На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Пути финансового оздоровления несостоятельных предприятий на примере ОАО ИВЕРОН

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2012. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и правовые основы финансового оздоровления предприятий…………………5
1.2. Экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия……………………………………………………………………………………..11
1.3. План финансового оздоровления предприятия……………………………………….….17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ИВЕРОН
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Иверон»……………………………………29
2.2 Анализ имущества и основных показателей производительности предприятия………………………………………………………………………………….…..31
2.3 Анализ финансового состояния предприятия………………………………………….….34
2.4 Анализ ликвидности предприятия ОАО «Иверон»……………………………………….35
2.5 Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия……………………………………………………………………………………...50

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИВЕРОН» И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ……………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………………………....67
Список использованной литературы…………………………………………………………………….............................70
Приложения. ………………………………………………………………….............................72


ВВЕДЕНИЕ
Вопросы финансовой стабильности предприятий и организаций являются одними из наиболее актуальных для российских хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что деятельность любого из них протекает под сложным комплексным воздействием множества факторов как внешней, так и внутренней среды. Эти факторы могут иметь, соответственно, и объективный, и субъективный характер, но не все из них поддаются какому бы то ни было влиянию со стороны организации, ее руководства. Чаще всего организация может лишь приспособиться к этим факторам, учитывая то, что, по самым общим подсчетам, кризисные ситуации в организациях возникают на две трети за счет воздействия внутренних факторов и на одну треть за счет влияния факторов внешней среды. Наиболее же значимыми из них являются политическая и экономическая нестабильность в стране, неэффективность финансового механизма и инфляционные процессы.
В целом все российские предприятия и организации действуют, по большому счету, в равных условиях внешней среды, но при этом финансовые кризисы возникают не во всех из них. Из этого следует, что в данной сфере очень многое зависит от профессионального управления финансами, то есть от уровня финансового менеджмента в организации. Профессиональные менеджеры способны не допустить возможный или надвигающийся финансовый кризис, погасить начинающийся и успешно выйти из внезапно разразившегося кризиса, в возникновении которого, к примеру, сыграли роль исключительно внешние факторы. Именно в их компетенции находится разработка инструментов финансового оздоровления организации в соответствии с ее реальным финансовым состоянием, степенью финансовой неустойчивости и возможностями выхода из кризиса. Поэтому для любого хозяйствующего субъекта организация качественного финансового менеджмента в современных условиях является важнейшим условием
стабильности организации, залогом ее перспективного
развития.
Сказанное обусловливает актуальность темы.
Целью работы является анализ возможностей и путей проведения финансового оздоровления организации, в которой имеет место финансовый кризис.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность финансового кризиса в организации как предпосылки ее финансового оздоровления;
2) Проанализировать финансовое состояние предприятия и определить вероятность его банкротства;
3) Разработать рекомендации по финансовому оздоровлению предприятия.
Объектом исследования в данной работе является финансовый кризис как вероятный этап в развитии жизненного цикла любой организации; предметом - финансовое оздоровление организации.
Анализ финансового состояния проведен на примере предприятия ОАО «Иверон» на основе публикуемой отчетности. В исследовании предложены рекомендации по повышению его финансовому оздоровлению.
Как показывает практика, анализ финансового состояния должен быть проведен комплексно по всем направлениям, а также с использованием различных методик, для того, чтобы сравнить степень точности результатов. В данном исследовании использован именно такой подход. Для анализа финансового состояния использовано несколько методик, предлагаемых различными авторами. В результате сравнения результатов, выявленных по итогам анализа с использованием различных методик, предложены конкретные меры по финансовому оздоровлению данного предприятия с подробным изложением каждого этапа их проведения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и правовые основы финансового оздоровления предприятий
Финансовое оздоровление предприятий представляет собой реструктуризацию долгов для улучшения его финансового положения. Понятие «финансовое оздоровление» использовалось в ранее действовавшем законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Согласно ст. 26 Закона о банкротстве 1998 г. ряд лиц (учредители (участники) должника, собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и иные лица по соглашению с должником) был вправе до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Эти меры, составляя досудебную санацию, сводились к предоставлению должнику финансовой помощи. Во многом аналогичные предписания содержатся и в ныне действующем Законе о банкротстве, однако термин "финансовое оздоровление" законодателем здесь более не применяется.
В действующем Законе этот термин обозначает новую процедуру банкротства, ранее в законодательстве о несостоятельности не применявшуюся.
Данная процедура является самостоятельной и может вводиться в соответствии с Законом как альтернатива внешнему управлению, конкурсному производству и мировому соглашению. Однако введение финансового оздоровления само по себе не исключает последующего обращения к другим (за исключением наблюдения) процедурам банкротства.
Финансовое оздоровление имеет некоторые черты внешнего управления и мирового соглашения, однако не является механическим соединением отдельных положений названных процедур, представляя собой качественно новый юридический инструментарий в области несостоятельности. Некоторое сходство с мировым соглашением финансовому оздоровлению придает то обстоятельство, что по общему правилу должник имеет возможность с согласия кредиторов (по их решению) получить отсрочку и рассрочку исполнения гражданско-правовых обязательств и обязательных платежей, а также сохраняет возможность продолжить управление своим имуществом с некоторыми ограничениями. Однако, в отличие от мирового соглашения, производство по делу о несостоятельности должника с введением финансового оздоровления не прекращается. Общее с процедурой внешнего управления проявляется в том, что отсрочка и рассрочка названных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности имеют некоторые черты моратория. Многие последствия введения финансового оздоровления аналогичны последствиям введения внешнего управления. Так же как и во внешнем управлении, в процессе финансового оздоровления принимает участие арбитражный управляющий, именуемый в этой процедуре административным управляющим, однако их функции совпадают далеко не во всем. Финансовое оздоровление, таким образом, представляет собой новую реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам. Эта процедура предусматривает на срок введения возможность для должника выплачивать долги в соответствии с утвержденным в определенном
