На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Определения кредитоспособности и рисков банка на примере Сбербанка РФ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 13.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение
Глава 1. Объекты и субъекты кредитования в Сбербанке РФ
1.1. Роль кредитных операций в деятельности Сбербанка РФ
1.2. Сущность кредитных операций
1.3. Кредитование физических лиц
1.4. Кредитование корпоративных клиентов
Глава 2. Условия кредитования клиентов
2.1. Условия кредитования индивидуальных заемщиков
2.2. Условия кредитования юридических лиц
Глава 3. Методика определения кредитоспособности в Сбербанке РФ
3.1. Проблемы и суждения
3.2. Перспективные и новые методы оценки кредитоспособности
3.3. Порядок определения кредитоспособности заемщиков в учреждениях Сбербанка
Глава 4. Концепция управления рисками
4.1. Понятие риска и механизм его исследования
4.2. Классификация рисков
4.3. Система управления рисками в Сбербанке РФ
Заключение
Литература

Введение

Сбербанк России - это лидер банковской системы Российской Федерации, основа её стабильности и надёжности. Стратегической целью банка является выход на качественно новый уровень обслуживания клиентов и сохранение позиции современного первоклассного конкурентоспособного банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям, как в России, так и за рубежом, путём оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности - работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством. С этой целью Сбербанк поддерживает оптимальное соотношение между следующими направлениями деятельности в области кредитования:
1. Кредитование физических лиц - перспективный сегмент рынка размещения ресурсов.
2. Кредитование, проектное финансирование и вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц - главное направление размещения ресурсов, содействующее развитию национальной экономики, поддержке российского производителя товаров и услуг.
3. Инвестиции в государственные ценные бумаги, кредитование и участие в реализации государственных целевых и региональных проектов – основная форма поддержки экономических программ государства.
Конкурентоспособность кредитных продуктов Сбербанка РФ достаточно высока. Это происходит за счёт повышения гибкости условий кредитования, расширения продуктивного ряда, учета индивидуальных потребностей клиента. Кредиты Сбербанка доступны для максимального числа платёжеспособных заёмщиков при эффективной рекламной поддержке; при предоставлении кредита особое внимание уделяется консультированию и оказанию дополнительных услуг клиентам.
Устойчивость же банковской системы страны в целом, эффективность функционирования и возможности её развития во многом определяются качеством клиентской базы отдельных кредитных организаций, финансовым положением контрагентов. Кредитоспособность заёмщика играет ключевую роль в кредитных отношениях и является понятием, характерным именно для рыночной экономики. В условиях централизованной системы распределения финансовых ресурсов, когда приоритетными являлись административные методы управления кредитными процессами, оно отсутствовало, поэтому для современной российской экономики может считаться относительно новым. В связи с этим, в качестве одной из целей выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) можно выделить изучение процесса определения кредитоспособности ссудозаёмщиков по материалам Сбербанка РФ.
Решение любой экономической задачи должно опираться на правильное понимание сущности риска и механизма его исследования. Рыночная среда неотделима от понятия риска, поэтому приоритетной целью банка является не поиск заведомо безрискового решения, а поиск альтернативного, нестандартного. При этом необходимо научиться оценивать риск и не переходить его допустимые пределы. Без этого руководитель банка лишается информации, и, следовательно, возможности принимать оптимальные решения в области кредитной, депозитной и инвестиционной политики.
Проблемы управления рисками банков служат своеобразной «почвой» для возникновения дискуссий. Это происходит в результате того, что само понятие риска трактуется различными авторами по-разному. Так, например, одни авторы, анализируя значение правильной трактовки рисков для повышения эффективности банковского риск-менеджмента, приходят к выводу, что понятие риска как неуверенности в развитии предполагаемого хода событий заключает в себе не только возможность потерь, но и выгод. Другие авторы определяют риск как опасность наступления события с отрицательными последствиями при наличии источника неопределённости наступления этого события и возможности причинения ущерба. В связи с этим, в качестве второго направления работы над ВКР целесообразно принять изучение и оценку рисков банка, а также определение степени их влияния на результаты его деятельности.
Таким образом, в ходе выполнения работы необходимо не только изучить различные подходы к анализу кредитоспособности и оценке рисков, но и сущность всего процесса кредитования заёмщиков банка.
Нормативную базу работы представляют акты законодательства Российской Федерации в области банковского дела, положения и инструкции Банка России, а также Сбербанка РФ.
С целью рассмотрения различных аспектов темы в теории и практике, в ВКР будут использованы материалы Сбербанка РФ и периодических изданий «Финансы и кредит», «Деньги и кредит», «Банковское дело».

