На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Основные направления деятельности ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ в переходных экономиках стран ЦВЕ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2005. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение


Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности ЕБРР………………………...5

1.1 Создание, цели, компетенция ЕБРР………………………………………………….5

1.2 Источники формирования финансовых средств ЕБРР……………………………12

1.3 Извлечение прибыли как условие кредитной деятельности
международной финансовой организации - европейского банка реконструкции и
развития………………………………………………………………………...…………………19


Глава 2. Особенности инвестиционных механизмов деятельности ЕБРР
(инструменты, подходы)…………………………………………………………………………22

2.1 Порядок инвестирования……………………………………………………………………22

2.2 Механизм влияния ЕБРР на государства - получателей финансирования………………32

2.3 Деятельность ЕБРР в Российской Федерации…………………………………………….37


Глава 3. Организационно-экономический механизм привлечения средств в Россию………44

3.1 Анализ специальных программ ЕБРР, осуществляемых в России………………………44

3.2 Предпосылки для расширения кредитной деятельности ЕБРР в России……………….57

3.3 Совершенствование организации привлечения средств ЕБРР…………………………...68


Заключение……………………………………………………………………………………….71

Список литературы………………………………………………………………………………77


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Мировая экономика, как совокупность национальных хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений, с конца XX столетия характеризуется интенсивными интеграционными тенденциями. Глобализация становится важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни. Важная черта этого явления — появление и усиление роли па международной арене новых игроков - различных международных регулирующих институтов, таких, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др., которые начинают играть все более важную роль наряду с государствами,
В результате экономических и политических перемен, имевших место в конце 80-х - начале 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сложилась новая политическая обстановка. Окончание «холодной войны» обеспечило определенную международную стабильность, изменило политическое положение и равновесие в мире и способствовало развитию демократических процессов в странах ЦВЕ. Вместе с тем после краха социалистической системы указанные страны столкнулись с проблемами, связанными с резким падением производства, уровня жизни населения, крупномасштабной миграцией рабочей силы и безработицей, обострением национальных проблем и перерастанием их в вооруженные конфликты, ухудшением состояния окружающей среды. Кредитно-финансовые учреждения стран ЦВЕ унаследовали такие серьезные проблемы, как безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации, чрезмерную монополизацию финансового сектора, связанные с тем, что акционерами кредитных учреждений являлись государственные предприятия, выступающие одновременно в качестве заемщиков. Перед странами ЦВЕ встала задача формирования и ускоренного развитая частного сектора экономики.
С другой стороны, окончание «холодной войны» означало возможность дальнейшего развития интеграционных процессов в Европе, одним из проявлений которых явилось создание европейских межгосударственных организаций, способствующих усилению роли данного региона на мировой арене, баланс сил на которой после краха социализма сместился в пользу США.
Деятельность указанных организаций имела своей целью содействовать развитию стран ЦВЕ5 с перспективой их последующего интегрирования в общеевропейский политический и экономический порядок. Создание ЕБРР, содействующего развитию частного сектора и инфраструктуры, проведению рыночных реформ и структурных преобразований в странах ЦВЕ, стало одним из наиболее существенных событий в этой области,
В этой связи приобретает актуальность выявление особенностей и места ЕБРР в институциональной структуре региональных экономических отношений в условиях интенсивных изменений, связанных с интеграцией стран постсоветского пространства в мировую экономику.
С учетом схожести проблем, с которыми столкнулись в постсоциалистический период страны ЦВЕ, изучение, анализ и использование опыта ЕБРР в области кредитовании экономики указанных стран, в частности кредитования малого и среднего бизнеса, осуществления программ по развитию финансовых учреждений, представляет большой интерес с позиций его использования в России в интересах ускоренного и устойчивого развития ее экономики.
Цель и задачи исследования данной работы. Цель работы заключается в раскрытии основных направлений и проблем кредитной деятельности Европейского банка реконструкции и развития в переходных экономиках стран ЦВЕ.
В соответствии с целью исследования была сформирована система его задач:
- обобщить теоретические основы кредитной деятельности ЕБРР в развитии
экономики стран ЦВЕ и определить его место в институциональной
структуре региональных экономических отношений;
- определить источники рефинансирования кредитной деятельности ЕБРР, выявить особенности регулирования его кредитной деятельности в странах;
- проанализировать современные тенденции развития и перспективы кредитной деятельности НБРР в странах ЦВЕ в условиях интеграционных процессов в Европе;
- выявить факторы, влияющие на объемы операции. ЕБРР в той или иной стране, определить его влияние на осуществление рыночных реформ и структурных преобразований в странах ЦВЕ ;
- раскрыть противоречия, возникающие при реализации уставных целей и принципов ЕБРР в процессе осуществления его кредитной деятельности;
- показать особенности кредитной деятельности ЕБРР в России, обозначить основные проблемы, возникающие в ходе реализации данной деятельности, сформулировать предложения по повышению эффективности использования заемных средств Банка в российской экономике.
Объектом исследовании является деятельность ЕБРР как межгосударственного европейского института.
Предметом исследования являются роль ЕБРР в кредтеговании экономики стран ЦВЕ, н том числе в России, новые явления и современные тенденции в конце ХХ-начале XXI веков.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют положения теории международных экономических отношений и международных валютно-кредитных отношений. При выполнении диссертационного исследования использовался системный подход, научные методы анализа, синтеза, группировки, сравнения, прогнозирования, аналитических и статистических выборок.
Использованы также научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков в области мировой экономики , международных экономических отношений, институциональных аспектов мировой и российской экономики, таких как: В.В, Бандурин, С.Л. Былиняк, И.Н. Гертисова, Е.Т. Гайдар, Е.Д. Халеви , В.В. Михеев, Л. В. Новоселова, Л.Н. Красавина, ПН. Платонова, В,Е,Рыбалкин, Б.М. Смитиенко, Е.Д.Халевинская, А.Г. Чумаченко, В.М.Шумилов, Л,И.Якобсон.
Использовались также труды зарубежных ученых по теории кредитования и инвестирования: Г. Фишер, Дж. Сорос, Ф. Мишкин, К. Омае, Д. Пизано, Дж. Тобин и др.
Исследование основано па изучении и обобщении нормативно-правовых документов, отчетов, аналитических документов ЕБРР, Всемирного банка, МВФ, ЕИБ, аналитических материалов Института экономики переходного периода, отчетов Счетной палаты РФ, периодических изданий, электронных ресурсов.


Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности ЕБРР

1.1 Создание, цели, компетенция ЕБРР.

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1990 году, приступил к деятельности в апреле 1991 года, когда в Центральной и Восточной Европе происходил крах коммунистических режимов и бывшие страны советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии. Участниками Банка являются 60 стран (включая все страны бывшего СССР). Членами ЕБРР также могут быть не Европейские страны, являющиеся членами МВФ. Его акционерами являются страны Соединенные Штаты, Европейское Сообщество и Европейский инвестиционный банк. Штаб-квартира Банка - Лондон.
Россия является одним из учредителей и самым крупным акционером Банка.
Цель деятельности ЕБРР : содействие переходу к рыночной экономике, развитию частной и предпринимательской инициативы в странах ЦВЕ и СНГ.[8,с.15]
Уставный капитал Банка :разрешенный к выпуску акционерный капитал составляет 20 млрд. евро. Число голосов распределяется в соответствии с количеством акций. Квота России в капитале ЕБРР - 80 тыс. акций или 4 % (на долю бывшего СССР приходилось 6%).
Структура ЕБРР:
Высший орган ЕБРР - Совет управляющих, определяющий основные направления деятельности Банка. Каждая из стран-членов ЕБРР представлена одним членом в Совете управляющих (обычно на уровне министра финансов или председателя центрального банка) и назначает одного его заместителя. Исполнительный орган - Совет директоров - состоит из 23 членов, принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа, утверждает предоставление всех кредитов. Президент руководит текущей деятельностью ЕБРР, председательствует на заседаниях Совета директоров и участвует в сессиях Совета управляющих. Президент избирается на 4 года и управляет персоналом ЕБРР (831 сотрудник в штаб-квартире и 241 - в представительствах). Вице-президенты назначаются по рекомендации Президента Советом директоров, который определяет их мандат и полномочия. [10,с.21]
Банк открыл представительства в 25 странах, включая Россию (Москва и региональные представительства в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Екатеринбурге).
ЕБРР оказывает содействие развитию частного сектора, укреплению финансовых учреждений и правовых систем, а также развитию инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора. В государственный сектор выделяется не более 40% от общей суммы предоставляемых Банком кредитов и гарантий и осуществляемых инвестиций, приоритетные области - приватизация и структурные реформы, финансовая система, энергетика, телекоммуникации, транспорт и экологическая инфрастуктура, сельское хозяйство, природные ресурсы и туризм.
Банк оказывает также техническое содействие, которое финансируется за счет обычных основных ресурсов ЕБРР, ресурсов специальных фондов или за счет фондов сотрудничества.
К числу наиболее важных структурных показателей деятельности ЕБРР относится портфельное соотношение - процентная доля средств, направленных в частный сектор экономики стран операций, в годовом объеме подписанных Банком соглашений по финансированию проектов. Этот показатель отражает степень выполнения Банком уставных задач, связанных прежде всего с поддержкой развития частных предприятий и предпринимательства в странах с переходной экономикой. По заключенным в 1998 г. Банком соглашениям величина портфельного соотношения составила 80%.[13,с.18]
Утвержденной в октябре 1997 г. Советом директоров Среднесрочной стратегией предусматривается примерно следующее распределение годового объема принимаемых ЕБРР обязательств: 30% - для России, 30% - для стран, находящихся на завершающих этапах переходного процесса и 40% - для стран, находящихся на начальной и промежуточной стадии переходного процесса. Указанные пропорции сохранилась в бизнес-плане Банка на 1998 г.
Банк постоянно расширяет географию своей деятельности. Наиболее крупной страной операций Банка оставалась Россия, где проекты в 1998 году было решено выделить 3,4 млрд. евро или 23,7% от общего объема одобренных Советом директоров проектов.
