На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Процесс становления рынка труда в переходной экономике России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2009. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение...................................................................................стр.3

2.Активная политика на рынке труда в России........................стр.7
а) Программы профессиональной подготовки и
переподготовки............................................................................стр.11
б) Программы общественных работ..........................................стр.14
в) Содействие самозанятости и предпринимательской
инициативе...............................................................................стр.15
г) Содействие занятости отдельных групп безработных.......стр.17

3. Становление и развитие службы занятости населения в
России..........................................................................................стр.20

4. Проблемы формирования спроса на рабочую силу............стр.25

5. Заключение..............................................................................стр.32

6. Библиография..........................................................................стр.33



ВВЕДЕНИЕ
Процесс становления рынка труда в переходной экономике России и формирования новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночных отношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежной социальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения. Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в обеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает определяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочих мест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации и специальных форм работы с незанятым населением.
В условиях развивающейся экономики России особенно важным представляется опыт промышленно развитых стран в области активной политики на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий по регулированию рынка труда, таких как помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Анализ зарубежного опыта может представлять интерес и сам по себе, и как предмет изучения, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.
Важная роль в проведении активной политики на рынке труда принадлежит Службе занятости, роль которой в настоящее время качественно изменилась. Из простого посредника по трудоустройству она превращается в активный элемент регулирования рынка труда. Она должна выполнять многопрофильные функции. Ее деятельность должна базироваться на осуществлении превентивных мер с тем, чтобы влиять на процессы, происходящие в области занятости, а не устранять их негативные последствия.
В связи с этим закономерно внимание к организационной структуре Службы занятости, формирующейся в российских условиях с учетом международных норм, анализу специальных программ для наиболее уязвимых слоев населения, а также наиболее перспективным формам работы, например внутрифирменному кадровому планированию.
На данный момент в России сохраняется тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей силы при резком падении спроса на нее, что отражает ухудшение ситуации на рынке труда. Исходя из этого, представляется необходимым оценить современное состояние системы вакантных рабочих мест и текущего движения рабочей силы, проанализировать на их основе изменение отраслевой потребности в работниках, а также установить зависимость между этим изменением и динамикой основных показателей социально-экономического развития страны за 1997 г. и на основе выясненных закономерностей определить, как будет меняться спрос на рабочую силу по отраслям на перспективу. Сделать это можно, используя данные сводной отчетности по труду Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости России, а также центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.
Женский рынок труда в переходной экономике характеризуется значительной напряженностью. Для регулирования и снижения его напряженности необходимо применить ряд мер, содействующих женской занятости. Наиболее значимыми с точки зрения выработки концептуальных подходов к регулированию женской занятости являются две важнейшие проблемы: содействие снижению предложения женской рабочей силы и обеспечение равных возможностей на рынке труда. В современных условиях важно предоставить женщине свободу выбора, т.е. создать ей такие условия, когда женщина не обязательно должна работать, а если она хочет, то может заниматься только домашним хозяйством и воспитанием детей.
В процессе становления рыночных отношений актуальным становится правовое обеспечение равных возможностей на рынке труда. Одна из первых мер, направленных на улучшение положения женщин на рынке труда принятие законодательства, препятствующего дискриминации и гарантирующего равные возможности в сфере труда. В нашей стране до сих пор нет специального законодательства, обеспечивающего правовую базу политики равных возможностей на рынке труда, несмотря на то, что Россия ратифицировала две из трех основных Конвенций МОТ о равенстве возможностей.
Проблема молодежной занятости как важнейшего элемента социальной стабильности и экономической эффективности функционирования общества особенно остро стоит в период перехода к рыночным отношениям. Молодежь представляет собой группу населения, объединяемую показателем возраста, но являющуюся крайне неоднородной с точки зрения образования, профессиональной квалификации, материальных запросов и т.д. В условиях переходной экономики молодежь можно рассматривать и как наиболее социально опасную группу, и как наиболее социально незащищенную группу населения. И в том, и в другом случае нужны специальные меры по поддержке занятости молодежи, ориентированные именно на специфику отдельных слоев в рамках этой группы.
Феноменальным явлением на Российском рынке труда является безработица выпускников учебных заведений, обусловленная во многом диспропорциями системы высшего и среднего специального образования, нацеленной в недавнем прошлом в основном на обеспечение оборонных отраслей. В условиях экономического кризиса и перехода на рыночные рельсы сокращается бюджетное финансирование вузов, отменено обязательное государственное распределение, а вместе с ним и статус молодого специалиста, появляются негосударственные учебные заведения, конкурирующие на рынке образовательных услуг. Все это вынуждает молодых людей более взвешенно относиться к выбору вуза, а сами институты и университеты разворачивать специальную деятельность по перестройке образования с учетом запросов рыночной экономики.
