На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик управление стоимостью компании

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 04.06.2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 2
Факторы стоимости компании 6
Методы управления стоимостью 9
1.Economic Value Added 9
Использование показателя EVA в системе управления стоимостью компании 12
Варианты расчета EVA 15
Факторы, определяющие EVA 18
Оценка стоимости компании на основе показателя EVA 20
Пример расчета стоимости компании с использованием модели EVA 20
2. Сбалансированная система показателей Balanced Scorecard (BSC) 23
3. Реструктуризация компании как элемент управления стоимостью 27
Внедрение Системы Управления Стоимостью 32
Заключение 36

Введение
В начале девяностых годов в США широкое распространение получил метод менеджмента, который на русский язык можно перевести как управление стоимостью компании (Value Based Management). Это такой метод управления, при котором все стратегические и оперативные управленческие решения направлены на максимизацию стоимости предприятия, - самый комплексный показатель, оценивающий абсолютно все ее достижения. Тем самым этот метод ставит перед всеми работниками, от управляющих высшего звена до рабочих, одну общую цель - непрерывный рост стоимости предприятия.
В соответствии с этим подходом все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость. Использование оценки стоимости позволяет сделать поведение хозяйствующих субъектов более рациональным, избежать неоправданных финансовых потерь, оптимизировать свою инвестиционную и финансовую деятельность. Опыт развитых стран показывает, что если в качестве главного критерия управления компанией, является ее рыночная стоимость, вся работа менеджмента направлена на обеспечение долгосрочного и устойчивого процветания корпорации, и в этом случае акционеры получают огромные выгоды.
Решающую роль в управлении стоимостью предприятия играют ключевые факторы, воздействуя на которые можно добиваться роста стоимости. Поэтому система управления стоимостью бизнеса основана на выявлении и оптимизации ключевых факторов стоимости в различных элементах компании (в компании в целом, бизнес-единицах, региональных филиалах, функциональных подразделениях, бизнес-процессах, инвестиционных проектах и т. д.). Оптимизация ключевого фактора стоимости означает достижение такого значения этого фактора, при котором его вклад в стоимость компании (с учетом взаимодействия с другими факторами стоимости) является максимальным. Поэтому управление предприятием в рамках данной концепции по сути представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости.
Концепция стоимости базируется на следующих принципах:
1. Наиболее приемлимый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании – это поток денежных средств, генерируемый компанией.
2. Новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом, создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечение капитала.
3. В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (её инвестиционный портфель) так же должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.
Отказ от традиционных бухгалтерских показателей в концепции стоимости объясняется просто – бухгалтерская отчетность не всегда объективно выражает текущее финансовое состояние компании и её финансовые результаты. Постоянно усложняющаяся методолгия бухгалтерского учета позволяет руководству предприятий существенно исказить сведения о финансовых результатах их компаний. Череда бухгалтерских скандалов, имевших место в США , - ситуация с ENRON, WORLDCOM – яркое тому подтверждение. Не надо и говорить, что российская система бухгалтерского учета представляет заинтересованным пользователям ещё меньше достоверной и объективной информации.
При оценке стоимости необходима самая полная информация. Стоимость учитывает долгосрочные перспективы деятельности компании, так как в основе концепции стоимости – прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы компании. Таким образом, в отличие от других показателей, стоимость всегда долгосрочный показатель. Постановка во главу угла краткосрочных показателей (прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала) может привести к практике «выжимания соков» из компании и её финансовой несостоятельности в будущем.
Концепция стоимости позволяет очень просто объяснить причины перелива капитала из одной компании, отрасли, страны в другую.
Капитал – это самовозрастающая категория, его стоимость должна постоянно увеличиваться. Если роста стоимости капитала не происходит, то его собственники принимают решение о его новой сфере приложения, в которой эта стоимость будет создаваться.
Руководство компаний должно понимать, что компания находится в постоянной конкурентной борьбе с другими компаниями за капитал инвесторов и, если фирма не может обеспечивать приемлимого для инвесторов роста стоимости капитала, то она лишается этого ресурса, этого фактора производства, без которого невозможно её дальнейшее функционирование. Построение системы управления стоимостью начинается с базового уровня и захватывает управленческую и финансовую систему, сложившуюся в компании.
Переход к концепции управления стоимостью ставит необходимым выявление факторов роста стоимости компании, воздействуя на которые, менеджеры могли бы существенно повысить стоимость.



