На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Шпаргалки по логопедии

Информация:

Тип работы: Статья. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2012. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Дати визначення логопедіі как науки.Значення логопедіі,предмет та об*єкт дослідження
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

2.Охарактерізувати критичні періоди в розвитку мовлення,їх особливості
Существуют критические периоды в развитии речевой функции, которые проявляются в повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности. Первый критический период – 1-2 года жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зон Брока. Любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребёнка.
Второй критический период – 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения (упрямство, негативизм). В связи с этим сильно повышается ранимость нервной системы, в связи с неблагоприятными факторами могут возникать заикание, отставание речевого развития.
Третий критический период – 6-7 лет – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникать и новые расстройства.

3.Поняття мовленнєвої вади.Співвідношення понять «Недорозвинення мовлення», «Затримка мовленнєвого розвитку» «Розлад мовлення»
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Распад речи — нарастающее или внезапное нарушение речевой деятельности, приводящее к тотальной афазии.

4.Дати визначення дислаліі.Форми дислаліі

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
Формы дислалии
• Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
• Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
• Физиологическая (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
• Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
• Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

5.Охарактерізувати етапи логопедичного впливу при дислаліі

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работ: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.
I. Подготовительный этап
Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.
II. Этап формирования первичных произносительныхумений и навыков
Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между ...собой, (дифференцировать звуки).
III. Этап формирования коммуникативных умений инавыков
Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.


6.Методика корекційної роботи при дислаліі
Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2 — 3 раза в течение дня. Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалий занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных — от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.


7.Недоліки вимови звуків та прийоми корекції
1.Недостатки произношения звуков р и р
Нарушение твердого р бывает велярное или увелярное.
-при велярном р (щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса)
-при увулярном р (вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом).
Мягкий р’ может нарушаться так же, как и твердый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твердый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.
Приемы постановки звука р
Постановка звуков [р], [р?] предполагает два этапа
На I этапе необходимо отработать фрикативный звук (без вибрации кончика языка). За основу берут звуки [ж], [ш] (верхней артикуляции). Эти звуки произносятся протяжно, без округления губ. Кончик языка перемещается вперед к альвеолам.
На II этапе осуществляется отработка звука. шариковый зонд для произведения колебательных движений под языком из одной стороны в другую, таким образом, получим вибрацию кончика языка. Звук [р?] ставится после [р]. При этом твердый звук объединяется в слоги со смягчающей его гласной. Для постановки [р?] также используется шариковый зонд. Звук ставится от слогов зи, ази.

2.Недостатки произношения звуков л и л (искажения— ламбдацизм, замены—параламбдацизм).
Среди нарушений л распространено искажение звука. Более многочисленными являются случаи паралам-бдацизма в виде замен его кратким гласным ы, фрикативным г, мягким и полумягким л, j (йот), изредка встречается замена звуком р и некоторыми другими.
Мягкий л нарушается очень редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена звуком / (йот).
Приемы постановки звука. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.
3. Недостатки произношения звуков с — с з’ — з, ц (искажения—сигматизм, замены—парасигматизм).
-межзубный сигматизм (характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц).
-губно-зубной сигматизм (при нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.)
-боковой сигматизм (выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум.
-призубный парасигматизм (язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного т или, при звонком, — д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как т.)
-шипящий парасигматизм (язык принимает артикуляцию, характерную для шу или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ.)
Приемы постановки свистящих звуков.
-Межзубный сигматизм. (Для постановки звука [с] используется зонд №2 (включаются в работу двигательно-кинестетические ощущения). Зонд вводится сначала плашмя, а потом вталкивает язык в ротовую полость к основанию нижних резцов и фиксирует кончик языка у их основания (при помощи петли зонда №2).
-Призубный сигматизм. (Основная цель - выработка правильной артикуляции: опускание кончика языка к основанию нижних зубов. Вводим зонд №2 плашмя, опускаем кончик языка петлей зонда к основанию нижних резцов, фиксируя его в таком положении. Можно использовать также:
зонд №4. Вводим зонд и надавливаем им на спинку языка; зонд №3. Укладываем поперек языка и надавливаем на спинку, кончик опускается.)
-Боковой сигматизм. (Основная цель - добиться замыкания ротовой полости с боков и создания желобка по средней линии языка для воспроизведения правильной артикуляции свистящих.
Используем зонд №1 или зонд №3; укладываем по средней линии и тянем вниз.
При постановке от фонемы [т] используем зонд №2 (если ребенок не упирает кончик языка в десны нижних резцов). При постановке от сочетания - зонд №4 или №3, чтобы опустить спинку языка и получить [с] от [с?]
-Носовой сигматизм (Основная цель отработка правильного направления голосовыдыхательной струи, чтобы она проходила через рот, и подъем мягкого неба, чтобы оно приподнималось и прижималось к задней стенке глотки.)После операции для активизации мягкого неба необходим массаж твердого неба.. Проводится пассивная гимнастика мышц мягкого неба зонд №1, кончик которого нужно обернуть в стерильный бинт: проводим черточку на границе между твердым и мягким небом и быстро убираем зонд, вызывая рвотный рефлекс).
-Шипящий сигматизм. (Основная цель - выработать правильное звучание свистящих звуков, отдифференцировать их от шипящих звуков. Используем межзубное произношение звука [с] (язык просовывается между зубами), после закрепления данной артикуляции зондом №2 переводим язык в зазубное положение. Можно вместо использования межзубной артикуляции применять зонд №3, зонд №4 и опустить поднятую спинку языка.)

4. Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж, щ, ч
Недостатки произношения звука щ.
-укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при lit), замена мягким свистящим звуком с, а также произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука).
Недостатки произношения звука ч.
Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипя-щих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц не свойственной фонетической системе русского литературного язы ка а также т или ш.
Приемы постановки звуков ш и ж. Сначала ставится звук ш, а затем на его базе ставится ж.
Постановка звука ш осуществляется рядом приемов.
Ребенок несколько раз произносит слог са и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а (в результате слышится слог ша). Ребенок произносит слог са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.
Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд № 5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.
Звук ж ставится обычно от звука ш включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука з, как ш от с.
Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.
Если правильно произносится звук ч, то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.
Звук ч можно поставить от мягкого т, произносимого в прямом слоге (ти) или обратном (am). Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (рис. 8) слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук ч легче вызывается в обратных слогах.
В ряде случаев наблюдаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков. Отмечены случаи, когда все эти звуки реализуются только в одном артикуляционном варианте — смягченном шипящем звуке. Встречаясь с подобными случаями, логопед анализирует дефект, чтобы правильно организовать логопедическое воздействие. Если нарушение квалифицировано как дислалия, необходимо определить последовательность в постановке звуков. Принято сначала ставить свистящие звуки (в первую очередь глухие), а на их базе — звонкие. Шипящие звуки ставят после постанови свистящих: сначала — твердые, затем — мягкие. При постановке шипящих последовательность отрабатываемых звуков более свободная. Она определяется логопедом исходя из особенностей проявления дефекта.
5. Недостатки произношения звука / (йот) (йотоцизм).
Уклад органов артикуляции. Губы несколько растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резцами 1—2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.
Звук /* (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким л (в его нижней или верхней артикуляции).
Исправить звук можно, опираясь на гласный и: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа. Выдох несколько усиливается в момент произнесения а, и сразу без перерыва произносится а. После того как усвоено такое про-
изнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение и. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. Д- В результате у ребенка вырабатывается дифтонгоидное их произнесение.
Другим примером постановки звука / (йот) является постановка его от мягкого з с механической помощью. Ребенок произносит слог за (зя), повторяя его несколько раз.
Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.
6. Недостатки произношения звуков к, г, х, к, г, х (кап-нацизм, гаммацизм, хитизм).
При каппацизме и гаммацизме наблюдаются следующие нарушения: звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого — к шуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.
Встречаются случаи замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным m и д, которые носят название паракаппацизма и парагаммацизма. Изредка встречается разновидность паракаппацизма, когда звук к заменяется х. При гаммацизме замена фрикативным заднеязычным или фарин-гальным г обозначается в транскрипции греческой буквой (гамма). Нарушения мягких г, к, х аналогичны нарушениям твердых г, к, х, но в некоторых случаях наблюдается боковое произношение к и г*.
Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые — от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а . Вслед за ним ка.
Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

8.Порушення голосу-загальна характеристика

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта.
Помимо основных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференциальными.
Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани у детей за последние два десятилетия возросла, что связано с расширением мероприятий по реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и операции, спасающие жизнь ребенку, но вызывающие иногда осложнения, которые влияют на голосообразование.

