Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Либеральная политика Великобритании

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 09.06.2012. Сдан: 2004. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Великобритания является консервативной страной, даже бытует мнение о чопорности англичан, однако в политическом устройстве по его сложности и гибкости, эта страна может поделиться большим и успешным опытом. Двухпартийная система в той или иной степени была заимствована США, и Канадой, отдельные аспекты можно наблюдать в политическом устройстве стран входящих в Содружество. Яркой чертой политической системы Великобритании является практика заимствования положений из арсенала противника, способов организации, привлечения электората.
Эти казалось бы современные черты партийной системы Великобритании были заложены еще несколько веков назад, а наиболее ярко проявились, на мой взгляд, в конце XIX – начале XX века. Когда либеральная и консервативная партии боролись между собой за новых избирателей – рабочих. В ходе этой борьбы рабочие добьются не только повышения заработной платы и сокращения рабочего дня, но и в современной Великобритании станут совладельцами, акционерами предприятий и фабрик. Социальная же политика как современной Великобритании, так и рубежа веков, будет зависеть от активности и настойчивости простых рабочих. Таким образом, современная система социальной защиты была заложена еще в начале прошлого века, что лишний раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
В литературе данная проблема освещена следующими авторами, к работам которых я обращалась. Их можно разделить на две части. К первой относятся исследования 1960-1980х гг., например, К.С. Гаджиев занимается теоретическим изучение консерватизма; Н. М. Польская и Л.Е. Кертман рассматривают историю Великобритании в целом; А.З. Манфред и Л.Н. Кутаков останавливаются на проблеме изучения капиталистического мира в конце XIX века, в том числе и на положении дел в Великобритании; Г.И. Шигалин и Ю.Е. Власьевич рассматривают предпосылки и итоги первой мировой войны и ее влияние на экономики европейских государств, включая Великобританию; наконец, И.Д. Парфенов рассматривает вопросы расширения колониальной империи Великобритании и становление новых экономических отношений в рамках империи.
Таким образом, основная масса работ, используемая мной в работе была выпущена в 80-е годы, когда идеологический пресс был ослаблен. Тем не менее, исследования перечисленных выше авторов носят классовый методологический характер, что не может быть применено для характеристики современного положения дел. Однако и не снижает их фактологическую и аналитическую ценность.
С другой стороны я обращалась к современным изданиям 90-х годов и начала XXI века, которые давали возможность посмотреть на изучаемую проблему с точки зрения современных исследований. В этом отношении интересными оказались работы К.Д. Петряева и статьи с сайтов сети Интернет - www.2uk.ru, www.sciteclibrary.ru.
Благодаря сравнению мнений авторов данных работ нам удалось составить собственное представление относительно изучаемой проблемы, предложить анализ фактического материала.
Объектом данной работы будет социальная политика в Великобритании на рубеже XIX –XX веков, а предметом – социальная политика либералов в Великобритании на рубеже XIX –XX веков.
Целью данной работы является рассмотреть социальную политику либералов в начале XX века.
Из цели вытекают следующие задачи, во-первых, изучить экономические и политические предпосылки социальных преобразований начала XX века, а также социальную политику предшествующих правительств. Во-вторых, рассмотреть социальную политику либералов с 1905 года до первой мировой войны.
Таким образом, хронологически работа охватывает период с 1905 года прихода к власти кабинета либералов до 1914 года – начала первой мировой войны.
Структура работы выглядит следующим образом. Работа разделена на две главы. В первой рассматриваются экономические и политические предпосылки социальных преобразований начала XX века, т.е. решается первая задача.
Вторая глава посвящена рассмотрению социальной политики либералов с 1905 года до первой мировой войны, т.е. решается вторая задача.


Глава 1. Великобритании на рубеже XIX-XX веков.
Великобритания, ранее в течение полутора веков шедшая впереди других стран западного мира, в последнюю треть XIX в. стала обнаруживать явные признаки начавшегося упадка. Правда, она еще обладала огромными колониальными владениями, и несметные богатства, выкачиваемые ею из колоний, оставались основой ее могущества. Англия располагала и самым большим торговым и самым сильным военно-морским флотом в мире, а также и наибольшими капиталами, размещенными во всех уголках земного шара. И вместе с тем Британия уже лишилась той промышленной монополии, которую она прочно удерживала в XIX веке. Ее опередили по объему промышленной продукции США, в отдельных отраслях ее обгоняла Германия, а по темпам роста промышленной продукции Англия уступала уже ряду молодых капиталистических стран .
Промышленный переворот, по мнению российского исследователя И.Д. Парфенова, привел к изменению статуса Великобритании в мире и требовал от ее экономики ускоренного развития. В тоже время экономические кризисы перепроизводства конца XIX века (1873, 1877, 1881, 1894 гг.) если не парализовывали ее полностью, то, по крайней мере, замедляли темпы развития. Это привело к тому, что за последнюю треть века несколько сократилась доля Англии в мировом промышленном производстве, с 1/3 до 1/5 . Вот как писал историк П. Датт о Великобритании рубежа веков: она утратила промышленное превосходство, чтобы стать «великим ростовщиком и колониальным эксплуататором, собирающим дань со всего мира» .
В конце 70-х годов Англия вела колониальную войну против зулусов в Южной Африке, закончившуюся захватом обширных территорий. В те же годы шла длительная колониальная война против Афганистана, сумевшего, однако, отстоять свою независимость. В 1882 году был оккупирован и фактически подчинен Англии Египет. Еще ранее дипломатическими маневрами Великобритания добилась от Турции, которую она поддерживала, уступки острова Кипр, аннексированного в 1878 году. В 80-х годах был завоеван Судан. В 1885 году Англией была аннексирована Бирма .
Это приводило к изменениям роли торговли в экономики Великобритании. Поданным Имлэ, в среднем экспорт рос на 2,5% в год по сравнению с 4,9% в 1840 - 1871 гг. В 1871/75 - 1896/900 гг. стоимость экспорта увеличилась на 57%. Основными статьями экспорта была по-прежнему продукция текстильной, судостроительной, угольной промышленности, машиностроения .
В тоже время в Великобритании мы можем наблюдать концентрацию капитала, появляются крупные банковские, финансовые семьи. Параллельно с этими экономическими процессами социальная эволюция также шла очень медленными темпами. Номинальная заработная плата верхушки рабочих с 1900 по 1912 года возросла всего на 2%, в то время как цены на продовольствие и другие товары массового потребления поднялись почти на 20%. Ухудшение экономического положения трудящихся усугублялось стремлением правых сил ограничить политические права масс, урезать демократические свободы, ущемить национальные интересы. Этими глубокими причинами был обусловлен рост рабочего движения в Англии и Ирландии в начале XX века. Стачечное движение особенно усилилось в 1910 году и бурно развивалось вплоть до начала первой мировой войны. Если в предшествующие годы в стачках участвовало по 150 - 300 тыс. человек в год, то в 1910 году – 516 тыс., в 1911 году – 962 тыс., а в 1912 году – 1463 тыс. Массовые стачки этого периода охватывали наиболее важные отрасли хозяйства – угольную и текстильную промышленность, железные дороги, морской транспорт .
Главной активной силой стачечной борьбы становятся массы низкооплачиваемых и до этого времени слабо организованных рабочих.
Если в 1905 году в состав тред-юнионов входило около 2 млн. человек, то в 1913 году – свыше 4 млн. Поскольку в стачках тех лет наряду с экономическими требованиями часто фигурируют политические лозунги (например, требование признания тред-юнионов предпринимателями, издания того или иного закона), сами стачки перестают быть чисто экономическими, превращаются в политические стачки.
В 1911 году массовая стачка транспортников (моряки, докеры, извозчики) охватила почти все портовые города. В Лондоне она сопровождалась бурными митингами на Трафальгарской площади, стотысячной демонстрацией на улицах столицы; в Ливерпуле – кровавым столкновением с войсками и полицией. В этом же году двухдневная стачка железнодорожников заставила могущественные компании сесть за стол переговоров с представителями тред-юнионов, от чего они раньше категорически отказывались. Ещё большее впечатление произвела всеобщая стачка углекопов весной 1912 года, стачка, которая составила эпоху в английском рабочем движении .
Чем активнее развивалась борьба рабочего класса, тем больше массы ощущали необходимость единства. Вопреки сопротивлению многих старых лидеров, стремившихся сохранить сектантскую раздробленность профсоюзов, в годы подъёма рабочего движения было достигнуто объединение в ряде важнейших отраслей промышленности.
Фактическое различие между финансовым положением элиты английского общества и растущим числом рабочих не могло сохраняться в новых условиях. Постепенно рабочие как в Европе, так и Великобритании выходят со своими экономическими требованиями в сферу политики.
Таким образом, на рубеже веков Великобритания, как и вся Европа, переживала переходный период экономической сфере, что требовало соответствующих преобразований и перемен в политической жизни общества.