порядке графиком и получать средства из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление, используя институт способов обеспечения исполнения обязательств гражданского права (глава 23 ГК РФ), предоставляет кредиторам известную гарантию удовлетворения их требований за счет третьих лиц - "обеспечителей" и в предусмотренных законом случаях может вводиться без учета воли собрания кредиторов или при отсутствии соответствующего волеизъявления кредиторов (п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).
С инициативой введения финансового оздоровления могут выступить следующие лица: 1) должник - на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия; 2) учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия; 3) третьи лица.
При обращении должника с ходатайством о введении финансового оздоровления оно подписывается руководителем организации-должника или самим гражданином. Ходатайство третьих лиц в зависимости от субъектного состава подписывается соответствующим уполномоченным органом юридического лица либо, если о введении финансового оздоровления ходатайствует гражданин, соответственно гражданином.
Ходатайство о введении финансового оздоровления по общему правилу может быть заявлено на стадии наблюдения. Однако такое ходатайство может быть заявлено также и в тех случаях, когда после отмены определения об утверждении мирового соглашения производство по делу о
банкротстве возобновляется. При этом собрание кредиторов правомочно принять решение, в том числе и о введении финансового оздоровления (ст. 163 Закона о банкротстве.
Ходатайство направляется в адрес первого собрания кредиторов.
Пункт 2 статьи 76 устанавливает обязанность лиц, принявших решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления, представить такое ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов. Это время необходимо кредиторам для ознакомления с условиями финансового оздоровления и определения своей позиции при голосовании по этому вопросу. При этом кредиторы имеют право ознакомиться с указанными документами, а временный управляющий соответственно обязан предоставить кредиторам возможность ознакомления с ними.
Пропуск установленного пятнадцатидневного срока не препятствует собранию кредиторов принять решение о введении финансового оздоровления.
Статья 77 посвящена порядку принятия решения учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника - унитарного предприятия о введении финансового оздоровления, обязанностям и правам указанных лиц, возникающим в связи с принятием такого решения, а также содержанию этого решения и перечню прилагаемых к нему документов.
Пункт 1 данной статьи устанавливает, что решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, а для унитарных предприятий это решение принимается органом, уполномоченным собственником имущества должника. Общее собрание
учредителей (участников) должника собирается по предложению руководителя должника, которое он должен сделать в течение 10 дней с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.
Закон не препятствует проведению такого собрания и в более ранние сроки, а также не устанавливает специальную санкцию за нарушение руководителем указанной обязанности, поэтому ответственность руководителя для этого случая определяется общими положениями п. 3 ст. 53 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве.
Учредителям (участникам) должника, голосовавшим за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, предоставляется право предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и размере, которые предусмотрены Законом, или организовать предоставление такого обеспечения. Ограничение прав учредителей (участников), которые голосовали против принятия указанного решения, на предоставление обеспечения является не вполне обоснованным и, видимо, продиктовано стремлением избежать внутренних корпоративных конфликтов или минимизировать их последствия.
Под организацией предоставления обеспечения понимается возможность для учредителей (участников) договориться с какими-либо третьими лицами о предоставлении соответствующего обеспечения. В этом случае такие третьи лица имеют права и несут соответствующие обязанности, предусмотренные гражданским законодательством и Законом о банкротстве. В случае предоставления такими лицами обеспечения в результате организации его предоставления учредителями (участниками) ходатайство о введении финансового оздоровления подается учредителями (участниками) или их представителем, и согласования такого ходатайства с должником (п. 1 ст. 78 Закона) не требуется.
К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления должны прилагаться следующие документы:
1) план финансового оздоровления;
2) график погашения задолженности;
3) протокол общего собрания учредителей (участников) должника, а для должника - унитарного предприятия - соответствующее решение органа, уполномоченного собственником имущества такого должника;
4) перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;
5) при наличии обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности - сведения о предлагаемом обеспечении исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;
6) иные предусмотренные Законом документы.
Законодатель предусмотрел два возможных момента предоставления обеспечения:
1) до проведения первого собрания кредиторов и соответственно до вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления;
2) после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления.
Все прямо названные в Законе возможные способы обеспечения: банковская гарантия, поручительство и залог (ипотека) - могут быть использованы до утверждения соответствующего графика погашения задолженности. Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом (лицами) только по согласованию с должником. Закон не устанавливает, в какой форме должно быть выражено указанное
согласование. Оно представляет собой договор, и в отношении его формы применимы соответствующие положения ГК РФ о форме сделок. Ходатайство третьего лица о введении финансового оздоровления
должно содержать сведения о предлагаемом им обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
Помимо ходатайства о введении финансового оздоровления третьи лица должны направить график погашения задолженности, подписанный соответствующим уполномоченным лицом, а также документы о предлагаемом третьим лицом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. К указанному ходатайству третьих лиц план финансового оздоровления может не прилагаться.
К допустимым способам обеспечения относятся: 1) залог (ипотека); 2) банковская гарантия; 3) поручительство; 4) государственная и муниципальная гарантия; 5) иные способы обеспечения, не противоречащие законодательству.
К недопустимым способам обеспечения относятся: 1) удержание; 2) задаток; 3) неустойка; 4) любые способы обеспечения, по которым в качестве предмета обеспечения выступают имущество или имущественные права, принадлежащие должнику.