9.Причини,механізми та класифікація порушень голосу
Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей.Функциональные нарушения голоса. Наиболее распространенные и многообразные — это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани.К периферическим функциональным нарушениям относятсяфонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения внарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией. Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило,двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны сповышением тонуса гортанных мышц с преобладанием .Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.
К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.
10.Порушення мелодико-інтонаційного боку мовлення
Интонация (intono - громко произношу; латинский) - совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива.
Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Мелодико-интонационная сторона речи - функция правого полушария мозга.
Известно, что у детей среднего и старшего дошкольного возраста могут отмечаться следующие нарушения интонационной выразительности речи:
нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый);
трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации;
нарушения модуляции голоса по силе и высоте;
нарушения мелодической организации высказывания.


11.Механізми голосоутворення. Особливості становлення дитячого голосу
Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.
Голосовой аппарат включает четыре основные части: гортань - генератор звука; надставную, резонаторную, часть - глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энергетический аппарат - трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма); артикуляционный аппарат - ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо. Голосовой аппарат - сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга
Звук голоса - колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.
Образованный в гортани голос слаб и бескрасочен, свое окончательное тембровое звучание, громкость, интенсивность он приобретает в резонирующих полостях глотки, рта и отчасти носа. В ротоглоточном резонаторе голос не только усиливается, но и дифференцируется на отдельные звуки, что происходит благодаря непрерывному изменению положения, размера, формы и объема ротоглоточной полости. При этом образуются затворы, замыкающие или суживающие резонансную полость. Поэтому каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора.
Помимо строения и функции голосовых складок, громадную роль в голосообразовании играет надставная трубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система.
Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.
1. 7-10 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
2.11-13 лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2.
В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
3. 13-15 лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.
4. 16-19 лет, юношеский возраст. Хоры этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2; мужская партия: сиб – до1.


12.Види порушень голосу,корекція та профилактика
Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы.
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.
При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы. Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых.
Органические нарушения голоса подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией (СНОСКА: См. гл. III настоящего пособия).
К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщелины нёба (СНОСКА: См. гл. IV настоящего пособия), рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин.

Нарушения голоса у детей дошкольного возраста очень важно предупреждать соблюдением профилактических мероприятий, занятиями дыхательной гимнастикой.
Родители и педагоги должны знать основные правила охраны детского голоса. При возникновении нарушения голоса, особенно если оно принимает хронический характер, следует направить ребенка на консультацию к отоларингологу, а в случае необходимости - на занятия к логопеду.