ЕБРР осуществляет операции во всех странах Центральной и Восточной Европы и СНГ и вкладывает средства в различные отрасли. Банк является крупнейшим инвестором в регионе и активно работает во всех странах операций через сеть своих представительств на местах, число которых превышает 30. Помимо выделения своих средств Банк привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Хотя его акционерами и являются представители госсектора, ЕБРР главным образом инвестирует частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки приватизации, структурной перестройки государственных компаний и совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует свои тесные связи с правительствами региона для продвижения политики, направленной на развитие условий для предпринимательской деятельности.
Мандат ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены демократическим принципам. Внимательное отношение к окружающей среде является частью принципов сильного корпоративного управления, предусмотренных во всех инвестиционных операциях ЕБРР.
Каждая инвестиционная операция ЕБРР должна :
• Способствовать продвижению страны к полноценной рыночной экономике, т.е. воздействовать на процесс перехода
• Принимать риски, тем самым, содействуя частным инвесторам, и при этом не вытесняя их ;
• Обеспечивать применение здоровых банковских принципов.
Посредством своих инвестиций ЕБРР содействует:
• Структурным и отраслевым реформам
• Развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства, реструктуризации естественных монополий;
• Укреплению финансовых организаций и правовой системы ;
• Развитию инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора;
• Применению принципов сильного корпоративного управления, включая внимание к природоохранным вопросам, в рамках практического применения Кодекса корпоративного управления.
ЕБРР предоставляет прямое финансирование конкретных проектов для частного сектора, включая реструктурирование и приватизацию, или финансирование инфраструктуры, которая способствует осуществлению этой деятельности. Совместные предприятия, и в частности предприятия с иностранными спонсорами, являются основными бенефициарами ссуд, предоставляемых банком.
Банк располагает большим набором финансовых инструментов и использует гибкий подход при структурировании своих финансовых пакетов. Общая установка состоит в том, что стандартное минимальное участие банка составляет 5,75 млн. долларов США, хотя эта цифра не является жесткой в том случае, если проект обеспечивает стране существенные материальные преимущества. На практике средняя сумма участия банка составляет около 20,7 млн. долларов США. Прямое финансирование малых и средних предприятий не является первоочередной задачей банка; однако, у банка имеется ряд инструментов для оказания помощи частным малым и средним предприятиям.
Одно из обязательных условий получения банковской поддержки заключается в реализации концепции многопартийной демократии и плюрализма. Сегодня ЕБРР обслуживает 27 государств не только Европы, но и Азии и имеет в этих странах свои представительства, которые несут ответственность за координацию деятельности на местах. В соответствии с Соглашением о создании ЕБРР предусматривается установление тесных контактов Банка с Всемирным банком и Международным валютным фондом.
ЕБРР предоставляет долгосрочное кредитование компаниям, которые, как правило, испытывают затруднения в получении кредитов из других источников. Банк финансирует лишь коммерчески жизнеспособные проекты.
На реализацию и поддержку российских проектов и компаний поступает более 20% от общего объема финансирования, предоставляемого банком. Более того, ЕБРР намерен в дальнейшем наращивать объемы финансирования, направляя их, в частности, на развитие малого и среднего предпринимательства через Фонд поддержки малого бизнеса в России.
ЕБРР является крупнейшим и единственным инвестором данных регионов и осуществляет значительные зарубежные прямые инвестиции, помимо предоставления собственного финансирования. Его владельцами являются 60 стран и 2 межправительственные организации: Европейский Союз и Европейский банк инвестиций. РФ является членом Банка с 1992 г. Хотя Банк предоставляет кредиты и акционерам государственного сектора, все же главным образом он осуществляет капиталовложения в частные предприятия и фирмы, обычно совместно с коммерческими партнерами. Члены банка обеспечивают его акционерный капитал. Право участия в голосовании пропорционально числу акций. ...........................