Специальное исследование положения выпускников вузов дает возможность представить обзор трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам на рынке труда. Недостатки в системе воспроизводства трудового потенциала, противоречивый характер социально-экономических реформ отрицательно сказывается на положении выпускников высшей школы. Перед ними встают проблемы, связанные с трудоустройством и безработицей, с необходимостью переподготовки и психологической неготовностью к ней, с невостребованностью знаний, недостаточным качеством подготовки. Моральное и материальное стимулирование профессионального роста и труда также оставляет желать лучшего. Печальный вывод из вышеизложенного: прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника отсутствует. Покидая ВУЗ, выпускник оказывается социально незащищенным.
Проблемы вторичной занятости сегодняшних студентов, их трудовой мотивации и карьерных предпочтений находятся в тесной связи с проблемой трудоустройства молодых специалистов.Сравнение результатов нескольких опросов различных студенческих аудиторий формирует своего рода мониторинг студенческих предпочтений в отношении подработки во время учебы и будущей постоянной работы, проводимый с целью составления на имеющемся материале возможно более объективной картины. Сопоставление результатов отечественных и зарубежных исследований трудовой ориентации студентов (на опыте ФРГ и Великобритании) дает основание для выделения как национальных особенностей, так и общемировых закономерностей в отношении студентов к труду как к источнику дохода и возможности творческой самореализации.
Развитие системы среднего профессионального образования в настоящее время связано с проведением единой политики в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования. Среднее профессиональное образование является ступенью в системе непрерывного образования и многоуровневой системе подготовки специалистов.
В условиях перехода к рыночной экономике Россия поставлена перед необходимостью разработать собственную политику профобразования, соответствующую ее особым условиям и новым принципам хозяйствования.
Новая структура экономики рынка потребует значительных изменений в системах профобучения, которые традиционно были ориентированы на предпроизводственное обучение молодежи и сводились по сути к прикладной задаче - подготовке рабочих. Исходя из создавшейся ситуации и социально-экономических условий, системы профобучения будут вынуждены приспособиться к расширяющимся потребностям в обучении и переподготовке взрослых работников, потерявших работу и вынужденных переобучиваться, и должны будут создавать новые стратегии управления, стимулирующие профобучение, ориентированное на потребности рынка. Система профобучения должна значительно увеличить свою способность к инновациям и гибкому реагированию на потребности рынка. Это положение является центральным в политике профобучения в условиях перехода к рыночной экономике. Главной целью политики в области труда является повышение его эффективности на основе качественного совершенствования всех организационно-экономических параметров трудовой деятельности для обеспечения роста благосостояния населения.
Однако, проведение многомасштабной государственной политики в этом смысле наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому объективно неизбежен для достижения поставленной цели выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования в сфере труда. К ним в первую очередь относится реформирование системы оплаты труда и развитие социального партнерства как инструмента формирования нового механизма трудовых отношений в России. Развитие социального партнерства происходит неравномерно и не лишено недостатков.
Существенные изменения происходят в области социально-трудовых отношений и на микроэкономическом уровне - уровне фирмы. Особый интерес представляет изучение опыта внутрифирменного регулирования производства, включая управление персоналом, повышение производительности труда, формы оплаты труда, с учётом адаптации этого опыта к условиям российской действительности.
Управление персоналом на предприятии выступает как средство реализации кадровой политики, которая , в свою очередь, включает планирование кадров, привлечение рабочей силы, подготовку квалифицированных кадров, оценку труда, его мотивацию, высвобождение рабочей силы и др. Предприятие, осуществляющее свою деятельность, должно осознавать и необходимость поддержки процветанию тех слоев, той внешней среды, на фоне которых оно осуществляет свою деятельность.
К наиболее динамично развивающимся современным технологиям организации деятельности предприятия относится технология наиболее перспективного типа пластиковых карт - так называемых смарт-карт. В последние годы на предприятиях начинают реализовываться крупные проекты, связанные с их внедрением, что повлияет на результативность рабочего процесса и будет способствовать оптимизации кадровой политики предприятия в целом.
Одной из форм прогрессивной организации труда научно-технической интеллигенции являются научные парки, завоевавшие популярность в США, странах Западной Европы, а также в некоторых странах Азии, являются примером наиболее эффективного внедрения научных разработок в практическую деятельность компаний и фирм. Очевидно, что этот опыт может рассматриваться и как средство борьбы с "утечкой мозгов", поскольку научные парки предоставляют ученым и специалистам уровень оплаты и творческие условия, сравнимые с тем, что имеет место в странах-реципиентах.
В развитых странах принято использовать четырехступенчатую схему распределения накладных расходов, которая позволяет более обоснованно производить такие распределения. Применение зарубежного опыта поможет решить вопрос, связанный с исчислением знаменателя показателей производительности труда на микроуровне. Это, в частности, касается решения проблемы распределения накладных расходов на виды продукции.
Использование идеологии системы раздельного учета затрат "директ-костинг" открывает новые возможности для анализа и измерения производительности труда на предприятии. В качестве примера исчисляемых показателей производительности труда приняты "цена реализации/переменные затраты" и "цена реализации/постоянные расходы".
Одна из актуальных проблем в современных условиях - учет риска при организации оплаты труда на предприятии. Определение понятий экономического риска, его функций позволяют рассмотреть проблему избежания и устранения его негативных последствий, связанных с организацией оплаты труда на предприятии. Анализ возможных последствий, которые могут негативно сказаться на оплате труда работника, изучение нормативной базы, регулирующей отношения по данной проблеме, а также выявление ее недостатков, позволили создать оригинальную методику взаимного страхования, которая направлена на устранение негативных последствий, связанных с риском.