13.Ринолалия.Види,форми,причини
Ринолалия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков. Ринолалия чаще всего является следствием выраженного дефекта неба - расщелин. Наличие расщелины обуславливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полстей рта и носа. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный (носовой) акустический эффект.
Причинами ринолалии могут быть:
-врожденные расщелины мягкого и твердого нёба;
-укороченное мягкое нёбо;
-полное отсутствие маленького язычка или его раздвоенность;
-параличи и парезы мягкого нёба;
-вялость мышц (прежде всего мягкого нёба), что часто бывает у физически ослабленных ---детей, либо после удаления аденоидов;
-аденоиды, полипы в носу, опухоли носоглотки;
-повышенное напряжение мышц мягкого нёба.
Виды ринолалии
Открытая ринолалия- - ротовые звуки приобретают нозальность
- проба Гуцмана: попеременно повторять А и И, при этом зажимают и открывают носовые ходы (звук И, заглушается и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию крыльев носа)
Функциональная открытая ринолалия- - не изменений твердого и мягко неба
- более выраженное нарушение произношения гласных звуков
- при согласных небноглоточное смыкание хорошо
- наблюдается часто после удаления аденоидных разращении или, реже, в результате постдиферийного пареза, из - за длительного ограничения подвижного мягкого неба
Органическая открытая ринолалия- - приобретенная или врожденная
- при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого неба
- повреждение языкоглоточного нерва и блуждающего нервов, ранений, давление опухолей и др.
- врожденная расщелина мягкого или твердого неба, укороченное мягкое небо.
Закрытая ринолалия- органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания.
Функциональная закрытая ринолалия- - хорошая проходимость носовой полости и не нарушено дыхание
- тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен
- мягкое небо при фонации назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ воздушных волн к носоглотке.
Органическая закрытая ринолалия- закупорка носовой полости
Смешанная ринолалия- - сочетание непроходимости носа и недостаточность небно-глоточного контакта функционального и органического происхождения
- типично сочетание укороченного мягкого неба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний.


14.Структура дефекту при ринолалии
Наличие расщелины неба влечет за собой появление целого ряда симптомов, существенно осложняющих физическое и речевое развитие ребенка с первых дней жизни. Расстройства тембра голоса и звукопроизношения при ринолалии обусловлены нарушением анатомического строения речевого аппарата. Из данного определения следует первичность анатомического и вторичность речевого дефекта при данной патологии.
Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии
Нарушение дыхания с самого рождения. Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим особенностям физиологического дыхания. Невозможность осуществления полноценного вдоха и выдоха приводит к нарушению фонационного дыхания. Специфические особенности фонационного, или речевого, дыхания обусловлены также нарушением взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами.
Нарушение питания (сосания, глотания) с самого рождения.
Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. Отмечается отставание в физическом развитии ребенка с врожденной небной патологией с самого рождения (позднее начинают держать голову, сидеть, ходить, позднее появляются первые молочные зубы, отмечается дефицит массы тела и роста).
Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии
Особенности фонематического слуха. Отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом, а также недостаточностью физического слуха.
Незаконченность процессов формирования артикулирования звуков может привести к трудностям при овладении звуковым анализом. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.
Лексико-грамматические нарушения.
С самого рождения отмечается запаздывание в развитии речи ребенка с расщелиной губы и неба. Первые слова появляются к двум годам и значительно позже.
Словарь детей недостаточно точен по употреблению, с преобладанием слов, обозначающих конкретные предметы. В спонтанной речи преобладают существительные и глаголы, дети мало пользуются прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
Наблюдаются ошибки грамматического оформления речи: неправильное согласование слов в роде, числе и падеже, ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа, неправильное построение предложений.
Своеобразие формирования всех психических функций. Группа детей с ринолалией является полиморфной по уровню психического развития. Динамическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания. Есть основания считать, что нередко задержка психического развития носит временный характер и успешно устраняется в адекватных дефекту условиях обучения и воспитания.
Своеобразие становления личности. Причины: неблагоприятные условия жизни в коллективе, нарушение речи как средства коммуникации, односторонне общение с коллективом.
Таким образом, первичными нарушениями при ринолалии являются: нарушения дыхания, питания, отставание в физическом развитии, астенический синдром, физическое снижение слуха, неврологические нарушения, нарушения в костно-мышечном аппарате речи, нарушения зубо-челюстной системы, нарушения артикуляционной моторики, голосовые нарушения и акустико-артикуляционные особенности звукопроизношения.
Вторичные нарушения: нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, задержка в развитии речи, лексико-грамматические нарушения, общее недоразвитие речи, дисграфия и дислексия, снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития, нарушения коммуникации, особенности личности.