Глава 1. Объекты и субъекты кредитования в Сбербанке РФ

1.1. Роль кредитных операций в деятельности Сбербанка РФ

Кризис 2001 года привёл к резкому сжатию финансовых рынков, на которых возможно размещение финансовых средств. Обороты основных российских рынков финансовых инструментов резко снизились, и их стабилизация началась сравнительно недавно.
В то же время, в ряде отраслей наметился рост промышленного производства, что влечет за собой возрастающую потребность в заёмных ресурсах со стороны реального сектора экономики России. В настоящий момент имеется значительный выбор инвестиционно привлекательных объектов вложений и заёмщиков. С учётом возможностей по удовлетворению потребностей корпоративных клиентов Сбербанк РФ существенно увеличивает объем кредитного портфеля. Вместе с тем, потребности предприятий реального сектора экономики в денежных средствах не всегда подкреплены возможностью заемщиков предоставить требуемый уровень обеспечения и гарантии возврата кредитных средств. Низкий уровень кредитной дисциплины и кредитные риски учитываются банком при определении оптимальных темпов наращивания кредитного портфеля.
Существенное превосходство Сбербанка РФ перед другими коммерческими банками дает уникальную возможность предоставления кредитов, объем которых отвечает запросам крупнейших российских предприятий, что способствует закреплению в банке крупных клиентов. В то же время, переход на обслуживание в Сбербанк РФ ряда крупных клиентов приводит к значительному увеличению доли крупных кредитов в структуре активов, что повышает суммарный риск банка.
Главными задачами Сбербанка РФ в сфере размещения ресурсов являются следующие:
1. Наращивание объемов кредитования физических лиц на цели личного потребления, решения личных и социальных проблем граждан, что стимулирует спрос на товары и услуги.
2. Увеличение объемов инвестиций в реальный сектор экономики в основном за счёт опережающих темпов роста кредитования корпоративных клиентов в рублях и иностранной валюте.
3. Непрерывная оптимизация структуры портфеля государственных ценных бумаг с целью повышения доходности, ликвидности, снижения рисков.
Главная задача Сбербанка РФ в области кредитования – увеличение качественного и высокодоходного кредитного портфеля на основе диверсификации и минимизации кредитных рисков. Банк кредитует следующие основные группы клиентов: население, корпоративных клиентов, федеральные структуры и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также кредитно- финансовые организации.
Многообразие клиентской базы предопределяет сложную структуру кредитного портфеля банка и оказывает влияние на продуктовый ряд. Нацеленность на комплексность облуживания влечет за собой создание самого широкого спектра услуг, банковских продуктов, инструментов для всех целевых групп потребителей. Процентная политика банка основана на экономической эффективности кредитных операций и поддержании необходимого уровня процентной маржи, а также учете рыночной конъюнктуры.
По мере стабилизации экономической ситуации в стране и роста платежеспособного спроса населения увеличивается доля кредитов физическим лицам в кредитном портфеле банка за счет наращивания объемов предоставляемых кредитов и услуг, позволяющих удовлетворить возрастающие потребности населения. Доля Сбербанка РФ на рынке кредитования населения достигает 30 %. Учитывая повышение деловой активности населения в сфере малого бизнеса, особое внимание уделяется операциям кредитования частных предпринимателей.
Активно развивается кредитование корпоративных клиентов. Сбербанк РФ внедряет новые кредитные продукты, ориентированные на комплексное обслуживание корпоративных клиентов различных отраслей, имеющих высокий потенциал. Банк участвует в создании системы поддержки национального экспорта, расширяет экспортное финансирование, поддерживая российских производителей.
Важным направлением деятельности Сбербанка РФ остаётся кредитование федеральных структур и органов исполнительной власти субъектов РФ. Данные операции осуществляются в рамках лимитов риска, установленных на региональные исполнительные органы и отдельных заемщиков федерального уровня с учётом кредитной истории, состояния бюджетов и их соответствия Бюджетному Кодексу РФ.
Сбербанк РФ содействует стабильному развитию российского межбанковского рынка, оставаясь одним из его участников. Кредитование российских банков активизируется по мере оздоровления российской банковской системы. Однако межбанковское кредитование осуществляется в основном с целью оптимального управления ликвидностью банка с учетом рисков и стоимости и не рассматривается Сбербанком РФ как инструмент размещения существенных объемов ресурсов.
Расширение деятельности по кредитованию реального сектора экономики и населения позволяет Сбербанку РФ поддерживать достаточный уровень процентной маржи. При этом банк, следуя принципу умеренного консерватизма, не осуществляет вложения с повышенной степенью риска, сопровождающиеся существенным увеличением процентной маржи.
В настоящее время получают развитие партнерские отношения с крупными предприятиями- клиентами банка, с которыми его связывают общие интересы в выполнении конкретных программ. Рост объемов кредитования определяет качественно новые партнерские отношения с крупнейшими страховыми организациями, риэлтерскими компаниями, юридическими фирмами, специализированными институтами, рейтинговыми агентствами.