Факторы стоимости компании
Фактор стоимости – это любая переменная, влияющая на стоимость компании. Однако чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации. Необходимо разработать продуманную до самого детального уровня систему факторов, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе которых принимаются решения, зависящие непосредственно от функциональных и оперативных менеджеров .
Факторы стоимости можно разделить на две группы: внешние факторы (не подлежащие воздействию со стороны менеджеров компании) и внутренние (подвластные менеджменту). Невозможность воздействия на внешние факторы вовсе не означает, что менеджеры не могут предвидеть их изменение и минимизировать негативные последствия, либо максимизировать выгоды. Задача менеджмента состоит в том, чтобы «защитить» стоимость своей компании от колебания внешних факторов как можно в большей степени.
Система внутренних факторов стоимости представляет собой совокупность показателей деятельности компании и отдельных её единиц. К ним относятся - выручка, прибыль, рентабельность, качество выпускаемой продукции, техническая оснащенность производства и т.д.
Показатели детализируются для каждого уровня управления, при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на которые оно может воздействовать. Чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, устновить степень влияния каждого фактора на стоимость компании, назначить ответственых лиц. Некоторые факторы стоимости нельзя рассматривать в отрыве друг от друга – например, цена/объем продаж. При этом в процессе развития организации может изменяться степень влияния конкретного фактора на стоимость компании, оптимальное с точки зрения максимизации стоимости значение фактора – все это должно учитываться менеджментом компании.
Факторы стоимости могут быть распределены по уровням следующим образом :
общие факторы — в первую очередь рентабельность инвестированного капитала;
показатели операционной прибыли и объема инвестированного капитала;
факторы, которыми определяются прибыль компании (доход и издержки); направления инвестирования капитала (различные виды активов);
уровень специфических (клиентская база, эффективность использования ресурсов и т.п.) и оперативных факторов (цены на отдельные виды ресурсов, платежная политика, наличие поставщиков, дефицит ресурсов, стоимость ремонта основных средств и т.д.).
Собственнику компании следует учесть, что подобная многоуровневая система демонстрирует зависимость факторов более высокого уровня от факторов более низкого уровня и показывает, каким образом показатель стоимости связан с текущей деятельностью. Например, совершенствование бизнес-процессов может привести к снижению текущих издержек компании. Это способствует росту операционной прибыли и повышению рентабельности всей деятельности и вложенного капитала.
Так, говоря об управлении стоимостью, следует учитывать, что речь идет об управлении системой факторов стоимости. В крупных компаниях такая система может включать множество факторов, управление которыми требует больших затрат, поэтому первостепенной задачей является определение ключевых, наиболее значимых из них, на которые должны быть направлены основные усилия. Для этого необходимо определить степень влияния каждого фактора на стоимость компании (провести факторный анализ). Тестирование системы факторов имеет смысл производить на основе как обычной текущей деятельности, так и возможных критических ситуаций, таких как ценовые войны, дефицит сырья, негативные изменения законодательства и т.п. При этом можно использовать упрощенные модели деятельности предприятия и для тестирования прибегнуть, например, к электронной таблице. В ней необходимо связать несколько факторов (например, объем продаж в натуральном выражении, цены, выручка, затраты и прибыль). Изменяя один из показателей (например, цену), стоит проанализировать, как он влияет на фактор более высокого уровня (в данном случае — на прибыль).
Методы управления стоимостью
Существует множесто методов управления стоимостью: основанные на показателях добавленной стоимости, на основеразработок консалтинговых компаний и т.п.
В своей работе я хотела бы рассмотреть три, на мой взгляд наиболее распространенных, метода: экономической добавленной стоимости, с применением Balansed Scorecard и связанный с реструктуризацией.
1.Economic Value Added
Одно из слагаемых управления стоимостью компании – разработка новых показателей оценки результатов ее деятельности. С их помощью можно планировать стоимость, анализировать стратегические решения и оперативно контролировать процесс наращивания стоимости. Чтобы добиться этого, нужно нацелить компанию и ее подразделения не столько на зарабатывание традиционной бухгалтерской прибыли, сколько на экономическую прибыль, т.е. концепция стоимости советует отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев успешности функционирования компании и принимать во внимание только один критерий, наиболее простой и понятный для акционеров и инвесторов – вновь добавленная стоимость. Метод EVA базируется на концепции, предложенной Альфредом Маршаллом, которая в силу актуализации со стороны инвесторов вопросов, связанных с максимизацией дохода для акционеров, получила широкое распространение. Разработчиком концепции является Стерн Стюарт, активным внедрением и реализацией концепции занимается Stern Stewart & Co.
Согласно концепции EVA стоимость компании представляет собой её балансовую стоимость, увеличенную на на текщую стоимость будущих EVA.
Очевидно, что наибольший прирост стоимости любой компании в первую очередь вызван её инвестиционной активностью, которая может быть реализована как за счет собственных, так и за счет заемных источников. Основная идея, обосновывающая целесообразность использования EVA, состоит в том, что инвесторы (в лице которых могут выступать собственники компании) компании должны получить норму возврата за принятый риск. Другими словами, капитал компании должен заработать по крайней мере ту же самую норму возврата, как схожие инвестиционные риски на рынках капитала. Если этого не происходит, то отсутствует реальная прибыль, и акционеры не видят выгод от инвестиционной деятельности компании.
Таким образом, положительное значение EVA характеризует эффективное использование капитала, значение EVA, равное нулю, характеризует определенного рода достижение, так как инвесторы фактически получили норму возврата, компенсирующую риск, отрицательное значение EVA характеризует неэффективное использование капитала.
В рамках макроэкономического масштаба производительность капитала – фактор, оказывающий наибольшее влияние на экономику, и как следствие, на рост ВВП. Для любой экономики характерен некий «запас» капитала, что приводит к появлению нового ВВП. Чем более производителен капитал, тем больший ВВП мы имеем. Следовательно, достижение максимально возможного значения EVA является не только положительным фактором для акционеров в рамках управления стоимостью компании, но и для всей экономики и важно для каждого конкретного индивидуума в более широкой перспективе. Практически данный момент характеризует возможности наиболее эффективного перераспределения капитала от одной отрасли к другой, что позволяет отрасли развиваться и получать дополнительные доходы.
Другая функция EVA связана с возможностью его использования в качестве инструмента для мотивации персонала к принятию и реализации эффективных управленческих решений. Действительно, определив стоимость использования собственного капитала по каждому подразделению, можно эффективнее распределять его и выявлять нерентабельные хозяйственные подразделения, которые финансируются за счёт прибыльных. EVA помогает менеджерам увидеть, где именно создаётся стоимость и эффективно управлять денежными потоками. Поскольку показатель EVA "раскладывается" на составляющие, отражающие роль в создании добавочной стоимости отдельных групп или подразделений, он позволяет сформировать отдельные критерии для дифференцированого вознаграждения за проделанную работу в компании.