1.2. Экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия
В последние годы антикризисное управление находит широкое применение в отечественной управленческой практике, являясь одним из самых «популярных» деловых терминов. Однако до настоящего времени его содержание в российской практике управления бизнес процессами не достаточно конкретизировано. Более того, исследования показывают, что у
многих руководителей и менеджеров российских компаний произошло некоторое смешение понятий «антикризисное управление», «реструктуризация», «банкротство», «финансовое оздоровление» и т.п.
В предпринимательской деятельности иногда наступает момент так называемой «усталости» бизнеса. Фирма находится в периоде застоя или убытков и ну никак не хочет двигаться дальше к новым прибылям и горизонтам. Самое время здесь задуматься о финансовом оздоровлении предприятия.
На нынешний день наиболее жгуче стоит вопрос возникновения финансовой неустойчивости предприятий, ключевыми причинами которой являются:
-не выгодное и неустойчивое положение предприятия на торговом рынке - производство, выпуск, продажу дорогой, не пользующейся спросом продукции;
- высокая степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов - наличие неплатежеспособности дебиторов;
- не эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.
Выходом из кризисного состояния предприятия может быть разработка мероприятий. Под финансовым оздоровлением предприятий понимается трансформация предприятий и изменение принципов их действия, направленные на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые, субконтрактинговые, иные компании).
Основной целью создания и приведения в действие системы финансового оздоровления является необходимость приведения производственно-технологической структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы предприятий.
Система оздоровления предприятий должна решать следующие задачи:
осуществлять мониторинг предприятий в целях диагностики их текущего финансово-экономического и производственно-технического состояния;
обеспечивать контроль уровня состоятельности хозяйствующих субъектов в регионах;
выявлять кризисные предприятия и относить их к категории проблемных в соответствии с установленной системой критериев;
разрабатывать комплексные планы и отдельные мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, осуществлять контроль реализации реабилитационных мероприятий;
привлекать инвесторов и необходимые бизнес-структуры к кризисным предприятиям для проведения эффективных антикризисных мероприятий;
обеспечивать взаимодействие и координацию исполнительных органов власти в рамках работы по финансовому оздоровлению и предотвращению банкротств;
обеспечивать усиление платежно-расчетной дисциплины кризисных предприятий с фискальной системой и наполняемость бюджета.
В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.
Внешняя среда организации меняется все быстрее и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Организация должна обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.
История становления и развития рыночной экономики свидетельствует о том, что неравномерность процесса ее функционирования, колебание объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства следует рассматривать как некую общую закономерность.
Необходимость финансового оздоровления большинства российских предприятий вызвана кардинальным изменением условий хозяйствования, переходом от командно-административных методов функционирования к новым рыночным методам.
В прежних условиях предприятие в первую очередь было нацелено на выполнение плана, увеличение объема. Для функционирования в рыночных условиях предприятия должны переориентироваться на удовлетворение потребностей рынка, увеличение прибыли и повышение эффективности.
Ключевая задача финансового оздоровления предприятий в рамках активной стратегии – освоение новых рынков сбыта, в обеспечение которой реализуются меры по проведению маркетинга. Освоение новых рынков сбыта осуществляется как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые продуктовые рынки. Оба направления влекут за собой решение задачи повышения качества выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения.
Важным направлением реформирования, обеспечивающим реализацию активной стратегии, является смена поставщиков. С одной стороны, это следствие возросших требований к качеству традиционной продукции, в том числе к качеству комплектующих, материалов и сырья, освоения производства новой продукции и прекращения производства нерентабельной продукции, а с другой – реализуемых мер по снижению энергоемкости и ресурсоемкости производства
В отличие от активной стратегии, где наблюдается четкая соподчиненность реализуемых направлений реформирования, пассивная стратегия – это не столько стратегия, сколько набор мер, не создающих предпосылки к повышению конкурентоспособности бизнеса. К таким мерам можно отнести ликвидацию (закрытие) убыточных цехов, сокращение персонала, уменьшение расходов на объекты социальной сферы, продажу (сдачи в аренду) основных фондов, реструктуризацию задолженности.
Отсутствие превентивности мер со стороны большей части предприятий как по освоению производства новой продукции, так и по сокращению ресурсоемкости производства повышает риск утраты существующих конкурентных преимуществ в условиях либерализации торговой политики и внутреннего энергетического рынка.
В условиях постоянно меняющихся параметров макромира, когда вероятность возникновения кризиса увеличивается, все большее значение приобретают исследования кризисных ситуаций, их причин, возможностей их предотвращения, особенностей управления кризисами.
С точки зрения определения сущности понятия кризиса (на уровне предприятия) выделяют два подхода. Часть специалистов рассматривают его как критическое, но неожиданное для предприятия событие. Для его предупреждения предприятию необходимо создавать системы отслеживания признаков кризиса. Если кризис все же наступает, первостепенной задачей управления является ограничение его распространения внутри организации.
Другие специалисты считают кризис процессом, последствия которого имеют протяженность во времени и пространстве. Они разделяют кризисный процесс на четыре фазы: появление провозвестников кризиса (мелкие ошибки и сбои в функционировании организации); ключевое событие, вызванное взаимодействием многочисленных факторов; распространение кризиса; разрешение кризиса.
Антикризисное управление – это, прежде всего, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства либо в условиях неплатежеспособности возвращение дееспособности, превращение его в действующее. Любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный цикл в силу того, что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет до определенного момента, поддерживать живучесть предприятия.
Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
В какой-то момент предприятие может работать с прибылью, в какой-то – с убытками. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами. Таким образом, кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Можно выделить различные типы кризисов: кризис стратегии, кризис результатов
деятельности, кризис ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению. Основные функции антикризисного управления: управление направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, минимизация потерь от кризиса, осуществление комплекса мер предупреждения кризисных явлений.
Предприятия должны обладать способностью к правильной и
своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения. Ключевая задача финансового оздоровления предприятий в рамках активной стратегии – освоение новых рынков сбыта, в обеспечение которой реализуются меры по проведению маркетинга.
Освоение новых рынков сбыта как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые продуктовые рынки, решение задач повышения качества выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения, смена поставщиков.

