На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Монополистическая конкуренция на примере конкретного рынка

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 07.06.2012. Сдан: 2008. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра микроэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Микроэкономика
(название)
Тема: Монополистическая конкуренция на примере конкретного рынка
Автор курсовой работы Е.И. Кормилицин
Группа 126
Руководитель работы О.А. Орлова
Казань 2008
Содержание

Введение 4
1. Теоретическая модель монополистической конкуренции 6
2. Развитие монополистической конкуренции в Российской Федерации 14
3. Пример монополистической конкуренции на конкретном рынке 23
Заключение 33
Список использованных источников 36


Введение

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции имеются различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.
По точке зрения неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что основное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф.Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции состоит в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ [3, с.99].
Рынок не мыслим без конкуренции точно так же, как и конкуренция за пределом рынка не может проявить своих адекватных функций. Однако если одни экономисты доказывают необходимость содействия развитию конкурентных основ, то другие разрабатывают методы ограничения конкуренции. В частности, создана отрасль экономической науки, обеспечивающая цивилизованные методы торговли, - маркетинг.
Конкуренция – общественная форма взаимного соперничества, состязания агентов рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. В результате конкуренции достигается максимизация прибыли выгоды с помощью организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. Это с одной стороны, а с другой – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.
Монополистическая конкуренция является чуть ли не самой распространенной моделью современного рынка. В особенности это касается товаров народного потребления. Поэтому каждый из нас, как покупатель, чаще всего встречается с производителем или продавцом, ориентированным в своем поведении на монополистическую конкуренцию. Познание модели этого поведения и составляет главную цель темы. Ее достижение даст возможность не только получить определенные профессиональные знания, но и лучше понять своего контрагента на рынке в повседневной жизни.
Цель курсовой работы – определить сущность конкуренции и рассмотреть ее виды, а также провести анализ рынка зубной пасты.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретическую модель монополистической конкуренции;
- рассмотреть развитие монополистической конкуренции в России;
- привести пример монополистической конкуренции на конкретном рынке.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.