Использование показателя EVA в системе управления стоимостью компании
В рамках управления стоимостью компании EVA используется: при составлении капитального бюджета, при оценке эффективности деятельнеости подразделений или компании в целом, при разработке оптимальной и справедливой системы премирования менеджмента. Преимущества применения данной концепции в рамках управления стоимостью компании связаны с адекватным и нетрудоемким определением с помощью данного показателя степени достижения подразделением, фирмой или отдельным проектом цели по увеличению рыночной стоимости.

Таким образом, EVA
• является инструментом для измерения «избыточной» стоимости, созданной инвестициями
• является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, отрицательная – о снижении,
• служит инструментом, для определения нормы возврата на капитал (ROC), выделяя часть денежного потока, заработанного за счет инвестиций,
• базируется на стоимости капитала, как средневзвешенном значение различных видов финансовых инструментов, используемых для финансирования инвестиций,
• позволяет определять стоимость компании, а также позволяет оценивать эффективность отдельных подразделений компании (отдельных имущественных комплексов),
Сегодня EVA используется более чем в 250 лидирующих компаниях с мировым именем. Методика расчета экономической добавленной стоимости удачно сочетает простоту и возможность определения стоимости компании, а также мотивирует управленческий персонал к принятию эффективных инвестиционных решений., что позволяет говорить не только о практической значимости, но и о широкой применимости основных выводов исследования в различных регионах России.
В России данная модель не нашла пока широкого применения, возможно из-за низкой инвестиционной привлекательности большинства наших компаний, недостаточности по объему инвестирования в реальный сектор и др., хотя сейчас она реализуется на практике в некоторых крупных компаниях. На мой взгляд, эта модель могла бы быть эффективна и в России для целей реструктуризации предприятий как комплекса мероприятий, направленных на повышение стоимости бизнеса действующего предприятия, так как для нее применяются методы не только оценки имущества, но также методы оценки бизнеса и оценки инвестиционных проектов, а EVA как раз является таким методом.
Основные преимущества показателя EVA перед показателями EPS, ROA (ROI), и CF:
• Показатель EPS (Earnings per share) не дает информацию о затратах, связанных с генерацией данного дохода. Если затраты на привлечение капитала (займы, кредиты, облигации) составляют 15%, то 14%- ная норма прибыли фактически не является выгодой в рамках концепции добавленной стоимости;
• Показатели ROA (Return on assets) и ROI (Return on investments) более показательны в части характеристики экономической деятельности, но также игнорируют затраты на привлечение капитала. В качестве примера можно привести данные по корпорации IBM. Два года назад ROA равнялось 11%, компания активно привлекала кредиты, но при этом аспект о том, что затраты, связанные с привлечением капитала составляют 13%, оставался “за кадром”, что приводило к постепенному снижению текущей нормы доходности компании. Крупные компании могут получить кредит под более низкий процент по сравнению с другими заемщиками, это выглядит весьма соблазнительным в рамках принятия решения о расширении, вместе с тем не всегда обрашается внимание на наличие отрицательной добавленной стоимости;
• Показатель дисконтированного денежного потока (FCF) очень близок к показателю добавленной стоимости, но тем не менее не дает возможности получить данные о добавленной стоиомсти за период времени без прямого сравнения сравнения двух величин стоимости компании.