В этих условиях традиционные британские партии: виги и тори, должны были не только не потерять голоса избирателей, но и привлечь новые, появившиеся после избирательных законов 1832 и 1867 годов. Более того, партии должны были быть насколько гибки, чтобы перестроить свои политические и социальные программы на новые условия, в которых на первое место выходили со своими требованиями рабочие.
Великобритания по политическому режиму представляла собой конституционную монархию, во главе государства находился король, и, несмотря, на то, что он «правит, но не управляет», его роль также имеет определенный вес в политической жизни страны.
Эпоха социальных преобразований в Великобритании на рубеже XIX-XX веков приходиться на правление королей Эдуарда VII и Георга V. Последний не предполагая, что сможет занять трон получил военно-морское образование и служил на флоте. В 1892 года преждевременная смерть старшего брата, герцога Кларенса, сделала его наследником престола. Королева Виктория нарекла его герцогом Йоркским, а в июле 1893 года он женился на принцессе Виктории Марии Текской, которая ранее была помолвлена с его старшим братом. Как наследник престола Георг получил герцогство Корнуолл, а 9 ноября 1901 стал принцем Уэльским – после коронации своего отца Эдуарда VII. После смерти Эдуарда 6 мая 1910 года Георг был провозглашен новым королем и короновался 22 июня 1911 году в Вестминстерском аббатстве .
На протяжении последней трети XIX века реальная власть в Великобритании находилась попеременно в руках двух партий: либералов и консерваторов.
В 1832 году Робертом Пилем была создана Консервативная партия, именно тогда и получившая свое название. В 1859 году Чарльз Пальмерстоун оформил Либеральную партию. Цель для их создания выражалась в необходимости сконцентрировать интересы элит для проведения того или иного типа политики. Естественно, что противостояние тори и вигов на протяжении веков создало предпосылки для институциализации и созданию двухпартийной системы.
Лидер либералов Вильям Гладстон (1809-1898 гг.), четырежды возглавлявший правительство, был выдающимся мастером политических компромиссов, гибкой политики смягчения острых углов. Но в главном политика обеих партий мало чем отличалась друг от друга: и либералы, и консерваторы защищали интересы крупной английской буржуазии, крупных землевладельцев, колонизаторов. Но для того, чтобы удержать командные позиции за богатыми классами в стране, где большинство населения составляли рабочие и их семьи, и либералы, и консерваторы должны были проводить постепенную, строго дозированную политику демократических и социальных уступок .
Эти уступки носили ограниченный характер, поэтому зачастую советские историки называют эту политику популизмом. В 70-х годах были приняты законы о начальном образовании, о легализации тред-юнионов, об охране детского труда, об общественном здравоохранении и т. п. В 1884 году была проведена третья избирательная реформа, расширившая социальный состав мужчин-избирателей. Крайне острым на протяжении всего этого времени оставался вопрос об Ирландии .
Великобритании же были нужны более кардинальные преобразования, острота политической борьбы постепенно нарастала. Увеличение роли рабочего класса в общественной жизни европейских государств привели и к расширению их политической активности. Через эту активность они стремились решить свои социальные проблемы. В 1875 году образовалась германская социал-демократическая партия, в 1877 году Социалистическая рабочая партия Америки; в 1879 - 1880 гг. - французская Рабочая партия; в 1883 году - группа «Освобождение труда» в России; в 1888 году - социал-демократическая партия Австрии, в 1889 году - социал-демократические партии Швейцарии и Швеции, в 1891 году - социал-демократическая партия Болгарии и т.д . Подобные процессы происходили и Великобритании, тем не менее, в Англии тех лет не было революционной рабочей партии.
Преобладающей формой организации английского пролетариата в конце века были тред-юнионы. Лишь в 80-х годах в британском рабочем движении возникли социалистические организации, но они оставались малочисленными и не оказывали большого влияния на рабочее движение. В 1893 году образовалась независимая рабочая партия во главе с Кейр Гарди (1856-1915 гг.), придававшая большое значение политической борьбе пролетариата, однако и она не смогла стать боевой революционной организацией британского пролетариата .
На мой взгляд, не столько благодаря усилиям правящей либеральной партии, сколько изменениям в консервативной. Лидер консерваторов Бенджамен Дизраэли (1804 - 1881 гг.) больше склонялся к политике сильного жеста, в особенности в сфере международных отношений, к обострению игры. Консервативная партия имеет более долгую историю, а значит и более долгую историю трансформации, демонстрирует способность к столь продолжительному по времени самосовершенствованию, которая позволяет ей и сегодня оставаться одной из ведущих партий Великобритании, несмотря на проблемы на настоящем этапе.
В первой половине века консервативная партия демонстрировала политику, которая, по мнению Аллисона основывалась на следующих принципах:
- иерархия общества, у каждого свое место, все, что есть – правильно
- свободные рыночные отношения
- каждый человек, взаимосвязанная часть системы,
- неприязнь к теоретизации, основа на практику
- способность изменяться в ответ на изменения противников («вторичный характер»).
Благодаря последнему, методологическому, принципу консерваторы, на мой взгляд способны отказаться, и отказываются от некоторых других. Например, от первого. Могут переносить из прошлого все жизнеспособное и принимать ранее отвергаемое: свободный рынок, конституционализм, система представительности и выборности парламента. Произошла смена и в религии, если раньше консерваторы были религиозны, то теперь они переняли представления рационализма и технократизма .
Социальное равенство не совместимо для них с понятием «свобода», общество ставиться на первое место. Однако эти общие понятия трактуются неоднозначно, но в практике применения их к действительности при взаимодействии с более эгалитаристскими представлениями лейбористов и либеральных демократов они приобретают значение менее резкого качества. Что в принципе и является функцией политической системы - согласовать взгляды и составить оптимальный для всех вариант.
В 1886 году при обсуждении Ирландского вопроса в палате общин от либеральной партии откололись так называемые либералы-унионисты и уже на выборах этого года они получили 78 мест в парламенте. Полную же победу на этих выборах праздновали консерваторы во главе с лордом Сольсбери. За время своего правления консерваторы провели несколько социальных реформ, в частности:
- реформа местного самоуправления (1888 г.) - в графствах были созданы советы графств, в ведении которых находились вопросы местного значения (налоги, образование, здравоохранение и тд.)
- реформа управления Лондоном (1888 г.) - был создан Столичный совет (137 чел.), выполнявший административные функции.
- закон о бесплатном начальном обучении детей (1891 г.).
- билль о преступлениях (1887г.) приостановил действие в Ирландии законов о неприкосновенности личности.
- закон о снижении задолженности по аренде (1887 г.) и закон о покупке земли, ассигновавшей кредит на выкуп земли в Ирландии и перепродажу ее безземельным и малоземельным ирландцам.
В июне 1892 года прошли перевыборы в парламент, в результате которых победили либералы во главе с Гладстоном, но действия этого кабинета были заблокированы маршами оппозиции, в итоге политических интриг Гладстон был вынужден подать в отставку и его место занял лорд Розбери, но и он июне 1895 года ушел с занимаемого поста в месте с кабинетом. Тем не менее, для нас важно упомянуть, что кабинет Розбери внес на обсуждение проект 8-часового рабочего дня для горняков, а также проект увеличения ответственности хозяев за несчастные случаи с рабочими.
С 1895 до 1906 года в Великобритании у власти находились консерваторы, необходимо отметить, что в их кабинет входили также упоминаемые нами либералы-уонисты, в частности они провели в жизнь проект увеличения ответственности хозяев за несчастные случаи с рабочими, плюс к этому Дж. Чемберлен входивший в кабинет внес на рассмотрение предложение о создании Таможенного союза.
В целом «последний» консервативный кабинет сделал ставку на внешнюю политику и отказался от дальнейших социальных преобразований.
В это же время в Великобритании усложняется и обостряется рабочий вопрос, сигналом к действию консерваторов и либералов должно было послужить создание лейбористской партии. Хотя БЛП (Британская лейбористская партия), её «социалистическое» крыло – НРП (Независимая рабочая партия) и Фабианское общество не играли должной роли в политической жизни английского общества. С момента образования лейбористской парламентской фракции в 1906 году вся деятельность лейбористского руководства почти исключительно сосредоточилась на парламентских манёврах, на проведении социальных реформ. Но поскольку социальные реформы заняли видное место в политике правительства, лейбористская фракция стала лишь придатком либеральной партии . В последствии падение влияние либералов и потеря ими своего места в двухпартийном тандеме, лейбористская партия будет ставить своей задачей усиление влияния государства для обеспечения условий жизни сначала рабочих, а потом при постепенном отходе в идеологии от классовой борьбы, стала ратовать за усиления парламентаризма, за конституционные способы методы в политике.