15.Влив вроджених розщілин на фізичний,психічний та мовленневий розвиток дитини
Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. У новорожденных и у детей грудного возраста на первый план выступают расстройства со стороны питания и дыхания. Грудное вскармливание таких детей было практически невозможным, т.к. молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки.Расстройство питания – одна из основных причин высокой летальности детей с расщелинами неба в этом периоде
Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры. В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию .
Также здесь наблюдаются расстройства со стороны дыхательной системы. Невозможность разобщения ротовой и носовой полостей приводит к смешанному ротовому и носовому дыханию, выключается, по крайней мере частично механизм фильтрации, согревания и увлажнения вдыхаемого воздуха. В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути. Отсюда частота заболеваний дыхательных путей.
Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает гнусавость.
Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят к тяжелому косноязычию. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление на слух, так и во внешнем оформлении.
Наряду с движениями крыльев носа, у некоторых больных при разговоре сокращаются лобные мышцы, мышцы, сморщивающие брови. По меткому выражению Дорреиса – это больные, «разговаривающие лицом». Все это создает впечатление, что среди носителей расщелин много умственно отсталых людей. В действительности умственная отсталость носителей расщелин часто является только кажущейся.
Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты.
Наблюдается также снижение функционального речевого слуха, при котором больные не замечают собственных дефектов речи
Таким образом, при врожденных расщелинах неба и губы в большей или меньшей степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется характер работы лицевой мускулатуры (может возникнуть снижение слуха), стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние формирование речи ребенка.