Варианты расчета EVA
Автор концепции Stewart определил показатель экономической добавленной стоимости как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения (net operating profit after taxes, NOPAT) и затрат на капитал (capital charges). То есть EVA позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой минимальной ставке доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свои средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска.
Логика показателя EVA заключается в следующем: чистая операционная прибыль после налогообложения (NOPAT) - это доход, полученный после вычитания расходов и амортизации. Часть данного дохода идет на оплату расходов за пользование ресурсами (выражается в затратах на собственный и заемный капитал), а другая часть составляет созданную стоимость, которую измеряет EVA. Данная концепция исходит из того, что для компании мало иметь положительный финансовый результат или приемлемый уровень дохода на одну акцию, любая хозяйствующая единица в ходе своей экономической жизни должна достигать такого уровня развития, при котором возможно создание новой стоимости. Новая стоимость создается лишь тогда, когда компания получает такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.
EVA = NOPAT - CAPITAL COST U EVA = NOPAT - COST OF CAPITAL X CAPITAL EMPLOED (1)
где NOPAT - чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов;
COST OF CAPITAL - средневзвешенная цена капитала (WACC);
CAPITAL EMPLOYED - стоимостная оценка капитала.
Если ставка доходности есть отношение чистой операционной прибыли за вычетом налогов к капиталу, то формула (1) может быть записана в следующем виде:
EVA = (RATE OF RETURN - COST OF CAPITAL) X CAPITAL
где RATE OF RETURN = NOPAT/CAPITAL
CAPITAL - сальдо баланса за вычетом беспроцентных займов (non-interest bearing debt) по состоянию на начало года. Иногда показатель CAPITAL в данной формуле заменяют показателем совокупные активы (TОTAL ASSETS), который состоит из заемного и собственного капитала.
Кроме того, приведенную формулу можно записать как:
EVA = (ROI - WACC) X CAPITAL EMPLOYED
где ROI - доход на вложенный капитал.
EVA может быть рассчитана по следующей формуле:
EVA = NOPAT - WACC X TA
где ТА - совокупные активы;
WACC - средневзвешенная стоимость капитала.
В качестве альтернативного варианта расчета EVA может быть предложен следующий вариант расчета:
EVA=NOPAT - WACC X (TA - Net Profit)
где Net Profit - чистая прибыль.
Привлекательность показателя экономической добавленной стоимости заключается в том, что он строится на основе откорректированных данных бухгалтерской отчетности. Для его построения достаточно формы № 1 "Бухгалтерский баланс и формы" № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Можно сказать, что одной из целей EVA является пересмотр так называемого "бухгалтерского" подхода к принятию управленческих решений.

ПРИМЕР
1. Инвестиции в производство и продажу хот-догов в уличных киосках составляют $1000 с 5%-ной нормой возврата, при этом инвестиции с аналогичным уровнем риска могут принести 15%.
Таким образом,
EVA= (5%-15%)*1000=-$100.
Несмотря на то, что бухгалтерская прибыль составит $50 (5%*1000), существует альтернативная возможность заработать $150 (15%*1000), при этом отрицательное значение EVA говорит о том, что совершение данных инвестиций в объеме $1000 не целесообразно.
2. Компания занимается производством газированных напитков. Инвестированный капитал на дату оценки составляет $100 млн. Структура инвестированного капитала: 50% собственного капитала, 50% заемного. Стоимость заемного капитала – 5% ,стоимость собственного капитала– 15%. Операционная прибыль $11 млн. ROI= $11 млн./ $100 млн.= 11%.
EVA = (ROI-WACC) ? CAPITAL = (11%-10%)?100=1
Руководитель компании стоит перед необходимостью осуществления инвестиций в объеме $25 млн., связанной с приобретением нового оборудования. Предлагается осуществление данных инвестиций в полном объеме за счет получения кредита. Финансовый расчет показывает, что рентабельность инвестиций составляет 6%.
Таким образом, общий объем инвестированного капитала составит $125 млн. (40% собственного капитала, 60% заемного). Величина ожидаемой операционной прибыли составит 11+ 6%?25=12,5, норма возврата на весь инвестированный капитал составит 12,5/125=10%, WACC снизится и составит 0,4?15%+0,6?5%=9%.
EVA = (ROI-WACC) ? CAPITAL = (10%-9%)?125=1,25
Очевидно, что действия руководителя в части осуществления инвестиций приводят к увеличению добавленной стоимости компании для акционеров.
Факторы, определяющие EVA
В рамках управления стоимостью компании основные факторы, участвующие в формульном расчете, могут быть детализированы исходя из более мелких составляющих (рис.1).


?


Рисунок 1 Основные факторы, формирующие EVA.
Источник: Щербакова О.Н. «Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости»//Управление финансами предприятия, №3, 2003г.

Увеличивая значение EVA путем воздействия на факторы, участвующие в модели, менеджер увеличивает стоимость компании.
EVA может быть увеличена следующим образом:
1. Увеличение прибыльности бизнеса за счет увеличения дохода от реализации и уменьшения величины затрат (экономия и оптимизация текущих издержек (сокращение нерентабельных производств и т.п.)).
2. Оптимизация затрат на капитал.
Оценка стоимости компании на основе показателя EVA
С помощью показателя EVA можно рассчитать стоимость компании.
Стоимость компании =
Ранее инвестированный капитал
+ Текущая добавленная стоимость от капитальных вложений
+ Сумма текущих добавленных стоимостей от новых проектов.
Пример расчета стоимости компании с использованием модели EVA

Выручка от реализации компании:
1 год – 1000,00 долл.
2 год - 1200,00 долл.
3 год - 1500,00 долл.
Начиная с четвертого года и до конца деятельности компании - 1500,00 долл.
Период прогнозирования – 6 лет. Доля EBIT – 20% от выручки, налог на прибыль – 24%, WACC – 15%. Инвестированный капитал:
1 год – 1500,00 долл.
2 год - 1600,00 долл.
3 год – 6 год - 1200,00 долл.
Постпрогнозный период 900,00 долл.
Рассчитать EVA по годам в прогнозном и постпрогнозном периоде, получить стоимость компании с помощью модели EVA.