Таким образом, частичные уступки, на которые должны были идти господствующие классы, явились косвенным результатом борьбы английских рабочих.
Как писал советский историк А.З. Манфред: «Английские рабочие вели широкую забастовочную борьбу, но по сравнению с эпохой чартизма движению английского пролетариата в конце XIX в. не хватало боевого задора. Во многом это объяснялось тем, что буржуазии удалось создать прочную опору в рабочем движении в лице квалифицированной верхушки рабочих - «рабочей аристократии»» .
Понятно, что весь пролетариат нельзя было подчинить буржуазному влиянию. Но в рядах организованного рабочего движения - в тред-юнионах, в независимой рабочей партии, в кооперативном движении - буржуазное влияние давало себя знать в преобладании оппортунистических тенденций, оппортунистической идеологии и практики.
Таким образом, игнорирование социального вопроса консерваторами в начале XX века, на мой взгляд, стало главной причиной того, что в декабре 1905 года до официальной даты парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета.
Великобритания на рубеже веков оказалась в сложном положении, с одной стороны кабинеты были вынуждены увеличивать субсидии на военные нужды в связи с надвигающейся войной, а с другой - не забывать об актуальном рабочем вопросе. Рабочие получившие политические права добивались реализации их экономических требований, что также требовало от правительств дополнительных субсидий и вложений. Невозможность решать лишь одну из задач приводила к относительно быстрой смене правящих партий на протяжении конца XIX века.
Проблема подготовки к войне и сохранения власти одновременно была поставлена теперь перед либеральной партией, будущие которой зависло от «изворотливости» и гибкости ее лидеров.

Глава 2. Внутренняя политика либеральных правительств (1906 – 1922 гг.).
§1. Преобразовательная деятельность либеральной партии в начале XX века.
За время пребывания у власти консерваторов социальные реформы продвинулись не очень далеко. Основная энергия была направлена вовне. Активно заработали колониальные общества: Имперский колониальный институт и Лига имперской федерации. Великобритания получала огромные доходы от использования колоний - 33 млн. ф.ст. получала страна в качества дохода от продажи своих товаров и 176 млн.ф.ст. от вложения капиталов в экономики других стран.
В декабре 1905 года еще до парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета. Парламентские выборы 1906 года подтвердили смену правейшей партии - выборы принесли поражение консерваторам. С этого момента мы можем разделить историю преобразований в Великобритании, до начала Мировой войны на три этапа связанных с тремя разными кабинетами.
В результате выборов 1906 года кабинет либералов возглавил лидер партии Г. Кэмпбелл-Баннерман. Он включил в состав своего правительства Э.Грея, Г.Асквита, У.Черчилля, а также и Ллойд Джорджа, который стал министром торговли и играл одну из ведущих ролей в политике либералов.
Ерофеев пишет, что пребывая в этих комитетах Ллойд Джордж видел свою главную задачу в борьбе против рабочего движения . Он описывает расправу со стачечниками, подавления рабочих, а также «косвенные методы» – широкое вмешательство государства в промышленные конфликты в роли посредника и арбитра . Само по себе урегулирование споров можно приветствовать. Однако Ерофеев рассматривает все либеральные реформы с точки зрения желания правительства утихомирить рабочих, не дать им начать восстание, создать угрозу буржуазному строю.
В тоже время, считаясь с требованиями рабочих, оно сделало стачку и стачечные фонды легальными. Лорды из опасения перед тред-юнионами не решились задержать этот закон. Но зато все остальные билли, которое внесло правительство в 1906-1908 годах они либо отвергали, либо так уродовали, что правительство само брало их обратно. Так лорды дважды не дали согласия на отмену реакционного школьного закона 1902 года, несмотря на то, что либералы согласились в этой области пойти на уступки консерваторам. Отклонили лорды также билль об уничтожении множественного вотума и билль о предоставлении батракам за выкуп в собственность небольших участков земли.
Ллойд-Джордж и другие либералы, проводившие последний билль были очень озабочены тем, чтобы в противовес рабочим увеличить в деревне слой мелких собственников. Билль предоставлял право местным органам власти принудительно отчуждать за вознаграждение пустующие земли и предоставлять их мелкими участками за выкуп батракам. Лорды в течение трех лет (1906-1908 гг.) задерживали этот закон и все таки не пропустили его.
В 1906 году был издан закон отменивший решение по делу Таффской долины (о запрете рабочим собирать взносы для политической деятельности). В том же году было расширено действие закона о компенсации при несчастных случаях на производстве. Закон предполагал, что социальное страхование было построено на значительных взносах со стороны рабочих и меньших со стороны хозяев, к которым государство прибавляло небольшую дотацию. Им охватывалось меньше половины рабочих и служащих страны. Страховое пособие было весьма небольшим. Страхование было передано не профсоюзам, а особым государственным организациям. Несомненной уступкой рабочему классу был также закон о компенсациях рабочим, принятый в 1906 году. Если по закону 1897 года право на получение пособий от предпринимателей при несчастных случаях распространялось лишь на некоторые категории рабочих, то теперь - практически все рабочие, хотя размер пособий был ничтожный. Кроме того, правительство Кемпбэлл-Баннермана смогло предоставить автономию бурским республикам.
Тем не менее, все проекты упирались в отказы палаты лордов, было понятно, что британской системы двухпалатного парламента в одиночку палата общин не добьется значительных результатов. Все финансовые инициативы будут парализованы верхней палатой.
Нужно отметить и тот факт, что Англия в этот период в основном свой бюджет расходует на армию, флот и укрепление бюрократического аппарата империи. Так, в 1905-1907 гг. (в среднем в год) на военные нужды тратилось 59,8 млн.ф.ст.,а в 1911-1913 гг. - 73,3 млн.ф.ст. среди крупнейших европейских держав Англия стояла на первом месте по военным расходам на душу населения. В Англии не было недостатка в теориях, обосновывавших необходимость готовности к войне экономическим потребностями, в частности угрозой со стороны кайзеровской Германии. Еженедельник «Джон Булль» (24 августа 1912 года) писал: «Будем говорить откровенно: война с Германией неизбежна» . Война начинает рассматриваться как единственное средство покончить с двумя злейшими врагами английской буржуазии: кайзеровской Германией и рабочим движением. Англия принимала энергичные меры в подготовке войны.
В 1901 году организуется комитет обороны империи, вместо главнокомандующего в 1895 году создается высший военный совет. В 1909 году формируется имперский генеральный штаб, включавший представителей доминионов. Военный министр в кабинете либералов Холдейн проводит реорганизацию армии, взамен существовавших ранее гражданской милиции и добровольческих сил были сформированы единые территориальные части с массовым резервом. Был организован эскпедиционный корпус в 100 тысяч человек, который можно было бы в любой момент перебросить на территорию Франции. С Францией еще в 1905 году договорились о совместных действиях, а в дальнейшем - распределили обязанности военно-морских сил: Франция сосредотачивала свой флот в Средиземном море, а Англия - в Северном.
Параллельно военным мероприятиям на суше осуществлялось военно-морское строительство. Назначенный в 1904 году первым лордом адмиралтейства Фишер начал реорганизацию военно-морских сил с расчетом на войну против Германии. Именно ему принадлежит идея уничтожить без объявления войны германский флот на его стоянках. В 1906 году был спущен на воду первый дредноут, имевший на борту 12 двенадцатидюймовых орудий (вместо 4-х на старых линкорах). Это обесценило старый броненосный флот, в отношении которого Англия была неизмеримо сильнее Германии. Теперь, после появления дредноутов, преимущество Англии свелось к минимуму, но это лишь дало толчок к еще более лихорадочному морскому соревнованию двух держав на новой технической основе. Результатом запугивания был сильно увеличенный бюджет военно-морского флота.
Поэтому самым решительным и важным шагом к социальным преобразованиям в Англии стала попытка реформы парламента и многовековой политической системы империи. Фактически эта борьба между нижней и верхней палатой будет проходит уже в правительство Асквита, сменившего престарелого Кемпбэлл-Баннермана в 1908 году на посту премьер-министра.
Таким образом, в правление первого либерального кабинета мы можем наблюдать с одной стороны усиление рабочего движения, что требовало более решительных мер в социальных реформах, а с другой все черты гонки вооружений. Эту ситуацию «в наследство» получает правительство Асквита (1908-1916 гг.), где Ллойд-Джордж получил крупный пост министра финансов, который рассматривался как второй после премьера пост в кабинете. Эта было средством успокоить левое, радикальное крыло партии, лидером которой считался Ллойд-Джордж.
Еще Кемпбэлл-Баннерман под давлением левого крыла либералов и лейбористов внес в начале 1908 года в парламент резолюцию протеста против лордов. Лейбористы внесли предложение упразднить палату лордов, но это предложение собрало только 100 голосов (лейбористов, ирландцев и нескольких радикалов) и было отвергнуто 315 голосами. Либералы были за более умеренную реформу. Резолюция, принятая тремя четвертями нижней палаты, требовала реформы палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства.