16.Принципи,комплексне обстеження,система та прийоми корекції порушення доопераційний та післяопераційний періоди
Основное значение дооперационного периода – развития базы для формирования правильной речи. Данный период очень важен в логопедической работе. При
осуществлении дооперационной работы после операции значительно быстрее восстанавливаются все приобретенные до нее навыки и быстрее заживают
послеоперационные рубцы. В послеоперационный период успешность логопедической работы в немалой степени определяется тем, как она проводилась в дооперационный период. Эффективность зависит от качества хирургической операции и от анатомического и функціонального состояния речевого аппарата.
Основные направления работы:
Дооперационный период
Послеоперационный период
Формирование небно-глоточного смыкания .
Активизация
мышц глоточного кольца, підготовка сегментов м’якого неба к вело- фарингеальному
(небно-глоточному) смыканию
Формирование полноценного небно-глоточного смыкания, развитие подвижности
мягкого неба, массаж рубців твердого и м’якого неба
Работа над физиологическим дыханием
Постановка физиологического дыхания (диафрагмально- реберного)
Коррекция и автоматизація физиологического дыхания
Формирование ротового выдоха
Постановка ротового выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
Овладение направленной воздушной струей для выработки навыков фонационного дыхания
Совершенствование артикуляционной моторики
Активизация артикуляционного аппарата, придание язику правильного положения Совершенствование подвижности артикуляционного апарата
Борьба с патологическими компенсаторними привычками
Устранение патологических компенсаторних привычек, борьба с излишними движениями лицевых мышц –
Развитие фонематического слуха
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Совершенствование фонематического слуха и дифференциация смешиваемых
правильно произносимых звуков (развитие речеслуховых дифференцировок)
Исправление неправильного звукопроизношения
Постановка и автоматизація доступных звуков
Освоение произношения гласных без носового оттенка, постановка правильного произношения согласных, полная автоматизація новых навыков
Работа над голосом
Развитие модуляции голоса
Устранение ринофонии (назальности),нарушений силы и высоты голоса
С детьми с фонетико- фонематическими нарушениями проводится дополнительная работа по развитию фонематического восприятия, формированию навыка
звукового анализа и синтеза. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, помимо вышеперечисленного включает развитие лексико-
грамматического строя речи
Принципы обследования детей с ринолалией 1. Принцип комплексности.
Ринолалия, возникающая на почве врожденных расщелин верхней губы
и неба, является сложным речевым нарушением, требующим комплексного медико-психолого- педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких
детей помимо логопеда принимают участие хирург, ортодонт, педиатр,
ЛОР, невролог, генетик, психолог. Это продиктовано тем, что расщелины являются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к функциональным проблемам и оказывают отрицательное влияние на развитие
ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи. Органические нарушения в строении органов артикуляции требу ют обязательной консультации хирурга-
стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, определяющим сроки, этапы и методы лечения данной категории больных. Однако и в
послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным. В некоторых случаях после оперативного вмешательства наблюдается расхождение швов, что
приводит к образованию дефектов переднего или среднего отделов твердого неба. В качестве причин могут выступать нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение общего соматического состояния ребенка. В таком случае
требуется повторная операция и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения. Полноценной коррекции звукопроизношения при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного
ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произношения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта. В процессе обследования
необходимо получить заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки: нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, выявить уровень снижения слуха.
Консультация педиатра требуется для решения вопроса о планировании нагрузки на
логопедических занятиях. Возможные органические и функциональные нарушения в
состоянии ЦНС своевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога. Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией
необходима совместная работа специалистов разного профиля. 2. Принцип системного подхода. Речь является сложной функциональной системой, все компоненты которой
находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Важно обратить
внимание не только на исследование первичных нарушений в структуре дефекта, но и на возможное наличие вторичных проявлений. Помимо подробного и тщательного изучения
строения и функции артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, следует уделить внимание обследованию фонематического восприятия, лексико- грамматического строя речи, общему уровню речевого развития ребенка, с тем, чтобы исключить присутствие фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития. 3. Принцип индивидуального подхода. Обследование детей с врожденными расщелинами верхней
губы и неба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед
логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае. 4. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Обследуя детей с ринолалией, следует помнить о том, что приемы и материал
обследования будут несколько различаться в зависимости от того, в каком возрасте находится ребенок. При обследовании дошкольника, основным занятием которого
является игра, в большом количестве используются игрушки, речевые и
подвижные игры, красочный дидактический матеріал
Чтобы достичь в работе положительных результатов, необходимо проводить
логопедическую коррекцию целенаправленно по этапам, длительно и систематически. Практика работы на логопедическом пункте показывает, что сроки, рекомендованные нормативними документами Министерства образования России, являются
зачастую недостаточными для успешной коррекции всех компонентов речи, как было десять- пятнадцать лет назад. Если же ребенок в дошкольном возрасте:
а) не получил необходимую логопедическую помощь, имея задержку речевого развития на фоне минимальной мозговой дисфункции;
б) не наблюдался у детского невролога и своевременно не получил необходимое
медикаментозное лечение; в этих случаях коррекция дислексии и дисграфии в условиях школьного логопункта требует огромных усилий от логопеда, ребенка и
родителей. Иногда полного преодоления дефектов письменной речи при этом не наступает: техника чтения остается на низком уровне, в письменных работах всплывают
дисграфические ошибки, что характерно при диспраксической дизартрии. При этой форме нарушения недостаточно четко формируется перевод фонемы в графему из-за инертности
двигательного стереотипа, что обусловливает и в дальнейшем, когда возрастает темп письма и снижается зрительный контроль, наличие ошибок по кинетическому
признаку. Наиболее распространенным видом дисграфии является тот, при котором
у учащихся в письменных работах имеются многочисленные пропуски
букв, чаще гласных, перестановка букв и слогов, потеря точки в конце предложения, заглавной буквы в его начале, и при этом забруднено деление слов на слоги, а
предложений — на слова. Главной причиной этого является несовершенство навыка анализа и синтеза предложений и слов. Многие авторы подчеркивают связь между
наличием этих ошибок и состоянием интеллектуальной сферы ребенка. А.Н. Корнев отмечает, что в описаниям случае нарушаются произвольная концентрация внимания,
переключение и динамический праксис, а также наблюдается нечеткость во взаимодействии слухоречевого и речедвигательного аппарата. Коррекцию таких нарушений надо проводить постоянно, пока ошибки такого рода не исчезнут в
самостоятельных письменних работах учащихся. Лучшие свадебные платья Днепропетровск для празднования зимой. У всех детей с общим, фонетико- фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (ФФНР), зачисляемых на логопункт, обнаруживается недостаточное развитие фонематического анализа.
Такие учащиеся испытывают трудности в дифференциации фонем
по акустико-артикуляционным свойствам. Коррекционная работа с этими учащимися проводится на первом этапе в определенной последовательности и является
основополагающей. Изложенный подход по предупреждению и устранению дисграфии может принести результат лишь в том случае, корда сформирован фонематический
анализ, выработана четкая дешифровка звука в букву, и наоборот, и проведена тщательная
фонетическая и оптико-моторная дифференцировка звуков и букв. В зависимости от состава группы, с учетом глубины речевой патологии, объем заданий, предлагаемый в планах, можно сужать или расширять, внося собственные коррективы, используя опыт других авторов и практический матеріал приложений. Вид работы «Найди и исправь ошибки» должен предъявляться в рукописном виде, а не в печатном, так как буквы прописного (рукописного) шрифта — это иные комбинации определенных
элементов письма. Выполнение этих заданий учит детей, вчитываясь, анализировать написание слов, разбивать их на слоги и, вычленяя ошибко-опасные места, буквы, что в
дальнейшем вырабатывает орфографическую зоркость при проверке письменных работ на уроках и при выполнении домашних заданий и умение находить
собственные ошибки. Не надо бояться, что предъявляемые в текстеошибки, которые надо найти и исправить