1. Теоретическая модель монополистической конкуренции

В российское законодательство понятие «конкуренция» было впервые введено Законом РФ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (действует в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 года. Далее - Закон о конкуренции). Согласно абз.6 ст.4 этого Закона под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1, Ст.4].
С объективной стороны конкуренция - это особая ситуацию на рынке (структуру рынка), при которой отдельные субъекты предпринимательства не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на данном рынке.
Российское антимонопольное законодательство выделяет следующие первостепенные признаки конкурентной ситуации (среды):
- на рынке должны функционировать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя;
- на рынке должны функционировать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации;
- на рынке должны отсутствовать экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информации, барьеры для входа на рынок в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений;
- конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений).
Итак, конкуренция – это соперничество субъектов рынка за получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов. Цены на продукцию конкурентного рынка устанавливаются в результате стихийного взаимодействия между спросом и предложением. Это обстоятельство ведет: к рациональному расходованию ресурсов; к активному применению достижений научно-технического прогресса; к снижению цен на товары и услуги, повышению их качества.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур выделяется степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Согласно теории Э. Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя её уровень, и быть хозяином «на своём рынке» [14, с.74].
Введённое им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т. е. ту или иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец или, как говорят, «вход» в отрасль или в рынок товаров не ограничен.
Если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкурентная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э. Чемберлина, конкуренция имеет место в условиях монополии на базе «дифференциации продукта, когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить своё предпочтение одному из товаров этого вида.
Э. Чемберлин полагает, что неверно, чтобы монополия и конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что «учёт обоих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходиться считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределённых между продавцами по одному на каждого».
В соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком, и любой продавец может сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудиться, но только по действующей цене. Когда же в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объём сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу».
Гарвардский профессор убеждён, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.
К специфической особенности монополистической конкуренции Э. Чемберлин относит то обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и торговыми марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования.
В последствии Э. Чемберлин и сторонники теории монополистической конкуренции выдвинули положение о сохранении конкуренции при «групповой монополии», в соответствии с которым речь идёт о разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) продукции без снижения цены до уровня предельных издержек. Другой характерной особенностью современной редакции теоретических положений Э. Чемберлина является выдвижение наряду с идеей о «дифференциации продукции» ещё и дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции, как-то: техническое усовершенствование, достигнутое отдельным товаропроизводителем; особое обслуживание покупателей, обеспечивающее фирме респектабельную репутацию.
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм вырабатывает взаимозаменяемые товары и услуги [5, с.92].
Большинство производителей пытается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25 % общих внутренних поставок, а на восемь - менее 50%. Например, в США в 1988 г. насчитывалось 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю четырех крупнейших приходилось 17% совокупных поставок, а на восемь крупнейших - 25%.
Вход на рынок монополистической конкуренции довольно свободен и определяется, преимущественно, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько прост: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Нужно подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену. Так, стройматериалы - железобетон и кирпич.
Монополистическую конкуренцию не следует смешивать с монопольным рынком. Хотя эти термины достаточно созвучны, но отображают совершенно разные ситуации на рынке. Остановимся сейчас на характеристике особенностей монополистической конкуренции.
а) на рынке действует достаточно большое количество продавцов. Для существования монополистической конкуренции количество продавцов должно отвечать таким критериям [6, с.85]:
1) оно не должно быть слишком большим, чтобы спрос не превратился в абсолютно эластичный, что свойственно для чистой конкуренции;
2) оно должно быть не слишком малым, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной частью рынка и имела ограниченный контроль над ценой (но все-таки имела);
3) оно должно быть достаточно значительным, чтобы исключить возможность тайных соглашений, согласованных действий отдельных фирм с целью ограничения объемов производства и искусственного повышения цен;
4) оно должно быть достаточным, чтобы фирмы отрасли не ощущали взаимной зависимости, имели возможность определять собственную политику, не ориентируясь на реакцию конкурентов.
Поэтому, если для чистой конкуренции на рынке необходимо иметь сотни или даже тысячи фирм, то для монополистической конкуренции достаточно 30, 50 или 70 фирм;
б) продукты, предлагаемые на рынке, хотя и относятся к одной товарной группе, достаточно дифференцированные. Во главе угла этой дифференциации могут быть как реальные отличия, так и мнимые. Реальные отличия достигаются за счет:
1) качества товара. Товары могут отличаться определенными функциональными особенностями, материалами, из которых они изготовлены, дизайном, качеством работы и тому подобное. Товарные рынки Украины переполнены товарами с одинаковой товарной маркой, но изготовленными в различных странах: Польше или Италии, Японии или Малайзии, Кореи или Болгарии. При этом их качество может иметь достаточно существенные отличия;
2) углубления послепродажного обслуживания. Фирмы стараются выделить свой товар среди других аналогичных тем, что увеличивают срок гарантийного обслуживания, бесплатно доставляют товар покупателю, осуществляют на месте сборку и установку мебели и тому подобное;
3) места продажи товара. Это в особенности касается товаров, потребность в которых возникает в определенном месте. Скажем, кафе, расположенное в людном месте на берегу Днепра с замечательным видом, бензоколонка на трассе с активным движением автомобилей будут более привлекательными для покупателей при прочих равных условиях;
в) стимулирования сбыта. С целью выделения своего товара среди других фирма может стимулировать сбыт, устанавливая призы для покупателей. Например, Тростянецкая кондитерская фабрика “Корона” при приобретении 0,5 кг конфет выдает каждому покупателю специальный пакет с фирменным знаком, а бензоколонка “Юг” при приобретении 30 л бензина бесплатно вручает водителю бутылку минеральной воды.
Но иногда дифференциация товара основывается на мнимых отличиях. Зачастую на них направлена активная рекламная политика фирмы (“Наша зубная паста - это единственная надежная защита от кариеса! ” или “Наш стиральный порошок чистит все, кроме ваших карманов!”). Этому же подчинено использование известных торговых знаков или торговых марок;
г) ограниченная возможность влияния на цену. Было бы ошибочным считать, что при монополистической конкуренции фирма вообще не может повлиять на цену продукта, который она реализует. Удачное расположение, яркая упаковка, результативная рекламная кампания дают фирме определенные преимущества перед другими, что обусловливает возможность реализовать свою продукцию несколько дороже. Но эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической конкуренции существует много близких товаров-субститутов, а потому покупатель имеет возможность приобрести товар у другого продавца, если его цена окажется более привлекательной;
д) легкое вступление в отрасль. Поскольку на рынке достаточно большое количество конкурирующих фирм, то создать какие-то барьеры для вступления в отрасль новых производителей практически не возможно. Вместе с тем, существует определенное исключение из этого общего правила. Скажем, количество мест, наиболее удобных для установления киосков, ограничено, а потому для дополнительных конкурентов появляются барьеры. Это особенно важно для понимания модели поведения фирмы на рынке с монополистической конкуренцией в долгосрочном периоде.
Таким образом, монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция включает в себя очень значительный объем конкуренции, смешанной с небольшой дозой монопольной власти. Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:
- на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
- эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
- вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.



