего участники должны осознать ценность своего личного вклада. Это является превосходным мотивом для активного участия в процессе дискуссии, а также предпосылкой для чувства удовлетворенности на заключительном этапе, если все мнения были не только услышаны, но и учтены при подведении итогов. Для этого требуется определенный уровень мастерства руководителя дискуссии. А при принятии группового решения от руководителя требуется еще и знание и учет закономерностей этого процесса, с целью избежать негативного влияния различных феноменов на результат и, как следствие, повышения качества принятого решения, а значит и эффективности группой дискуссии.
Более того, существуют определенные стратегии обсуждения, которые позволяют достигать качественных решений, так И. Джанис, описав феномен «группомыслия», предложил также способ его преодоления. Исследователь рекомендует воспользоваться стратегией «дьявольского адвоката», ввести роль критика (того самого «адвоката дьявола»), которому предписывается сомневаться и критически относиться к предложенным вариантам, что будет препятствовать некритическому принятию предложенного решения. Позитивные изменения, достигаемые таким образом, были показаны на примере медицинских консилиумов.
Итак, при проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи.
1. Проведен теоретический обзор по проблематике;
2. Изучена специфика процесса групповой дискуссии;
3. Выявлены психологические условия групповой дискуссии, влияющие на ее эффективность;
Гипотеза нашего исследования в целом подтвердилась. Эффективность групповой дискуссии может зависеть от психологических условий ее проведения, таких как психологический климат, учет закономерностей прохождения групповой дискуссии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. -384 с.
2. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Групповая дискуссия // Социально – психологический климат коллектива: Практикум по социальной психологии / Под ред. Ю.М. Жукова. М., 1981.
3. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: Процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
4. Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском// Вопросы психологии. 1976. №5
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Просвещение: Владос, 2008. – 688 с.
6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
7. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально – психологического тренинга. – М., 1982.
8. Психология: Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
9. Рогов Е.И., Психология группы.– М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 431 с.
10. Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов/ Г.М. Андреева, Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др.; Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 480 с.
11. Юревич А.В., Кострикина И.С., Образ российской психологии в регионах страны и в мире. – М.: ИП РАН, 2008.
12. summercamp.ru/index.php5/



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.