По всей Англии устраивались массовые митинги и демонстрации, на которых ораторы решительно осуждали поведение палаты лордов и даже требовали ее ликвидации. Другие говорили: надо сделать палату лордов избираемой. Даже консерваторы, боясь, столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии, были согласны на реформу палаты лордов, желая превратить ее в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата.
Либеральные лидеры отнюдь не стремились упразднить палату лордов, этот оплот консерватизма. Они решили лишь ограничить её права тем, чтобы обеспечить решающее слово за палатой общин. Парламентский билль, внесенный правительством, предусматривал, во-первых, что бюджетные вопросы вовсе изымаются из компетенции верхней палаты; во-вторых, остальные билли палата лордов имеет право отклонять дважды, но если нижняя палата в 3-й раз примет законопроект, он больше на рассмотрение лордов не попадает и становится законом. Это была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа: ведь лорды могли на два года затянуть принятие любого закона.
Таким образом, к финансовым, экономическим биллям палата лордов не имела никакого касательства, в отношении же всех других биллей палата лордов получила бы только отсрочивающее вето: срок отсрочки - 2 года по истечении которых билль, принятый нижней палатой поступает на утверждение королю, минуя палату лордов. Продолжительность парламента сокращалась с семи до пяти лет.
После бурных прений палата общин приняла этот законопроект 14 апреля 1910 года. Последующая дискуссия по этому законопроекту была прервана в связи со смертью короля Эдуарда. Новый король Георг V для урегулирования кризиса пообещал дополнительную поддержку правительству либералов, однако после выборов 1910 года, необходимость вмешательства короля была снята .
Выборы в январе 1910 года принесли либералам большинство, но не столь прочное, как в прежнем составе палаты. Теперь уже они могли проводить законопроекты только при поддержке лейбористской фракции ирландской партии. Пользуясь фактическим блоком с ними, правительство впоследствии добилось утверждения бюджета. Но на первый план оно выдвинуло вопрос реформе парламента.
В ходе переговоров палата лордов для укрепления своих позиций согласилась принять бюджет 1909-1910 года и даже заявила о своем согласии реформироваться. Когда 15 ноября 1910 года вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес законопроект, по которому особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям созывались объединенные заседания обеих палат.
Фактически принятие предложения Ленсдауна обеспечивало бы господство консерваторов, которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5:1. Если даже тори имели в палате общин меньшинство, они, соединившись со своими однопартийцами в верхней палате, в любом случае должны были иметь большинство. Палат лордов одобрила проект Ленсдауна, палата общин не согласилась с ним. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых выборов. Выборы в палату общин проходили в декабре 1910 года. Они не принесли каких-либо изменений в распределении мест, хотя либералы для того, чтобы добиться победы, обещали гомруль Ирландии и новые реформы. Только после ожесточенной борьбы в августе 1911 года сопротивление лордов было сломлено. Правительство Асквита добилось согласия Георга V назначить в случае необходимости новых пэров из числа либералов. Палата лордов вновь должна была принять неизбежное решение, и закон о парламенте был принят.
Фактически препятствие на пути политических преобразований были сняты, либералы могли дальше принимать военные бюджеты, но если мы обратимся к политическим лозунгам обоих выборов 1910 года и посмотрим на таблицу 1, где представлена статистка выборов 1910 года, то мы поймем, что либералы не смогли обрести значительного перевеса над консерваторами, даже при учете того, что они выступали вместе с лейбористами и привлекали на свою сторону ирландцев.
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что без поддержки либеральных реформ разными группами реформы бы не могли иметь места из-за недостаточно сильной позиции либералов в парламенте. Дальнейшее их будущие напрямую зависело от того выполнят они предвыборные обещания или нет. Поэтому правительство Асквита правильно оценивая ситуации сделало единственный правильный выбор начать социальные преобразования.
В тоже время социальные реформы в Соединенном Королевстве также были в какой-то степени обусловлены угрозой, исходившей от Германии. Британское население следовало держать наготове и не допускать недовольства. В 1908 –1911 годах были сделаны шаги в направлении т.н. «государства всеобщего благоденствия». Эти первые попытки носили частичный и по общему признанию неадекватный характер, но тем не менее затраты на их проведение, вместе со средствами на перевооружение, потребовали существенного повышения налогов.
Еще в 1909 году Ллойд Джордж представил свой знаменитый «народный» или «революционный» бюджет. В проекте фигурировал дефицит в более чем 15 млн.ф.ст., который обуславливался главным образом военными расходами. Достаточно сказать, что дополнительно к существующей военно-морской программе предполагалось построить восемь броненосцев. Стараясь ослабить впечатление от громадных военных расходов, либералы старались усиленно подчеркнуть «большие» ассигнования на пенсии старикам (по закону 1908 года). Основные споры развернулись прежде всего вокруг приходной части бюджета. Правительство предлагало ввести ряд новых косвенных налогов.
После ликвидации хлебных законов в 1846 году в Англии были отменены почти все косвенные налоги. Основным видом обложения был прямой налог с доходов, превышающих 160ф.ст.в год. Однако, по мере потери Англией своей промышленной монополии начали восстанавливать один косвенный налог за другим. Всего новые косвенные налоги давали дополнительно казне 6,7 млн.ф.ст. Особенно ожесточенные споры шли в отношении прямых налогов. До 1902 года существовало два основных прямых налога: налог на заработанный и незаработанный доход и введенный в 1894 году налог на наследство. Здесь Ллойд-Джордж предложил увеличить их и ввести новые прямые налоги, затрагивавшие в большей степени крупных землевладельцев - устанавливавший повышенные налоги на предметы роскоши, доходы и пустующие земли лендлордов:
- «незаработанные приращение»,
- налог на постройки;
- обложение пустующих земель;
- налог на ренту, получаемую ленлордами с предпринимателей-арендаторов.
Главным нововведением бюджета стало увеличение налогов с имущих слоев населения: прогрессивный налог на большие наследства, подоходный налог, налог на земельную собственность. Например, герцог Вестминстерский получал доход в 200 тыс. фунтов за владение земли в Лондоне по тем причинам, что происходил рост населения и самих городов. Ллойд Джордж использовал лозунг обложения высоким налогом «незаработанного дохода». Были также увеличены и косвенные налоги (почта, табак, алкоголь), однако всего этого хватило консерваторам, чтобы назвать Ллойд Джорджа «революционером», покусившимся на собственность .
Таким образом, правительство Асквита предложило произвести оценку действительной стоимости земли по всей стране. При продаже помещиком какого-либо участка одна пятая часть разницы между стоимостью этого участка и той ценой, за которую он продан, должна идти в пользу государства. Это и был налог за незаработанное приращение. Второй налог касался арендных отношений в Англии. В Англии существовало много пустующих земель, которые помещики не сдавали в аренду и не продавали, дожидаясь нового повышения цен.
В бюджете 1909-1910 года было предусмотрено введение налога в размере 0,5 пенса на каждый фунт рыночной стоимости этих земель. Наконец, много участков помещики сдавали шахтовладельцам, которые за право добычи, например каменного угля, платили, кроме земельной ренты, лендлордам особую ренту. Бюджет 1909-1910 года финансового года имел статью, предусматривавшую незначительное налогообложение этого источника дохода. От повышения старых и введения новых налогов казна могла получить дополнительно 12 млн.ф. ст.. Либеральный кабинет усиленно подчеркивал, что все эти дополнительные доходы пойдут в основном на улучшение жизни народа.
Ллойд Джордж выступил с блестящей речью в защиту бюджета, подвергнутого резкой критике консерваторами, а в речи на Лаймхаусском участке лондонских доков обрушился на консерваторов и зажиточные слои общества . Ллойд-Джордж говорил: «Перед нами бюджет, который должен вести непримиримую борьбу с бедностью. Я надеюсь, что ныне живущее поколение увидит уже значительное приближение к тому веку, когда бедность и сопровождающие ее унижение и вырождение исчезнут, как сгинули в нашей стране волки, которых было некогда много в лесах» .
Принятый палатой общин в третьем чтении бюджет был провален консервативным большинством в палате лордов. Данный бюджет также повышал ассигнования на войну, причем 1.8 млн. ф.ст. (1% расходной части) направлялись на социальную сферу, 3 млн. же ассигновалось морское строительство. Ллойд Джордж назвал его «началом непримиримой борьбы с бедностью» в речи от 29 апреля 1909 года .
