На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диссертация СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Педагогика. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 115. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образование учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Институт дошкольного, начального образования и специальной педагогики
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного образования


На правах рукописи

Шахина Юлия Андреевна

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Магистерская программа «Дошкольное образование»

Направление 540600 Педагогика

Диссертация на соискания степени

Магистра педагогики


Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук
Доцент кафедры педагогики
Дошкольного образования
Гончарова Ольга Витальевна


Волгоград 2010 г.

Содержание
Введение…..…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки социально-личностного развития дошкольника в игре-драматизации……………………………………………..11
1.1. Теоретические аспекты проблемы социально-личностного развития
дошкольников…………………………………………………………………. 11
1.2. Роль игры-драматизации в социально-личностном развитии дошкольников ………………………………………………………………….......21
1.3. Моделирование социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития старших дошкольников в игре-драматизации…………...31
Выводы по первой главе………………………………………………………..41
Глава 2. Экспериментальная проверка модели социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития старших дошкольников в игре-драматизации…………………………………………….43
2.1. Выявление уровней социально-личностного развития старших дошкольников…………………………………………………………………………45
2.2. Организация работы по социально-педагогическому сопровождению процесса социально-личностного развития старших дошкольников в игре-драматизации……………………………………………………………………........59
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по социально-педагогическому сопровождению процесса социально-личностного развития старших дошкольников в игре-драматизации……………………………………...68
Выводы по второй главе………………………………………………………...83
Заключение……………………………………………………………………….85
Список использованных источников…………………………………………...91
Приложения……………………………………………………………………..101

