На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Феномен времени в эпилоге к роману Достоевского Преступление и наказание

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Литература. Добавлен: 08.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Эпилог и время
2. Время первой главы эпилога
3. Первый пасхальный круг эпилога
4. Второй пасхальный круг эпилога
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

Проблема данной научно-исследовательской работы: изучение художественного времени у конкретного автора на примере фрагмента его произведения. А именно: христианской модели времени и других временных категорий в эпилоге романа Достоевского «Преступление и наказание».
Художественное время, как и пространство, является важнейшей характеристикой образа художественного, обеспечивающее целостное восприятие художественной действительности и организующее композицию произведения. В зависимости от жанра произведения, литературного стиля, направления, время может быть реализовано различным образом и на разных уровнях художественной формы.
Воспроизведение времени в романе не является зеркальным
отображением реального времени, его точным аналогом.
Временные характеристики реальной
действительности получают преломление в структуре произведения, что и обосновывает существование такой категории, как художественное время, прочно занявшей подобающее ей место в категориальной системе современного литературоведения.
Художественное время романа, прозаического
произведения, таят в себе огромные выразительные возможности, позволяя
посредством богатой и сложноорганизованной, но вместе с тем легко доступной восприятию читателя системы предметных символов выразить разнообразные характеристики душевного строя, образа жизни и мысли героев. А, кроме того, мировоззрение и отношение автора к действительности и героям.
Изучение художественного времени, особенностей его использования в произведениях определенных литературных жанров, стилей, направлений, в творчестве отдельных авторов составляет одно из кардинальных направлений литературоведческой науки. Теория художественного времени в настоящее время находится в состоянии интенсивного развития.
Одним из продуктивных направлений современного литературоведения стало исследование пространственно-временных моделей, реализуемых на различных уровнях системности: в пределах творчества одного писателя, в рамках литературного направления, в пределах определенной эпохи – в рамках геоистории.
Кроме того, данная тенденция соответствует направлению процессов, происходящих в литературе ХХ века. Основным источником новых теоретических идей в современном литературоведении является анализ конкретных художественных произведений, а модификации художественного времени определяются поэтикой того или иного литературного направления, творческой индивидуальностью автора и замыслом этого произведения.

Итак, актуальность темы настоящего исследования предопределяется следующими обстоятельствами:
1) высокой значимостью временных характеристик в структуре объективной реальности;
2) важностью адекватного и полного их восприятия человеком для правильной ориентации в литературном мире автора;
3) необходимостью правильной интерпретации читателем художественного времени, представляющего собой знаковую систему, в отдельном фрагменте произведения автора;

Важное место в теоретико-методологической базе исследования занимают работы В. Н. Захарова, посвященные символике христианского календаря в произведениях Достоевского; размышления Т. Касаткиной о явлении Соней в эпилоге романа зримого образа Богородицы; наблюдения Б. Н. Тихомирова о хронологии романа «Преступление и наказание». Большую роль для формирования данной работы сыграл труд Е. А. Трофимова «О логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
А также некоторые другие работы.
В качестве предмета исследования выступает система художественного времени в эпилоге романа Достоевского, взятая в аспекте христианских характеристик, а также категориальное время, употребленное в эпилоге.
Объектом исследования является эпилог произведения Достоевского «Преступление и наказание».
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы с учетом символов христианской модели времени осуществить анализ эпилога названного романа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить содержательные характеристики христианской модели времени в эпилоге романа «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского.
2) Проследить использование слов-символов в тексте эпилога романа, позволяющих определить время эпилога как христианское.
3) Выявить возможное влияние христианского времени на духовное возрождение героя

Методологической основой решения поставленных задач являются принципы системно-целостного понимания литературного произведения, содержательности художественной формы, значимости преломления культурной реальности в художественном произведении, а также метод анализа фрагментов художественного произведения.
Эмпирическую базу исследования составили произведения Достоевского, книги Нового Завета.
Научная новизна исследования определяется в первую очередь выбором его темы. Впервые предпринимается попытка глубокого анализа художественного времени эпилога романа «Преступление и наказание» с точки зрения христианской временной модели. Кроме того, рассматривается непосредственное влияние времени на духовное преображение героя.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях роли христианского времени в произведениях Достоевского. Возможно также использование этих результатов в учебном процессе.