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. ЕБРР является организацией, сочетающей в себе признаки
политической организации и функционирующего на коммерческой основе
регионального банка развития. ЕБРР был создан для содействия процессу
перехода к демократии и открытой экономике в странах ЦВЕ, развитию
частного сектора и инфраструктуры, проведению рыночных реформ и
структурных преобразований в указанных странах и является скорее
региональной, нежели глобальной организацией, созданной, в основном,
странами Западной Европы. США, ? отличие от МВФ и группы Всемирного
банка, не играют в нем существенной роли. За время, прошедшее с начала
деятельности Банка, накопился эмпирический материал, который позволил
впервые провести в диссертации комплексный анализ современного
состояния кредитной деятельности ЕБРР в странах ЦВЕ, в том числе в
России.
2. ЕБРР - один из европейских межгосударственных институтов,
призванных содействовать развитию экономики стран ЦВЕ, с перспективой
их дальнейшего интегрирования в общеевропейский политический и
экономический порядок и, как представляется автору, является одним из
элементов системы инструментов политико-экономического влияния стран
Западной Европы, При этом следует отметить значимость кредитной
деятельности ЕБРР в менее приоритетных для других региональных
финансовых институтов странах ЦВЕ (в частности, в России), что
выражается в значительно меньшем по сравнению с ЕБРР объеме
инвестиций данными организациями в экономику этих стран, обусловленном ее низким развитием. Так, регион операций Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) — финансового института ЕС - смещен западнее относительно региона операций ЕБРР: странам бывшего СССР, кроме балтийских, ресурсы ЕИБ недоступны. Примечательно также, что значительно меньший объем финансовых ресурсов по сравнению со странами-кандидатами на вступление в ЕС, получают другие страны ЦВЕ» в рамках специальных программ ЕС, Таким образом, в системе инструментов политико-экономической экспансии стран Западной Европы ЕБРР лишь дополняет усилия других региональных финансовых институтов (хотя непропорциональное распределение кредитных ресурсов между странами ЦВЕ со стороны ЕБРР также смещено в пользу более приоритетных для ЕС стран), однако в менее приоритетных странах бывшего «соцлагеря» (и частности, в России) значимость деятельности ЕБРР возрастает за счет меньшего внимания других европейских межгосударственных институтов- По масштабам деятельности в странах ЦВЕ деятельность ЕБРР сопоставима с МБРР.
4.Для стран ЦВЕ взаимодействие с ЕБРР по ряду причин можно назвать более привлекательным, нежели сотрудничество с действующими в регионе международными финансовыми институтами- МВФ и группой ВБ (прежде всего, МБРР), что выражается, в первую очередь, в различии условий получения кредитов- Так, в отличие от МВФ, требующего от стран-заемщиц выполнения стабилизационных программ, и Всемирного банка, предоставляющего кредиты в зависимости от выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли и требующего проведения рыночных преобразований и реформ, ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. При этом требование ЕБРР об обязательной приверженности стран ЦВЕ принципам много партийной демократии, на практике оказывается формальным и не выполняется.
5.Также следует отметить, что основная часть финансирования ЕБРР предоставляется частным проектам, под которые не требуется государственные; гарантии в отличие от других крупных международных финансовых институтов, прежде всего, МВФ и МБРР, который требует государственных гарантий под предоставляемое финансирование, С другой стороны, укачанные институты — в отличие от ЕБРР - предоставляют кредиты, зачастую носящие бюджетозамещающий характер, что приводит к снижению эффективности их использования в отличие от ЕБРР.
6. Изучение вопросов формирования ресурсной базы Банка показало, что основным ее источником являются привлеченные на фондовом рынке «длинные» и «дешевые» денежные средства - оплаченный капитал стран-учредителей составляет лишь небольшую часть. Было показано, что высокий кредитный рейтинг Банка подтверждается ведущими мировыми рейтинговыми агентствами- Такой способ финансирования соответствует способу финансирования МБРР, отличаясь от модели формирования ресурсов МВФ, акционерный капитал которого сформирован за счет полностью оплаченных квот, определяемых в зависимости от состояния макроэкономических показателей стран-членов, а заимствования осуществляются в рамках специальных соглашений о займах. С другой стороны, исследование вопросов регулирования кредитной деятельности ЕБРР позволяет сделать вывод о проработанности механизмов отбора проектов для финансирования - можно утверждать, что присутствует как механизм многоуровневого контроля отбираемых проектов, так и механизм корректирующей обратной связи. В результате ЕБРР функционирует как успешная коммерческая организация - в диссертации были подвергнуты анализу некоторые основные показатели его финансово-хозяйственной деятельности. В результате этого было показано, что ЕБРР систематически получает прибыль- Несмотря на невысокую рентабельность реально авансированного капитала (собственного капитала, включающего в том числе и подлежащий оплате по требованию учредителями капитал» и привлеченного на кредитном рынке), рентабельность оплаченного учредителями капитала достаточно высока по меркам развитых стран Запада, Все сказанное является еще одним свидетельством эффективности деятельности ЕБРР в целом, хороших перспектив ее развития в будущем. .[12,с.84]