2. Развитие монополистической конкуренции в Российской Федерации

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы пальто, меховые изделия, кафе, театры, эстрада.
Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям [9, с.115].
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Монополистическая конкуренция присуща реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.
Можно привести множество примеров монополистической конкуренции. Рынки мыла, шампуней, дезодорантов, кремов для бритья, витаминов, лекарств и многих других товаров, выставленных на продажу в аптеках, являются рынками монополистической конкуренции. Рынки лыж, теннисных ракеток, велосипедов и других спортивных товаров тоже монополистически конкурентны. Аналогичным образом обстоит дело на предприятиях розничной торговли, так как товары, продаваемые в различных магазинах розничной торговли, конкурируют между собой за счет разницы в услугах в соответствии с местонахождением, доступностью товаров, опытом продавцов, условиями кредита. Так как проникнуть на рынок относительно просто, на него выходят новые магазины, получающие высокие прибыли, в тех местах, где мало конкурирующих магазинов [11, с.128].
Монополистический конкурентный рынок обладает двумя ключевыми характеристиками: во-первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую норму замещения одного другим, но не абсолютно взаимозаменяемы. Другими словами, эластичность спроса от цены велика, но не бесконечна. Во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено - новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.
Чтобы увидеть, почему свободный доступ на рынок является важным требованием, сравним рынки зубной пасты и автомобилей. Рынок зубной пасты подвержен монополистической конкуренции, а рынок автомобилей лучше характеризовать как олигополию. Для других фирм относительно просто создать новые марки зубной пасты, которые могли бы конкурировать с марками «Лесной бальзам» и «Новый жемчуг». Это ограничивает прибыльность производства марок «Лесной бальзам» или «Новый жемчуг». Если бы прибыль была велика, другие фирмы затратили бы необходимые средства (на разработку, производство и рекламу), чтобы представить на рынок товары своей собственной марки, которые сократят доли реализации на рынке и прибыльность «Лесной бальзам» и «Новый жемчуг».
Автомобильный рынок также характеризуется дифференциацией продукта. Однако большой эффект масштаба делает вступление новых фирм затруднительным. Поэтому вплоть до середины 70-х годов, когда японские производители стали серьезными конкурентами, три крупнейших автомобилестроителя США владели большей частью рынка.
Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке зубной пасты. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, то есть различные виды зубной пасты, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать небольшие фирмы.
Рассмотрим пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе.
Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных, а каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки. Например, вы можете предпочитать кофе «BON» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность к определенному сорту имеет свои пределы. Если цена «BON» значительно возрастет по сравнению с другими сортами, вы и большинство других любителей «BON», вероятно, перейдете на другой сорт.
Какой монопольной властью обладает «Brooke bond ltd», производитель «BON», благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на «BON»? Для «Brooke bond ltd» это важный вопрос. Компания «Brooke bond ltd» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «BON», чтобы установить его оптимальную цену, так же как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта.
Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.
В таблице приведены результаты исследования, показывающие эластичность спроса на несколько видов товара.

Сорта продукции Коэффициент эластичности
Безалкогольные напитки
«Фанта» -2,4
«Кока-кола» От –2,5 до –5,7
Молотый кофе
«Якобс» -7,1
«Бон» -8,9
«Нескафе» -5,6

Для начала отметим, что среди безалкогольных напитков «Фанта» значительно менее эластична, чем «Кока-кола». Хотя на рынке безалкогольных напитков она занимает небольшую долю, по вкусу она заметно отличается от «Кока-кола» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие ее, более привержены ей. Но хотя «Фанта» обладает большей, чем «Кока-кола», монопольной властью, это еще не означает, что первая более прибыльна. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. Даже если средние издержки компании, производящей «Фанту», меньше, «Кока-кола» принесет больше прибыли, так как имеет большую долю на рынке.
Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем на безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Якобс» и «Бон». За исключением «Фанта» спрос на все сорта безалкогольных напитков и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от -5 до -9 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это – типичная монополистическая конкуренция.
Рынок монополистической конкуренции занимает некоторое промежуточное место между монопольным рынком и рынком чистой конкуренции. Поэтому и механизм определения цены и объемов производства при монополистической конкуренции выступает переплетением моделей, рассмотренных в двух предыдущих темах.
Предположим, что фирма, сориентированная на монополистическую конкуренцию, производит и поставляет на рынок определенный вид продукции, отличающийся от других товаров этой группы. Рассмотрим какой вид будет иметь кривая спроса (кривая продаж) на этот товар.
С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что если кривая спроса и будет абсолютно эластичная, то только в определенных границах, поскольку доля фирмы не такая уже и малая, чтобы увеличение нею объемов продаж вообще не влияло на цены. Чаще всего она имеет убывающий характер, так как [3, с.92-93]:
а) фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньшее количество конкурентов, чем на конкурентном рынке;
б) продукты этих конкурентов являются близкими, но не идеальными заменителями.
С другой стороны, кривая спроса будет иметь большую эластичность, чем на монопольном рынке. Здесь имеется возможность за счет положительной дифференциации продукта добиваться эффекта замещения, когда спрос с других товаров этой группы переключается на товар данной фирмы.
Обобщая, можно сказать, что эластичность кривой спроса будет зависеть от числа конкурентов, с которым соприкасается фирма, и степени дифференциации продукта в отрасли. Чем более многочисленная группа конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса для каждого из них. В этом случае монополистическая конкуренция будет приближаться к совершенной. Если количество конкурентов будет ограничено, а глубина дифференциации продукта значительна, кривая спроса будет иметь менее эластичный вид, что будет приближать положение фирмы на рынке монополистической конкуренции к чистой монополии.
С учетом вступительных замечаний рассмотрим теперь механизм выбора объемов производства и цены в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Поскольку кривая спроса, характеризующая возможные соотношения “цена-продукт”, для рынка монополистической конкуренции будет иметь убывающий характер (хотя и при незначительном угле наклона), то подобно до монопольного рынка кривая предельного дохода будет всегда находиться ниже нее. Используя общее правило, можно сказать, что фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде будет максимизировать свою прибыль или минимизировать убытки, вырабатывая такой объем продукции, который отвечает координатам точки пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.
Поскольку фирма производит продукт, не имеющий абсолютного заменителя, то уменьшение его предложения на рынке приведет к некоторому повышению цен. За счет этого в краткосрочном периоде фирма на монополистическом рынке может получать экономическую прибыль, размер которой соответствует площади заштрихованной фигуры на рис. 2.1. [5, с.128]