1. Эпилог и время
«(…) В остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года» (4, 504) .
Таким образом, начинается эпилог романа «Преступление и наказание». Заметим, что данный фрагмент содержит две важные временные характеристики, отталкиваясь от которых мы сможем определить точное (насколько это возможно) время описываемых в эпилоге событий. Причем установление верной даты потребует постепенного подхода. Момент точности возможно будет найти лишь после установления приблизительности.
Итак, возьмем для рассмотрения первую временную характеристику: «Со дня преступления его прошло почти полтора года» (4, 504). В помощь нашему анализу мы задействуем наблюдение Б. Н. Тихомирова: «В начале июля…- Вечером того же дня, когда начинается действие романа, Мармеладов в своей «исповеди» говорит Раскольникову: «…шесть дней назад я первое жалование мое (…) сполна принес». Поскольку узаконенным днем получения жалования в казенных учреждениях на всей территории Российской империи было первое число месяца (см.: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. с. 26; ср. в «Господине Прохарчине»: «…что сегодня первое число и что он получает целковики в своей канцелярии», - приведенное наблюдение позволяет установить точную дату начала событий в «Преступлении и наказании» - 7 июля. Убийство старухи процентщицы, таким образом, происходит 9 июля» (10, 232).
Также есть предположения Е. А. Трофимова, что начало романа, относится к 8 июля, и само преступление соответственно происходит – 10 июля: «Размышляя о судьбе Дуни, Раскольников предполагает и вспоминает: «(…) знаю и то, о чем ты всю ночь молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить». Празднование же Казанской и было 8 июля по старому стилю. Следует признать, что хронология точна: первый день – именно 8 июля. Тогда и видит Раскольников Мармеладова, который рассказывает о своей встрече с дочерью: «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!» (…)
«Проба» Раскольникова, совершаемая в день одной из наиболее почитаемых икон, - разрыв с Божьей милостью. Не случайно число 8 имеет и другой смысл – день апокалиптический. Изначально задается ситуация метафизического выбора. В конце произведения она повторится: апокалиптический сон Раскольникова и явление Сони перед героем, подобное, по мнению Т. А. Касаткиной, чудесному обнаружению иконы» (13, 170).
Если исходить из того, что Дуня «молилась перед Казанскою божией матерью» (4, 42) именно в ночь на 8 июля, а затем письмо было спешно написано матерью и отправлено (то есть воспринимать буквально предположение Трофимова), то маловероятно, что уже на следующий день Раскольников мог его читать, письмо просто не успело бы «дойти». Ведь
«(…) До железной дороги от нас всего только девяносто верст, (…); а там мы с Дунечкой преблагополучно прокатимся в третьем классе» (4, 40).
Хотя, если рассматривать указание на празднование явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани как на знаково-символическую систему, то вполне вероятно, что началом романа действительно может быть 8 июля, а началом преступления – 10 июля.
Так как найденные даты обеих точек зрения почти не различаются, мы к дате 9-10 июля прибавляем «почти полтора года» (4, 504). Появляется дата – 9-10 января. Но слово «почти» вскрывает приблизительность. И мы вынуждены поставить время начала эпилога на конец декабря – начало января.
Следующая интересующая нас временная ссылка отправляет в момент заключения Раскольникова в острог: « (…) уже девять месяцев заключен». Зная, когда произошло убийство процентщицы, выяснив время начала эпилога, мы легко можем найти и время, когда Родион Раскольников прибыл в острог. Для этого от «конца декабря – начала января» отнимем «девять месяцев». Появляется дата: конец марта – начало апреля.
Данная дата находится в состоянии приблизительности. Далее мы сможем придать ей не только точность, но и выявить с ее помощью новые временные линии эпилога, не рассматриваемые ранее литературоведами............