1.3. План финансового оздоровления предприятия
Возможные направления и варианты в области финансового оздоровления предприятия в систематизированном виде могут быть следующими:
Стратегии роста:
1) Интегрированный рост (расширение путем добавления новых структур внутри отрасли) - вертикальная интеграция:
прямая (приобретение фирм-продавцов) обратная (приобретение фирм-поставщиков); горизонтальная интеграция (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов).
2) Концентрированный рост (изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли): захват рынка (увеличение доли на традиционных рынках); развитие рынка (новые рынки для старого продукта); развитие продукта (новый продукт на традиционном рынке).
3) Диверсифицированный рост (изменение продукта, рынка, отрасли): центрированная диверсификация (новые производства, совпадающие с основным профилем) горизонтальная диверсификация (новая непрофильная продукция для традиционных рынков); конгломеративная диверсификация (новые непрофильные производства для новых рынков).
Стратегии сокращения бизнеса:
выделение (передача части акций вновь образуемой компании): реструктуризация «вверх» (создание материнской компании для нескольких независимых ранее фирм, каждая из которых передает часть собственной новой); реструктуризация «вниз» (выделение независимого дочернего предприятия из действующей компании); горизонтальная реструктуризация (выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности); продажа части акций; деинвестирование (продажа отдельных сегментов бизнеса, подразделений); ликвидация (полная/частичная).
Преобразования в рамках процедуры внешнего управления (Закон РФ «О банкротстве»):
перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; продажа части имущества; продажа предприятия (бизнеса).
Российским законодательством предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
В ходе процедуры наблюдения временным управляющим осуществляется оценка существующего положения, финансового состояния предприятия, анализ имеющихся резервов для восстановления платежеспособности. По результатам данного обследования арбитражным судом выносится решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства.
В случае невозможности восстановления платежеспособности предприятия применяется процедура конкурсного производства, в рамках которой определяется размер конкурсной массы, распродается имущество и удовлетворяются требования кредиторов, что является ликвидацией предприятия. При выявлении возможностей для выхода предприятия из кризиса вводится процедура внешнего управления, в процессе которой разрабатывается и реализуется план внешнего управления.
В подобных условиях диапазон возможных решений заметно сужен, действия по разработке и реализации плана внешнего управления ограничиваются временем (по закону «О несостоятельности (банкротстве)» максимум 18 месяцев) и средствами. Чаще всего это оборонительная стратегия, основанная на сокращении издержек, выделении, ликвидации нерентабельных подразделений и активов.
Изменения в организационной и правовой форме предполагают уточнение организационно-правового статуса в соответствии с ГК РФ:
хозяйственные товарищества;
общества с ограниченной ответственностью (ООО);
общества с дополнительной ответственностью;
акционерные общества (открытые – ОАО и закрытые – ЗАО);
производственные кооперативы;
государственные и муниципальные предприятия; некоммерческие организации.
Формы реализации стратегии
Расширение сферы деятельности:
слияние, присоединение, создание филиалов и представительств, покупка имущества, аренда имущества, лизинг имущества, приватизация, совместное предприятие, участие в инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг.
Сокращения сферы деятельности: разделение, выделение, продажа имущества, сокращение собственного капитала, сдача имущества в аренду, безвозмездная передача активов, передача имущества в зачет обязательств, консервация имущества, ликвидация отдельных подразделений, предприятия в целом.
Выбор типа объединения по степени участия в управлении: концерн, синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс, союз.
Реорганизация юридического лица (ст.57-60 ГК РФ) может осуществляться в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Возможности по изменению структуры собственности и активов: приватизация, создание совместных предприятий, создание филиалов и представительств, предоставление в аренду части имущества, лизинг, франчайзинг.
Жесткие факторы организации – инструменты, сфера действия которых распространяется на абстрактные организационные структуры. Расчленение основной задачи предприятия на части с соответствующей привязкой производственных единиц.
Выбор типа организационных структур управления: иерархические структуры - элементарная структура, линейно-штабная структура, линейно-функциональная структура, дивизиональная структура. Дивизиональная структура подразделяется на продуктовую структуру, структуру с ориентацией на клиента, региональную структуру, структуру на базе бизнес-единиц, смешанную структуру.
Адаптивные структуры подразделяются на проектную структуру, матричную структуру, программно-целевую структуру, структуру на групповом подходе. Структура на групповом подходе состоит из командной структуры, групповой структуры, бригадной структуры, сетевой структуры.
Мягкие факторы организации – инструменты, воздействующие на поведение персонала. Развитие персонала: повышение профессиональной квалификации, повышение общей квалификации. Организация отношений доверия: стимулирование внутрифирменных и предпринимательских отношений, создание в коллективе атмосферы творчества. Интегрированные организационные концепции: развитие фирменной культуры. Процесс планирования предполагает анализ существующего положения предприятия, определение общего направления и стратегии развития, анализ эффективности, перспективности и стратегического соответствия отдельных видов деятельности предприятия, стратегическое позиционирование.
В экономической литературе встречаются различные подходы к выделению и представлению стратегии предприятия. Например, Ф. Котлер выделяет следующие направления возможного роста:
интенсивный рост (глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка, совершенствование товара);
интеграционный рост (регрессивная интеграция, прогрессивная интеграция, горизонтальная интеграция);
диверсификационный рост (концентрическая диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная диверсификация).
В наиболее общем виде направления реструктуризации можно представить в форме двух основных организационных стратегий: расширения или сокращения бизнеса.
Стратегия, направленная на интегрированный рост путем добавления новых структур внутри организации, называется вертикальной интеграцией. Различают прямую и обратную интеграцию.
При прямой интеграции (приобретение фирм-продавцов) условиями выбора организационной стратегии являются следующие: дистрибьюторы компании дороги, несговорчивы или слабы для того, чтобы удовлетворять запросами компании; возможности дистрибьюторов ограничены с точки зрения создания для компании стратегических преимуществ в конкурентной борьбе; компания конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынков сбыта продукции, компания имеет капитал, и персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами дистрибуции своей собственной продукции; стабильность производства особенно ценна, это связано с тем, что через собственную систему дистрибуции легче предсказывать потребность рынка в выпускаемой компанией продукции; действующие дистрибьюторы и продавцы продукции компании получают очень высокий процент прибыли, в этом случае посредством прямой интеграции компания может серьезно увеличить свою
прибыль и за счет снижения издержек обращения существенно снизить конечную цену на свою продукцию, усилив, таким образом, свои конкурентные позиции.
При обратной интеграции (приобретение фирм-поставщиков) условиями выбора организационной стратегии являются следующие моменты:
поставщики компании дороги, несговорчивы или слабы для того,
чтобы удовлетворять запросы компании; число поставщиков ограничено по сравнению с числом конкурентов;
компания конкурирует в быстро растущей отрасли, и ожидается продолжение расширения рынков сбыта продукции;
компания имеет и капитал, и персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами организации поставок сырья и материалов для
своего производства;
особую ценность имеют стабильные цены на сырье и материалы, через обратную интеграцию возникает возможность стабилизировать эти цены;
поставщики компании получают высокий процент прибыли, что свидетельствует о том, что бизнес на поставщиках материалов в данной отрасли является стоящим предприятием;
компания нуждается в быстрых поставках сырья и материалов.
При горизонтальной интеграции (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов) возникают следующие условия организационной стратегии:
компания конкурирует в растущей отрасли; компания может стать монополистом в определенном регионе без привлечения особой поддержки местных властей или сильной конкурентной борьбы; увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества; у компании есть достаточные и капитальные, и трудовые ресурсы, чтобы успешно справиться с задачами своего расширения; конкуренты компании