Когда в 1910 году правительство либералов получило поддержку на выборах, бюджет был, в конце концов, принят. Здесь необходимо вспомнить, что представлял в то время либерализм. Главной его основой была частная собственность и защита равенства возможностей сначала для деловых людей, а потом и для всех. Государство в лице, в данном случае либерала Ллойд Джорджа повышает налоги, более активно вмешиваясь в процесс перераспределения доходов во благо всего общества. Естественно, что приверженцы «истинного» либерализма, т.е. такого, который не предполагает уплаты сколько-нибудь значимых налогов будет возражать – ведь это удар по его личному доходу. Но с другой стороны такие люди должны быть заинтересованы в благосостоянии и порядке в государстве, чтобы рабочие были довольны условиями труда и не наносили убытки забастовками. Сами капиталисты не будут отдавать свои деньги рабочим и беднякам, за редким исключением, все происходило и будет происходить наоборот, следовательно, государство должно этим заняться не только в интересах рабочих или ради самосохранения, но также и в интересах самих имущих классов.
Ллойд Джордж понимал необходимость усиления государства через предоставление шанса бедным слоям стать богаче, а значит и полезнее для всей страны. Этим мы и можем объяснить его либеральные реформы. Совсем не так, как их рассматривает Ерофеев. Справедливости ради надо сказать, что если бы рабочие не оказывали давления, то воплощение их прав замедлилось. Но либерализм и предполагает активность и конкуренцию, также и в достижении права.
После принятия бюджета у либералов появились деньги и военные нужды, и на социальные реформы.
В 1908 году был принят закон о 8-ми часов рабочем дне для горняков, занятых под землей, этот закон был очень важным т.к. заработная плата остальных рабочих зависела от зарплаты горняков и высчитывалась от их ставки. В этом же году был принят закон о пенсиях для престарелых рабочих старше 70 лет. Право на пенсию в размере 5 шиллингов в неделю получили лица, достигшие 70-летнего возраста и имевшие не более 26 фунтов стерлингов годового дохода. В 1909 году учреждены биржи труда, в функции которых входило посредничество между предпринимателями и рабочими при найме рабочей силы.
В 1911 году – о страховании рабочих на случай безработицы и болезни – создавался специальный фонд. Ерофеев приписывает все данные изменения лишь опасениями кабинета ростом стачечного движения. Все нововведения имели демагогические цели и сопровождались широковещательной пропагандой. А сам факт возникновения Лейбористской партии он считал, по данным Ерофеева «ошибкой либеральной партии» .
Действительно, в январе 1912 года федерация углекопов Великобритании 446 тыс. голосов против 116 тыс. постановила ультимативно потребовать от шахтовладельцев установления минимума зарплаты, а в случае отказа – бастовать. Это вызвало панику в правящих кругах Англии. 26 февраля углекопы в разных районах страны начали бросать работу, 29 февраля бастовало уже 800 тыс. человек . Тогда правительство в срочном порядке провело в парламенте закон, в принципе признававший минимум зарплаты, но не зафиксировавший его, как тогда говорили «в шиллингах и пенсах». Рабочие же требовали не абстрактного признания принципа, а установления твёрдого минимума.
Тем не менее, руководство федерации рекомендовало прекратить стачку и принять условия нового закона. В марте 1913 года вошел в силу закон о фондах тред-юнионов. Обилие стачек, их упорный характер заставили правительства Асквита отказаться от старой английской доктрины невмешательства в промышленные конфликты.
Таким образом, улаживание промышленных контактов Ллойд-Джорджем в 1906-1908 гг было первым шагом в этом направлении, когда министр выступал только в качестве посредника между сторонами. При Асквите правительство пыталось официально с помощью законодательства пойти дальше по этому пути. Асквит пытался ввести в Англии арбитражное разбирательство конфликтов государственными третейскими органами. Асквит придавал этой системе настолько большое значение, что сам стал даже председателем Центрального арбитражного совета. Все же большого практического значения этот закон не имел ввиду сильной привычки как тред-юнионов, так и хозяев избегать обращения к правительству в таких делах. Еще меньшее практическое значение по тем же причинам, имел закон 1912 года о минимуме заработной платы для горняков.
Но наиболее остро на том момент в Великобритании стоял Ирландский вопрос, напомним что либералы созыва 1910 года сидели в парламенте при поддержке ирландцев и ирландских избирателей.
Еще в 1912 году либеральное правительство внесло билль о гомруле для Ирландии. Палата лордов не могла теперь уже наложить вето на билль, но она полностью использовала право дважды его отклонить. Выигранное таким образом время (два года) Английская реакция использовала для того, чтобы подготовиться к вооружённой борьбе против самоуправления Ирландии. Она рассчитывала так же воспользоваться ирландским вопросом как поводом для свержения либерального кабинета, для захвата власти и перехода к вооружённому подавлению рабочего движения.
В 1913 году в Дублине началась всеобщая стачка. Ирландец Д. Ларкин, возглавлявший стачку, был арестован, в ответ Манчестерский конгресс тред-юнионов, состоявшийся в дни дублинского побоища, организовал срочную помощь ирландским рабочим. В Дублин был направлен корабль с продовольствием для бастующих и делегация от английских тред-юнионов. Английские рабочие собрали в помощь дублинским стачечникам солидную сумму в 85 тыс. ф. ст., приютили временно их детей и оказывали поддержку иными способами. По всей стране прокатилась волна митингов и демонстраций солидарности с дублинцами и протеста против полицейского произвола .
Ссылаясь на то, что в Ольстере (Северная Ирландия) преобладает английское протестантское население, которое после введения в действие гомруля попадает под контроль ирландцев-католиков, верхушка консерваторов стала подстрекать население Ольстера к мятежу. Здесь были созданы многочисленные отряды волонтёров, которые открыто проходили военную подготовку. В ответ на это в Ирландии были сформированы свои вооружённые отряды. Дело явно шло к гражданской войне, причём даже лидер консерваторов обещал ольстерским мятежникам всяческую помощь. И действительно в марте 1914 году реакционное офицерство некоторых подразделений английской армии подняло мятеж, отказавшись выполнить приказ и повести свои части в Ольстер.
Такая острота конфликтов до предела испугала либеральных министров. В 1914 году правительство принимает закон о гомруле для Ирландии и акт о ликвидации Церкви Англии в Уэльсе. Выполнение этих актов, однако, было отложено ввиду разразившейся мировой войны.
Таким образом, Мировая война оборвала социальные преобразования либерального кабинета. Промышленное и рабочее законодательство правительств Кемпбэлл-Баннермана и Асквита говорит еще о влиянии до 1914 года новых тенденций в сфере социального и экономического законодательства.
Ведущую роль, на мой взгляд, в политике либеральных кабинетов играл Ллойд Джордж, он находился между временем классического либерализма и социального. Он взял эстафету Пиля, Гладстона и Дизраэли и сумел организовать государство во время первой мировой войны. В тоже время Кейнс еще не опубликовал своих работ о необходимости регулирования экономики, а ведь данный постулат входит в противоречие с основами классического либерализма.

§2. Правительство Ллойд Джорджа и Первая мировая война.
Удар по социальным реформам в Великобритании нанесла Первая мировая война, политика либералов расценивалась как способствовавшая ее развязыванию.
Необходимо отметить, что политика либералов в начале XX века имела очень важные итоги для Англии и ее готовности к войне.
Если применительно к концу XIX века мы говорили, что Англия теряет ведущие положение в мировой экономике, то субсидирование некоторых жизненно важных для нее отраслей в начале XX века, если кардинально не меняют ситуацию, то ужу точно замедляют темпы отставания от США и Германии.
Машиностроительная промышленность Англии стояла на очень высокой ступени развития. Важнейшими видами английского машиностроения являлись судостроение, производство котлов, паровых машин, паровозов, текстильных машин, портового оборудования. Важнейшей отраслью машиностроения Англии являлось судостроение. И хотя в начале XX в. удельные вес английской судостроительной промышленности стал падать, вследствие роста германской, американской и японской судостроительной индустрии, в 1913 году Англия по количеству выстроенных судов стояла на первом месте в мире.
Английская текстильная промышленность стояла на первом месте в мире. В 1913 году в ней было веретен больше, чем в США, Германии и Франции вместе взятых. Общая сумма капитала, вложенного в английскую текстильную индустрию перед войной, достигала 250 млн. фунтов стерлингов. Экспорт хлопчатобумажных тканей в 1913 году составил 6334 млн. м. Но по текстильному сырью Англия находилась в полной зависимости от внешнего мира .
Англия располагала крупными государственными и частными заводами. В числе государственных заводов можно назвать орудийный завод в Вульвиче, оружейные заводы в Вульвиче, Энфильде и Квебеке. Но эти заводы по своей производительности имели небольшое значение по сравнению с частными заводами таких фирм как Виккерс и Армстронг-Витворт. Последняя располагала до войны акционерным капиталом в 140 млн. фунтов стерлингов, на ее предприятиях работало 25 тыс. рабочих.