Оценка стоимости бизнеса компании
Показатель 1 2 3 4 5 6 Постпрогноз
Выручка от реализации 1000,00 1200,00 1500,00 1500,00 1500,00 1500,00 1500,00
EBIT 200,00 240,00 300,00 300,00 300,00 300,00 300,00
NOPAT 152,00 182,40 228,00 228,00 228,00 228,00 228,00
IC 1500,00 1600,00 1200,00 1200,00 1200,00 1200,00 900,00
Плата за капитал 225,00 240,00 180,00 180,00 180,00 180,00 135,00
EVA -73,00 -57,60 48,00 48,00 48,00 48,00 93,00
PVEVA -32,21 -7,89 27,44 23,86 20,75 320,00
EVAпост 138,34
Стоимость бизнеса компании 1606,83
Таблица 1 Оценка стоимости бизнеса компании
Несмотря на ряд очевидных преимуществ, следует учитывать и недостатки показателя EVA:
1. На величину показателя EVA (как и любого показателя, базирующегося на концепции остаточного дохода) существенно влияет первоначальная оценка инвестированного капитала (если она занижена, то созданная добавленная стоимость высокая, если завышена, то, наоборот, низкая). При этом автором данной модели предлагается ряд корректировок балансовой величины инвестированного капитала, что также может привнести дополнительный субъективизм в расчеты и неотражение реальной рыночной ситуации;
2. Основная часть добавленной стоимости в рамках модели EVA приходится на постпрогнозный период, что представляет собой «корректировку» – на «неучет» реальной стоимости инвестированного капитала в добавленных стоимостях прогнозного периода. Для того, чтобы снять определнную субъективность в расчетах, автор рекомендует оценивать не абсолютное значение EVA, а ежегодный прирост этого показателя.



2. Сбалансированная система показателей Balanced Scorecard (BSC)
Следующий шаг в повышении эффективности управления компанией на основе стоимости и создании организационных предпосылок в реализации этой концепции связан с синтезом показателя EVA со сбалансированной системой показателей (Balanced Scorecard, BSC), нашедшей в последние годы широкое развитие в качестве основного инструмента управления для создания организации, ориентированной на прибавление акционерной стоимости.
Первоначально концепция системы сбалансированных показателей (ССП) была представлена Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном в первом номере Harvard Buisiness Review за 1992 год. ССП предназначалась для согласования краткосрочных целей деятельности компании с её миссией и стратегией на долгосрочную перспективу с помощью определения четырех основных аспектов деятельности: финансовая деятельность, отношения с потребителями (CRM), организация внутренних бизнес-процессов, обучение и развитие (HR).
Рассмотрим более подробно каждый из этих аспектов.
Финансовая деятельность
Целевой функцией компании в рамках системы управления стоимости является максимизация стоимости. Поэтому дерево показателей (драйверов) в рамках финансовой перспективы в качестве показателя верхнего уровня должно содержать показатель, отражающий процесс создания стоимости. Таким показателем может выступать экономическая добавленная стоимость (EVA). Более низкие уровни иерархии дерева показателей должны включать различные финансовые параметры, влияющие на доходы, капитал и стоимость капитала, т.е. влияющие на EVA.
EVA является наиболее подходящим показателем, так как он отражает процесс создания стоимости и может быть рассчитан не только для предприятий, акции которых котируются на открытом рынке.
Более подробно показатель рассматривался в предыдущей главе.
Отношения с потребителями (CRM)
В рамках данной проекции руководители определяют ключевые сегменты рынка, на которых компания намеревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации своих продуктов. Это является первым шагом построения инфраструктуры данной составляющей системы. Затем определяются основные драйверы эффективности (performance drivers) и показатели их оценивающие. Как правило, основными драйверами или двигателями эффективности в данной проекции являются: удовлетворенность покупателей, удержание клиентов, приобретение новых клиентов, прибыльность клиентов, доля рынка в целевых сегментах и т.д. В данную проекцию также обязательно включаются показатели определяющие ценностное предложение со стороны компании (value proposition), которая в свою очередь во многом определяет лояльность клиентов по отношению к поставщику продукции или услуг. Так, например, ценность для клиента может представлять быстрая доставка и скорость реагирования на полученный заказ. Соответствующим образом, показателями, характеризующими данные двигатели эффективности, могут быть время обработки заказа и средняя скорость доставки в часах.
Таким образом, данная проекция описывает, кроме всего прочего, и интеллектуальный капитал, через формализацию таких категорий как лояльность клиентов и ценность предложения.
Организация внутренних бизнес-процессов
Данная проекция описывает структурную часть интеллектуального капитала посредством идентификации внутренних бизнес-процессов, подлежащих усовершенствованию и развитию с целью укрепления конкурентных преимуществ. Для каждого бизнес-процесса должен быть определен соответствующий драйвер, характеризующий его эффективность. Эффективность процесса является одним из основных параметров, определяющих создание ценности для покупателей, что в свою очередь отражается на стоимости интеллектуального капитала и, соответственно, на стоимости компании.
Обучение и развитие (HR)
Проекция обучения и развития определяет инфраструктуру, которую организация должна построить для того, чтобы обеспечить рост и развитие в долгосрочной перспективе, что непосредственно связано с ростом и повышением качества интеллектуального капитала. Рост и развитие организации являются результатом синергии трех основных факторов: человеческих ресурсов, систем и организационных процедур.
В проекции обучения и роста основными драйверами эффективности могут быть удовлетворение сотрудников, удержание сотрудников, их умения и квалификация, возможность мгновенно получать информацию необходимую для принятия управленческих решений, генерация инициатив, эффективность работы информационной системы и т.д.
Таким образом, мы видим, что концепция BSС может использоваться как основа VBM, так как она позволяет перевести миссию и цель (создание стоимости) в набор конкретных показателей, отслеживая которые, руководство предприятия может принимать решения направленные на максимизацию стоимости компании.