допускают ошибки из-за недостатка опыта управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает компания.
Концентрированный рост (изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли) включает в себя следующие организационные стратегии: захват рынка, развитие рынка, развитие продукта, централизованная диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная диверсификация.
Стратегия захвата рынка (увеличение доли на традиционных рынках) осуществляется при следующих условиях выбора организационной
стратегии:
существующие рынки не насыщены продукцией компании;
норма потребления продукции компании у традиционных потребителей вскоре может возрасти;
увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества.
Стратегия развития рынка (новые рынки для старого продукта) осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии:
появляются новые недорогие надежные каналы сбыта продукции; компания очень преуспевает в своем бизнесе;
существуют новые неосвоенные или ненасыщенные рынки;
компания имеет необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы справиться с расширением круга своих коммерческих операций;
у компании имеется запас производственных мощностей;
основная отрасль компании развивается достаточно быстро.
Стратегия развития продукта (новый продукт на традиционном рынке) осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии:
компания выпускает достаточно успешные продукты, находящиеся в стадии зрелости жизненного цикла продукта – идея в том, чтобы привлечь вполне удовлетворенных потребителей попробовать новый, улучшенный
продукт компании;
компания конкурирует в отрасли промышленности, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями;
основные конкуренты компании предлагают продукцию лучшего качества по сравнимой цене;
компания конкурирует в отрасли, развивающейся высокими темпами; компания отличается своими научно-исследовательскими и проектными возможностями.
При централизованной диверсификации (когда новые производства, совпадают с основным профилем) существуют следующие условия выбора организационной стратегии:
компания конкурирует в отрасли промышленности, не имеющей роста либо имеющей очень низкие темпы роста; добавление новых, но в то же время профильных продуктов могло бы
существенно улучшить реализацию традиционной продукции;
новые профильные продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам;
вводимые новые профильные продукты имеют сезонные колебания спроса, и эти колебания находятся в противофазе с колебаниями финансовых пиков и спадов компании;
традиционные продукты компании находятся в стадии умирания по их жизненному циклу; компания располагает сильной управленческой командой.
При горизонтальной диверсификации (новая непрофильная продукция для традиционных рынков) существуют следующие условия выбора организационной стратегии:
добавление новых, но в то же время непрофильных продуктов, которое могло бы существенно улучшить реализацию традиционной продукции; компания конкурирует в высоко конкурентной и неразвивающейся отрасли,
в которой достаточно низкая норма прибыли и дохода;
традиционные каналы дистрибуции продукции компании могут быть использованы для продвижения на рынок новой продукции для традиционных потребителей; реализация новой продукции по времени будет проходить в противофазе с уже выпускаемыми компанией продуктами.
При конгломеративной диверсификации (новые непрофильные производства для новых рынков) существуют следующие условия выбора организационной стратегии:
в базовой отрасли компании происходит ежегодное снижение объемов реализации и прибыли; компания располагает капиталом и управленческими кадрами, необходимыми для того, чтобы начать конкурировать в новой отрасли;
у компании есть возможность скупить непрофильный для нее бизнес, который представляет надежный объект для инвестиций;
существует финансовое взаимодействие между приобретаемой и приобретающей фирмами;
существующие рынки для продукции компании вполне насыщены.
Стратегия деинвестирования (реализация части предприятия или фирмы в целом) включает в себя частичное сокращение компании. Существуют следующие условия выбора организационной стратегии деинвестирования:
у компании имеется четкое представление о своем бизнесе, но в течение значительного периода времени она не смогла достичь
стоящих перед ней целей;
компания является одним из самых слабых конкурентов в отрасли;
компания неэффективна, низкоприбыльна, имеет персонал с низким средним уровнем трудовой дисциплины.
Продажа части фирмы возникает при причине когда, стратегия сокращения компании не принесла желаемого эффекта. Передача части
акций вновь образуемой компании возникает тогда, когда какое-то подразделение компании требует значительно больше ресурсов для поддержания своей конкурентоспособности, чем компания может обеспечить.
Полная ликвидация возникает, когда компания стоит на грани банкротства, и в процессе ликвидации может быть получена максимально возможная сумма наличных денег за ее активы;
ни стратегия сокращения, ни стратегия отторжения не привели к желаемому результату.
Следовательно, используя возможные варианты организационных преобразований, предприятия формируют стратегию по выходу из кризисного состояния.
Стратегии реструктуризации можно представить в виде двух основных направлений: расширения или сокращения бизнеса. Стратегия расширения сферы деятельности может быть реализована в следующих формах: слияние, присоединение, покупка имущества, аренда имущества, лизинг имущества, приватизация. Задача внутреннего развития может быть решена следующими способами: совместное предприятие, участие в инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг.
В результате осуществления различного вида интеграционных преобразований в состав организации может входить одна фирма или
несколько, объединенных системой участия. Здесь возможны следующие варианты:
синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс, союз.
Другим направлением реструктуризации является сокращение бизнеса. Стратегия сокращения может быть воплощена путем разделения, выделения, продажи имущества, сокращения собственного капитала, сдачи имущества в аренду, создания дочернего предприятия, безвозмездной передачи активов, передачи имущества в зачет обязательств, консервации имущества, ликвидации предприятия.
В странах с вполне сложившейся рыночной экономикой и относительно стабильной социально-политической ситуацией, действующими законами о конкуренции банкротство рассматривается как положительное явление, способствующее очищению рынка от неэффективных и слабых предприятий. В России большинство предприятий являются потенциальными банкротами, хотя многие из них имеют возможности для выхода из зоны финансовой несостоятельности.
В данных условиях механизм банкротства должен рассматриваться не столько как средство по ликвидации неплатежеспособного предприятия, а как возможность в рамках арбитражного процесса, обеспечить создание новых или сохранение старых, но реформированных бизнес-единиц, способных вписаться в рыночный процесс и нормально функционировать в его рамках.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ИВЕРОН