7.В последние годы объемы активности ЕБРР в странах ЦВЕ существенно выросли, что сопровождалось улучшением его финансовых результатов. Большая часть ассигнований Банка направлена на создание условий для развития экономики — то есть, на развитие инфраструктуры при принятии широкой трактовки этого понятия (как комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедея1ельности общества, включающего в себя энергетику, транспорт, энергоснабжение и финансовые учреждена). Это говорит о стремлении Банка к участию в проектах, которые создают условия, основу для развития экономик стран операций.
8.Подробное исследование деятельности ЕБРР в странах ЦВЕ позволило раскрыть противоречия, возникающие при реализации уставных: целей и принципов ЕБРР в процессе осуществления его кредитной деятельности, прописанных в учредительных документах Банка, Прежде всего, необходимо отметить формальность требования о приверженности стран ЦВЕ многопартийной демократии, плюрализму и т,д. Об этом свидетельствует наличие деловой активности ЕБРР во всех странах операций - включая Беларусь и Туркменистан, Мы обоснованно, опираясь на результаты анализа, проведенного с использованием статистических методов, можем утверждать, что на практике распределение ресурсов между странами ЦВЕ носит крайне непропорциональный характер при учете численности населения этих государств. Наибольшие инвестиции получают недавно присоединившиеся к ЕС страны, либо — страны-кандидаты на присоединение. Это также позволяет поставить под вопрос принцип деятельности Банка - поскольку наименьшие инвестиции достаются странам, наименее ими обеспеченными, С другой стороны, это свидетельствует об определенной политизированности практической деятельности Банка.
7. В целом, выявленная в работе система факторов,
обусловливающих интенсивность инвестиционно-кредитной деятельности
ЕБРР в той или иной стране может быть представлена следующим образом:
¦ регионально-геополитический фактор;
¦ интенсивность реформ;
• активность и качество деятельности потребителей инвестиционных
ресурсов (может быть подразделена на следующие составляющие;
включение организаций финансового (банковского) сектора в
сотрудничество с ЕБРР; включение нефинансовых организаций частного
сектора в сотрудничество с ЕБРР; включение организаций госсектора в
сотрудничество с ЕБРР; уровень менеджмента в организациях-
потребителях инвестиционных ресурсов);
* техническое сотрудничество органов государственной власти и бизнеса и
ЕБРР.
8. Таким образом, в целом роль ЕБРР в развитии экономик стран ЦВЕ
может быть охарактеризована как значительная, С одной стороны, это
обусловлено объемами кредитования (финансирования) - ЕБРР является
крупнейшим инвестором в регионе. С другой стороны, можно назвать
высоким качество этой деятельности - основными факторами которого
являются ориентация Банка на финансирование конкретных проектов
инвестиционного характера в частном секторе (отказ от бюджетозамещающих кредитов), а также - здоровые банковские принципы, которыми он руководствуется. Немаловажным с точки зрения роли ЕБРР в развитии экономик стран операций является и ориентация ЕБРР (до 70% ассигнований по нашим расчетам) па проекты инфраструктурного характера (в широком понимании, включая поддержку финансового сектора), связанные с обеспечением условий для развития и повышения эффективности экономики соответствующего государства. Тем не менее, следует отметить, что неравномерное распределение активности Банка между более и менее приоритетными для государств Западной Европы странами операций приводит к тому, что в ряде стран ЦВЕ значимость его деятельности высокой назвать нельзя. Также негативным моментом является сложность процедуры рассмотрения и утверждения проектов,
9. По критерию ассигнований на душу населения Россия имеет средний приоритет для ЕБРР, однако является страной-лидером по объёмам привлечения средств ЕБРР в абсолютном выражении. Деятельность ЕБРР в России характеризуется:
¦ достаточно большими объемами кредитования; " высокой степенью диверсификации;
¦ высокой долей обрабатывающей промышленности;
¦ охватом всей территории страны программами кредитования малого