2.Активная политика на рынке труда в России.

Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. Так, в июне 1996г. уже 4,9 млн.чел. в нашей стране классифицировались в соответствии с методологией МОТ как безработные; с учетом лиц, вынуждено не полностью занятых на производстве, общий потенциал безработицы составляет 9,0 млн.чел., или 12 процентов экономически активного населения.
В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт промышленно развитых стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является проведение так называемой активной политики, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.
Внимание, уделяемое промышленно развитыми странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4 процента ВВП в США и Канаде до 2 процентов в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная политика увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.
Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех мероприятий активной политики на рынке труда, которые используются в промышленно развитых странах, а также краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.
Начать рассмотрение активной политики хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированной общенациональной службой. Ее основная задача сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.
Таким образом, главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и т.д. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.
Интересен опыт Франции, где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему "Как искать работу", на которых обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающих подобрать себе удачное место.
Несмотря на то что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс.чел. в год, или 15 процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это ("Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест" в Швеции; кстати, по Закону о занятости населения в РФ "служба занятости населения имеет /право/... запрашивать у работодателей... данные о потребности в рабочей силе" (ст.27)). В-третьих, сложности в оценке как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.
Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.
Однако, эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти не предсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.
Что касается основных принципов работы российской службы занятости, то они соответствуют международной практике. Так, по Закону о занятости населения в РФ "государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве" (ст.12 п.1), а "служба занятости обязана... информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы,.. а работодателям в подборе необходимых работников" (ст.26 п.1). Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские "органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства" (ст.26 п.2 Закона о занятости населения в РФ).
Мероприятия, проводимые нашими агентствами по трудоустройству, несомненно, полезны для многих лиц, оставшихся без работы или стремящихся найти новое рабочее место (так, по предварительным оценкам, в 1995 г. эти агентства помогли получить работу 1,8 млн.чел.). Вместе с тем, к сложностям, испытываемым службами занятости промышленно развитых стран, с которыми неизбежно сталкиваются и бюро по трудоустройству в России, прибавляются и такие специфические для нашей страны трудности, как отсутствие надежных информационных систем, включая необходимую технику, программное обеспечение, устойчивые контакты с работодателями и трудящимися. В этих условиях необходимо существенно увеличить сферу трудового посредничества при помощи таких, например, средств, как многофункциональные биржи рабочей силы, имеющие дело с различными профессиональными группами трудящихся от рабочих широких специальностей до работников интеллектуального труда; разнообразные ярмарки вакансий по территориально-отраслевому, социально-профессиональному, производственно-сезонному и другим признакам в зависимости от ситуации на рынке рабочей силы; специализированные биржи, рассчитанные на конкретные категории населения, молодежная, женская и др. В настоящее время значительную роль могут сыграть также средства массовой информации пресса, радио, телевидение: нужен выпуск специальных бюллетеней о вакансиях, газет для тех, кто подыскивает себе работу, буклетов, помогающих правильно ответить на тесты, анкеты, заполнение которых обычно сопутствует процедуре трудоустройства, и памяток для тех, кто опасается потерять или уже потерял свое место, содержащих правила поведения на рынке рабочей силы.
Программы профессиональной подготовки и переподготовки. Многие ученые признают это направление главным при проведении активной политики на рынке труда, поскольку перспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жестко увязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификация надежно предохраняют трудящихся от безработицы. Так, доля временно лишившихся работы в США среди занятых преимущественно умственным трудом в 2-3 раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшей квалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотя первоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированных работниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место среди неквалифицированных трудящихся.
Данные программы разрабатываются и принимаются на уровне законодательных органов или осуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы в первую очередь на лиц, потерявших работу в связи с тем, что их прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы.
Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка . может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии. В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессией широкого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применением индивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося, модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованием мастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаются ведущие специалисты университетов и промышленных фирм. Оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для работников их класса в частном секторе Общая продолжительность обучения варьируется от нескольких недель до 3 лет в зависимости от степени сложности профессии и индивидуальной подготовки и возможностей ученика. Такие центры могут быть как государственными, так и частными. В последнем случае служба занятости на конкурсной основе заключает с ними контракты, предусматривающие государственное финансирование программы (включая выплату проходящим ее стипендии) и контроль за качеством профессиональной подготовки, а также нахождение окончившим обучение работы с заработной платой не ниже определенного предела.
Сейчас всемерно стимулируется участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся. Так, законодательством Франции предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 и более наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фонда заработной платы. Аналогичные меры действуют и в других странах (Великобритания, Италия, Швеция). "Закон о совместной профессиональной подготовке", принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частными компаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советы для управления программой и выделения специфических профессий, необходимых для каждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, в наибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективным подходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, которая включает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме с гарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс; государство же оплачивает половину заработной платы работника за время учебы. Главное преимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же время при обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников, а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тоже иногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройстве в них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками места будущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализация учеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, если образовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.