Введение
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренными преобразованиями во всех структурах общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантой становится развитие социально-адаптивной личности, умеющей ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности.
Гуманистические тенденции развития отечественной системы образования ориентируют педагогов на признание ребенка субъектом воспитательного процесса, характеризующимся нравственным, интеллектуальным, волевым и эмоционально-оценочным отношением к миру, подготовленным к жизни в обществе, что обеспечивается прежде всего его социально-личностным развитием. Это находит отражение в таких документах, как Концепция Модернизации Российского Образования на период до 2010 года, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 —2010 г. и др.
Социально-личностное развитие происходит на протяжении всей жизни человека, но основы его успешной реализации заложены в детстве. В дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к самостоятельной деятельности. Быть взрослым — самая главная потребность ребенка, именно она руководит им в деятельности. Он начинает присваивать социальные роли, и чем успешнее будет этот процесс, тем более вероятно, что он и далее овладеет механизмом социализации, усвоит нормы социального поведения, разовьет качества личности, необходимые для него в будущем.
Проблема социально-личностного развития дошкольников представляет собой интегрированную область знаний таких наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология.
В науке к настоящему времени накоплен определенный теоретико-методологический фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы, посвященный теории и методике педагогических исследований в области социально-личностного развития (В.И. Журавлев, В.И. Загвязивский, М.Н. Скаткин и др.), философские труды, раскрывающие аксиологический аспект деятельности личности, социальную сущность человека (В.Т. Алексеева, Л.П. Буева, Л.А. Волович, С.Г. Дробницкий, М.С. Каган, и др.), специальные исследования, посвященные особенностям детей дошкольного возраста (Л.И. Божович Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.).
Психолого-педагогические аспекты социально-личностного развития в различных видах деятельности раскрыты в трудах В.В. Абраменковой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Петровского и др.
В настоящее время получили признание работы ученых, раскрывающие возможности социокультурной деятельности, которые влияют на развитие личности (А.В. Андреев, М.Е. Дуранов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, И.А. Липский, О.В. Лешер и др.).
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с одной из важнейших функций современных образовательных учреждений, отражающейся в поиске новых форм гармоничного развития и способов самоопределения подрастающего поколения.
Система дошкольного образования детей как социальный институт функционирует на основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр образовательных услуг, удовлетворяя постоянно растущие индивидуальные образовательные потребности личности, обеспечивает эффективное формирование личностных и социальных качеств воспитанника, проявляющего творческую инициативу, способность к самостоятельному поиску новых способов действий, стремление к самореализации и самовыражению. Одним из эффективных средств личностного развития дошкольников является их участие в различных видах деятельности, и прежде всего в игровой деятельности.
Поэтому возникает необходимость создания комплексных программ социально-личностного развития дошкольников на основе проектирования их игровой деятельности.
Одним из наиболее эффективных средств социально-личностного развития дошкольников выступает игра-драматизация. Это связано с тем, что игры-драматизации улучшают психологическую атмосферу в коллективе, помогают выйти на новый, более высокий уровень, взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Несмотря на достаточно широкое освещение в научной и методической литературе проблемы социально-личностного развития в деятельности образовательных учреждений анализ показал, что эта проблема достаточно подробно разработана только лишь в условиях общеобразовательной школы. Не получили отражения в научной литературе такие вопросы, как организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников, специфика их социально-личностного развития в процессе игровой деятельности, в частности в игре-драматизации.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что сложилось ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне — между возрастающей потребностью общества в активной социализирующейся и развивающейся личности, которая ориентирована на общечеловеческие ценности и существующим уровнем подготовки педагогов к осуществлению осознанной и полноценной организации процесса социально-личностного развития дошкольников;
- на научно-теоретическом уровне – между возрастающим интересом психолого-педагогических исследований к социально-личностному развитию дошкольников в процессе творческой деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации;
- на научно-методическом уровне – между объективной потребностью практики в методическом обосновании социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения этого процесса.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении особенностей организации процесса социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации и обеспечении его эффективности.
Актуальность, социально-педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования: «Социально-личностное развитие дошкольников в игре-драматизации».
Объект исследования: педагогический процесс социально-личностного развития дошкольников.
Предмет исследования: социально-личностное развитие дошкольников в игре-драматизации.
Цель исследования: обосновать модель социально-педагогического сопровождения процесса социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике и обосновать сущность процесса социально-личностного развития дошкольников.
2. Определить критерии и обосновать уровни социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации.
3. Выявить специфику процесса социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации.
4. Разработать и экспериментально проверить модель социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации, включающей целевой, содержательный и оценочные блоки.