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Иверон»
ОАО «Иверон» - предприятие, выполняющее широкий круг операций, включая производство и реализацию продукции, оказание услуг. Выполнение работ. Предприятие функционирует с 2002 года и выполняет следующие виды деятельности:
строительные, ремонтные, монтажные, электромонтажные, пусконаладочные и отделочные работы;
сервисные, агентские, маркетинговые, брокерские, консультационные, юридические услуги;
выпуск и реализация товаров народного потребления и строительных материалов;
все виды торгово-посреднических операций;
торгово-закупочная деятельность, посреднические услуги в области торговли, создание сети организаций оптовой и розничной торговли, фирменных магазинов.
Главная цель ОАО «Иверон» – получение максимально возможной прибыли при условии выполнения всех возложенных на него функций, в соответствии с видами осуществляемой деятельности. Уставный капитал сформирован в размере 100 тыс. руб.

2.2 Анализ имущества и основных показателей производительности предприятия
Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Иверон», а также стоимость имущества предприятия приведены в таблице 2.2.1. Как видно из приведенных данных, за 2010 г. выручка от реализации продукции сократилась на 1,3%. Причиной явился мировой финансовый кризис,
приведший к сокращению чистой прибыли предприятия на 97,1% или на 434 тыс. руб.
Таблица 2.2.1
Основные экономические показатели работы ОАО «Иверон»*
Показатели 2009 2010 2011 Абсолютное отклонение, тыс. руб. Относительное отклонение, %
09/08 10/09 09/08 10/09
1 Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 78969 77929 80577 -1040 2648 98,7 103,4
2 Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 69875 59414 65425 -10461 6011 85,0 110,1
3 Материальные затраты, тыс. руб. 45751 37542 46854 -8209 9312 82,1 124,8
4 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 16200 14392 14904 -1808,4 512,4 88,8 103,6
5. Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. 21,6 21,7 21,9 0,1 0,2 100,5 100,9
6 Среднесписочная численность, чел. 75 67 69 -8 2 89,3 103,0
7 Среднегодовая стоимость ОФ, руб. 280 459,5 659,5 179,5 200 164,1 143,5
8 Прибыль от реализации, тыс. руб. 3390 2854 952 -536 -1902 84,2 33,4
9 Чистая прибыль, тыс. руб. 447 13 -2473 -434 -2486 2,9 -19023,1
10 Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. (п2:п1) 0,9 0,8 0,8 -0,1224 0,04954 86,2 106,5
11 Коэффициент материалоемкости (п3:п1) 0,6 0,5 0,6 -0,0976 0,09973 83,2 120,7
12 Производительность труда, тыс. руб. (п1:п6) 1052,9 1163,1 1167,8 110,199 4,66321 110,5 100,4
13 Фондоотдача, руб. (п1:п7) 282,0 169,6 122,2 -112,44 -47,416 60,1 72,0
14 Рентабельность, %
–продукции (п8:п2) 4,9 4,8 1,5 -0,0479 -3,3485 99,0 30,3
–продаж (п8:п1) 4,3 3,7 1,2 -0,6305 -2,4808 85,3 32,3
* по данным финансовой отчетности за 2009 и 2010-2011 гг.
В 2011 г. происходит рост выручки от реализации, в основном это связано с увеличением цен на продаваемую продукцию, работы, услуги. В 2011 г. себестоимость росла более высокими темпами, чем выручка от реализации, что привело к снижению прибыли от реализации на 66,6%. Финансовый результат предприятия за 2011 г. был представлен убытком на сумму 2473 тыс. руб.
Сумма материальных затрат в 2010 г. в связи со снижением объемов продаж уменьшилась на 8209 тыс. руб. Рост материальных затрат в 2011 г. стало причиной увеличения себестоимости продукции на 6011 тыс. руб.
Как видно из представленных данных, в 2010 г. затраты на 1 рубль товарной продукции сократились на 8 коп. или на 13,8%. В 2011 г. данный показатель остался неизменным. Коэффициент материалоемкости в 2010 г. также снизился на 16,8%, однако в 2011 г. напротив произошел рост показателя на 20,7%.
За анализируемый период произошло снижение эффективности использования основных фондов на 282 руб. до 122,2 руб., при росте их стоимости в 2009 г. на 79,5%, в 2010 г. - на 100%.
Производительность труда выросла: в 2010 г. на 10,5%, а в 2011 г. – на 0,4%.
Вместе с тем показатели рентабельности за анализируемый период снижаются, что дает право сделать вывод об ухудшении деятельности предприятия за 2009-2011 гг.

2.3 Анализ финансового состояния предприятия
Оценку финансового состояния проведем по методике Шеремета А.Д. на основе данных агрегированного баланса (таблица 2.3.1).

Таблица 2.3.1
Агрегированный баланс ОАО «Иверон»*
Наименование статей Абсолютные величины, тыс.руб. Относительные величины, %
2009 2010 2011 изменение,(+,-) 2010 2011 изме-нение,(+,-) в % квелна начало в % к измен.итога баланса
1. Внеоборотные активы
1.1 Основные средства 280 639 680 41 2.4 3.3 0.9 6.4 0.7
ИТОГО по разделу 1 280 639 680 41 2.4 3.3 0.9 6.4 0.7
2. Оборотные активы
2.1 Запасы 18037 21384 10983 -10401 80.1 52.6 -27.5 -48.6 -179.1
2.3 Медленно реализуемые активы 18037 21384 10983 -10401 80.1 52.6 -27.5 -48.6 -179.1
2.4 Дебиторская задолженность(до 12 мес.) 4891 4606 9193 4587 17.3 44 26.7 99.6 79
2.6 Денежные средства 118 60 27 -33 0.2 0.1 -0.1 -55 -0.6
2.7 Наиболее ликвидныеактивы 118 60 27 -33 0.2 0.1 -0.1 -55 -0.6
ИТОГО по разделу 2 23046 26050 20203 -5847 97.6 96.7 -0.9 -22.4 -100.7
Стоимость имущества 23326 26689 20883 -5806 100 100 0 -21.7 -100
3. Капитал и резервы
3.1 Уставный капитал 100 100 100 0 0.4 0.5 0.1 0 0
3.3 Резервный капитал 15 15 15 0 0 0 0 0 0
3.4 Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток) 1189 1202 -980 -2182 4.5 -4.6 -9.1 -181.5 -37.6
ИТОГО по разделу 3 1304 1317 -865 -2182 4.9 -4.1 -9 -165.6 -37.6
4. Долгосрочные пассивы 7900 7600 12800 5200 28.5 61.3 32.8 68.4 89.5
5. Краткосрочные пассивы
5.1 Заемные средства 5800 8496 2347 -6149 31.8 11.2 -20.6 -72.3 -105.9
5.2 Кредиторская задолженность 8322 9276 6601 -2675 34.8 31.6 -3.2 -28.8 -46.1
ИТОГО по разделу 5 14122 17772 8948 -8824 66.6 42.8 -23.8 -49.6 -152
Всего заемных средств 22022 25372 21748 -3624 95.1 104.1 9 -14.2 -62.4
Итог баланса 23326 26689 20883 -5806 100 100 0 -21.7 -100
Величина собственных средств в обороте 1024 678 -1545 -2223 2.5 -7.4 -9.9 -327.8 -38.3
Чистые активы 1304 1317 -865 -2182 4.9 -4.1 -9

* по данным финансовой отчетности за 2009 и 2010-2011 гг.

