На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Философия. Добавлен: 04.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: 74.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный лингвистический университет
имени Н.А. Добролюбова»


Кафедра философии, социологии
и теории социальной коммуникации


РЕФЕРАТ
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА





Нижний Новгород
2011
Содержание.


Введение 3
Глава 1. Первичные данные человеческой нравственности 4
Глава 2. Нравственные принципы
2.1. Принцип аскетизма
2.2. Принцип альтруизма
2.3. Религиозное начало
2.4. О добродетелях
8
11
13
15
Глава 3. Добро как божественное начало 18
Заключение 20
Список используемой литературы 21



Введение.


Актуальность работы. Учение В. Соловьева о нравственности, изложенное им в книге «Оправдание добра: нравственная философия», считается первой этической системой русского мыслителя и вершиной развития русской этики. Рассмотрение первой попытки систематизирования основных начал нравственной философии представляет немалый интерес.
Цель работы заключается в том, чтобы ознакомиться с нравственной философией В. Соловьева, выявив структуру и особенности его этического учения.
Для достижения поставленных целей предстояло выполнить ряд задач, а именно познакомиться с содержанием книги В.Соловьева «Оправдание добра: нравственная философия» и изложить основные моменты его нравственной философии, а также ознакомиться с монографиями, посвященными этической концепции В. Соловьева.
Логика работы обусловила ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, списка используемой литературы и заключения. Первая глава посвящена рассмотрению первичных данных нравственности. Во второй главе рассмотрены нравственные принципы аскетизма, альтруизма, а также религиозное начало и ряд добродетелей. В третьей главе рассматривается добро как божественное начало. В заключении подводятся итоги выполненной работы.


Глава 1.
Первичные данные человеческой нравственности.


Владимир Соловьев называет понятие добра предметом нравственной философии, задачей которой будет являться выяснение того, что разум мыслит в этом понятии, а также выяснение смысла нашей жизни. Философ имеет в виду, что смысл человеческой жизни может быть найден только через добро, а добро может быть оправдано только смыслом жизни.
В отличие от высших животных, способных лишь к зачаточной оценке вещей путем ощущений приятного и неприятного и представлений желательного и нежелательного, человек выходит за пределы единичных ощущений и возвышается до разумного понятия (идеи) добра и зла. В. Соловьев провозглашает врожденную деятельность разума, которая образует общую идею добра как норму – человек не рождается с оформившимися в сознании идеями, он рождается лишь со способностью их сознавать. Разумное сознание человека впоследствии «сообщает этой формальной идее достойное ее содержание, стремясь установить такие нравственные требования и идеалы, которые были бы по существу всеобщими и необходимыми, выражали бы собственное развитие универсальной идеи добра» . Именно этот процесс исследователь называет нравственной философией или этикой. Уже во введении к своему труду «Оправдание добра» В. Соловьев говорит о независимости этики от теоретической философии. В этике изучается только внутреннее отношение человека к его же действиям - нравственность познается тем же самым разумом, который ее создает, следовательно, познание адекватно своему предмету.
Еще один вопрос, который волнует В. Соловьева, - это вопрос о свободе воли. У И. Канта, которого философ считал предшественником своей нравственной философии, абсолютное состояние свободы воли связано с постоянным его полаганием, «где нравственная необходимость возникает именно как процесс, происходящий в самоопределяющейся воле» . Совпадение свободы и необходимости у И. Канта есть ни что иное, как совпадение состояния и процесса в самоопределяющейся воле, а не совпадение двух состояний. Соловьев противопоставляет этой концепции свою точку зрения и выражает такое крайнее состояние воли (абсолютный произвол), которое представляет собой отсутствие внешних и внутренних предпосылок определения воли.
Соловьев утверждает также, что любое нравственное учение должно опираться на нравственную природу человека. Философ не соглашается со взглядами Ч. Дарвина, говоря что «первоначальной нравственности человека он приписывает характер исключительно общественный, сближая ее таким образом с социальными инстинктами животных» . То есть Дарвин подчеркивает, что для людей существуют только те добродетели, которые обусловлены интересами их социальной группы. В. Соловьев же указывает на чувство, абсолютно не служащее общественной пользе, и полностью отсутствующее даже у высших животных, - чувство стыда. То, что поведение диких племен может показаться нам бесстыдным, Соловьев объясняет тем, что их чувство стыда могло распространяться не на те же самые явления, что и у нас. Опровергая тезис Дарвина о первоначальном бесстыдстве человека и о бесстыдстве религиозных обрядов древних людей, В. Соловьев говорит, что наоборот, возведенное в рамки культа бесстыдство свидетельствует о существовании стыда. Он, в свою очередь, является безусловным отличием человека от животного мира и имеет огромное значение. Чувство стыда заставляет человека выделиться не только из внешней природы, но и из своей собственной. Человек, стыдящийся своих природных влечений, таким образом демонстрирует, что он есть не только материальное существо, но и нечто высшее, нравственное. В. Соловьев утверждает, что именно чувством стыда определяется этическое отношение человека к материальной природе – он пытается продемонстрировать свою внутреннюю самостоятельность относительно нее.
Если в сознании животных не существует различия понятий добра и зла, то в сознании человека это различие концентрируется в чувстве стыда, которое «постепенно расширяя и утончая свою конкретно-чувственную форму, … переходит в виде совести на всю область человеческой этики». Стыд в данном случае является основой совести.
В. Соловьев выделяет еще одно нравственное чувство, присущее человеческой природе - это чувство жалости. Оно проявляет себя уже не по отношению к материальной природе человека, а по отношению к другим людям и живым существам вообще. По словам В. Соловьева, жалость выражается в способности человека ощущать чужие страдания и потребности и проявлять чувство солидарности. Чувство жалости присуще не только человеку, но и животному, поэтому безжалостный человек, по словам В. Соловьева «падает ниже животного уровня» . Опять же философ не принимает точку зрения Ч. Дарвина о том, что симпатические чувства диких народов ограничиваются лишь членами их сообщества. Приводя примеры таких чувств между животными разных зоологических групп, В. Соловьев утверждает, что «Принять утверждение Дарвина как безусловное, хотя бы только для диких племен, – значит допустить, что для дикого человека недоступна та нравственная высота, которой иногда достигают собаки, обезьяны и даже львы» .
Как было сказано выше, чувства стыда и жалости определяют нравственное отношение человека к себе и другим людям, напротив, бесстыдство и безжалостность свидетельствуют о подрыве нравственного характера человека..............