Гипотеза исследования:
Мы полагаем, что процесс социально-личностного развития дошкольников будет эффективным, если:
- будет основываться на личностно-деятельностном подходе, включающем комплексную программу, направленную на успешное развитие социально-личностных качеств;
- будет организовано социально-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников, предоставляющее возможность корректировки развития социально-личностных качеств на основе диагностики уровней социально-личностного развития дошкольников;
- средством развития социально-личностных качеств дошкольников будут выступать игры-драматизации;
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности педагогов и воспитанников констатирующий, формирующий и контрольный этапы работы; методы математической статистики; качественный и количественный анализ результатов исследования их наглядное представление.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлена роль игры-драматизации в социально-личностном развитии дошкольников, в организации процесса взаимодействия детей и педагогов в процессе игровой деятельности; уточнены критерии (нравственная направленность личности ребенка во взаимодействии со сверстниками; самооценка дошкольника; навыки общения в группе сверстников и самоконтроля; уровень развития словесного воображения дошкольника) и уровни (низкий, средний, высокий) процесса социально-личностного развития дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключатся в следующем: на основе личностно-деятельностного подхода разработана модель социально-педагогического сопровождения процесса социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации (программа по социально-личностному развитию дошкольников в игре-драматизации и диагностика сформированности социально-личностных качеств дошкольника).
Практическая значимость исследования связана с возможностью внедрения в практику учреждений дошкольного образования научного обоснованного процесса социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы педагогами учреждений дошкольного и дополнительного образования детей в организации процесса социально-личностного развития дошкольников.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук; применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки; повторяемостью результатов на разных этапах опытно-экспериментальной работы и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом полученных данных; внедрением результатов исследования в воспитательно-образовательный процесс учреждений дошкольного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущностная характеристика понятия «социально-личностное развитие дошкольника», рассматривается нами как процесс, структура которого включает мотивационно-эмоциональный, коммуникативно-когнитивный, деятельностно-творческий компоненты, обеспечивающий формирование таких качеств и свойств личности детей как:
- Умение осуществлять нравственный выбор;
- Уверенность в себе, самостоятельность;
- Активность в общении, умение наладить контакт со взрослыми и сверстниками;
- Воображение, умение решать стандартные задачи нестандартным путем.
2. Модель социально-педагогического сопровождения социально- личностного развития дошкольников, включающая комплексную программу по социально-личностному развитию дошкольников в игре-драматизации, составленную с учетом их качественных характеристик и индивидуальных предпочтений, направленную на осуществление личностно-ориентированных форм деятельности; диагностику сформированности социально-личностных качеств дошкольников на разных этапах опытно-экспериментальной работы.
3. Игра-драматизация как средство, ведущее за собой развитие личности ребенка, т.к. в ней развиваются все психические процессы ребенка. Игра-драматизация по своему происхождению и содержанию социальна, что соответственно, способствует эффективной организации процесса социально-личностного развития ребенка.
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования позволили определить логику и этапы исследования, которое проводилось с 2008 по 2009 гг.
Этапы исследования:
Первый этап (2008 год сентябрь - декабрь)— диагностико-прогностический.
Изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая литература по проблеме, а также практика подготовки педагогов к организации игровой деятельности детей. Это позволило сформировать исходные позиции исследования, уточнить понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования, конкретизировать задачи и пути их решения. В эти же сроки был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы данного этапа: теоретические (анализ, обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, констатирующий эксперимент); методы математической статистики.
Второй этап (2009 г. январь - май) - поисково-практический.
Был посвящен разработке комплексной программы на основе игр-драматизаций, направленной на социально-личностное развитие дошкольников. Разработке методики ее реализации и повышению квалификации педагогов, самосовершенствованию их педагогической деятельности, как основы достижения профессиональной компетентности, а также проведению опытно-экспериментальной работы по реализации комплексной программы, анализу результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Основные методы данного этапа: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализа продуктов деятельности педагогов и воспитанников, поисковый и формирующий этапы работы); методы математической статистики.
Третий этап (2009 г. май - ноябрь.) — обобщающий.
На данном этапе была разработана и внедрена модель социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации, анализировались и обобщались итоги опытно-экспериментальной работы, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись результаты.. Методы данного этапа: теоретические (систематизация и обобщение материала), качественный и количественный анализ результатов исследования, методы математической статистики, компьютерной обработки результатов исследования их наглядного представления.
База исследования: Экспериментальная работа осуществлялась в МОУ детский сад № 286 Краснооктябрьского района г. Волгограда. Контрольная и экспериментальная группы были сформированы из старших дошкольников, по 20 детей в каждой. Все дети достигли шестилетнего возраста.
Данная магистерская диссертация объемом 100 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 7 приложений, 16 таблиц, 7 рисунков.