Заключение

Целью данной исследовательской работы являлся анализ временной модели эпилога романа «Преступление и наказание» с учетом символов христианской модели времени. Мы предполагали выявить содержательные характеристики христианской модели времени в эпилоге романа, проследить использование слов-символов в тексте эпилога романа, позволяющих определить время эпилога как христианское, а также выявить возможное влияние христианского времени на духовное возрождение героя.
В соответствии с целью исследования было уделено внимание работам Захарова В., Тихомирова Б., Касаткиной Т., Галкина А., Трофимова Е., Сальвестрони С., Новиковой Е. и других литературоведов.
Решение основной проблемы исследовательской работы осуществилось с учетом характерных идеологических особенностей автора произведения. И было установлено, что художественное время в эпилоге трансформируется в христианскую модель времени. Оно полностью «привязано» к автору и повторяет его мировоззрение.
Общий вывод исследования состоит в том, что хронотоп в эпилоге романа «Преступление и наказание» является ценностно-значимой характеристикой и существенен для целостного восприятия произведения.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в:
- создании базы по изучению хронотопа в эпилоге романа «Преступление и наказание»;
- установление связи между использованным в эпилоге временем и состоянием героя;
- установление влияния времени, самоорганизуюшейся структуры на состояние героя.
Тем не менее, полученные в ходе работы результаты нельзя считать полными и глубокими, так как для этого необходимо включить в анализ другую важную характеристику художественного образа – художественное пространство.
Изучение пространственных ориентиров в эпилоге романа «Преступление и наказание» в совокупности с уже найденными временными решениями, мы планируем в дальнейшей работе.


Список использованной литературы

1. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст] / в русском переводе. - СПб.: Лениздат, 2006. – 1248 с.
2. Галкин, А. Пространство и время в произведениях Ф. М. Достоевского
3. Глаголу Божию внимая [Текст]: православный церковный календарь с чтениями из Священного писания 2008 / - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – 392 с.
4. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений [Текст]. В 15 т. Т. 5. Преступление и наказание / Федор Достоевский. – Ленинград.: Наука, 1989. – 576 с.
5. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений [Текст]. В 15 т. Т. 3. Записки из Мертвого Дома / Федор Достоевский. – Ленинград.: Наука, 1988. – 576 с.
6. Захаров, В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского [Электронный ресурс]: // portal-slovo.ru
7. Касаткина, Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского
8. Новикова, Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст [Текст] / Е. Новикова. – Томск.: Издательство Томского университета, 1999.
9. Сальвестрони, С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского [Текст] / С. Сальвестрони. – СПб.: Академический проект, 2001.
10. Тихомиров, Б. Н. Достоевский. Материалы и исследования 13 [Текст]: к 175-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского / Б. Тихомиров. – СПб.: Наука, 1996.
11. Тихомиров, Б. Н. Достоевский в конце XX века [Текст]: к осмыслению глубинной перспективы романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Б. Тихомиров. – М.: Наука, 1996.
12. Топоров, О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание»)
13. Трофимов, Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996.
14. Черепнин, Л. В. Русская хронология [Электронный ресурс]: электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры // rusarch/ru
15. О болезни : [Электронный ресурс]: Ростовская епархия Русской Православной Церкви // www.rey.aaanet.ru/show_news.php?path=./missia&filename=missia_st_0011.txt
16. Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом: [Электронный ресурс]: Голос совести. Великопостная подготовка // metropolit-anthony.orc.ru/pered2/pb_241.htm
17. Свт. Феофан Затворник. 12 уроков Православия [Электронный ресурс]: Перед причастием // www.12urokovpravoslavia.ru/urok7/S7_11
18. Неделя вторая Великого поста, святителя Григория Паламы : [Электронный ресурс] : Информационно-просветительский проект // zavet.ru/kalendar/vp/n2.htm
19. Иерей Евгений Пуртов. Пасха - Светлое Христово Воскресение [Электронный ресурс]: // nr2.ru/center/114837.html


Приложение 1



Схема 1


1 - Первый абзац первой главы (а именно предложение: «В остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников» (4, 50).) и христианский хронотоп, который введен во второй главе Пасхальным циклом: «На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе со своей казармой. (…) Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую» (4, 515-516), образуют границы большого временного круга эпилога: Пасха 1866 года и Пасха 1867 года.
Данная цикличность во времени позволяет выявить изначальную гармонию эпилога. Наличие цикла-круга говорит о нарисованной картине божественного порядка, неразрывности с миром.

..............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.