3. Реструктуризация компании как элемент управления стоимостью
В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что компании для сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны осуществлять корректировку своей текущей деятельности с учетом требований окружающей действительности. При этом наиболее эффективным инструментом, позволяющим осуществить стратегическую и оперативную трансформацию бизнес - системы, выступает процесс реструктуризации.
Нередко можно встретить мнение, что реструктуризация необходима только для компаний, переживающих упадок финансово-хозяйственной деятельности или даже находящихся на стадии банкротства. Реструктуризация же как процесс, направленный на повышение эффективности деятельности успешно функционирующей компании, рассматривается в отечественной экономической литературе достаточно редко, еще реже этот процесс реально осуществляется на практике в случае управления стоимостью компании.
В то же время необходимость а актуальность подобной деятельности в рамках управления государственной собственностью, а также в рамках проведения работ по управлению стоимостью компаний не вызывает сомнений.
Оценщику в данном процессе отводится значимая роль. Он выступает не только как специалист фиксирующий стоимость компании на данном этапе, но и как профессиональный практик консультант, способный выявить резервы стоимости и в рамках отчета обозначить основные финансово-экономические механизмы, приводящие к увеличению стоимости компании, а также указать каким образом и на какую величину может быть увеличена стоимость компании.
Сложившаяся практика работ по оценке и реструктуризации не дает ответа на следующие вопросы:
• существующий методический аппарат не дает возможности правильно сделать выбор метода реструктуризации, обеспечивающего наибольшее увеличение стоимости компании
• остается неразрешенной проблема конкретизации методов реструктуризации и оценки в процессе реструктуризации.
• требуется практическое преломление западного опыта с учетом российской специфики.
Для ответа на данные вопросы, необходимо определиться с наполнением терминологического аппарата.
• Компания представляет собой один или несколько имущественных комплексов - самостоятельных юридических лиц, в состав которых входят все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности (бизнеса).
• Реструктуризация представляет собой целенаправленный процесс, в результате которого происходят качественные и количественные изменения в элементах, формирующих компанию и ее бизнес.
• Процессу реструктуризации подвержены как элементы формирующие компанию так и элементы, формирующие ее бизнес. Соответственно, можно выделить следующие направления работ в рамках реструктуризации:
O Реструктуризация элементов, формирующих компанию (1 уровень)
O Реструктуризация элементов, формирующих бизнес компании (2 уровень)
Логика посроения работ заключается в том, что оценщиком определяется стоимость компании до реструктуризации, проводится поэлементный анализ объектов имущественного комплекса, вычленяются объекты, формирующие имущественный комплекс компании, определяются объекты, подлежащие реструктуризации первого уровня (критериями выделения объектов являются - доходность объекта ниже среднерыночной, и отсутствие необходимости объекта для бизнеса), выбирается методы реструктуризации, фиксируется метод реструктуризации, оказывающий наиболее существенное влияние на стоимость компании, рассчитывается итоговый экономический эффект, получаемый от реструктуризации первого уровня.
Указанный эффект по сути является дополнительным ресурсом, остающимся в распоряжении предприятия, который может быть использован на дальнейшее улучшение ее текущей деятельности. С помощью использования современных технологий оценки, основанных на концепции остаточного дохода и осуществления анализа в части поиска наиболее "эффективно" инвестиции, ресурсы, полученные после проведения реструктуризации 1-го уровня, могут быть направлены на улучшение показателей операционной деятельности компании, что приводит к дополнительному увеличению стоимости компании. Аналогичным образом строится построение работ в части реструктуризации второго уровня.
Элементы являющиеся разрозненными, не участвующими в формировании основного дохода компании, имеющие доходность ниже среднерыночной подлежат реструктуризации первого уровня. Совокупность элементов, формирующих бизнес-единицы, подлежат реструктуризации второго уровня.
Эффект от реструктуризации компании определяется как:
Экономический эффект от реструктуризации элементов, формирующих имущественный комплекс компании + Экономический эффект от реструктуризации элементов, формирующих бизнес компании.
Экономический эффект от реструктуризации представляет собой результат, выраженный в виде суммы денежных или иных поступлений за вычетом затрат, связанных непосредственно с проведением реструктуризации. При этом, экономический эффект от реструктуризации по компании в целом, представляет собой сумму эффектов от реструктуризации элементов, формирующих как компанию, так и ее бизнес: Экономический эффект от реструктуризации = Эффект от реструктуризации элемента А + Эффект от реструктуризации элемента В + :::+ Эффект от реструктуризации элемента N.
В процессе реструктуризации определяется стоимость компании до проведения реструктуризации и после этого.
Стоимость компании до реструктуризации =
Рыночная стоимость Активов
- Рыночная стоимость обязательств, способных привести к потере контроля над бизнесом.
где:
Рыночная стоимость Активов =
NPV Операционных активов
+ Рыночная стоимость избыточных активов
+ "излишек" оборотного капитала
- "дефицит" оборотного капитала
+ Рыночная стоимость Финансовых активов
Рыночная стоимость Долгосрочных финансовых вложений
Рыночная стоимость прав требований компании (дебиторская задолженность), которые можно перевести в финансовые вложения или денежные средства
Стоимость компании после реструктуризации = Стоимость компании до реструктуризации
+ Эффект от реструктуризации элементов, формирующих имущественный комплекс компании
+ Эффект от реструктуризации элементов, формирующих бизнес компании.
Данная методика была применена в следующих компаниях, действующих на территории Российской Федерации в разных отраслях промышленности, за период с 2000-2002гг: ОАО "Аэрофлот", ОАО "Балтика", ОАО "ГАЗ", ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Оренбургнефть", ОАО "Северсталь", ОАО "Татнефть" .