Кроме того, государство пытается стимулировать обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут; через снятие налогов на деньги предприятий, идущие на обучение персонала.
Аналогичные меры предусмотрены и российским законодательством: "Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости" (ст.9 Закона о занятости населения в РФ); право, которое гарантируется государством (СТ.12 п.2; смотрите также ст.23 и ст.26 п.1 Закона о занятости населения в РФ). Но претворение этих мер в жизнь затруднено по целому ряду причин. Во-первых, существующая сеть обучения и переобучения кадров ориентирована, главным образом, на массовые профессии в целях смягчения их дефицита, а не на потребности рынка рабочей силы, предполагающего гибкость реагирования на изменения ситуации в области спроса и предложения труда. Кроме того, она традиционно рассчитана на первичную подготовку молодежи и повышение квалификации в пределах специальности, но не на профессиональную переподготовку взрослого населения, оставшегося без работы и заработка. Наконец, у государственной службы занятости еще нет собственной учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения и. опытного персонала инструкторов и преподавателей. Осложняют выполнение программ по профессиональной подготовке и переподготовке также недостаток информации о том, какие специальности требуются и в каком количестве; отсутствие просьб от лиц, потерявших работу, о переобучении (все еще ожидающих, когда на них появится спрос на рынке труда, чего, возможно, никогда не случится); финансовые ограничения. Последний фактор следует подчеркнуть: особое внимание должно быть уделено тщательному отбору кандидатов для прохождения профессиональной подготовки и самих обучающих программ.
Опыт промышленно развитых стран показывает, что только кооперация университетов, технических училищ и промышленных компаний позволяет решить задачу подготовки современных кадров. Она включает открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, совместную разработку учебных курсов, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Установление тесных связей между вузами, техникумами и ПТУ, с одной стороны, и производством, с другой, что ключ к выводу из кризиса всей системы профессиональной подготовки и переподготовки в нашей стране. Сотрудничество в области разработки и освоения новых-технологий на основе контрактов, создание совместных внедренческих фирм, взаимные услуги в обеспечении учебных мастерских современным оборудованием, в организации практики учащихся, в развитии постоянно действующей системы обучения и переобучения персонала все это позволит повысить качество трудовых ресурсов и одновременно облегчить проблему трудоустройства выпускников, уменьшая как молодежную, так и структурную безработицу.
Программы общественных работ. Эти программы берут начало в 30-х годах. Впервые возникнув В США, общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея л ело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности). Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и др.). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.
Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих прогяамм обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях.
Вместе с тем нельзя не согласиться, что главной отрицательной чертой государственных программ общественных работ является то, что 90 процентов всех затрат на них в период спада дает отдачу через 2,5 года и более после прохождения низшей точки кризиса. Для преодоления этого недостатка в США, например, требуют, чтобы общественные работы начинались не позднее, чем через 90 дней после утверждения планов. Кроме того, предпочтение отдается небольшим проектам, поскольку на их выполнение идет меньше времени, что облегчает свертывание программы при улучшении экономической конъюнктуры. Наконец, к недостаткам существующих общественных работ следует отнести также то, что они практически не создают условий для профессиональной ориентации и подготовки участвующих в них работников, не способствуя, таким образом, их дальнейшей занятости.
Но, несмотря на все сказанное, проведение общественных работ в России в настоящее время может быть достаточно эффективным, поскольку превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах и отраслях экономики, где безработица особенно велика. Кроме того, сокращая безработицу, программы общественных работ могут предоставить трудовые ресурсы для охраны окружающей среды, развития инфраструктуры и т.п., снизить социальное напряжение и удержать работников от ухода с рынка труда. (Смотрите ст. 12 п.2, ст.24, ст.27, ст. ЗО п.1 Закона о занятости населения в РФ).
Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Разрабатывая различные варианты политики сокращения безработицы, государственные органы пытаются не только уменьшить расходы, заботясь о рациональном использовании налоговых поступлений, но снять даже оттенок благотворительности с государственной деятельности в этой области. Именно поэтому все более широкое распространение получают такие направления политики занятости, которые призваны подтолкнуть безработных к более активному поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60 процентов таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентов государственные субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхования по безработице......................
?
5. Заключение.
В заключение курсовой работы следует сказать о том, что, в то время как существует огромное множество мер, которые государство может предпринимать для смягчения влияния безработицы и облегчения безработным поисков работы, все они требуют больших затрат. В ситуации, когда ресурсы ограничены, активная политика на рынке труда вынуждено будет выборочной. А чтобы ее мероприятия проводились в тех районах, где они действительно более всего необходимы, и для самых нуждающихся групп населения, к планированию этих мероприятий надо привлекать организации работников и работодателей.
При этом, определяя эффективность той или иной меры на рынке труда, то есть сравнивая затраты и выгоды от ее проведения, мы должны учитывать, что последние включают много составляющих, с трудом поддающихся точной оценке. Ведь издержки безработицы - это не только потерянный выпуск и расходы на выплату пособий безработным, но и тяжелое психическое состояние потерявшего рабочее место и его семьи, в конечном итоге ведущее к обострению политической и социальной напряженности. Иными словами, безработица наносит ущерб как с точки зрения экономики, так и (возможно, даже в большей степени) с точки зрения политики. Если мы хотим успешно завершить переход к рыночной экономике, то этот ущерб следует минимизировать, чему способствует, в первую очередь, активная политика на рынке труда.
?
6. Библиография:

1. Зубов В.М. Как измеряется производительность труда в США. М.: Финансы и статистика, 1990.
2. Экономика промышленности за рубежом. Вопросы измерения эффективности производства. /Сборник статей. М.: Экономика, 1995.
3. Райзберг Б.А. "Предпринимательство и риск" Серия "Экономика", М., N 4, 1992.
4. Фридмен М., Сэвэдж Л. (США) "Анализ выбора в условиях риска", Российский экономический журнал N 9, 1993.
5. Временный порядок предоставления компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений, организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Утверждено приказом Федеральной службы занятости России от 26 мая 1993 г. N 67.
6. Временный порядок предоставления компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений, организаций, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Приложение к приказу Федеральной службы занятости России от 10 августа 1993 г.
7. Защита исков трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя. Международная конференция труда, 78 сессия, Доклад V(2) Международное Бюро Труда, Женева, 1991.
8. Кодекс законов о труде Российской Федерации М., фирма "Спарк", 1994.
9. Конвенция Международной Организации Труда N 95 "Об охране заработной платы" от 1 июля 1949.
10. "Малое предпринимательство" (нормативные документы, комментарий, информативные материалы) Экономико-правовой бюллетень, Тематический выпуск 2(34), АКДИ " "Экономика и жизнь", М., 1994.
11. Алексеев В.В. Отраслевые проблемы воспроизводства инженерно-технических и рабочих кадров в условиях гибкой автоматизации производства // Известия АН СССР- Сер. экономическая. М., 1992, N 5, с. 49.
12. Лернер П.С. Подготовка кадров для перспективного производства (инженерно-педагогические аспекты). М.: Высшая школа, 1989.
13. Статистический сборник "Рынок труда в России в 1996 году" (основные показатели состояния рынка труда в 1993 году и деятельности органов государственной службы занятости России). Т. 1, т. 3. Москва, 1996.
14. О.Славуцкий. Возрастающая роль профессиональной подготовки / Человек и труд. Москва. 1994, N 1, с. 6-10.
15. Подготовка кадров: на пути к рыночной экономике. МБТ Женева, 1996.
16. Занятость, рабочее время и уровень жизни (промышленно-развитые страны). РАН. Институт научной информации по общественным наукам. М., 1994.
17. Госкомстат России. Образование в Российской Федерации М.. 1996.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.