и среднего бизнеса, при этом объемы кредитования МСП по линии
ЕБРР существенны; число выданных за год кредитов представляется
значительным при сопоставлении с общим числом малых
предприятий в стране.
Особо необходимо отметить, что Банк в России осуществляет проектное финансирование, при котором он идет на раздел риска с получателями своих ассигнований — при этом обычно ЕБРР либо предоставляет кредиты на условиях неполного залоговое обеспечения, либо принимает долевое участие в проекте. И в том, и в другом случае Банк принимает на себя инвестиционные риски, связанные с проектом. Также были отмечены существенные объемы подобного рода финансирования. .[10,с.13]
Таким образом, в целом деятельность ЕБРР в России достаточно эффективна, осуществляется по актуальным для экономики страны направлениям и существенна по объемам. Среди проблем с которыми сталкивается ЕБРР в процессе осуществления кредитной деятельности (как и в большинстве других стран ЦВЕ) - коррупция и бюрократия, несовершенство нормативно-правовой базы и т.д.
10. Тем не менее, характерной негативной особенностью деятельности ЕБРР в России является крайне неравномерное распределение по регионам, при этом можно говорить о сильной корреляции рейтинга инвестиционной привлекательности региона и ассигнований ЕБРР на проекты в нем — деятельность Банка в депрессивной «половине» страны практически не ведётся. Однако это способствует дальнейшему усилению неравенства социально-экономического развития регионов. Также из существенных недостатков кредитной деятельности ЕБРР в России, в частности, в области кредитования малого и среднего бизнеса, следует отметить чрезмерно высокие ставки по кредитам , при том что предоставленные ЕБРР технологии кредитования МСП позволяют добиться уровня возврата кредитов более 99%. В этой связи в диссертации был предложен ряд мер, направленных на совершенствованию взаимодействия России и ЕБРР, в том числе - и на выравнивание деятельности ЕБРР по территории России. По мнению автора, требуется, с одной стороны, интенсификания использования выделяемых ассигнований — увеличение соотношения реально выданных кредитов и ассигнованных средств за счет увеличения числа проектов-кандидатов на финансирование. При этом особое внимание необходимо уделить повышению активности региональных структур, отвечающих за первоначальный поиск потенциальных проектов-кандидатов на финансирование в области инфраструктуры (госсектора), В качестве других направлений интенсификации было предложено увеличить число региональных представительств Банка — на момент исследования на семь федеральных округов приходилось всего четыре региональных представительства. Кроме того, соответствующим органам государственного управления необходимо разработать комплекс мер, направленных на вовлечение большего числа отечественных финансовых учреждений в партнерские программы ЕБРР поддержки МСП с целью увеличения конкуренции в этой сфере и снижения процентных ставок для малого бизнеса. В этой связи предлагается более подробно исследовать опыта Казахс1ана, где благодаря сотрудничеству местных банков, властей страны и ЕБРР была осуществлена одна из наиболее успешных программ развития малого бизнеса в странах операций ЕБРР. Также соответствующим органам государственной власти необходимо исследовать целесообразность разработки мер, направленных на экстенсивное наращивание деятельности ЕБРР (на увеличение лимитов финансирования на Россию) за счет политических мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бандурин В. В., Глобализация мировой экономики и Россия, - 1999. - 278 с.
2. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.
3. Батчиков С, Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике//Российский экономический журнал. 1997. № 8.-С. 12-20,
4. Белорусов А.С. Международный менеджмент и американские ТНК // США: Экономика, политика, идеология, 1998. № 3. - С-100.
5. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики ; Учеб. пособие, - М.: Академкнига, 2004. - 214 с.
6. Борох О-Н. Изучение в Китае уроков азиатского финансового кризиса // Макроэкономическая и финансовая политика в кризисных ситуациях: мировой опыт и российская действительность. Материалы ситуационного анализа. -М;Эпикоп,1999.
7. БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации. - 2004. №4 (76).
8. Винслав Ю., Дементьев В.5 Мелентьев А., Якутии Ю, Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 1998.№№ 11—12.
9. Владимирова И,Г, Исследователе уровня транснационализации компаний //Менеджмент в России и 1а рубежом. 2001. Кя б. - С. 99-114.
10.Внешнеэкономическая деятельность : Уче5. / Смитиенко Б. М.т Поспелов В. К., Супрунович Б. П. и др.; под ред. Б, М. Смитиенко, В. К. Поспелова. - М,: Мастерство ; Академия, 2002. - 296 с.
11..Гагут Л. Д. Мировая экономика : Тексты лекций. - М. : МГТУ, 2004. - 114
с.