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:
1. Произошло уменьшение потенциала предприятия в сумме активов применяемых активов на: 21.75%.
2. Оборотные активы предприятия складываются преимущественно из запасов и краткосрочной дебиторской задолженности. Также небольшую долю в составе оборотных средств имеют НДС по приобретенным ценностям и денежные средства.
3. Объем свободных денежных ресурсов на предприятии за период с 2009г. по 2010 г. сократился на 33 тыс. руб. и составил 27 тыс. руб.
4. Произошло снижение величины медленно реализуемых активов на 10401 т.р.
5. Сократился объем наиболее ликвидных активов на 33 т.р.
6. Произошло уменьшение величины денежных средств предприятия на 33 т.р., что вероятно связано с тем, что темп прироста сбыта продукции (выручки от реализации) меньше чем уровень инфляции за анализируемый период и часть денежных средств необходимо вложить в материальные активы для сохранения их от инфляции.
7. Общая величина капиталов и резервов, составляющих собственные средства предприятия, сократилась на 2182 т.р.
8. Имеется высокий удельный вес кредиторской задолженности (на конец 2009 г. - 34.8 %, на конец 2011 г. - 31.6 %).
9. Величина собственных средств в обороте сократилась на 2223 т.р., что является отрицательным фактором.
10. В исследуемом периоде произошло изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, при этом по состоянию на
конец 2010 г. кредиторская задолженность была выше дебиторской, а по состоянию на конец 2011 г. дебиторская задолженность превышала кредиторскую на 39.3 %.
11. Анализ структуры кредиторской задолженности позволяет сделать следующий вывод: на начало исследуемого периода наибольший удельный вес в ней занимают поставщики и подрядчики, и структуре кредиторской задолженности на конец 2011 г. преобладают прочие кредиторы.
12. В анализируемом периоде имущество уменьшились на 5806 т.р. Снижается потенциал предприятия, исчисленный по имуществу, на 21.75 %.

2.4 Анализ ликвидности предприятия ОАО «Иверон»
Для анализа ликвидности баланса сопоставим итоги основных групп статей по активу и пассиву (таблица 2.4.1).
Таблица 2.4.1
Сопоставление итогов групп по активу и пассиву*
АКТИВ 2009 2010 2011 ПАССИВ 2009 2010 2011 излишек (+) или недостаток (-) активов на погашение обязательств
2009 2010 2011
1. Наиболее ликвидные активы 118 60 27 1. Наиболее сроч.обязательства 8322 9276 6601 -8204 -9216 -6574
2. Быстрореализуемые активы 4891 4606 9193 2. Краткосрочные пассивы 5800 8496 2347 -909 -3890 6846
3. Медленнореа-лизуемые активы 17966 21282 10893 3. Долгосрочные пассивы 7900 7600 12800 10066 13682 -1907
4. Труднореали-зуемые активы 280 639 680 4. Постоянные пассивы 1233 1215 -955 -953 -576 1635
БАЛАНС 23255 26587 20793 БАЛАНС 23255 26587 20793 x x x
* по данным финансовой отчетности за 2009 и 2010-2011 гг.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что ликвидность предприятия является недостаточной. Однако необходимо отметить, что ликвидность в перспективе имеет некоторый платежный излишек. По состоянию на 01.01.2011 г. ситуация улучшилась. Ликвидность баланса также характеризуется как недостаточная. При этом существует возможность увеличения текущей ликвидности в недалеком будущем и соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости – наличие собственных оборотных средств.

2.5 Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Для оценки платежеспособности предприятия произведем группировку оборотных активов и обязательств для расчета общего (реального) коэффициента платежеспособности (таблица 2.5.1)

Таблица 2.5.1
Группировка оборотных активов и обязательств для расчета общего (реального) коэффициента платежеспособности*
Активы Обязательства Промежу-точный коэф-фициент ликвид-ности
Группа активов Средне-годовое значение, тыс.руб. Группа обязательств Средне-годовое значение, тыс. руб.
Наиболее ликвидные активы (АI) 43.5 Наиболее срочные обязательства (О1) 810 0.054
Быстрореализуемые активы (АII) 7072 Срочные обязательства (O2) 7128.5 0.992
Медленно реализуемые активы (AIII) 15915 Среднесрочные и долгосрочные обязательства (O3) 15621.5 1.019
ИТОГО оборотных активов 23030.5 ИТОГО обязательств 23560 x
* по данным финансовой отчетности за 2009 и 2010-2011 гг.

Величина общего (реального) коэффициента платежеспособности рассчитывается по формуле:
Кобщ = d1*K1+d2*K2+d3*K3,
где d1,d2,d3 – удельный вес обязательств каждой группы в общей сумме обязательств,
К1,К2,К3 – промежуточные коэффициенты ликвидности.
Kобщ = 0.978
Проведенные расчеты позволяют сделать вывод о том, что имеются основания для признания предприятия банкротом.
Результаты коэффициентного анализа платежеспособности предприятия представлены в табл. 2.5.2.

Таблица 2.5.2
Коэффициентный анализ платежеспособности предприятия*
Наименование 2009 2010 2010 Изменения
10/09 11/10
Коэффициенты платежеспособности
Общий коэффициент ликвидности баланса (Л1) 0,585 0,554 0,679 -0,031 0,125
Коэффициент абсолютной ликвидности (Л2) 0,0084 0,0034 0,003 -0,005 -0,0004
«Критической» оценки (Л3) 0,3547 0,2625 1,0304 -0,092 0,7679
Текущей ликвидности (Л4) 1,627 1,46 2,248 -0,167 0,788
Коэффициент отвлеченности функционирующего капитала (Л5) 0,782 0,82 0,542 0,038 -0,278
Доля оборотных средств в активах (Л6) 0,985 0,9722 0,9631 -0,012 -0,0091
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Л7) 0,041 0,022 -0,081 -0,019 -0,103
* по данным финансовой отчетности за 2009 и 2010-2011 гг.