Внедрение Системы Управления Стоимостью
Помимо понимания модели в теории, необходимо представлять себе как это может быть осуществлено на практике.
В компании ЗАО "Лукойл-Пермь" реализация этой системы осуществляется в следующей последовательности .
Шаг 1. Определяются цели и задачи Системы Управления Стоимостью (СУС).
В общем случае целью является получение достоверной информации о существующей на данный момент стоимости компании и следующих объектов: имущественного комплекса предприятия, его составных элементов (материальных, нематериальных и финансовых активов) и отдельных бизнесов компании. Эта информация нужна для принятия обоснованных управленческих решений в текущей деятельности, а также стратегическом планировании и управлении.
Возможны и частные цели определения стоимости тех или иных имущественных прав (определение инвестиционной, страховой, ликвидационной и других видов стоимости).
Шаг 2. Делается описание объектов управления СУС
Для этого необходимо выделить основные факторы, влияющие на стоимость компании, а также подготовить подробную классификацию активов.
Шаг 3. Проводится управленческая инвентаризация имущества предприятия и дается оценка бизнеса.
Здесь помимо известных из бухгалтерского учета методов и целей инвентаризации следует выявить те активы, которые не участвуют в генерации денежного потока предприятия (социальные и избыточные активы) и активы, не отраженные на балансе, которые имеют стоимость и участвуют в создании денежного потока. Последнее следует пояснить.
Предположим, предприятие имеет долгосрочный контракт с поставщиком, согласно которому стоимость приобретаемых материалов и комплектующих оказывается ниже среднерыночных. Или же предприятие заключило договор, по которому оно может экономить средства на арендной плате. Или же в компании создано управленческое ноу-хау, позволяющее при тех же расходах на оплату добиться высокой эффективности труда. Все вышеперечисленное является нематериальными активами, стоимость которых, как правило, не отражается на балансе отечественных предприятий. Но ее величина может быть определена известными методами оценки и важна при расчете стоимости всего предприятия.
Главное отличие управленческой инвентаризации от бухгалтерской в том, что в ее рамках проводится оценка эффективности использования всех объектов имущества, по результатам которой принимают соответствующие решения.
Шаг 4. Формируется множество показателей деятельности и эффективности СУС.
Все показатели целесообразно разбить на тактические (фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость видов оборотных активов, рентабельность активов и т.п.) и стратегические (рыночная стоимость компании и ее динамика, отношение рыночной и балансовой стоимости компании и др.). Это множество показателей позволит определить эффективность управления стоимостью на всех уровнях управления.
Шаг 5. Разрабатывается система регламентирующих документов.
Данный этап предполагает описание состава задач системы и поиск ответов на вопросы кто, что и в какие сроки делает для ее постановки. Для этого уточняются списки объектов СУС, функций по управлению стоимостью и перечень организационных звеньев; проводится закрепление соответствующих функций за элементами организационной структуры, определяются сроки и ответственные за поддержание и актуализацию информации.
Шаг 6. Разрабатываются с последующим утверждением регламентирующие документы.
На этом этапе сводятся воедино в соответствующее положение разработанные процедуры, правила, сроки и ответственные за реализацию системы оценки и управления стоимостью компании. Также формулируются требования к форматам управленческой отчетности.
Реализация системы управления стоимостью компании предполагает, что целью и критерием эффективности деятельности является максимизация рыночной стоимости собственного капитала, т.е. "цены" предприятия. Для этого нужно обеспечить интеграцию разрабатываемой системы с системой бюджетирования, финансового анализа, бухгалтерского и управленческого учета. Постановка замкнутого контура управления стоимостью компании позволит обоснованно принимать решения:
о необходимости изменений в составе активов компании, включая неоперационные (избыточные), социальные и финансовые;
о целесообразности участия в капитале других компаний;
об эффективности существующих бизнесов компании и открытии новых бизнес-линий;
о характере динамики стоимости имущества и компании в целом с учетом поставленных стратегических и оперативных целей управления, а также многих других задач.
При таком подходе к управлению имуществом сглаживаются классические противоречия менеджмента, что обеспечивает выживаемость и высокую конкурентоспособность предприятия.



