На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик этика бизнеса

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 09.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы этики бизнеса………………..…………………………..……..5
1.1. Понятие «этика бизнеса»………………………………...…………5
1.2. Этика и управленческие решения……………………………….....7
Глава 2. Ответственность в системе менеджмента………………………….…17
2.1. Роль ответственности в процессе управления……...…………...17
2.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании.26
Глава 3. Этика ведения бизнеса………………………………………………...30
3.1. Принципы корпоративной этики ведения бизнеса……………..30
3.2. Критерии выбора модели поведения…………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42


Введение
Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.
В сфере экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие, к понижению уровня жизни.
Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.
Но сегодня фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента, или философии предпринимательства. Философия предпринимательства находит отражение в его культуре. Одна из характерных черт менеджмента предпринимательского стиля, вырастающая из мелкого бизнеса, - это создание и поддержание определенной культурной среды фирмы, дающей всем занятым на ней чувство единства и причастности к важному и полезному делу.
Предпринимательская культура - это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это и инновационная культура.
Это, прежде всего, честность и вытекающее из нее доверие друг к другу участников предпринимательских операций; это обязательность, ответственность, уважительное отношение к другим людям, понимание их интересов, соблюдение этики деловых отношений, способствование успеху других. Это правопослушность, сдержанность и умеренность, умение справиться с необузданными желаниями и устремлениями, видеть и соблюдать разумные пределы; и наконец, культура поведения в самом непосредственном смысле этого слова, знание и соблюдение основных правил служебной, деловой этики.
Конечно, трудно надеяться, что каждый предприниматель будет в полной мере обладать всеми указанными качествами. Идеальных людей не бывает и какие-то отступления, отклонения, упущения неизбежны. Главное состоит в том, чтобы меры отклонений была невелика, чтобы отход от принципов этики предпринимательства носил характер исключений. Все это объясняет необходимость и актуальность изучения данной проблемы, рассмотрения соответствующих теоретических основ деловой этики и ее структура, а так же изучение роли ответственности в процессе управления.
Таким образом, этика бизнеса является быстро развивающейся областью науки и практики управления и предпринимательства, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.
Цель работы: изучить особенности этики бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Понятие «этика бизнеса»;
2. Этика и управленческие решения;
3. Роль ответственности в процессе управления;
4. Управление этикой и социальной ответственностью компании;
5. Принципы корпоративной этики ведения бизнеса;
6. Критерии выбора модели поведения.

Глава 1. Основы этики бизнеса

1.1. Понятие «этика бизнеса»
В настоящее время принято разграничивать классическую этику - философскую науку, объектом изучения которой является мораль, и прикладную этику, которая и является предметом нашего рассмотрения, в частности корпоративная этика предпринимательской деятельности -этика бизнеса, что не отрицает целостности этики как науки. Хотя в курсе «Этика бизнеса» не ставится задача дать сведения о категориях, школах и направлениях классической этики, ее основные принципы положены в основу анализа этики конкретных деловых ситуаций предпринимательской деятельности [3, с. 5].
Классическая этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Латинское слово moralities по значению соответствует греческому слову ethis (привычка, нрав), от которого произошел термин «этика». Впервые термин «этика» для обозначения учения о нравственности был введен Аристотелем. Цель этики, по мнению Аристотеля, помочь людям понять, что считать злом, что добром, что надо делать, а от чего надо воздержаться. Современная этика имеет задачей не столько описать и объяснить мораль, сколько предложить определенную модель межчеловеческих отношений и внедрить ее в практику. Основными понятиями теории классической этики являются категории. К ним прежде всего относят понятия чести, мужества, совести, достоинства, добра. Конкретное содержание категорий этики фор-мировалось тысячелетиями в процессе общения людей и остается ориентиром для современных представлений. Понятие «честь» - краеугольный камень человеческой этики. Только соответствие требованиям всех категорий этики определяет человека чести. Честь - понятие сложное. Однако общество свою стабильность и надежды на лучшее будущее связывает с личной и коллективной (корпоративной) честью людей.
Понятие «корпорация» - (объединение) возникло еще в средние века, когда торговцы и ремесленники для защиты своих интересов стали объединяться в союзы, гильдии, ремесленные цехи. Каждая социальная группа формировала свою особую коллективную (корпоративную) честь (этику), которая объединяла это сообщество и становилась одним из условий его существования. Обособленность корпоративных сообществ сформировала в них, в ряде случаев, специфические представления о содержании и путях защиты корпоративной чести. Система повышенных требований к безусловному соблюдению корпоративной чести подчиняет общественному контролю этичность действий каждого члена корпорации. Например, в ряде стран при нарушении профессиональной этики соответствующей ассоциацией налагается запрет на занятие деятельностью врача или адвоката. В США предприниматель, уличенный в мошенничестве, лишается права в течение семи лет заниматься бизнесом и исключается из ассоциации или клуба. Корпоративная этика требует, чтобы предприниматель всегда был на высоте своего профессионального долга.
Соблюдение этических норм - это не только его личное дело.
Этика бизнеса - это неписаные законы рынка. Этическое регулирование не только дополняет юридические механизмы, но служит эффективным средством решения многих экономических и социально-психологических проблем. Этика бизнеса - это не морализирование, оторванное от жизненных реалий. В силу этики бизнеса предприниматель становится профессионально узнаваемым, предсказуемым в деловом общении и на этой основе имеет устойчивый и безопасный бизнес. Поступки, не заключающие в себе признаков противозаконных деяний, но не соответствующие правилам чести члена корпорации, автоматически ставят под сомнение порядочность предпринимателя и соответственно возможность иметь с ним деловые отношения. Рассчитывая варианты делового сотрудничества, предприниматели отдают предпочтение долгосрочным, надежным и компетентным партнерам. При этом идут на предоставление таким партнерам ряда преимуществ. Это с избытком окупается совместными деловыми решениями. Кроме того, нельзя не учитывать, что самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки. Неэтичное поведение можно назвать убыточным, а при со-временном развитии информационной среды известие о неблаговидном поступке распространится очень быстро. Кроме того, надежность и компетентность нужны самому предпринимателю, для укрепления его морально-психологических позиций. Это важно для понимания и объективного анализа причин успехов и неудач. Характерны результаты опроса, проведенного среди предпринимателей, когда более 80% опрошенных на вопрос «Подводили ли их партнеры?» ответили: «Да», а на вопрос «Подводили ли они партнеров?» столько же ответили: «Нет». Налицо тенденция объяснять свои успехи личными достоинствами, а неудачи - происками недобросовестных партнеров, чиновников и другими причинами. Но предприниматель ответственен за все результаты своего бизнеса, и его прямая обязанность правильно оценивать рыночные ситуации, риски и все последствия своих действий [3, с.7].