17.Дизартрія.Єтіологія та структура мовленнєвого дефекту
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной ипросодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной ипериферической нервной систем.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, втом числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранныминтеллектом, а легкие "стертые" ее проявления - как у детей ссохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Этиология дизартрии:
Дизартрия является симптомом тяжелого мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарного характера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую,ретикулярную формацию, корковую прецентральную и постцентральнуюречедвигательные зоны. Дизартрическое расстройство может быть симптомом ДЦП.
Причины ДЦП и дизартрии изучены недостаточно. До недавнего времени, основнойпричиной ДЦП считалась родовая травма. В последнее время установлено, что 80%случаев ДЦП является врожденной патологией, нарушение происходит внутриутробно,что в свою очередь сказывается на течении родов. Патология родов может усугубить первопричину.
Пренатальный период: нарушения внутриутробного развития и внутриутробноепоражение головного мозга может быть обусловлено патологией беременности,заболеваниями матери (вирусные инфекции, сердечно-сосудистая, почечнаянедостаточность, психические и физические травмы, радиация, алкоголизм,лекарственная интоксикация. Особенно важны первые три месяца беременности). Приэтом ребенок рождается с патологией, которая может проявиться не сразу(например, различные парезы проявляются по мере созревания пирамидных путей).
Натальный период: поражение головного мозга ребенка во время родов. Этоможет быть черепно-мозговая травма, кровоизлияние в мозг, рождение ребенка васфиксии и пр.
Постнатальный период: менингиты, менингоэнцефалиты, черепно-мозговые травмыв ранний период развития ребенка. Эти заболевания могут обуславливатьнедоразвитие или поражение премоторно-лобной, теменно-височной областейголовного мозга.


18.Классификация и деференционная диагностика дизартрии
Классификации дизартрии:
По степени выраженности:
анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи
дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность
стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.
По локализации поражения:
-При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При периферическом параличе (бульбарнаядизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкиесогласные оглушены
-При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия)артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так иоглушаться
1. Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомо-комплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговыхнервов.
2. Псевдобульбарная дизартрия: возникает при двустороннемпоражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга кядрам черепных нервов ствола.
3. Корковая дизартрия
Корковая дизартрия представляет собой группумоторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражениемкоры головного мозга.
Для диагностики корковой дизартрии необходимтонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие изпереднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм ихнарушений.
Клинические формы корковой дизартрии:
Афферентная - обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга.
Эфферентная - связана с поражением прецентральной извилины коры головного мозга. 4. Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная системаавтоматически создает тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечныхсокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительноевыполнение двигательных актов.
Особенностью экстрапирамидной дизартрии являетсяотсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большаясложность в автоматизации звуков.
Экстрапирамидная дизартрия нередко сочетается снарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всегострадает слух на высокие тона.
5. Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервнойсистемы, а также лобно-мозжечковых путей.
Стертая дизартрия:
Данная патология находится на границе междудислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией повнешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизмнарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления.
Стертая дизартрия - одна из степеней выраженностидизартрии - характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодическойстороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологическоймикросимптоматики.