Заключение
У российских компаний есть шанс проскочить несколько шагов развития управленческих технологий, сделав эволюционный скачок от тактики разрозненных действий к использованию стоимостных категорий. Основные его постулаты:
• максимизация стоимости компании является главной целью стратегического управления;
• стоимость в наибольшей степени связана с денежным потоком, который генерирует компания;
• прирост стоимости является главным критерием эффективности управления.
Многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт доказали, что компании, сосредоточенные на прибыли за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают близорукостью. А ведь правильный выбор критерия деятельности оказывает большое влияние на принимаемые решения.
Очевидно, что собственнику далеко не безразлично, как приумножается вложенный им в предприятие капитал. Известно, что инвесторы вкладывают деньги не в активы, а в свои будущие доходы. Им важно, как увеличивается "цена" бизнеса, т.е. стоимость приходящейся им доли в конкретном предприятии.
Поэтому менеджеры, работающие, по сути, на приумножение благосостояния собственников (акционеров), должны анализировать каждый свой шаг с точки зрения влияния на рост стоимости компании. В этом отношении в России, где почти половина предприятий и принадлежит менеджерам, есть очевидные стимулы для переориентации руководителей на стоимостное мышление.
Но цели компании нужно привязывать к каждому уровню управления. Для этого общая цель увеличения стоимости должна быть детализирована на основе выявления основных факторов стоимости. Например, для сервисной службы она будет сведена к нормативу обслуживания потребителей, а для производственного подразделения - к нормативной длительности оборота товарно-материальных запасов и удельным затратам на производство.
Таким образом, глобальная стратегия максимизации стоимости может быть превращена в ветвистое дерево целей и показателей стоимостного управления по всем уровням организации. И если такая работа проведена, то следует с уверенностью сказать, что менеджеры исповедуют мышление, в основе которого стоимостной подход.


Список использованной литературы:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
2. Грановский Б. Как планировать реструктуризацию бизнеса?// Управление компанией, №8, 2002
3. Грачев А.В. Основы финансовой устойчивости предприятия // Финансовый менеджмент, №4, 2003
4. Гусев А.А. Управление стоимостью компании.// weitz.ru/18biblio.htm
5. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления. – М.: Дело, 2003
6. Еленева Ю. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом.// Проблемы теории и практики управления. iteam.ru
7. Зозуля В. EVA: новый взгляд на старые вещи.//management.com.ua
8. Ивашковская И. Шпаргалка для собственника.// Секрет фирмы, №5 (21), 17.03.2003// www.sf-online.ru
9. Ивашковская И. Система стоимостных координат.// Секрет фирмы, №6 (22), 07.04.2003
10. Кащеев Р. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления?// Управление компанией, №9, 2002
11. Козырь Ю.В. Оценка и управление стоимостью компаний.// Рынок ценных бумаг, №19, 2000
12. Коробков А. The Balanced Scorecard – новые возможности для эффктивного управления.// iteam.ru
13. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. «Стоимость компаний: оценка и управление»/ Пер. с англ. – М.: ЗАО Олимп-бизнес, 1999г.
14. Маренков Ф., Демшин В. Концепция управления стоимостью предприятия.// Управление компанией, № 4, 2001
15. Попов Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия.// Управление компанией, №1, 2003
16. Салун В. Оценка бизнеса в управлении компанией. Пример практического использования.// Управление компанией, №1, 2001
17. Старюк П., Полиенко В. Корпоративное управление и стоимость компании: ситуация в России//Управление компанией, №01(32), 2004
18. Степанов Д.В. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости.// http: www.iteam.ru
19. Ульянова И.В. Управление стоимостью компании: финансовые инструменты. acfor.ur.ru/str8.php
20. Федотова М.А., Тазихина Т.В. Управление стоимостью компании. – М.: ФА, кафедра ОД и АУ, 2003
21. Хазанова В. Управление стоимостью бизнеса. Этапы большого пути.// Директор, № 6 (118) 23 февраля 2004
22. Щербакова О.Н. Современные технологии оценки, используемые в рамках управления стоимостью компании. //Доклад на Конгрессе «10 лет оценочной деятельности в России. iteam.ru
23. Щербакова О. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости.//Финансовый менеджмент, №3, 2003



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.