Р доход MC ATC

AVC


d

MR
Q
Рис. 2.1. Максимизация дохода фирмы на рынке монополистической конкуренции

Однако фирма не застрахована от убытков. Условием получения экономической прибыли является такой характер спроса на продукт фирмы, при котором кривая спроса пересекает кривую средних издержек. Если же она расположена ниже кривой средних издержек, но пересекает кривую средних переменных, фирма будет решать задачи минимизации убытков (рис. 2.2 ).
Р MC ATC
убытки
AVC


d
MR
Q
Рис. 2.2. Минимизация убытков фирмы на рынке монополистической конкуренции

Если кривая спроса пройдет ниже кривой средних переменных издержек, фирма вынуждена будет принимать решение о прекращении производства, поскольку при любом его объеме убытки будут превышать постоянные издержки.
Таким образом, в краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может получать экономическую прибыль, терпеть убытки или решать проблему закрытия. Что же будет происходить в долгосрочном периоде?
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать стремление к получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, то есть установление цены на уровне средних издержек. Экономическая прибыль, получаемая типичной фирмой в условиях монополистической конкуренции, привлекает вступить в отрасль новые фирмы. Увеличивается количество конкурентов и возрастает число продуктов, которое способно достаточно эффективно заменить продукт типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится больше эластичной, приближая условия монополистической конкуренции к условиям конкурентного рынка. Расстояние между кривыми спроса и средних издержек уменьшается, ликвидируя экономическую прибыль. Наоборот, если типичная фирма терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, количество конкурентов уменьшается, дифференциация товаров углубляется, кривая спроса становится более крутой (менее эластичной). Как результат, она может пересечь кривую средних издержек, ликвидировав, таким образом, убытки фирмы.
Равновесие установится тогда, когда кривые спроса и средних издержек будут иметь только одну общую точку - точку касания, то есть когда цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль и не будет нести убытки (рис. 2.3) [5, с.129]:
Р = АТС; МС = MR. (1.1 )

Р MC ATC



Р=АТС
d

MR
Q

Рис. 2.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Вместе с тем необходимо отдавать себе в том отчет, что для рынка монополистической конкуренции установления цены на уровне средних издержек выступает лишь тенденцией. Существуют факторы, которые усложняют прогнозирование результатов монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. К ним можно отнести такие обстоятельства:
а) существуют определенные барьеры для вступления в отрасль при монополистической конкуренции. Так, для проведения коммерческих и комиссионных операций на фондовом рынке необходимо получить разрешение от Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке (лицензию). Эта процедура занимает немало время и не дешево обходится фирме. Поэтому, если какой-то торговец ценными бумагами сумел предоставить своим услугам свойства, которое привлекают клиентов, он достаточно долго может быть защищенным от появления новых конкурентов и получать экономическую прибыль;
б) дифференциация продукта или услуги может основываться на таких обстоятельствах, которые тяжело, а может, даже невозможно воссоздать конкурентам. Скажем, рекламной фирме удалось привлечь к сотрудничеству талантливого художника, которое положительно сказалось на ее продукции и позволило выделить свой товар среди продуктов аналогичных фирм. Углубление дифференциации продукта, которое произошло в этом случае, не сможет быть ликвидировано за счет новых конкурентов, а потому фирма будет получать экономическую прибыль на протяжении длительного периода.
Подобных примеров можно привести немало, что дает основания оценивать достижения равенства цены средним издержек на рынке монополистической конкуренции лишь как достаточно вероятный результат в долгосрочном периоде.