Глава 1. Теоретические предпосылки социально-личностного развития дошкольника в игре-драматизации

1.1.Теоретические аспекты проблемы социально-личностного развития дошкольников
Обучение и воспитание, в том числе и социальное, в настоящее время стали рассматриваться как средство развития не только индивида, но и члена социума, они отражают требования социума к личности, основанные на гуманизации и демократизации общества.
Социально-личностное развитие происходит на протяжении всей жизни человека, но основы его успешной реализации заложены в детстве. В дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к самостоятельной деятельности. Быть взрослым — самая главная потребность ребенка, именно она руководит им в деятельности. Он начинает присваивать социальные роли, и чем успешнее будет этот процесс, тем более вероятно, что он и далее овладеет механизмом социализации, усвоит нормы социального поведения, разовьет качества личности, необходимые для него в будущем.
Стоит отметить, что большинство документов государственного (федерального и регионального) значения (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Федеральная программа развития образования на 2007-2012 г.; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, 1997) также направлены на социально-личностное развитие подростков и молодежи [65; 66].
Однако остается не до конца изученным этот процесс в дошкольном детстве. В настоящий период проблеме социально-личностного развития дошкольников уделено не столь много внимания. Большинство исследователей занимаются вопросами социализации подростков (В.Г. Бочарова, С.В. Сальцева, О.Л. Карпова и др. [24;] и молодежи (Ф.А. Мустаева, В.А. Кудинов, О.С. Коршунова, С.В. Бобрышов, Е.В. Титова и др.), однако данный процесс есть последствие раннего развития личности, где приходиться корректировать упущенное.
Процесс социально-личностного развития в первую очередь осуществляется в семье, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. Система дошкольного образования имеет большой потенциал для социально-личностного развития, т.к. позволяет интегрировать образовательно-развивающую и социально-адаптирующую функции через систему различных кружков, студий.
Общие представления философов о социально-личностном развитии отражены в работах А.Б.Невелева, В.С.Невелевой [84]. В философии выделяются несколько подходов к понятию социально-личностного развития. Для нашего исследования наибольший интерес представляет: филогенетический (активное участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности).
Следовательно, сущность человека в современной философии рассматривается как интегральное единство уровней: биологического, психического и социального, формирующегося из двух начал: природного и социального, наследственного и приобретённого. Это целостное единство приводит к формированию личности. Подчёркивается активная позиция индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности как необходимость успешного протекания процесса социально-личностного развития. Усваиваемый индивидом культурно-исторический опыт позволяет ему осуществлять в дальнейшем свой вклад в развитие общества. Этот вклад будет определяться качеством усвоенного опыта, что предполагает в дальнейшем судьбу развития общества и человечества в целом.
В социологии подходы к пониманию сущности социально-личностного развития, отличаются представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, сущность социально-личностного развития как воздействие примера зрелого поколения на тех, кто ещё не готов к социальной жизни.
Следовательно, социология рассматривает соотношение процессов и институтов социального воспитания в макросистеме общества. Социально-личностное развитие определяется как процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. В социологии человек характеризуется как объект и как субъект социализации. Как субъект, ребёнок в процессе социально-личностного развития усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности. На этой основе выделено два концептуальных подхода к пониманию сущности социально-личностного развития: субъект-объектный и субъект-субъектный. Для нашего исследования более близок второй подход, так как он предусматривает активную позицию личности.
В педагогике как комплексно-интегративной науке социально-личностное развитие рассматривается в процессе обучения и воспитания. Так, ориентация на включение ребёнка в социальную жизнь отражает опыт педагогической деятельности А.С.Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого [75; 109].
Готовность к социальным действиям рассматривается в работах Б.3. Вульфов, А.В.Волохов, М.И.Рожков и др. [93]; среда становится объектом целостного системного анализа: детский коллектив, обладающий признаками сложно организующихся систем, функционирующих в разных средах, в исследованиях А.Т.Хуракин, Л.И.Новикова, В.А.Сухомлинский [104]. Современные исследования в данной области представлены в работах В. Г.Бочаровой, М.А.Галагузовой, Р. Р. Калининой, Н. Ф. Головановой, [24; 33; 35; 56;].
Таким образом, представим теоретические подходы к содержанию понятия «социально-личностное развитие» в таблице 1.


Таблица 1
Автор Содержание понятия «социализация»
Э. Торидайк
В. Уолтер Развитие рассматривается как процесс социального научения [102]
А. Маслоу Социально-личностное развитие личности понимается как самоактуализация «Я-концепции» [86]
Л. С. Соколова Социально-личностное развитие рассматривается как процесс интеграции личности в общество, усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, наоснове которых формируюются социально-значимые черты личности [103]
Р. С. Немов Социально-личностное развитие определяется как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидуально-общественного опыта, в результате которого человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки. [83]
И. С. Кон Утверждается, что процесс социально-личностного развития во многом зависит от целенаправленного воздействия на личность, от ее места в конкретной социальной системе [64]
О. С. Газман Под социально-личностным развитием понимается процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм. Социально-личностное развитие предполагает обретение человеком способности к адаптивной активности и осуществляется им под воздействием целенаправленных процессов (обучения, воспитания). [30]
Анализ различных определений социально-личностного развития позволяет выявить его сущностные признаки, которые в той или иной форме присутствуют в большинстве определений. Для более наглядного представления признаков социально-личностного развития, мы их представляем в виде таблицы 2 [20; 21; 89; 95; 101]


Таблица 2

Анализ педагогической литературы, позволил нам выделить общие признаки социально-личностного развития [3; 89; 82; 92], которые представлены нами в таблице 3
Таблица 3