1.2. Этика и управленческие решения
Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним – оценить качество моральных аргументов.
Большинство этических дилемм представляет собой конфликт между целым и его частью.
Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход концепция справедливости [8, с. 112].
Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода гласят, что соответствующее нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.
Индивидуалистический подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то не соответствующие общественным нормам.
Морально правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:
• Право на свободу согласия
• Право на частную жизнь
• Право на свободу совести
• Право на надлежащее обращение
• Право на жизнь и безопасность.
Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным – равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная справедливость (возмещение ущерба).
Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются, поскольку в противном случае их трудно использовать для принятия решений.
Неоднозначен, в частности, вопрос о занятости женщин на физически трудных работах. В некоторых странах это широко практикуется, в то время как на Западе считается недопустимым. Конфликт норм, таким образом, налицо. Если даже приходится решать подобный вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения не должны полностью игнорироваться. Можно ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно по мере возможности обеспечить “пригонку” норм и их логическую взаимосвязь.
При разработке управленческих решений приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если учитываются все или большинство из них, решение оказывается наиболее обоснованным. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются.
Моральный аспект имеют многие решения, задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит в области этики.
Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки, возникающие вследствие сокращения штатов, или, напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, а, быть может, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.
Хотя для бизнеса экономическое обоснование принимаемых решений играет ведущую роль, это не значит, что этика уступает или препятствует экономической либо иной выгоде. Позиция менеджеров, нередко приписывающих этике «антиприбыльную» направленность и исключающих ее из рассмотрения, ошибочна. При выработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие экономического или других факторов, а те в свою очередь усиливали действие этического. Этика не претендует на роль «судьи», она скорее направлена на принятие обоснованного решения, оправданного со всех точек зрения.
Можно, скажем, подкрепить технологическое решение, ясное только специалистам, моральными аргументами, понятными сотрудникам фирмы и принятыми в ее организационной культуре. Решение выделить ассигнования для спонсорской деятельности или на новые очистные фильтры невозможно аргументировать экономическими соображениями, но тут «сработает» этика, учитывающая социальные приоритеты. Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но не допустима с этической, правовой, социальной точек зрения, и их совокупность перевешивает экономические доводы. Если по экономическим или технологическим причинам нельзя повысить качество продукции, этические требования к ней не исчезают, а сводятся к минимально приемлемому уровню (безвредность товара, небольшое число рекламаций).
Необходимость этического обоснования принимаемого решения появляется в тех случаях, когда у руководства возникает ощущение, что могут быть нарушены стандарты деловой морали. При этом принимаются во внимание корпоративные этические кодексы, а при возникновении нестандартной ситуации главную роль играют этические взгляды руководства или группы менеджеров равного служебного статуса.
Сама острота этического аспекта, т.е. явная необходимость с ним считаться, определяется рядом прогнозируемых факторов. Речь идет о масштабе моральных последствий, как положительных, так и отрицательных; социальном консенсусе – степени морального одобрения или осуждения обществом, клиентами и (или) коллективом организации решения или действия; вероятности ущерба или пользы от принимаемого решения для заинтересованных групп; быстроте проявления последствий; величине дистанции (психологической, культурной, служебной) между лицами, принимающими решение, и теми, кого эти решения затрагивают (если дистанция мала, то последствия проявятся быстро, а если велика, то они дойдут медленно, в ослабленном виде или не проявятся вообще); концентрации последствий, т.е. проценте лиц, на которых распространяются последствия принятого решения.
Определение остроты этического аспекта – сложный процесс, зависящий от морали принимающих решение менеджеров и их положения в иерархии [6, с. 87].
Обычно решения принимаются тогда, когда их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и отвергаются в противном случае.
Например, экономическое решение отвергается, если норма прибыли на инвестиции будет ниже заданной величины. С точки зрения этики решение неприемлемо, если оно создает конфликт интересов. Минимально приемлемая инициатива одобряется, если другие решения подкрепляют ее и в совокупности дают выигрыш (метод совокупной выгоды).
Как считает профессор Пенсильванского университета Д.П. Фритцше, экономические и этические аспекты решения способны усиливать или ослаблять друг друга. Он условно поделил их на три уровня – желательный, минимально приемлемый и неприемлемый, т.е. ниже минимальной эффективности, в соответствии с табл. 1.
По мнению Фритцше, желательный моральный эффект тесно связан с желательной нормой прибыли, поскольку справедливое трудоустройство расширяет возможности найма высококвалифицированных работников и не требует дополнительных затрат. Предоставление социальных благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а объективная информация о продукте может немного понизить прибыль, но сохранить покупательский спрос.
Таблица 1
Экономический аспект решения (норма прибыли на инвестиции, %) Этический аспект решения
Желательный уровень