Тем не менее, гражданская промышленность не рассматривалась как база материального обеспечения вооруженных сил во время войны. Из-за этого Англия в первые годы войны не смогла в полной мере удовлетворить потребности даже своей немногочисленной сухопутной армии. Но высокий уровень развития английской промышленности позволил в последующий период войны развернуть военной производство в стране до огромных размеров, что дало возможность не только удовлетворить потребности своей армии, но и частично и нужды армий союзников.
Правительству теперь в условиях войны необходимо было мобилизовать все ресурсы. Когда разразилась Первая мировая война, Ллойд Джордж еще год оставался министром финансов, однако, когда выявилась недостаточность снабжения армии вооружениями, а в мае 1915 года кабинет был реорганизован в первое коалиционное правительство, он стал главой вновь созданного министерства вооружений. Несмотря на успехи на этом посту, Ллойд Джордж не был удовлетворен тем, как велись военные действия. В конце 1915 году он стал ярым поборником всеобщей воинской повинности, а в 1916 году он провел закон о воинской повинности. В июне, после гибели Китченера, был назначен военным министром. Падение Румынии усилило неудовлетворенность Ллойд Джорджа ходом военных действий и принятой стратегией, что нашло выражение в его предложении реорганизовать кабинет .
К 1916 году страна, сначала с воодушевлением вступившая в войну, почувствовала, ее тяжесть. Это отразилось и на руководителях государства. Министр иностранных дел Грей, министр финансов МакКенна и даже сам премьер Аксвит не знали как вести себя дальше. Ллойд Джордж обвинил их в пессимизме, и при поддержке кругов, заинтересованных в войне (лорд Розбери, например) заставил подать Асквита в отставку.
После отставки Асквита 5 декабря 1916 Ллойд Джордж стал премьер-министром коалиционного правительства (из 32 его членов 15 принадлежали консервативной партии), хотя многие либералы отказались поддержать кабинет и подали в отставку вместе с бывшим премьером.
Ллойд Джордж был последним премьером от либеральной партии в 1916-1922 гг., но он стоял во главе уже коалиционного правительства, и скорее во многом именно своим личным качествам, которые, как уже упоминалось, имеют субъективный характер и являются заслугой определенного человека, а не партии, чьи интересы он представляет.
Образованный Ллойд Джорджем небольшой военный комитет состоял из него самого, консерваторов Милнера и Керзона и лейбориста Гендерсона, своеобразный «кабинет в кабинете», добился значительного ускорения процесса принятия оперативных решений.
В сборнике выступлений Ллойд Джорджа в период войны мы можем увидеть много выступлений, в которых еще министр финансов стремиться объединить все силы страны для борьбы с противником, и посредством этого объясняет народу временное трудное положение. В частности в речи от 17 ноября 1914 года в Палате общин, он заявил: «ни одна война не обходилась так дорого. Ни одна война даже приблизительно не стоила столько, сколько эта война» и далее отметил: «все классы населения, люди любого положения и состояния должны нести на себе свою часть общего бремени» .
Ллойд Джордж сумел мобилизовать страну для войны. Весь морской транспорт начал использоваться для военных целей, вводились охранительные конвои для торговых судов, корабли оборудовались эхолотами. Все данные меры смогли остановить смятение в умах англичан. Все же в ноябре 1917 года пришлось вводить карточки на питание, продуктов не хватало. Премьер начал предоставлять субсидии фермерам, благодаря чему посевные площади увеличились и сборы зерна повысились на 58% .
В тоже время, добыча железной руды в годы войны в Англии сократилась на 11.6% с 869 тыс. т. в месяц в 1913 году до 768 тыс. т. в месяц в 1918 году. Упала также и выплавка чугуна. Снижение выплавки чугуна произошло за счет производства кузнечного и литейного железа. В то же время производство гематита и томассовского железа, более всего применяемых для выработки предметов боевого снабжения, в некоторые периоды превышало довоенный уровень.
Однако, в отличие от большинства других воевавших стран, производство стали возросло на 20.9%. Это обуславливается интенсивным использованием лома на переплавку (удельный вес лома составил до 50% всего сырья).
Таким образом, английская металлопромышленность испытала отрицательное влияние войны в меньшей степени, нежели большинство других воевавших стран, в частности Германия и Франция, но, тем не менее, спрос на металлы в Англии превышал производственные возможности металлургической промышленности, и цены на железные продукты сильно возросли.
Сократилась также добыча каменного угля, несмотря на то, что его значение в годы войны сильно возросло. Поэтому топливная проблема в годы войны стала одной из основных хозяйственных проблем для Англии. Англия по добыче каменного угля в довоенные годы занимала второе место в мире после США. Полностью удовлетворяя внутреннее потребление, она экспортировала до 77 млн. т. угля. Во время войны добыча каменного угля, все время сокращаясь, достигла в 1918 году 231.5 млн. т, тогда как в 1913 году она составляла 292.1 млн. т. .
Основная причина падения добычи угля заключалась в недостатке рабочих и в снижении производительности труда.
Острая нехватка угля вынудила английское правительство встать на путь нормирования топливоснабжения. Англия была разделена на 20 распределительных районов с учетом кратчайшего пути доставки угля от производителя к потребителю. Законом 1916 года был запрещен экспорт угля в нейтральные страны, а в союзные государства был разрешен лишь частичный вывоз угля. В 1917 году Топливоснабжение еще более ухудшилось, и правительство урезало отпуск угля общественным учреждения и населению. В августе 1917 года правительство установило обязательные нормы потребления угля в домашнем хозяйстве.
Война резко изменила условия развития шерстяной промышленности. Главными производителями шерсти являлись колониальные страны. Англия, используя свое полумонопольное положение на мировом шерстяном рынке, добилась от Австралии и Новой Зеландии запрета вывоза шерсти не только во враждебные, но и в нейтральные и даже союзные страны. В результате этих мер и сильного сокращения экспорта шерсти уровень производства шерстяных изделий в Англии повысился. Потребление шерсти возросло с 1043 тыс. кип в 1913 году до 1385 тыс. кип в 1916 году .
На первое же место в Англии, как и во всех европейский странах, участвовавших в войне, выдвинулся продовольственный вопрос. Питание армии и населения осуществлялось в условия резкого недостатка продовольствия. Мировая война 1914-1918 гг. подорвала сельское хозяйство всех воевавших стран Европы и Англии в том числе. Англия лишилась огромного числа рабочих рук, потеряла громадное количество лошадей. Переключение сельскохозяйственного машиностроения на военное производство и резкое сокращение импорта сельскохозяйственных машин привели к износу инвентаря.
5 августа 1914 года был создан правительственный комитет, который устанавливал твердые цены и собирал данные о запасах продуктов питания. В августе того же года была создана комиссия по закупке продовольственных товаров и предметов военного снабжения. Было также запрещено экспортировать продовольствие, а через несколько месяцев это запрещение было распространено и на корм для скота. В октябре 1916 года была создана государственная комиссия по контролю за доставкой муки и зерна из заокеанских стран, в январе 1917 года был установлен контроль за торговлей кукурузой, а в дальнейшем и над другими зерновыми продуктами. Также было ограничено и взято под контроль потребление мяса трудовым населением.
Весной 1917 года были разработаны мероприятия по доставке в сельское хозяйство 60 тыс. лошадей, ввозу удобрений и семян, а также по увеличению посевной площади с 7.8 млн. акров в 1916 году до 12 млн. акров в 1918 году. Но эти мероприятия не были выполнены из-за недостатка рабочих рук.
25 апреля 1917 года палатой общин был принят билль о производстве зерна, включающий в себя законы:
- о минимальных ценах;
- о минимальной зарплате;
- об ограничении права лендлордов повышать земельную ренту;
- о предоставлении министерству земледелия права контроля над сельскохозяйственным производством.
Билль не был осуществлен в полной мере, что объясняется нежеланием правительством ущемлять интересы лендлордов и крупных фермеров. Однако закон о минимальных ценах получил практическое осуществление, обеспечивая производителям товарного хлеба высокие прибыли, что позволило расширить посевные площади под зерновыми культурами и картофелем. Но все-таки импорт из США, Канады и Австралии оставался главным источником продовольствия Англии в годы войны. Поэтому решение продовольственной проблемы стала борьба против германского военного флота, нападавшего на транспорты Англии. И лишь после вступления в войну США английское правительство смогло создать резервы продовольствия, тем самым сдерживая рост цен и спекуляцию. Но полностью продовольственная проблема в Англии в период первой мировой войны так и не была решена.
В то же время в Англии проводилась всеобщая мобилизация гражданской промышленности для нужд войны, т.е. переход гражданских заводов на производство специальной военной продукции. Под контролем правительства уже к 6 декабря 1915 года находилось 2026, а к 1 августа 1916 году 4052 промышленных предприятия. Перевод гражданских заводов на военное производство осуществлялся двумя способами: путем использования существующих предприятий или их цехов для изготовления военных материалов или путем создания на базе вспомогательного и обслуживающего хозяйства новых специальных цехов. Близко ко второму способу стоит такой метод приспособления гражданских заводов, как готовых производственных площадей для целей военного производства. Такого рода приспособление сводилось к тому, что старое оборудование демонтировалось и устанавливалось новое оборудование, соответствующее военному производству.