12.Гаджисв К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов. - М.; Логос,
1998.-415 с. 13.Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М.:
13.Консалтбанкир, 2001. - 621 с. 14.Глобализация и моделирование социальной динамики. - М.: Институт социальных наук, 2001. 15.Годовой отчёт ЕБРР за 1996 г. - ЕБРР, 1997.
1 4.Годовой отчёт ЕБРР за 2004г. - ЕБРР, 2004.
15.Годовой отчет ЕБРР за 2005 г. - ЕБРР, 2005.
16..Годовой отчёт ЕБРР за 2006 г. Финансовый отчёт [Электронный ресурс],
— Сайт ЕБРР, 2006.
17.Годовой отчет ЕБРР за 2006 г. - ЕБРР, 2006.
18.Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия
решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. - С 95-115 19.Государственное регулирование зкономики: Учебное пособие. - М.: Дело,
2001.-143 с. 22.Динамика кредитного портфеля [Электронный ресурс]. — ФПМБ —
20..ЕБРР в России [Электронный ресурс]. — Сайт ЕБРР, 2004. —
2 1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-
словообразовательный,- М,; Русский язык, 2000. –
22.Источники финансирования малых и средних предприятий России. - СПб
фонд развития бизнеса, 2000. 27.КМБ-Банк [Электронный ресурс1. — Сайт КМБ-банка, 2004. —
2З.ЛснскинЕ.В. Транснационализация капитала. -Мн.: Армита, 2001. -326 с, 31 .Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.
В 2 т.: Пер, с англ. - Таллинн, 1995.
24. Между народные валютно-кредитные и финансовые отношения / [Л.Н.
Красавина, Т.И. Алибегов, С.А. Былиняк, и др.] под ред. Красавиной Л.Н.-
М, 2000,
25.Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / под. ред. Колесова В.П. - М: Флинта, 2001. - 479 с.
26.Михеев В.В, Опыт преодоления финансового кризиса в Азии: уроки для России // Макроэкономическая и финансовая политика в кризисных ситуациях: мировой опыт и российская действительность. Материалы ситуационного анализа, - М:Эпикои, 1999.
27.Независнмый орган по рассмотрению жалоб при ЕБРР [Электронный
ресурс]. — Сайт ЕБРР, 2004.
. 28.Новоселова Л.В. КНР и Всемирный Банк: опыт взаимодействия //
Макроэкономическая и финансовая политика в кризисных ситуациях :мировой опыт и российская действительность. Материалы ситуационного
анализа. - М:Эпикон, 1999.
29.0 программе сотрудничества Российской Федерации с Европейским
банком реконструкции и развития (справочная информация)
[Электронный ресурс]. — Сайт МИД РФ, 2004. —
30-Осповные направления единой государственной денежно кредитной
политики на 2006 год. Проект, - Центральный банк Российской
Федерации, 2006.
31.Основные направления единой государственной денежно кредитной
политики на 2003 год. Проект. - Центральный банк Российской
Федерации, 2002.
32.Основные направления единой государственной денежно кредитной
политики на 2004 год. Проект, - Центральный банк Российской
Федерации, 2003.
33.Официальный Сайт ЕС [Электронный ресурс]. — ЕС, 2004. —.
34.Платонова И, Н. Валютное регулирование в современной мировой
экономике: [Монография]. - М.: Изд-во ФА, 1999. - 256 с.
35.Положенцева Е. А. Мировая экономика : Учеб. пособие. - Волгоград :
ВАГС, 2004.-131 с.
36.Права Человека и Проблемы Безопасности в Туркменистане, Отчёт о
встрече, организованной Международной Хельсинкской Федерацией по
правам человека (МХФПЧ) и Правозащитным Центром «Мемориал»
37,Программа "Экспресс-микро" [Электронный ресурс]. 2004, —