11 – 9 Справедливое трудоустройство без дискриминации по непрофессиональным признакам
Предложение социальных благ
Достоверная информация о продукте
Минимально приемлемый уровень


8 – 6 Нечестность в мелочах
Небольшие взятки или подарки
Несущественные неточности в информации
Неприемлемый уровень


5 – 3 Крупные взятки
Обман клиентов, потребителей
Дискриминация по непрофессиональным признакам
..............


Заключение
В сфере экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие к понижению уровня жизни.
Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.
Настоящий успех в бизнесе никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно, лишь используя постоянное эффективное управление.
Настоящий успех в бизнесе приходит к тому, кто сумеет окружить себя единомышленниками, создаст свою команду. Каждый здравомыслящий и дальновидный предприниматель или менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме.
Ответственный подход менеджера к своему делу составляет благоприятные условия для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.
Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения.
Все это говорит о том, что управление человеком в предприятии исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы предприятия дело.
Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.
Суммируя основные черты современного мировоззрения предпринимательства, следует подчеркнуть, что оно исходит из признания общественной полезности бизнеса, фундаментальная составляющая которого - это обмен, сделка, акт купли-продажи.
Философия предпринимательства находит отражение в его культуре. Предпринимательская культура - это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это и инновационная культура. Она не замыкается в сравнительно узких рамках бизнеса.
Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.

Список использованной литературы
1. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: метод. рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М : Дашков и к, 2007. - 168с.
2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528с.
3. Волков Г.М. Этика бизнеса. Учебник - Москва: Интеграция, 2006.- 169с.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 230с.
5. Ладатко Л.В. Этика и культура управления: Учебник / Л.В. Ладатко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320с.
6. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2004. - 360с.
7. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2006.- 275с.
8. Менеджмент. Под ред. Аусинова М.Т. М., 2007. – 382с.
9. Менеджмент. Под ред. Комарова М.А. М.: ЮНИТИ, 2003. – 278с.
10. Менеджмент: Учебник / Под ред. В. В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 591с.
11. Менеджмент: под редакцией:/ Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е.-М.: Финансы и статистика, 2003. – 311с.
12. Мишаткина Т.В. Этика: Учебное пособие. 5-е изд. / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. – М.: Новое знание, 2008. – 584с.
13. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Учебник. 4-е изд. / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 352 с.
14. Семенов Г.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. - 184с.
15. Сорина Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. - М.: Экономист, 2006. - 192с.
16. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 192с.
17. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. — 5-е изд. — М.: Дело. 2003. — 272с.
18. Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2003. - 256с.
19. Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.