На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАГОВОРОВ

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 13.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРАВОСЛАВНО-ЯЗЫЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ РУССКИХ ЗАГОВОРОВ
2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ЗАГОВОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Своеобразным видом обрядового фольклора являются заговоры. От прочих жанров фольклора они выделяются тем, что представляют собою средства для достижения определенной практической цели.
Существует много определений этого жанра. Самое общее определение заговора: "заговор (заклинание) – в устном творчестве разных народов словесная формула, якобы имеющая магическую силу". В.П. Аникин подразумевает под заговорами следующее: " традиционная, ритмически организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей". По словам
С.М. Толстой, заговоры – "малые фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах".
Впервые образцы заговоров приводятся в сборнике И.П. Сахарова "Сказания русского народа" , изданные в 1841 году. Позднее этот фольклорный и этнографический материал переиздается. Затем небольшое количество заговоров публикуется в журналах "Отечественные записки",
"Библиотека для чтения", в некоторых номерах "Губернских ведомостях" и т.д. Некоторые заговоры приводятся А.Н. Афанасьевым в исследовании "Поэтические воззрения славян на природу".
В конце XIX - XX в. в. заговоры публикуется в различных академических сборниках и журналах. Кроме публикаций текстов заговоров появилось множество научных работ и исследований, посвященных заговорам.
Заговоры как объект научного изучения стал рассматривать А.Н. Афанасьев и Ф.И. Буслаев. Они обсуждали вопрос о сущности и происхождение заговора. Возникновение заговоров они относили к так называемому "эпическому периоду", когда мифологическое творчество достигает своего расцвета. Они считали, что заговоры - это первоначально молитвы-мифы, обращенные к древним языческим божествам.
Буслаев Ф.И. писал: " заклинания идут непосредственно от периода языческого…, стоят теснейшей связи с первобытной эпической поэзией, входят в древнейшей эпический миф как отдельные эпизоды" .
А.Н. Афанасьев конкретизировал этот тезис и определил заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Он подразумевал под заговорами: "... первоначально это молитвы, обращенные к стихийным божествам". По мнению А.Н. Афанасьева, задача исследователя заключается в том, чтобы раскрыть в позднейших заговорах их первоначальное содержание как натуралистических мифов, мифов-молитв, обращенных к стихийным божествам.
Ф.Ю. Зелинский также изучал вопрос происхождения заговора, считая, что развитие происхождения заговоров шло от чар, которые возникли из примет, к заговорам. Если чару выразить в словесной формуле, присоединить к обрядовому действию словесную формулу, мы получим заговор: "Мы выразим на словам чару и её цель и получим формулу заговора".
Большой интерес к заговорам проявили русские поэты-символисты. Известный поэт А.А. Блок посвятил заговорам специальную статью , в которой глубоко раскрыл их большую и неповторимую поэтичность. К своей статье А.А. Блок приложил подробный библиографический список сборников заговоров и заклинаний, а также ряд работ по данной теме. Из академических исследований, этнографических трудов поэт извлекает то, что важно интересно для символического познания мира, в данном случае через заговоры. Величайший поэт начала XX века глубоко ощущает разницу в восприятии природы современном человеком и первобытным. Для первого, знание, религия, тайна поэзии – разные понятия, поэтому между ним и природой существует непреодолимая бездна. Для первобытного человека - всё это - одно, поэтому он ощущал природу как равное себе. Заклятия, синкретическое магическое действие, становиться в интерпретации Блока фактом искусства. Блок утверждает, что в первобытном сознании происходит совпадение понятий красоты и пользы. Поэтому, считает поэт, необходимо более пристально изучать поэтику заговоров и заклинаний.
Самой значительной работой по заговорам является книга Н.Ф. Познанского "Заговоры" , изданная в 1917 году. В этой работе ученый рассматривает историю собирания и изучения заговоров, дает определение жанра, анализирует особенности содержания и художественной формы заговоров, устанавливает связь заговоров с различными обрядовыми действием. Н.Ф. Познанский строит "генетическую" теорию заговоров, исходя из общего положения о возникновения заговоров из чар, выдвинутого Потебней и Зелинским. Он рассматривает чары как более раннюю ступень развития, а заговоры – более позднюю. Причину появления словесного текста при заговорном действии Н.Ф. Познанский усматривает в постепенном забывании первоначального смысла действия. Н. Познанский писал: "Слово первоначально только поясняло действие". В дальнейшем в результате сосуществования в заговорах словесной формулы и обрядового действия последнее, по мнению учёного, начинают отмирать и словесная формула продолжает развиваться уже без всякого отношения к обряду. Таким образом, автор работы не ссылается на ассоциацию, не рассматривает сравнения как она заговора, он пытался выдвинуть новую аргументацию, ссылаясь на забывание.
Е.Г. Кагаров написал работу "Словесные элементы обряда". Данная работа привлекает внимание, прежде всего тем, что он использует не только древнегреческий, но и славянский материал. Учёный определяет внешнюю структуру заговора, называя постоянные элементы, сопоставляет со структурой молитвы, пытается создать математическую формулу построения заговора.