Данные таблицы 2.5.2 позволяют сделать следующие выводы: Величина коэффициента абсолютной ликвидности говорит о снижении способности предприятия погасить краткосрочные долги за счет наиболее
ликвидных средств (в 2010 г. на 0,005, а в 2011 г. – на 0,0004). При этом уровень ее можно охарактеризовать как недостаточный. В результате растет риск краткосрочного банковского кредитования.
За 2011 г. произошел рост коэффициента критической ликвидности на 0,7679. На конец года 103,04% краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по счетам, что говорит о повышении вероятности погашения краткосрочных обязательств и надежности предприятия как делового партнера.
В 2011 г. произошел рост коэффициента текущей ликвидности на 0,788, что является достаточным, и говорит о том, что предприятие в состоянии обеспечить резервный запас для компенсации убытков, которые могут возникнуть при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме наличности.
В 2010 г. произошло увеличение коэффициента общей ликвидности на 0.125. Повысились показатели оборачиваемости капитала и деловой активности. Негативными тенденциями являются:
1) снижение доли оборотных средств в активах в 2011 г. на 0,0091, в связи с ростом выпуска (продажи) продукции, что является хорошей тенденцией;
2) снижение коэффициента обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами на 0,103. Данный коэффициент в 2011 г. составил 0,081 со знаком минус, что говорит о снижении финансовой устойчивости. В течении 6 месяцев, с учетом сложившихся тенденций, предприятие имеет возможность восстановить платежеспособность.
В табл. 2.5.3. приведены результаты коэффициентного анализа финансовой устойчивости предприятия. За анализируемый период произошло снижение коэффициента маневренности функционирующего капитала и на конец 2010 г. значение данного показателя было равно 0.
Таблица 2.5.3
Коэффициентный анализ финансовой устойчивости предприятия*
Наименование 2009 2010 2011 Изменения
10/09 11/10
Коэффициенты финансовой устойчивости
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 16,888 19,265 - 2,377 -
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования 0,044 0,026 -0.076 -0,018 -0.102
Коэффициент финансовой независимости 0,056 0,049 -0.041 -0,007 -0.09
Коэффициент финансирования 0,059 0,052 -0.04 -0,007 -0.092
Коэффициент маневренности собственных средств 6,844 6,285 0 -0,559 -6,285
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,858 0,852 1.072 -0,006 0.22
Удельный вес долгосрочных заемных средств в общей сумме привлеченных средств 0,359 0,3 0.589 -0,059 0.289
Коэффициент устойчивости финансирования 0,395 0,334 0.572 -0,061 0.238
Коэффициент концентрации привлеченного капитала 0,944 0,951 1.041 0,007 0.09
Коэффициент финансовой независимости 0.072 0.062 -0.079 -0.01 -0.141
* по данным финансовой отчетности за 2009 и 2010-2011 гг......................



Заключение

Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Потенциал ОАО «Иверон» в относительном выражении уменьшился по массе применяемых активов на 21,75%. Увеличивается дебиторская, задолженность платежи по которым должны поступить до 12 месяцев на 4587 т.р. - отрицательная тенденция. Увеличивается отвлечение средств, в форме этого вида дебиторской задолженности, из оборота предприятия. Увеличивается косвенное кредитование средствами данного предприятия других предприятий. Предприятие несет убытки от обесценивания дебиторской задолженности. Произошло уменьшение общей величины капиталов и резервов на 2182 т.р., т.е. собственных средств предприятия.
За 2011 год общая платежеспособность предприятия повышается. Предприятие становится более надежным хозяйственным и финансовым партнером.
Абсолютная ликвидность снижается. Вероятность оплаты счетов поставок и возврата кредитных ресурсов снижается. Возрастает риск краткосрочного банковского кредитования.
На конец 2011 г. организация полностью финансово зависимая. Собственные средства у предприятия отсутствуют.
Увеличивается финансовая зависимость от сторонних организаций и лиц.
Предприятие имеет неудовлетворительное финансовое состояние и
может быть признано банкротом. Взаимоотношения партнеров с данным предприятием нецелесообразны.
Имеет место экономический спад, снижается возможность увеличения собственного капитала.
В предыдущем периоде срок окупаемости составил 4.9 лет. В отчетном периоде вложения не окупаются. Вложения в данное предприятие нецелесообразны, т.к. отсутствуют источники окупаемости.
Предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные денежные средства, имеет значительные запасы сырья и готовой продукции и, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность – удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов высок, а период оборачиваемости оборотных средств длителен.
На предприятии наблюдается абсолютное преобладание краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. Это является признаком агрессивной политики управления текущими пассивами.
Проведя анализ финансовой отчетности организации, были выявлены следующие основные проблемы в финансовом состоянии предприятия:
1. Рост краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности
2. Недостаток собственных оборотных средств
3. Предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние
4. Наблюдается дефицит денежных средств, а также низкая платежеспособность.
Целесообразно создать и внедрить комплексную автоматизированную систему контроля бюджетного планирования деятельности компании, что позволит максимально оперативно получать информацию об исполнении бюджета и соответственно вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами компании. Недостаток собственных оборотных средств, наличие дебиторской задолженности у ОАО «Иверон» можно устранить, используя
такую разновидность торгово-комиссионной операции как факторинг.
Ожидаемый эффект от внедрения перечисленных мероприятий обеспечит выживаемость ОАО «Иверон», повысит его финансовую устойчивость и платежеспособность в сложных современных условиях.
?
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 25.02.1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" N 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.03.1999. N 9. Ст. 1097;
2. Федеральный закон от 26.10.2002 г. "О несостоятельности(банкротстве)" N 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ 05.12.1994 N 32. Ст. 3301;
4. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий. - М.: Альпина Паблишер, 2002 - 287 с.;
5. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для вузов./ И.Т. Балабанов, Е.В. Быкова, Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова. - М.: Перспектива. 6-е изд. 2009. – 656 с.;
6. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Н.И. Берзон, Т.В. Теплова, Л.А. Тюгай, В.И. Горелый. - М.: Academia, 2009. – 336 с.;
7. Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджера В 4 т. Т. 2. Управление активами и капиталом предприятия. М.: Омега-Л Эльга. 2009. –448 с.;
8. Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. пособие Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 2006. – 542с.;
9. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент / Под ред. А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - М.: КНОРУС, 2008. – 425с.;
10. Донцова Л.В., Никифорова, Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2009. – 368с.;
11. Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства М – 2009 г.;
12. Коротков Э.М. Антикризисное управление Инфра-М – 2001 г.;
13. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. пособие. - М.: ООО ТК Велби, 2009. – 254с.;
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - Минск: Экоперспектива, 2009. – 374 с.;
15. Смагина И.А. Предпринимательское право Омега-Л – 2009 г.;
16. Харитонов А.В., Павлов И.В. Антикризисное управление: современные подходы. К пониманию содержания. Нижегородский Государственный университет, 2011 г.;
17. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций»: Практическое пособие / изд. «Экономика», 2008 г.;
18. Шоштаев О.Ю., Сенюгина И. А. «Анализ финансовой устойчивости и пути ее повышения». Сборник научных трудов СевКавГТУ, серия Экономика,9/2009г.;
19. Основные принципы построения системы контроля бюджетного процесса предприятия
bupr.ru/litra/books/book1/?leaf=tema83.htm.


Приложение 1
Баланс предприятия за 2009, 2010, 2011 гг..................




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.