19.Характеристика нарушений,которые входят в симптомокомплекс ДЦП

Детский церебральный паралич – термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.
Симптомы Детского церебрального паралича:

В зависимости от особенностей двигательных, психических и речевых расстройств выделяются пять форм:
Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Наиболее распространенная форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия (диплегия) или тетрапарез с преимущественной локализацией в ногах, психические и речевые расстройства. У детей задерживается формирование статических и локомоторных функций, выпрямляющих рефлексов туловища. Мышечный тонус значительно повышен во всех конечностях. Особенно выражено повышение тонуса в сгибательных группах мышц рук, а также разгибательных и приводящих мышцах ног.
Развитие речи у детей со спастической диплегией задерживается. Речевые расстройства проявляются дизартрией, алалией. Дети с трудом концентрируют внимание на занятиях, быстро истощаются, отвлекаются. Как правило, не могут самостоятельно организовать игру, не владеют собой. Память снижена. Судорожные пароксизмы при спастической диплегии встречаются реже, чем при других формах детского церебрального паралича.
В первые месяцы жизни чаще возникают генерализованные пароксизмы, затем характер их варьирует. Наличие судорог ухудшает прогноз.
Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия или тетрапарез с преимущественной локализацией в руках и неравномерным поражением сторон, выраженные психические и речевые расстройства. Заболевание проявляется в первые месяцы жизни.
Речевые расстройства при двойной гемиплегии проявляются задержкой речевого развития, малым словарным запасом, псевдобульбарными дизартриями. Речь обычно смазанная, гнусавая, плохо понятная, нередко отмечается неправильное произношение звуков. Изменен темп речи. Слова и звуки произносятся либо чрезмерно громко, быстро, либо слабо, медленно.
Интеллект значительно снижен. Мышление замедленно, инертно, память ослаблена. Часто наблюдаются расторможенность, эйфория, апатико-абулические нарушения, отмечаются судорожные припадки. Как и при спастической диплегии, они влияют на прогноз заболевания.
Гиперкинетическая форма. Характерны непроизвольные атетоидные движения, нарушение мышечного тонуса, речевые расстройства.
Речевые расстройства проявляются задержкой формирования речи, нарушением артикуляции, темпа речи. Как правило, речь при гиперкинетической форме детского церебрального паралича замедленная, монотонная, невнятная, иногда представляет набор трудноразличимых звуков. Интеллект может страдать незначительно. Судорожные пароксизмы редки.
Атонически-астатическая форма. Характерными особенностями являются мозжечковые расстройства. С рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония.. Интеллект страдает незначительно. В ряде случаев у детей с атонически-астатической формой имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.
Гемиплегическая форма. Характерными особенностями являются односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства.



20.Нарушения темпо-ритмической стороны речи-брадилалия

Речь патологически замедленная, но в то же время координированная, получила название брадилалии.
Брадилалию можно определить как нарушение речевого темпа.
Данная форма нарушения не имеет возрастных границ. Общая психическая заторможенность, деменция, психо-органический синдром могут вызвать брадилалию.
Слабая и средняя степень брадилалии практически не заметна как для ребёнка, так и для окружающих. Если при тяжёлой степени наблюдается нарушение процесса коммуникации, расстройство можно определить как патологическое.
Брадилалия может проявляться либо в виде самостоятельного нарушения речевого темпа, либо являться частью отдельных форм заболеваний психических, таких как: олигофрения, заболевания центральной нервной системы, опухоли головного мозга.
Брадилалию сопровождают следующие симптомы:
-Замедленная внешняя и внутренняя речь;
-Замедленные процессы чтения и письма;
-Монотонный голос;
-Наличие удлинённых пауз между словами;
-Растянутость в произношении звуков.
Существуют также симптомы неречевого характера:
-Нарушена общая моторика;
-Тонкая моторика пальцев рук, лицевых мышц, отвечающих за мимику;
-Амимичность лица;
-Медленные, вялые движения.
Коррекционная работа
Работа по устранению брадилалии проводится комплексно. Она состоит из следующих направлений:
.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.