3. Пример монополистической конкуренции на конкретном рынке

Рассмотрим особенности развития монополистической конкуренции в России на примере парфюмерно-косметического рынка.
Российский косметический рынок, по оценкам экспертов, занимает 6-е место в рейтинге наиболее динамично развивающихся рынков, привлекая к себе внимание как предпринимателей, так и исследователей.
Следует учитывать, что в каждом регионе процесс становления рынка косметических товаров проходит неодинаково, а ассортимент существенно различается вследствие различий в размещении отечественных косметических производств и поставок импортных товаров. На рыночную ситуацию влияют также экономические, демографические, климатические и другие условия в регионах.
Поэтому актуальными в настоящее время являются маркетинговые исследования региональных рынков и потребительских предпочтений на них, так как именно они, каждый в отдельности, а не общероссийские показатели, «поставляют» наиболее значимые данные для работы на этих рынках. Такие исследования в ряде регионов уже проводятся — например, исследования рынка юга России, Воронежской области и другие.
В течение 2007 года существенно изменилась структура ассортимента исследуемых косметических товаров по их происхождению. В начале 2007 г. отмечалось различное соотношение в структуре у разных наименований продукции: большую долю шампуней составляла импортная продукция (72%), а на долю импортных кремов приходилось менее половины ассортимента (44%). В течение года наблюдалась общая тенденция снижения доли импортных косметических товаров, в результате чего соотношение в структуре ассортимента шампуней и кремов стало примерно одинаковым — 38 и 30% соответственно (данная динамика представлена на рисунке 3.1). Таким образом, за год доля импортных шампуней значительно уменьшилась. Увеличение объема отечественной продукции связано с открытием в России новых производств, и этот процесс будет усиливаться. Сегодня наиболее популярна продукция таких отечественных производителей, как «Калина», «Невская косметика», «Северное сияние», «Свобода», «Линда», о чем свидетельствуют данные, приведенные на рисунке 3.2.


Рис.3. 1. Соотношение импортных и отечественных косметических товаров на рынке России [16, с.1-2]

При покупке шампуней основным фактором, определяющим их выбор, является назначение: потребитель выбирает шампунь в зависимости от состояния кожи головы и волос. Оптимальным вариантом является тот, при котором структура ассортимента шампуней по их назначению соответствовала бы процентному соотношению типа волос потребителей.
Расчет структуры ассортимента шампуней по назначению на основе обобщенных данных (рис. 3.3) показывает, что наибольшую долю в ассортименте занимают шампуни универсальные и для нормальных волос. Нами эти две группы объединены, так как практически это шампуни одного и того же назначения, хотя производители указывают его в маркировке по-разному. Почти в два раза меньшая доля представлена шампунями для сухих волос (22%). Шампуни для жирных волос и специальные (для окрашенных, для тонких и ломких волос, для придания объема, для блондинок и брюнеток и т.д.) представлены в пределах 10-14%. В то же время обследования показали, что среди опрошенных потребителей жирный тип волос имеют около 30%. Эти данные свидетельствуют о несоответствии структуры ассортимента по назначению фактическим потребностям.

Рис. 3.2. Структура ассортимента отечественных шампуней по фирмам-изготовителям

Рис. 3.2. Структура ассортимента шампуней по назначению на рынке [16, с.1-3]