Вместе с переходом гражданской промышленности на военное производство в Англии было построено 14 государственных военных заводов. Все эти меры позволили наладить полноценное военное производство, позволяющее удовлетворить потребности фронта.
Изготовление ручного огнестрельного оружия возрастало с каждым годом. Если в 1914 году было произведено 120 тыс. винтовок, то в 1916 году – уже 853 тыс., а в 1917 году – 1206 тыс. штук. Всего за время войны в Англии было произведено 3854 тыс. винтовок. Максимальная месячная продукция достигала 120 тыс. винтовок .
Производство пулеметов возросло с 6 тыс. штук в 1915 году до 120.8 тыс. в 1918 году. Всего за время войны в Англии было изготовлено 239.4 тыс. пулеметов. Максимальная месячная продукция составляла 12 тыс. пулеметов. Максимальная месячная продукция производства орудий достигала 1050 штук. Англия ежегодно поставляла на фронт 85 млн. снарядов .
По производству пороха Англия стояла на первом месте среди воевавших стран, ежемесячно изготовляя 18 тыс. т. Максимальная месячная продукция взрывчатых веществ составляла 25 тыс.т. За время войны в Англии было изготовлено 47873 самолета и 52598 авиамоторов .
Таким образом, английская военная промышленность хотя и отставала о Германии по ряду военных производств, но, не смотря на это, достигла большого производственного эффекта.
Война внесла значительные коррективы и во внешнюю торговлю Англии. В довоенные годы доля Англии в мировой торговле составляла 16.1%. Торговый баланс был пассивен и равнялся 134 млн. фунтов стерлингов . Но платежный баланс не был отрицательным, т.к. Англия имела так называемый невидимый экспорт, приносящий ей большие доходы. Например, чистый доход Англии от одних только морских фрахтов в 1913 году составлял 90 млн. фунтов стерлингов . Проценты и дивиденды на капиталы, помещенные за границей, давали более 100 млн. фунтов стерлингов; сюда же относятся доходы английских банков и фондовых бирж, оперировавших в других странах, а также доходы то находившегося в распоряжении Англии морского кабеля.
Внешний торговый оборот Англии во время войны можно охарактеризовать таблицей 2. Отсюда видно, что торговля Англии номинально сильно возросла: наблюдается значительное возрастание ввоза и почти стабильное состояние вывоза. Но если перевести эти данные на цены 1913 года, наблюдается совсем другая картина: сокращение ввоза на одну седьмую, а вывоза больше чем наполовину. Сравнительно небольшое падение импорта связано с усиленным ввозом в Англию продовольствия, а сильное сокращение импорта объясняется сильной загрузкой английской промышленности военными заказами. В итоге получается значительное превышение ввоза над вывозом.
Основным источником покрытия этой огромной суммы стал вывоз золота и ценных бумаг. Количество вывезенного золота осталось неизвестным, а ценных бумаг было продано на один миллиард фунтов стерлингов. Важнейшим источником покрытия дефицита торгового баланса служили также заграничные займы.
Война вызвала глубокие изменения в жизни Англии. В начале войны Англия рассчитывала ограничить свое участие преимущественно операциями на море и блокадой Германии, предоставив союзникам ведение борьбы на сухопутных театрах военных действий. Но необходимость помощи французской армии вызвала потребность в создании большой сухопутной армии. В мае 1916 года пришлось перейти от добровольческого набора в армию к всеобщей воинской повинности. В результате к концу войны английская армия достигла 5 млн., а вместе с войсками доминионов и колоний свыше 8 млн. человек.
До войны английская военная промышленность преимущественно специализировалась на производстве предметов военно-морского снабжения. Но необходимость производства вооружения для многомиллионной сухопутной армии способствовало становлению и развитию новых отраслей английской военной промышленности, обеспечивающих нужды сухопутных вооруженных сил. В результате производство предметов военного снабжения достигло высокого уровня.
Таким образом, многие сектора экономики, связанные с войной (судостроение, судоходство, транспорт, лесная промышленность) переходили под управление государства, производились слияния заводов производилось управление их деятельностью с целью повышения эффективности производства в рамках всей страны.
Соединенное Королевство затратило в ходе Первой мировой войны громадные средства. Государственный долг возрос с 651 млн. фунтов стерлингов в 1914–1915 году финансовом году до более чем 7,8 млрд. фунтов в 1919–1920 годах. Военные расходы составили 130% от национального дохода 1913 г. В 1913 – 1918 гг. фунт стерлингов обесценился на 2%. Объем экспорта упал на 72% .
Расходы продолжались и после окончания войны. Проценты по долгу и необходимость выплаты пенсий легли на страну тяжелым бременем. Около 1 млн. человек погибло в стране в течение первой мировой войны. Из них около 743 тыс. было убито на фронте. Всего было ранено 1.7 млн. человек; из них 1.2 млн. человек получило ранения, лишающие их трудоспособности . В период с 1913 по 1918 гг. рождаемость в Англии упала с 1105.5 тыс. до 848.9 тыс., а смертность выросла с 625.7 тыс. до 769 тыс. чел.
Война охватила весь земной шар и велась на суше, на море и в воздухе. Наибольшую угрозу для Соединенного Королевства представляла блокада, осуществлявшаяся Германией с помощью подводных лодок, в результате которой Британия потеряла корабли торгового флота общим водоизмещением 7,6 млн. т. Свободная торговля, предполагающая зависимость от импорта продовольствия, сделала британское население особенно уязвимым.
Англия оказалась в числе держав-победительниц. По Версальскому мирному договору 1919 году ей удалось закрепить за собой значительную часть бывших германских колоний и, кроме того, большую часть территорий, отторгнутых от Турции.
Необходимо упомянуть и о негативных сторонах – то что Ллойд Джордж не смог исправить Ерофеев обвиняет его в заговаривании рабочих и умиротворении их в то время, когда у них урезали зарплату, отменяли оплату сверхурочных и т.д. Ллойд Джордж призывал к патриотизму, но это не всегда могло успокоить людей и на митинге в Клайде его встретили недружелюбно. Но в условиях войны сложно воевать на два фронта – с внешним врагом и урегулировать отношения двух групп внутри страны.
Также следует сказать, что это понимали обе партии, заключив своеобразное перемирие – все места умерших парламентариев оставались за их партиями.
Все данные меры стали возможны в условиях уникальных – война заставила Ллойд Джорджа жестоко централизовать управление, вмешаться в дела своих граждан. «Ночной сторож» пригодился днем. Классический либерализм уже не мог в полной мере отвечать интересам общества и требовал реформы. После войны необходимость в сильной централизации власти как будто прошла, но она снова заявила о себе в 1929 году, с началом мирового экономического кризиса капиталистической системы. Ллойд Джордж обогнал в практике Мейнарда Кейнса, лишь в 1936 году опубликовавшего свою книгу о необходимости государственного вмешательства в экономику. Социальный либерализм начинал укрепляться на практике.
В 1917 году Ллойд Джордж добился формирования имперского военного кабинета, который включал премьер-министров доминионов и представителя Индии. В 1918 году ситуация улучшилась несмотря на то, что Германия в ходе мартовского наступления совершила отчаянную попытку прорваться к Ла-Маншу.
Однако, не все постулаты классического либерализма были достигнуты, лишь в феврале 1918 года была проведена избирательная реформа, согласно которой женщины были допущены к голосованию по достижении тридцатилетнего возраста. Количество избирателей увеличилось с 8 млн. до 21 млн. человек. Что означало утверждение в жизнь одной из главных основ либерализма – равенства возможностей.
Кроме того, пытаясь повлиять на изменение стратегии, Ллойд Джордж добивался создания единого военного командования вооруженными силами союзников, что было реализовано только в апреле 1918. Единое командование, а также прибытие американских подразделений несколько ранее назначенного срока сыграли существенную роль в успешном завершении войны.
С самого начала войны возник вопрос, насколько Соединенное Королевство может полагаться на поддержку доминионов и колоний. Однако, кроме серьезной оппозиции в отношении войны на юге Ирландии и неудачной попытки небольшой группировки в Южной Африке присоединиться к германским войскам в Юго-Западной Африке, война не повлекла за собой отпадения государств Содружества, которые не только предоставляли Соединенному Королевству оперативные военные базы, но и поддерживали его военным персоналом, деньгами и провиантом. В течение всего XIX столетия в Ирландии усиливалось стремление нации к независимости. Но на севере страны движение за независимость встретило сопротивление профсоюзов и Консервативной партии. В 1916 году празднование католической пасхи в Дублине переросло в гражданскую войну, которая закончилась провозглашением Ирландского Свободного Государства (позже - Ирландская Республика) в 1922 году. В то же время шесть северных округов остались частью Великобритании.