Таким образом, из анализа данных определений следует, что социально-личностное развитие — это сложный, многофункциональный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность на формирование у нее способности находить согласие с природой, миром, обществом, самим собой.
Следовательно, задача педагогики — учитывая тенденции социально - личностного развития на каждом этапе развития общества, использовать её позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания ребенка начиная с дошкольного возраста.
Теоретико-методологический анализ позволяет выделить следующие механизмы социально- личностного развития:
• осознаваемые и неосознаваемые, отличающиеся разной степенью осознания индивидом своего отношения к нормам и ценностям ближайшего окружения и тем воздействием, которое это окружение оказывает на него (В.Т. Лисовский) [143];
• традиционный (ребёнок усваивает нормы, эталоны поведения, взгляды, характерные для его семьи и ближайшего окружения и через ненаправленное воздействие со стороны взрослых),
• институциональный (школа, общественные объединения, а также средства массовой информации),
• стилизованный (осуществляется через субкультуры), межличностный (действует через значимых лиц),
• рефлексивный (осуществляется через индивидуальное переживание и осознание) (А.В.Мудрик, Ф.А. Мустаева) [82].
Понятие «социально-личностное развитие» относительно предмета нашего исследования включает в себя близкие по содержанию понятия: «развитие личности», «воспитание», «социальное воспитание», «адаптация». Проанализируем данные понятия.
Развитие понимается как процесс продвижения объекта вперёд, путём изменения количественных и качественных составляющих. Результатом развития личности является её новообразования, т.е. новые качества личности.
Развитие ребенка сложный процесс превращения из биологического индивида в социальное существо — личность. На развитие ребенка влияют различные факторы: биологические, социальные, педагогические. Любая личность представляет собой своеобразный синтез биологического, и социального в человеке.
Биологические факторы заключены в передаче от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в генетическую программу. По наследству ребенок получает различные особенности организма, тип нервной системы, природные задатки, которые нуждаются в дополнительном развитии.
Но следует заметить, что заложенная генетическая программа ребенка подвергается огромному влиянию социальных факторов. Социальные факторы заключаются в особенности культуры данного общества, принадлежности личности к тому или иному социальному классу, накладывают отпечаток на черты личности. С.Л. Рубинштейн [95] отметил, что, несмотря на влияние социальных факторов, людям присущи индивидуально-психологические различия.....................