Одним из наиболее важных факторов, определяющих спрос на российском рынке, является цена товара. Анализ соотношения цен отечественных и импортных шампуней по наиболее распространенным маркам показывает, что цена отечественных шампуней значительно ниже, чем импортных. Однако отечественная продукция, произведенная по новым технологиям из высококачественного сырья, приблизилась по цене к импортной. Очевидно, что увеличение конкуренции между импортными и отечественными товарами приведет к повышению уровня качества отечественной продукции, и в дальнейшем эта тенденция будет усиливаться.
В настоящее время самый крупный в России парфюмерно-косметический рынок входит в стадию среднего насыщения. Уменьшаются темпы роста объемов. Времена сверхприбылей и трехзначных цифр, которыми измерялось увеличение объемов продаж средств по уходу за волосами, остались позади. Выхода новых игроков, способных коренным образом изменить ситуацию, не ожидается. Производители стараются удержать покупателей - расширяют ассортиментные линейки, разрабатывают новые упаковки и создают новые сегменты.
По оценкам специалистов, объeм розничных продаж на рынке средств по уходу за волосами в прошлом году составил более $1 млрд. Рынок подразделяется на три группы - шампуни, средства для укладки и краски для волос. В первую входят шампуни, бальзамы и кондиционеры, средства по уходу за волосами. Наиболее перспективным сегментом в группе шампуней являются сопутствующие средства: бальзамы и кондиционеры и средства для ухода. Наблюдается устойчивый рост в объемах продаж и по стоимости бальзамов и кондиционеров.
Как показывают данные исследований предпочтений потребителей, российская аудитория в последние годы стала более тщательно подходить к выбору средств по уходу за волосами. Тем не менее, нельзя не учитывать, что основные потребители всех косметических новинок, в том числе и средств для волос, - молодежь и люди среднего возраста. Аудитория старшего поколения более консервативна во вкусах и выбирает по старинке универсальные средства.
В последнее время наблюдается активное развитие сегмента стайлинговых средств. По прогнозам специалистов, к концу 2008 г. объем продаж средств для укладки волос составит $147,2 млн. (рост по сравнению с 2003 г. - 31%). И если в начале 1990-х годов на полках магазинов можно было увидеть лишь лак для волос, то сегодня покупателю предлагается большой выбор продукции. Знание и потребление отечественных марок в сегменте средств для укладки находится на достаточно высоком уровне. Доля отечественных производителей в общем объеме продаж средств для укладки оценивается в 40%, а в денежном - около 20%. В общем, ситуация во многом схожа с положением дел в сегменте шампуней - российские производители занимают практически треть рынка по объему, но их доля заметно меньше, если проанализировать рынок в денежном выражении. Это, в частности, свидетельствует о том, что российские компании по-прежнему больше заинтересованы в наращивании объемов производства, а не во вкладывании средств в построение и развитие конкурентоспособных брэндов, а ведь такая стратегия могла бы помочь им в будущем увеличить добавленную стоимость продукта и укрепить свое положение на рынке. Тем не менее, постепенно ситуация меняется.
Появление и рост популярности новых средств, таких как воск, крем, крем-гель, вода для укладки, отчасти объясняют некоторое снижение спроса на традиционный лак для волос, хотя позиции этого продукта на рынке, безусловно, достаточно сильны. Сегодня появляется все больше новых продуктов для использования на разных этапах создания прически. Например, вода для укладки на стадии моделирования и лак или спрей для блеска на стадии фиксации прически [17, с.1-4].
В целом в сегменте стайлинговых средств наблюдается тенденция, обратная той, что характерна для сегмента шампуней. Если при покупке шампуней внимание потребителей направлено не только на ухаживающие свойства - например, увлажняющий шампунь для сухих волос, но и на функцию решения конкретной проблемы - например, избавление от "эффекта одуванчика", то со стайлинговыми средствами ситуация прямо противоположная. Покупая лак для волос, потребитель рассчитывает не только зафиксировать объем, но и получить дополнительный уход за волосами. Поэтому производители включают ухаживающие компоненты в продукты для укладки волос или добавляют такие продукты в уже существующие линейки. Так, линия Wellaflex была расширена средствами Wellaflex Hydro Style. Ряд производителей добавляет в продукты UV-фильтр для защиты от солнца, и т.д. Претерпевает изменение и привычная сегментация укладочных средств: если раньше наиболее характерным было деление по типам фиксации - нормальная, сильная и сверхсильная, то сейчас наряду с ними можно увидеть все больше специальных продуктов для ослабленных, тонких или окрашенных волос.
Чтобы привлечь покупателя, производитель уделяет особое внимание текстуре и внешнему виду продукта, четкому позиционированию. Например, лаки для волос традиционно позиционируются как продукт для женщин, а многочисленные "ежи", "грязи", "стали" и "тянучки" для укладки направлены на то, чтобы привлечь внимание более молодой аудитории обоих полов.
Большая часть российского рынка средств по уходу за волосами принадлежит иностранным компаниям. Нижний ценовой сегмент представлен в основном российскими производителями. Особенно сильны позиции отечественных компаний в регионах, где к российской продукции у потребителя сформировался кредит доверия. Кроме того, существенным фактором при выборе шампуней, особенно в регионах, пока еще является цена. В числе конкурентных преимуществ российских средств отмечают также активное использование отечественными производителями натуральных ингредиентов. "Альянс с природой" - отличительная черта российских средств по уходу за кожей лица и тела и за волосами. С этой точки зрения, особенно успешным был вывод компанией "Фратти" марки "Русское поле" с экстрактами российских трав. Этот продукт относится к нижнему уровню масс-маркета и уже перешел в категорию брэндов. Концерн "Калина" запустил два новых вида бальзама-ополаскивателя - "Целебные травы" и "С экстрактом клевера". Кроме того, изменили рецептуры уже существующих средств - на 40% повысилось содержание экстрактов трав. Также концерн расширял линейку шампуней "100 рецептов красоты" ("Простокваша", "Яичный желток", "Хлебный", "Пивной" и др.). Однако в сегменте шампуней "природность" может идти во вред имиджу марки. Не игнорируют нижнеценовой сегмент и зарубежные производители - имеющиеся в России производственные мощности позволяют им и по цене конкурировать с отечественными брэндами. Пример тому - продажи брэнда Shamtu компании Procter&Gamble. Иностранные компании позиционируют свои продукты как высокотехнологичные. Анонсируется, что обновление технологии в сегменте шампуней происходит ежегодно, рынок шампуней все больше напоминает рынок высоких технологий, когда новинки появляются постоянно, и век их недолог. К тому же зарубежные компании агрессивно рекламируют новинки, поэтому потребитель скорее купит шампунь с ZPT-комплексом, а не с экстрактом ноготка. Кроме того, на имидж российской косметики негативно влияют и недобросовестные производители. Отмечают, что нередко можно видеть шампуни с натуральными экстрактами по цене, которая никак не соответствует стоимости этих экстрактов. Покупатели боятся низких цен, так как понимают, что качественный продукт не может стоить так дешево.