38.Программа социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) [Электронный ресурс].
— Сайт Правительства РФ, 2004.
39-Распределение клиентов по видам деятельности [Электронный ресурс]. —
ФПМБ, 2004.
40.Рожков К. Л. Макроэкономика- Учебное пособие для студентов ВУЗов. -
М.: Финстатинформ, 1999. 52.Розенберг Дж. М. Инвестициин: Терминологический словарь. - М.:11нфра-М, 1997. -398 с.
41.Российская экономика в 2003 году . Тенденции и перспективы . (Выпуск
/ Глав.ред. Е. Т. Гайдар. - М.: ИЭПП, 2004. - 439 с.
42.Российский статистический ежегодник 2003. - М.: Госкомстат РФ5 2003.
43.РОССИЯ И ЕБРР (Справочная информация) [Электронный ресурс]. —
Сайт МИД РФ, 2004, —
44-Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. - М:Юнитк-
Дана,2001.-5]9с.
45.Самодурова Н.В. Всемирный банк, МВФ и ЕБРР // Банковское дело. 2000.
№9.
46.Самодурова П.В. Всемирный банк: роль в кредитовании экономики. -
дис... к.э.н.- М,2002. 61.Сейфуллаева М.Э. Интернационализация экономики России как предпосылка реализации международного маркетинга
47.Ссрдипов Э. Состояние мировой экономики и трансграничные
инвестиционные потоки // Банковское дело. 2003. № 12. - С.35-41.
48.Сорос Дж. Алхимия финансов: Пер. с англ, - М. : ИНФРА-М, 1996. - 415
с.
49.Сотрудничество между ЕБРР и ЕС в России. - ЕБРР, 2003. - б с.
50.Стратегия реализации программ [Электротштй ресурс]. — ФПМБ, 2004.
51.Универсальный кредит [Электронный ресурс], — Ситибанк, 2004, —
52. Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность,
направления, перспективы. Дис.д.эл. - М, 2000.
53.Фомишип С. В, Международные экономические отношения: Курс лекций.
- М.: ЮРКНИГА, 2004 - 351 с.
54.Халевипская Е.Д. ЕБРР в системе международных экономических организаций. Сравнительный анализ. Проблемы и перспективы деятельности. - Автореф. дне.... д.э,н. - М,1993,
55, Шуми лов В, М, Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики (проблемы теории и практики).
56, Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. — М.: Наука, 1995. - 275 с.
57.Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. - М.: МГУ, 1994.
58.Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бзйли Дж. В. Инвестиции: Пер, с англ. —М. : ИНФРА-М, 1998. - 1027 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.