Заключение
Решение проблемы социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации потребовало постановки ряда задач.
В результате решения первой задачи, которая предполагала изучение состояния данной проблемы в педагогической теории и практике и обоснование сущности процесса социально-личностного развития дошкольников мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявили следующее:
• проблема социально-личностного развития дошкольников приобрела особую актуальность на современном этапе развития общества, что подтверждается положениями концепций педагогов-исследователей о необходимости обеспечения социально-экономических, психолого-педагогических условий социально-личностного развития дошкольников;
• важным условием социально-личностного развития дошкольников является социокультурное образование детей, которое возможно полноценно осуществить в дошкольном учреждении;
• в результате анализа социально-педагогической и психологической литературы выявлены основные направления решения проблемы социально-личностного развития дошкольников.
Решение второй задачи предполагало определение критериев и обоснование уровней социально-личностного развития дошкольников.
Мы провели работу по операционализации компонентов социально-личностного развития в дошкольном детстве. Это означает, что мы конкретизировали выделенные в теоретической главе понятия, отражающие компоненты социально-личностного развития дошкольника. Эти компоненты, выступающие критериями социально-личностного развития, следующие: нравственное развитие дошкольника; уверенность в себе, самостоятельность; активность в общении, умение наладить контакт со взрослыми и сверстниками; воображение, умение решать стандартные задачи нестандартным путем.
Теоретический анализ научной литературы позволил нам выделить несколько уровней социально-личностного развития дошкольников.
Так, например, высоким уровнем социально-личностного развития является творческая самореализация дошкольника в социуме.
Дошкольник должен быть способен:
-находить нестандартные решения стандартных ситуаций;
- проявлять стремление к испытанию всего нового и неизведанного (новые эмоции, новые контакты, новый вид деятельности, новые роли и т.д.)
- проявлять любознательность в различных сферах; (досуг, познание, творчество);
-проявлять интегративные качества самостоятельности по отношению к группе или обществу.
Решая третью задачу, мы выявили специфику процесса социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации.
Игра-драматизация - ведет за собой развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются все психические процессы ребенка. Игра-драматизация по своему происхождению и содержанию социальна, что соответственно, способствует эффективной организации процесса социально-личностного развития ребенка.
В результате решения четвертой задачи мы разработали и экспериментально проверили модель социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации, включающей целевой, содержательный и оценочные блоки.
Модель социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации, включает комплексную программу по социально-личностному развитию дошкольников в игре-драматизации, составленную с учетом их качественных характеристик и индивидуальных предпочтений и направлена на осуществление личностно-ориентированных форм деятельности. Модель включает также диагностику сформированности социально-личностных качеств дошкольников на разных этапах опытно-экспериментальной работы.
Основными технологиями реализации социально-педагогического сопровождения выступали игры-драматизации. В развивающей работе использовались также познавательно-ознакомительные игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения, творческие игры, беседы, способствующие совершенствованию процесса социально-личностного развития дошкольников.
В основу организации и проведения опытно-экспериментальной работы были положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о процессе социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации.
В ходе опытно-экспериментальной работы по результатам повторной диагностики социально-личностного развития мы выявили положительную динамику развития компонентов социально-личностного развития у дошкольников в экспериментальной группе. Полученные данные позволяют нам сделать вывод об эффективности использования программы социально личностного развития дошкольников на основе игр-драматизаций, поскольку у детей в контрольной группе, где не проводилась опытно-экспериментальная работа, уровень развития компонентов социально-личностного развития в целом остался без изменений.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа доказала целесообразность осуществления социально-педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников в игре-драматизации, которое включает: моделирование данного процесса; комплексную программу социально-педагогического развития дошкольников, направленную на организацию личностно ориентированных форм деятельности дошкольников.
Разработанное научно-методическое сопровождение исследуемого процесса может быть успешно использовано в работе педагогов дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Таким образом, выдвинутая нами экспериментальная гипотеза нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.
В то же время, проведенное исследование затрагивает лишь один из аспектов сложной и многоплановой проблемы социально-личностного развития дошкольников. В ходе проведения и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. В их числе наиболее актуальными представляются следующие: разработка вариативных авторских краткосрочных и долгосрочных программ для учреждений дошкольного и дополнительного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авров, Д. Н. Зритель и спектакль / Д. Н. Авров. - М.: Просвещение, 1985. - 124 с.;
2. Андреев, А. Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2002. - № 6. - с. 20-29.;
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. - 577 с.;
4. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук. - М. , 1989. - с. 426-434.;
5. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. - СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2003. - 126 с.;
6. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М.:Академия, 2001. - 215 с.;
7. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. -1990.-.№4.-с.117-121.;
8. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 376 с.;
9. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.;
10. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В. А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.;