Нестабильное положение в нижнеценовом сегменте побуждает отечественных производителей переходить в масс-маркет. На сегодняшний день этот сегмент самый значительный по объему и самый перспективный. Отечественные производители стараются идти в ногу со временем и учитывают в своей работе последние тенденции на рынке. Так, в последние два года к наиболее востребованным шампуням производители стали добавлять бальзамы и маски. Практика создания бальзама и ополаскивателя в дополнение к шампуню была привнесена в нашу страну зарубежными компаниями, но теперь такой подход становится привычным и для российских производителей. Стремясь отвечать последним тенденциям, отечественные компании выводят на рынок и серийные продукты, в основе которых лежат не традиционные растительные компоненты, а технологии. Так, компания "Народные Промыслы" выпустила эксклюзивную коллекцию активаторов роста волос "Золотой шелк". Линия включает средства, необходимые для комплексного ухода за волосами разных типов: шампунь, бальзам, маски и активатор роста волос в виде горячих масел. Отмечают также позитивные сдвиги в упаковке и дизайне отечественной продукции, перемены в лучшую сторону можно наблюдать ежегодно - во время проведения национального конкурса на лучшую парфюмерно-косметическую продукцию.
Несомненно, отечественные компании находятся в разных весовых категориях с западными и в вопросах продвижения продукции. Львиная доля телевизионного рекламного рынка по рекламе шампуней приходится на три международные корпорации. Несмотря на то, что основные баталии разворачиваются в группе ATL-мероприятий, западные компании все больше внимания уделяют и BTL-акциям, и имиджевым мероприятиям.
Исследования показывают, что потребители нелояльны к маркам средств по уходу за волосами. Отмечают, что на сегодняшний день на полке у потребителя стоbт 3-4 шампуня разных марок - в этом и заключается качественное изменение на рынке шампуней. У покупателя все отчетливее формируется культура использования средств по уходу за собой. Если раньше потребители отдавали предпочтение в основном шампуням для нормальных волос или универсальным средствам "2 в 1", то теперь покупатель, благодаря разнообразию предложений, получил возможность найти "свой" шампунь. Сегодня потребители склонны покупать мультифункциональные средства только для каких-либо специфических нужд - например, оправляясь в отпуск или командировку. Под давлением конкуренции небольшие компании будут уходить из этого сегмента либо предлагать нишевые продукты, в то время как крупным игрокам придется усиливать рекламную активность и разрабатывать программы стимулирования сбыта.
Для ежедневного ухода таких средств теперь недостаточно - потребителю нужен шампунь, максимально подходящий для его типа волос. Основная заслуга в этом принадлежит иностранным производителям - именно они устанавливают тренды, формируют новые сегменты и спрос и сами же его удовлетворяют, выводя новые продукты. Продолжается тенденция дробления сегментов. Так, если раньше шампуни подразделялись на три вида - для нормальных, сухих и жирных волос, то теперь уже не в новинку разделение и внутри каждой из этих групп. Например, не просто для жирных волос, а для нормальных волос, склонных к жирности, или для волос жирных у корней, но сухих на кончиках; для поврежденных волос и для "утомленных" искусственными агрессорами, такими, как утюжки для выпрямления или щипцы для завивки волос. Популярными становятся и шампуни специального назначения - для защиты от солнца, для борьбы со старением волос. Давно уже завоевали свое место на полке и шампуни для окрашенных волос, что объясняется динамично развивающимся сегментом красок для волос и, соответственно, средствами для сопутствующего ухода.
В условиях насыщенного рынка производители стараются находить новые критерии разбивки потребителей. Например, на рынке появляются шампуни для волос разных по цвету, а не по типу. Так, под брэндом Timotei выпускаются шампуни для светлых волос с экстрактом ромашки и для темных - с хной. Компания "Шварцкопф и Хенкель" представила серии - "Сияющий Блонд" для светлых и "Блестящий Каштан" для темных волос. Помимо шампуней в серию входят бальзам-ополаскиватель и крем-восстановление. По мнению специалистов, россияне пока не воспринимают использование шампуня и кондиционера как 2 составные части программы для решения какой-то специфической проблемы волос, а используют шампунь просто как моющее средство, а бальзам - как лечебное [16, с.3-4].
Такой пробел в сознании потребителя дает дополнительную информацию к размышлению для производителей. Недавно компания Unilever вывела на рынок обновленную коллекцию средств по уходу за волосами под брэндом Sunsilk. В нее вошли 8 серий средств по уходу за волосами, причем в компании подчеркивают, что каждый продукт серии (в основном серии состоят из шампуня, кондиционера и ухаживающего крема) призван помочь покупательницам достичь желаемого результата, например, максимального объема или гладкости, а не просто очищать или увлажнять волосы. Критериями разделения становятся возраст, стиль жизни и пол потребителя. В портфеле брэндов компании "Линда" есть серия "Дан" для мужчин, включающая шампунь. Мужские шампуни выпускаются и иностранными компаниями, однако создается впечатление, что производители не относят шампунь к типично мужским средствам гигиены. Основные усилия пока направлены на продвижение таких мужских продуктов, как дезодоранты, лосьоны после бритья. Предполагают, что для мужских шампуней возможно двойное позиционирование - расширение линейки шампуней за счет мужского шампуня или добавление шампуня в мужскую серию к уже привычным дезодорантам, пенам для бритья и лосьонам.
Российские производители продолжают осваивать и сегмент средств по уходу за волосами для детей и подростков. Так, концерн "Калина" провел ребрэндинг серии детских шампуней "Маленькая фея": их стали делить не по аромату, а по функциональным качествам - например, для укрепления волос, для легкого расчесывания, для ухода за волосами и кожей. Также была обновлена упаковка детских шампуней под маркой "Дракоша".
Таким образом, рассмотрев особенности развития монополистической конкуренции в России на примере парфюмерно-косметического рынка, мы выяснили, что сегодня наиболее популярна продукция таких отечественных производителей, как «Калина», «Невская косметика», «Северное сияние», «Свобода», «Линда» [17, с.5].
Парфюмерно-косметический рынок России имеет черты присущие монополистическому рынку: обладает двумя ключевыми характеристиками: во-первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую норму замещения одного другим, но не абсолютно взаимозаменяемы. Другими словами, эластичность спроса от цены велика, но не бесконечна. Во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено - новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.