Перед Парижской мирной конференцией 1919–1920 гг. Ллойд Джордж усилил свои позиции, одержав победу на так называемых «выборах-хаки» (в которых принимали участие военнослужащие) в декабре 1918 в атмосфере горечи и поклонения героям, характерной для последнего периода войны. Версальский мирный договор был подписан Ллойд Джорджем, Вудро Вильсоном и Жоржем Клемансо в 1919, на переговорах Ллойд Джордж проявил сдержанность и уступчивость. В 1919–1922 гг. популярность правительства стала постепенно уменьшаться: прошел ряд забастовок, в том числе железнодорожников, бюджетные траты вызвали возмущение и критику консерваторов, строгие меры экономии – недовольство радикалов. Плачевным оставалось положение в Ирландии, и в то же время мало кого устраивал договор 1921 году, предоставлявший большей части Ирландии статус доминиона .
28 июня 1919 года, ровно через пять лет после сараевского убийства, в Зеркальном зале Версальского дворца был подписан мирный договор. Великобритания получила наибольший выигрыш. Германия перестала быть соперником как колониальная, торговая и военно-морская держава. Англичане расширили сферу своего влияния на новые территории, богатые сырьем. В 1920 году экономисты подсчитали, что под английским контролем оказалось около 75 процентов мировых ресурсов нефти.
В 1920 году из всей «Большой четверки» (Англия, Франция, США, Италия) только Ллойд Джордж остался у власти и потому занимал особое положение среди других политических лидеров. Пресса называла его «кучером Европы». Ллойд Джордж с особым удовольствием вел свою внешнюю политику, имея собственный штат неофициальных дипломатов (а также собственных информаторов в Форин оффис). После Бальфура министром иностранных дел стал Керзон. Но премьер нередко игнорировал мнение министра или действовал за его спиной. Пуанкаре говорил тогда, что «Англия имеет два ведомства иностранных дел, лорда Керзона и Ллойд Джорджа» .
Ллойд Джорджа можно считать создателем системы встреч на высшем уровне. В 1920-1922 годах при активнейшем участии британского премьера состоялось более 30 международных конференций и совещаний. По его инициативе многие из них созывались в самых живописных уголках Европы.
Несмотря на все недовольство консерваторов, к поражению Ллойд Джорджа привел провал внешнеполитического курса. Неудачной оказалась прогреческая политика: в 1922 году Турция одержала победу в войне, а Чанакский инцидент едва не вовлек Англию в войну. В октябре 1922 года Ллойд Джордж вынужден был подать в отставку. Премьер-министром стал Бонар Лоу. Деятельность Ллойд Джорджа как лидера оппозиции (1926–1931 гг.) нельзя назвать успешной. Отчасти это объяснялось постепенным отмиранием либеральной партии, отчасти нелюбовью асквитовских либералов к Ллойд Джорджу, отчасти тем, что программа либералов, касавшаяся пособий и реформ, была перехвачена лейбористами .
В 1923–1929 гг. в связи с экономическим кризисом в Великобритании происходили частые смены кабинетов. Отсутствие в 1924 году явного большинства у трех соперничавших партий вынудило короля заменить премьер-министра от Консервативной партии Болдуина на лейбориста Макдональда.
Таким образом, эпоха правления либеральных правительств закончилась. Необходимо отметить, что либералом удалось на практике объединить нацию перед лицом иностранной угрозы, создать действенную промышленность адекватную потребностям войны, одновременно мобилизовать все силы в стране в условиях войны. Это было бы не возможно, при существовании «пятой колонны» будь-то ирландцев или консерваторов. Социальные реформы позволили почувствовать рабочим, что им есть за что воевать в этой войне и переносить временные лишения. Англия победила в войне, а, следовательно, и либеральные реформы дали свой ощутимый эффект.

Заключение.
Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в период с 1906 по 1922 гг. Великобритания переживала не самые лучшие времена. Перед началом первой мировой войны у Англии были ослаблены экономические и военно-стратегические позиции. Проценты по долгу и необходимость выплаты пенсий легли на страну тяжелым бременем. Свободная торговля, предполагающая зависимость от импорта продовольствия, сделала британское население особенно уязвимым.
На наш взгляд, Великобритания переживала переходный период в истории человечества и, конечно, своей страны. Великобритания достигла пика в своем могуществе, около 400 млн. человек находилось в ее подданстве, но после взлета следует падение. Либералы не хотели, чтобы его страна уступала первенство стремительно нагоняющим ее США и Германии, но в силу многих причин сделать это было невозможно. Если рост промышленности в Великобритании в начале века (за десять лет) составлял 14% то в выше упомянутых странах он составлял 200% и более. Данные обстоятельства сложились в силу устарелости оборудования - Великобритания раньше других вступила на путь индустриализации и иррациональному использованию капитала. Иррациональному с точки зрения государства в целом, а не отдельных индивидов, получавших огромные доходы от вложения капиталов.
Переход от экономики мирного к экономике военного времени оказался более трудным, чем этого следовало ожидать: сказались тяжёлые последствия монополий и финансовой олигархии. Так же этот период ознаменовался большим количеством рабочих движений, которые заставили правительство пойти на ряд уступок. В начале XX века правящие круги Англии столкнулись с рядом новых проблем внутри страны и за рубежом и должны были внести коррективы в свою внутреннюю и внешнюю политику. Так же страна пережила несколько внутриполитических конфликтов.
В начале XX века перед либеральным правительством стояли практические и жизненно важные задачи: подготовить страну к войне и не отстать в гонке вооружений, а с другой добиться консолидации общества посредством социальных реформ и уступок рабочему движению. Казалось, не совместимые задачи были реализованы кабинетами трех либеральных лидеров.
Либеральные правительства заложили фундамент «общества всеобщего благоденствия», где общественные интересы подчиняют себе государственную машину. Именно поэтому даже в годы войны, правительство стремилось сохранить хотя бы минимум социальных программ, участие Великобритании в крупномасштабных сухопутных операциях постоянно откладывалось. Министры стремились сохранить единство народа, заработанное так тяжело в начале века.
Социальные реформы доказали, что английское общество готово бороться за свои права и фактически совершила вторую «революцию» со времен борьбы парламента с королем, когда ограничила власть Палаты лордов.
Можно сделать вывод, о том, что либералы смогли продолжить развитие либерализма как концепции на практике, позволив Великобритании оставаться среди ведущих стран мира, несмотря на резкое изменение соотношение сил на земном шаре.


Приложение 1.

?
Таблица 1. Результаты выборов в Великобритании в начале XX века .


партия
1900
1906
1910 (январь)
1910 (декабрь)
лейбористы 2 29 40 42
Ирландские националисты 82 82 82 84
либералы 184 401 275 270
консерваторы 402 158 273 273
Всего депутатов 670 670 670 670



Таблица 2. Внешний торговый оборот Англии во время войны .

Годы Ввоз Вывоз
бумажные фунты стерлингов золотые фунты стерлингов по ценам 1913 г. бумажные фунты стерлингов золотые фунты стерлингов по ценам 1913 г.
1913
1914
1918 659.2
601.2
1280.2 659.2
601.2
1260.2 659.2
601.2
568.0 525.3
430.7
501.4 525.3
430.7
491.6 525.3
430.7
222.0


Список использованной литературы и источников.
Источники.
1. Ллойд Джордж Д. Через ужасы – к победе. // Речи, произнесенные во время войны. Минск: Харвест, 2003.
2. Мировая война в цифрах. М.: ОГИЗ, 1934.
3. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки 1870-1914 гг. / Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М.: Высшая школа, 1989.

Литература.
1. Власьевич Ю.Е. Во что обходятся народам империалистические войны. М.: Воениздат, 1971.
2. Гаджиев К.С. Консерватизм: современные интерпретации. М., 1990.
3. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917гг. М.: ИМО, 1950.
4. Кертман Л.Е. Великобритания. М.,1986.
5. Манфред А.З. Кутаков Л.Н. Капиталистический мир в конце XIX в. //Краткая всемирная история. М.: Наука, 1966. С.486-503.
6. Новая история стран Европы и Америки. Ч.2. / Под ред. Е. Е. Юровской, И.М. Кривогуза. М., 1976.
7. Парфенов И.Д. Монополия и империя. Саратов: СГУ, 1988.
8. Петряев К.Д. Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США. Минск, 1996.
9. Польская Н. М. Великобритания. М., 1986.
10. Рост рабочего и демократического движения в Англии в начале XX века. 2uk.ru/history/
11. Шигалин Г.И. Военная экономика в первую мировую войну. М.: Воениздат, 1956.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.