Интерес представляет работа В.П. Петрова "Заговоры" , которая была написана для трёхтомника "Русский фольклор". Впоследствии трёхтомник издан не был, но в мае 1939 года В.П. Петров прочитал доклад о заговорах на всесоюзной конференции. В ней автор анализирует предыдущие исследования по заговорам, останавливается на освещении вопроса о связи слова и образа. На большом фактическом материале В.П. Петров доказывает, что в заговоре действие и слово равнозначны по своей функции как средства, приемы для достижения определенной практической цели. Некоторые разделы статьи посвящены поэтике заговоров и их мировоззренческой сущности.В.П. Петров анализирует заговоры различной тематики и показывает, что каждый художественный образ заговоров не является самостоятельным и самодовлеющим, а подчинен целевой установке заговора и имеет функциональный характер.
Богатырев П.Г. в своей статье для учебника уделил внимание специфическим особенностям заговоров. Он дает определение этого жанра, его функции, объясняет использование сравнения как стилистического приема; приводит композиционные схемы заговора, обращает внимание на поэтику заговора.
Последние десятилетия дали много интересных работ фольклористов и этнолингвистов, темой которых были заговоры. Назовем только
Н.И. Савушкину , А.М. Пескова , В.Л. Кляуса , а также участников симпозиума "Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора", проведенного в 1988 г. Институтом славяноведения и балканистики РАН. А также вспомним специальный выпуск "Исследований в области балто-славянской духовной культуры", изданным тем же институтом (1993).
Например, в этом выпуске опубликована работа С.Г. Шиндина, рассматривающая заговор как источник космогонической информации. Автор статьи охарактеризовал заговорную модель мира, проанализировал горизонтальные и вертикальные оси пространственной структуры текста и указал обязательность мотива: встречи героев заговора с потусторонними силами.
Достойна внимания статья Л.Н. Виноградова , подвергающая анализу заговоры от детской бессонницы. Учёный определяет, и анализируют вокативные формулы, основные мотивы и композиционный строй данных текстов...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если подвести итог всему вышеизложенному, то можно утверждать:
Заговор – словесная формула, ритмически организованно, обладает определенной структурой, является средством магического воздействия. В заговорном тексте наблюдаются ряд специфических персонажей.
Заговор - это жанр традиционного фольклора, но заметно, что его тексты изменяются в зависимости от времени, несмотря на сакральность, которая диктует неизменность формулы. Это можно объяснить и конкретными условиями существования жанра, и тем, что в советское время утрачивается вера большинства в магическое значение слова.
Но, однако, заговор как традиционный жанр жив и подтверждением тому является сама непрекращающаяся запись текстов и их вариантов. Наше исследование подтверждает, что данный жанр жив, востребован, что в настоящее время отмечается даже особый к нему интерес. Но, тем не менее, заговорные тексты становятся, может быть, менее сложными по структуре и менее яркими по образам, приспосабливаясь к прагматическому времени.
Данная работа достигла поставленных целей и задач. Было изучен и проанализирован большой фактический материал заговоров. Основываясь на литературоведческую и фольклорную традиции, пытались вести инновационный подход при анализе заговоров.
Непосредственно в структуре заговорного текста анализировались разнообразные образы. Найдя интегральные и дифференциальные признаки данных образов, исследователи составили ряд классификаций. Каждая классификация подразделяется на различных основополагающих принципах. Не забывая о том, что славянские племена были и язычниками, и христианами, обнаружили синкретичные компоненты в заговорных текстах. В работе было проанализированы как христианские, так и языческие персонажи, указаны специфические особенности каждого из них. Создали сводную таблицу имен и функций лихорадок, на основе сравнительного анализа. Включили характеристики каждого христианского персонажа, включили их классификации в ряду " чинов". Определили мифологическую основу некоторых персонажей.
Установили функциональную значимость символов-атрибутов, располагающихся в предметном мире образов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тексты заговоров.
1. Лечебные "наговоры" Приангарского края из собрания А.А. Савельева/ Сост. В.Л. Кляус. М, 1990.
2. Обереги и заклинания русского народа /Сост.М.И. Песков, А.М. Пескова. М, 1998. с. 192.
3. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / Собр. Забылином М. В 2кн. Кн.1М., 1996.
4. . Сахаров И.П. Сказание русского народа.М., 1990.
5. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. Спб, 1997.
Исследования и научные работы.
6. Аникин В.П. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л, 1987.
7. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М, 1964.
8. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М, 1998.
9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. в 3т. т. М, 1995.
10. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний // Собрание сочинений в 8 т. т. т.5. М, 1962.
11. Богатырев П.Г. Заговоры // Русское народное творчество. М., 1961. с.43-51.
12.Л.Н. Виноградова заговорные формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с.153-164.
13. Волошина Т.А. Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996.
14. А.В. Головачева. Картина мира и модель мира в прагматике заговора // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с. 196-211.
15. Зелинский Ф.Ю. О заговорах. История развития заговора: главные формальные черты. М, 1987.
16. Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Под ред. Горелова. Л, 1981. с.66-76.
17. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М, 2001.