11. Белова, В. В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования / В. В. Белова. Сб. норм. и метод. материалов. - М.: Просвещение, 1999. - 136 с.;
12. Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Л. А. Беляева. - Екатеринбург:, 1994. - 45 с.;
13. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. -1996. - № 1. - с. 3-8;
14. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1993. - 270 с.;
15. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 695 с.;
16. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.;
17. Бодалев, А. А. Личность и общение: избр. психол. тр. / А. А. Бодалев. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 328 с.;
18. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 584 с.
19. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 470 с.
20. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т.5 / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - 640 с.
21. Большой толковый социологический словарь (Collins): Пер. с англ. Том 2 (П - Я). - М.: Вече, ACT, 1999. - 528 с.;
22. Бондаревская, Е. В, Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - с.29-35.;
23. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (становление теории) / Е. В. Бондаревская // Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск IV Культурные смыслы и личностно-ориентированные технологии воспитания. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ.- 2004.- с.3-12;
24. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. - М., 1993. - 38 с.;
25. Бриджатова, С. Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России: дис. ... д-ра пед. паук / С.Б. Бриджатова. - М. , 2001 - 586 с.;
26. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. - М.: Мысль, 1978.-216 с.;
27. Всемирная энциклопедия. Философия [Текст] / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. -Минск : Харвест: Соврем. литератор, 2001. - 1312 с.;
28. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 39 с.;
29. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.- 420 с.;
30. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века / О. С. Газман // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М., 1996. - с. 10-38.;
31. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Гайсина. - М., 2002. - 40 с.;
32. Гайсина, Г. И. Образование как социокультурный феномен / Г. И. Гайсина. - М.: МПГУ ; Уфа : БГПУ, 2000. - 148 с.;
33. Галагузова, М. А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: дис.... д-ра пед. Наук / М.А. Галагузова. - М., 1987. - 328 с.;
34. Гиппиус, С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. - СПб: Речь, 2001. - 346 с.;
35. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.;
36. Горский, В. A. Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Доп. образование. -1999. - № 1. - с.4-6;
37. Гусева, Н. А. Принцип гуманизма и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Гусева. - Брянск, 1994. - 19 с.;
38. Гусева, Т, А. Стилевые аспекты любознательности: монография / Т. А. Гусева. - Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. - 170 с.;
39. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4 / В. Даль. - М.: Терра, 1995. - 998 с.;
40. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под редакцией Дубровиной И. В., Москва, 1999г. с 234.;
41. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Давыдова Д. А. Леонтьева; АПН СССР.- М.: АПН РСФСР, 1990.-180 с.;
42. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. - 201с.;
43. Драматерапия. Практические исследования /Сборник. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 343 с.;
44. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 352 с.;
45. Ерасов, Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. - М.: Аспект-пресс, 1997. - 352 с.;
46. Ершова, Л. В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Ершова. - Ярославль, 1995. - 172 с.;
47. Жолобов, М. А. Детский самодеятельный театр: световое и звуковое оформление спектаклей / М. А. Жолобов // Дополнительное образование. - 2002.- N3.-с. 24-28;
48. 3акон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 5.01.96) // Бюл. Гос. ком. Рос.Федерации по высш. образованию. - 1996. - с. 2-60;
49. 3апорожец, А.В. Психология: учеб. пособие / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1953. - 213 с.;
50. 3еер, Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно- ориентированном профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2000. - № 3. - с. 90-120;
51. 3еер, Э. Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 244 с.;
52. 3олотарева, А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности / А. В. Золотарева. - Ярославль: Акад. развития, 2004. - 303 с.;
53. Иванцова, Л. Мир кукольного театра / Л. Иванцова, О. Корхова.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 320 с.;
54. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст. / М. С. Каган. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 384 с.;
55. Казакова, Е. К. Проектирование образовательных систем / Е. К. Казакова. - СПб.: Паука, 1994. - 135 с.;
56. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – 160 с.
57. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев / под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.;
58. Карабанова, О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка / О. А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997.- 191с.;
59. Киселёва, Т. Г. Функции и принципы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселёва // Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.;
60. Клименко, Ю. Г. Театр как практическая психология / Ю. Г. Клименко // Катарсис. Альманах. - М., 1994. - с. 84;
61. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика / Т. Е. Климова. -
Магнитогорск : МаГУ, 2000. -124 с.
62. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
63. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М. : Академия, 1998. - 180 с.
64. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1967. - 383 с.
65. Конвенция о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека. - М.: Юрид. лит., 1990. - С. 388-408.
66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Пачальная шк. - 2002. - № 4. - С.4-19.
67. Коржуев, А. В. Сущностный подход в педагогическом исследовании / А. В. Коржуев // Педагогика. -1998. - № 2. - С.22-28.
68. Корнева, Н. Модель образовательной деятельности учреждения
дополнительного образования инновационного типа / П. Корнева, И. Буева// Внешкольник. - 1999. – JV № 1. - С.26-27.
69. Корнетов, Г. Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации / Г. Б. Корнетов // Завуч. - 2005. -Кч 1.