1.2. Сущность кредитных операций

Кредитные операции – это операции кредитора по размещению свободных кредитных ресурсов на условиях возвратности, платности, срочности. Это наиболее распространенное определение данного понятия. Коммерческий банк заинтересован в получении прибыли на основе оборота ссудного капитала. За результаты своей деятельности банк несет ответственность не только текущими доходами, но и собственным капиталом. Поэтому он свободен в распоряжении своими ресурсами, в определении сроков, условий и процентных ставок по кредитам. Особенности системы кредитования сводятся к следующему:
1. Клиент не закрепляется за банком, а сам выбирает его;
2. Клиенту предоставлено право открывать ссудные счета в нескольких банках, что создает условия для развития межбанковской конкуренции;
3. Кредитование производится как на базе укрупненного объекта, так и в объеме частных потребителей;
4. Объем выдаваемых кредитов зависит от объема привлеченных средств;

1.3 Кредитование физических лиц .................


Заключение

В соответствии с принятой Концепцией развития Сбербанка России, миссией Сбербанка России является обеспечение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности; обеспечение устойчивого функционирования российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор экономики; содействие развитию экономики России. Для достижения поставленных целей банк решает следующие задачи:
- внедряет новую технологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;
- сохраняет лидирующую роль на розничном рынке страны;
- усиливает работу с корпоративными клиентами, привлечь и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов;
- увеличивает удельный вес корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;
- опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечивает сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедряет современные методы управления ими;
- повышает удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам, обеспечивая долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;
- внедряет в банк полнофункциональную систему управления рисками;
- повышает управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков.
Банк в настоящее время эффективно использует имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, более чем полуторавековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц.
Поставленные цели и задачи требуют от банка принятия маркетинговой политики, отвечающей потребностям и предпочтениям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Сбербанк видит своих клиентов среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк при этом остается социально ориентированным и учитывает это при работе с клиентами. Сбербанк прогнозирует развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводит маркетинговые исследования, разрабатывает и предлагает полный спектр банковских продуктов и услуг.
Важнейшей проблемой экономики в целом и банковской системы в частности является комплексное раскрытие содержания рисков с позиций участников операций; снятие принципиальных разногласий в различных трактовках управления рисками; определение направлений совершенствования управления рисками как условия стабилизации экономики. Как было отмечено ранее, в целом система управления рисками по учреждениям Сбербанка Росси является достаточно эффективной. Банк реализует требования мирового банковского сообщества об усилении внутреннего банковского контроля, в частности, при оценке кредитного, операционного, и рыночного рисков, а также по достаточности капитала.
Банк должен оперативно реагировать на изменения в политической, социальной, экономической среде. Особое внимание следует уделять системным рискам, связанным с изменением условий банковской деятельности по решению законодательных и регулирующих органов, а также с ухудшением состояния экономики, государственного бюджета и долга, изменением темпа инфляции и динамики валютного курса. Несмотря на принятие закона о борьбе с легализацией криминальных доходов, данный непредвиденный риск, обусловленный фактами криминализации банковской системы, достаточно высок. С целью нейтрализации подобных непредвиденных рисков в Сбербанке получает свое дальнейшее развитие система комплаенс – контроля.