Заключение.


Особенность нравственной философии В. Соловьева заключается в том, что в ней философ показывает взаимосвязь всех моментов безусловности добра.
Это нашло отражение в структуре его произведения «Оправдание добра: нравственная философия»: сначала философ рассматривает добро в человеческой природе, затем – добро как божественное начало, и в заключение он обращается к понятию добра в человеческой истории.
При написании реферата цели, поставленные ранее, были достигнуты путем выполнения поставленных задач, в реферате изложены основные положения нравственной философии В. Соловьева, изучена структура и особенности его этического учения. Во-первых, В. Соловьев признает независимость этического начала, пусть и в определенных границах. Во-вторых, предметом нравственной философии В. Соловьева выступает понятие добра в его взаимосвязи со смыслом жизни. В-третьих, философ выделяет первичные данные нравственности, а именно чувства стыда, жалости и благоговения, на которых основываются все сферы нравственных отношений человека. В-четвертых, философ рассматривает в своем произведении три типа нравственных отношений человека: к тому, что ниже него, что равно ему и что выше него. Эти отношения В. Соловьев понимает как господство человека над материальной природой (принцип аскетизма), солидарность с живыми существами (принцип альтруизма) и внутреннее подчинение высшему началу (религиозное начало нравственности). Остальные же добродетели он рассматривает как видоизменения трех первичных основ.


Список используемой литературы.


1. Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии.— Свердловск: Изд. Урал. ун-та, 1991.
2. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 т. / Под ред. и с примеч. СМ. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. 8. СПб.: Просвещение, 1913.
3. Беккер М.Х. Исходный пункт нравственной философии Вл. Соловьева в сравнении с "коперниканским переворотом" И.Канта. credonew.ru/content/view/454/30/.
4. Вопросы философии и психологии. 1897. № 36 (1).
5. Филиппов М. Судьбы русской философии: III. Этика В. Соловьева в его позднейших трудах. Стыдливость // Научное обозрение. - 1898. - №9.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.