18. Крюкова О.М. // Итоговая научная конференция АГПУ: Тезисы докладов. Астрахань, 2002.
19. Панкеев И.А. Рассалова Е.А. Круг земного бытии: обычаи, обряды, молитвы. М, 1997.
20. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Под ред. Горелова. Л, 1981. с.77-141.
21. Познанский Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг. 1917.328с.
22. Померанцева Э.Р. Минц С.И. Русское народное поэтическое творчество. М, 1963.
23. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М, 1975.
24. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.
25. Потебня А.А. Эстетика и поэтика М., 1976.
26. Русский фольклор. Материалы и исследования. М, 1958.
27. Русский фольклор. Материалы и исследования. М, 1966
28. Русские заговоры / Сост.Н.И. Савушкина. М, 1993. -368с.
29. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян М., 1994.
30. Топоров В.Н. Об одной групп сербско-хорватских заговоров. // Святость и святые в русской духовной культуре. В 3т. т. т.1. М, 1995. с.90-103.
31. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Л, 1985
32. Фадеева Л.Н. Символика страстных икон Богородицы в заговорах // Традиционная культура. 2000. №2.
33. С.Г. Шиндин. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуре. Заговор. М., 1993. с.58-62.
Справочники и словари.
34. Введение в литературоведение. / Под ред. Г.Н. Поспелова. М, 1988. с.38-44.
35. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001.
36. Литературный энциклопедический словарь/Под ред.В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М, 1987. - с.252.
37. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред.А.Н. Николюкин. М, 2001.
38. Мифологический словарь. /Под ред. М.Н. Ботвинник. М.А. Коган. Б.П. Селецкий. М, 1989.
39. Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского М, 1991.
40. Мифология: Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. Мелетинский. М, 1998.
41. Современный словарь –справочник по литературе/ Сост.С.И. Кормилов. М, 2000.
42. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5т. т. т.1.2/ Под ред. Толстого. М, 1999.
43. Словарь литературоведческих терминов. / Под ред.Л.И. Тимофеева. М, 1974.
44. Теория литературы. / Под ред. В.Е. Хализева. М, 2002.
45. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб, 1996.
46. М. Фасмер Этимологический словарь русского языка в 4 т. т. т.4.М., 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Заговоры записаны из тетради Поповой Любови Ивановны, 1941 года рождения, уроженка с. Петропаловка Астраханской области.
Заговор от сглаза.
" Девка-девица, русая косица, святой водой умываюсь, белым полотенцем утиралась, с Иисусом Христом повстречалась. Три зари-заряницы, три буяна – буяницы: первый буян баню открывает, другой буян свечи зажигает, третий буян нарядку отнимает. Мать Пречистая Богородица проходила, свечи зажигала и тушила. Три буяна – буйвола от рабы Божьей (имя) нарядку отнимали, на ветер пускали урочную, улетную, посмешную, ветряную, подумную, поглядную, колючую, горючую, могучую, болючую. Кто на рабу Божью (имя) пускай, тот пускай все себе забирает. Аминь".
Заговор от сглаза.
" Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Чистая кровь и небесная! Спаси, сохрани раба Божьего (имя) от всякого глаза, от худого часа, от женского, от мужского, от детского, от радостного, от ненавистного, от наговорного, от переговорного. Аминь".
Свадебный оберег - "Есть в западной стороне море Черное; в том море есть остров. На том же острову выросло древо, на том же древе - корень и ветвие, на том же Древе сидит железен муж - осматривает железен муж всякого ведуна, колдуна, кудесника, чтобы видити мне, сторожу колдуна и ведуна, мужика и женку, и девку. Окажи мне на всех четырех сторонах, окажи мне, сторожу, в избе или на улице, в пиру или на свадьбе, или у заплота, или за плахами, или за рекою, везде, кто где ни стоит, как бы сторожа не тронуть. Тот же железен муж, чтобы на колдуна и ведуна тянет он лук, отворачивает недобрые словеса, и речи колдунове и ведунове, аще он враг, или на меня вражит, он створаживает тот же железен муж. Или баба еся с тыми же, тот же враг ее же, кабы она легонько в зубки подола зняла и подругу бы оказала, руку бы зняла, своего дьявола звеселила, да тот же железен муж, в избу привяжи ее к печному столбу, а на улице к огороду, а мужик тот же колдун, надо мною пытаетца; ты же железен муж; кабы нас не нала ево ни молитва, а ему, колдуну, нечем бы ему ему от меня не онятця: сведи его, тот же железен муж, сведи его в баню и поставь его в каменицу головою, иже его врага, кой вражить, и повес его же вверх ногами, у стропил к одному углу, и броси его же о сыру землю, да тот же железен муж не отпутай меня, (имя) его врага о землю порази, его стречника. Или у князя молодого лошадь подтыкается; от подтычки, или у свахи, у тысяцкого, у дружек, у сторожа, у всего княжева поезда прибору от вожения, которая враг повалит захочет о крепосце, то же железный муж обороняет меня, (имя), сторожа, князя и княгиню, тысяцкого, дружек, и весь княжой прибор, бросает его, того же врага, как бы на нас не думал, броси его о сыру землю".




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.