Отсутствие или недостаток имущественно залога высокодоходных операций на рынке ценных бумаг, высокий риск невозврата кредита, большие операционные издержки, требуют от банков более активного участия в кредитовании малого бизнеса. Традиционная методика оценки кредитоспособности заемщика неприемлема для малого бизнеса из-за высокого процента ошибок в его финансовой отчетности, использования различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим можно предложить более эффективную технологию анализа финансового состояния малого предприятия: составление представителем банка баланса, отчета о прибылях и убытках, движении денежных средств на основе данных, представленных заемщиком, или первичных документов, полученных им при посещении проверяющими; финансовый анализ всех видов деятельности заемщика; учет при составлении отчета о прибылях и убытках расходов на семью; лимит суммы ежемесячного погашения кредита не выше 70% остатка денежных средств на конец месяца за вычетом расходов на семью; проверка наличия неофициальных заимствований у частных кредиторов на основе сравнительного анализа отчетности за несколько периодов; налаживание длительного сотрудничества банка с малым предприятием.
Развитие Интернет – технологий может не только ослабить конкурентные преимущества Сбербанка в собственной технологической инфраструктуре и создать реальную угрозу увеличения риска технологической неконкурентоспособности, что требует от банка принятия адекватных мер. Сочетание системы «Банк – Клиент» на базе Интернет – технологий и собственной надежной расчетной системы, обеспечивающей необходимую скорость проведения платежей, позволит банку соответствовать требованиям информационной безопасности расчетов с использованием Интернета и выйти на лидирующие позиции в данной технологической сфере.
Таким образом, Сбербанк России, являясь банком общенационального масштаба, должен стать эталоном банковской системы страны. Банк стремится к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защищает интересы каждого клиента. Банк считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей деятельности следующих принципов корпоративной политики:
- банк соблюдает законы, этические нормы и правила честного ведения бизнеса, безусловно выполняет свои обязательства и дорожит своей репутацией;
- банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществляет свою деятельность в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров;
- банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы;
- банк учитывает социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим;
- банк развивает новые операции и направления, исповедуя принцип умеренного консерватизма;
- банк чтит традиции российского предпринимательства, способствует их возрождению.
Сбербанк России, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, является лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурирует с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг.

Литература

1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – С-Пб: Питер, 2005 – 314с.
2. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2006 – 725с.
3. Гамза В.А. Об оценке кредитоспособности заемщика. – Деньги и кредит. – 2005. - №2, с.50-54.
4. Жарковская Е.П. Банковское дело: курс лекций. – М: Омега-Л, 2006 – 289с.
5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М: Банки и биржи, 2000 – 328с.
6. Инструкция Сбербанка РФ «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 26.10.1993 №26 – р.
7. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2002 – 684с.
8. Кондратюк Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация. – Деньги и кредит. – 2007. - №6, с.43-50.
9. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2007 – 760с.
10. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 2007 – 764с.
11. Осипенко Т.В. Бюро кредитных историй как инструмент снижения банковских рисков. – Банки. – 2006. - №2, с.12-19.
12. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческих банков. – М: Финансы и статистика, 2000 – 216с.
13. Положение ЦБР «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с размещением и привлечением денежных средств банками» от 24.12.2001 №64 – П.
14. Положение ЦБР «О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата» от 27.07.2004 №144 – П.
15. «Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 10.07.2000 № 229 – р.
16. Прохно Ю.П. Теоретические и практические аспекты оценки предприятия – заемщика коммерческим банком. – Деньги и кредит. – 2007. - №7, с.46-49.
17. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. – М: Дело Лтд, 2000 – 405с.
18. Русанов Ю.Ю. Проблемы управления рисками. – Деньги и кредит. – 2007. - №4, с.56-62.
19. Самойлов А.А. Анализ финансового положения предприятий как потенциальных заемщиков. – Деньги и кредит. – 2007. - №9, с. 29-32.
20. Симонов Ю.Ф. Жилищный кредит (ипотека). – Ростов-на-Дону: МарТ, 2007 – 156с.
21. Тутова Н.И. Роль рейтинговой оценки в банковской деятельности. – Банки. – 2007. - №7, с. 27-31.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.