Заключение

Конкуренция – это экономическое соревнование, соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов.
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа 25, 35, 60 или 70.
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, так как влияние действия одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.
В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.
Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам "Реальные" различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.
Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта.
Продукты могут также различаться на основе размещения и доступности. Например, небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют крупным супермаркетам, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент товаров и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах.
Дифференциация продукта может также являться результатом - в значительной степени - мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использовании торговых знаков и торговых марок.
Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтенье продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатель больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.
Как явствует из вышеприведенного обсуждения, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты различия продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.
Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.

Список использованных источников

1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-I (с изменениями) // Справочно-правовая служба Гарант-2008.
2. О Защите конкуренции: Фед. Закон Рос.Федерации от 26 июля 2006 г., №135-ФЗ // Парламентская газета. – 2006. - №126-127.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2007. – 450с.
4. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.: Экономистъ, 2006. – 632с.
5. Видяпин В.И.Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник. - М.: ПРОМО-МЕДИА, 2006. – 713с.
6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 2007. – 345с.
7. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции / С.Глазьев // Экономист. – 2007. - №5. – С.3-17.
8. Ершов В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства / В. Ершов // Независимая газета. – 2005. - №2.
9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 524с.
10. Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЗАО «Книга сервис», 2006. – 258с.
11. Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики. Учебное пособие для ВУЗов. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007. – 447с.
12. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики / Н. Стародубровская // Вопросы Экономики. – 2007. - №6.
13. Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция? / В.Тикин // Экономист. – 2007. - №3. – С.49-59.
14. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учеб. - Киров: «АСА», 2007. – 648с.
15. Ясин Е. Перспективы российской экономики… реформирование естественных монополий / Е. Ясин // Общество и экономика. – 2004. - № 2.
16. Исследование регионального рынка косметических товаров и потребительских предпочтений // cfin.ru/press/marketing/2002-1/06.shtml?printversion
17. Рынок средств для волос // 4p.ru/main/research/4369/
18. Собрание лекций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами // 50.economicus.ru/
19. Собрание работ по микроэкономике // inventech.ru/lib/micro/
20. «ЭКОНОМИКС» К.Р. Макконел, С.Л. Брю, Москва, ИНФРФ-М, 2000г.
21. «ЭКОНОМИКА», М.Ф. Гуськова, Москва, «ВЛАДОС», 1999г.
22. Э.Чемберлин, «Теория монополистической конкуренции», пер. с англ. Ю.А. Васильчук, 1959г.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.