70. Крупнов, А. И. Рекомендации и упражнения по саморегуляции и самокоррекции свойств личности / А. И. Крупнов, О. Б. Барабаш, В. М. Поляруж. Учебно-метод. пособ, - М . : РУДН, 1995. - 32 с.
71. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М. :Народное образование, 2000.- 272с.
72. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
73. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Просвещение, 1975. - 231 с.
74. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Г.Л. Лэндрет. - М. : Международная педагогическая академия, 1994.-361с.
75. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко // соб. соч.: В 7 т.- Т.5. - М. : Педагогика, 1984.-С.9-102.
76. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология
личности: тексты / иод ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : [б. и.] , 1982. - С.201-288.
77. Маралов, В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми / В. Г. Маралов. - М.: Изд-во «Прометей», 1992.
78. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гуманитар, ун-та профсоюзов, 1997. - 147с.
79. Маркова, Н. Я. Театрализация как система личностного развития студентов педвузов / П. Я. Маркова // Школьные технологии. - 2001.-№3.
80. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер. - СПб. : Университетская книга, 1999. - с. 74.
81. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Пикитин. - М.: Паука, 1980. - 304 с.
82. Мудрик, А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: учеб. пособие / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2004. - 240 с.
83. Немов, P. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. нед. Учеб. заведений: В З кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. -512 с.
84. Невелев, А. Б. Социальное становление индивидуального человека / А. Б. Невелев, В. С. Певелева. - Челябинск : ЧИПКРО, 1991. - 163 с.
85. Наследов, А. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Наследов. – СПб: Питер, с. 157-178, 2005, с. 233.
86. Никитина, А. Ребенок на сцене: научно-литературное пособие / А. Никитина.- М.: ВЦХТ Я вхожу в мир искусств, 2003. - 160с.
87. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / Ин-т философии РАН; рук. проекта B.C. Степин. - М.: Мысль, 2000. - 721 с.
88. Новейший философский словарь / авт.-сост. А.А. Грицанов. - 2-е
изд., перераб. и доп. - Минск : Кн. дом, 2001. - 1280 с.
89. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
90. Петров В.А. Проблема развития творческого потенциала личности в театральной педагогике: учеб. пособие / В.А. Петров. - Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005. - 191с.
91. Пичугин, С. С. Интегративный подход к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей младших школьников: автореф. дис.канд. пед наук / С. С. Пичугин. - Уфа: [б. и.], 2003.-17 с.
92. Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по педагогике и образованию / В. М. Полонский. - М. : Приобье, 2000. - 348 с.
93. Проняева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Екатеринбург : [б. и.], 1999. - 23с.
94. Психология дошкольника: хрестоматия для студ. сред. пед. учебн. заведений. / Сост.Г. А. Урунтаева. - М.: Академия,2000.-408 с.
95. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мешерякова. - 2-е изд.- перераб. и доп.- М. : Педагогика-Пресс, 1996. -
440 с.
96. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая рос. энцикл., 1993-1999. - 2 т.
97. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая рос. энцикл., 1993. - 608 с.
98. Рыжаков, М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарт и мониторинг качества образования. -1999. - № 4. - С.20-23.
99. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. - Волгоград : Перемена, 1994. - 150с.
100. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. Т. 2 . - м . : Рус. яз., 1991--380 с.
101. Словарь-справочник по педагогике / сост. В. А. Мижериков ; ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Сфера, 2004. - 201 с.
102. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция: Пособие для родителей, воспитателей, студент, препод, педагогических вузов / Е. О. Смирнова. - М. :ВЛАДОС,2005.-128с.
103. Социологический словарь / Пер. с англ./ Под ред. С. А. Ерофеева.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420 с.
104. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. - М. : Издательская группа ИНФРАМ- НОРМА, 1998. - 488 с.
105. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театральной деятельности: дис... канд. пед. наук / С. Н. Томчикова. - М. : [б. и.], 2001, - 186 с.
106. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников: дис... канд.пед.наук/ Н.В. Уварина.-М.: [б.и.], 1999.-185с.
107. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф.Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Сов. энцикл. , 1983. - 840 с.
108. Фомина, А. Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени : автореф. дис, ,.. д-ра пед. наук / А. Б. Фомина, - М.: [б. и.], 2000. - 40 с.
109. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 / С. Т. Шацкий ; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 304 с.
110. Эльконин, Д. Б. Насущные вопросы нсихологии игры в дошкольном возрасте / Д. Б, Эльконин // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. М.: АПН НИИ общ. Педагогики, 1978.
111. Эльконинова, Л. И. Развитие ребенка в театрализованной деятельности / Л. И. Эльконинова. - М. : Детский центр Венгера, 2000, 2004.
112. Юдин 3. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. - 176 с.
113. Юдина,Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ / Е.Г. Юдина, Г. Б. Спепанова,Е. Н. Денисова. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

Приложение 1
Методика «Сделаем вместе»
Цель: Оценить уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющийся во взаимодействии со сверстником.
Ситуация реального взаимодействия ребенка со сверстником для оценки уровня его нравственного развития была выбрана не случайно. Множество исследований, проведенных в этой области, показывают, что дети знают, как НАДО поступать, уже с 4-летнего возраста, но, к сожалению, не все и не всегда воплощают нравственные нормы в своем поведении. Например, зная, что чужие вещи нельзя брать без разрешения хозяина, мы являемся свидетелями постоянных детских конфликтов на этой почве.
Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.
Для проведения методики, ориентированной на изучение нравственной направленности личности ребенка, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.
..............



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.