На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Теоретико-методологические основы гуманитаризации образования

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 15.06.2012. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Социально-философские аспекты гуманитаризации образования…….
Глава 2. Познавательно-деятельностные основания гуманитаризации
образования……………………………………………………………..…
Заключение……………………………………………………………………….….
Библиография…………………………………………………………………….…. ..3

.12
.13


ВВЕДЕНИЕ

Современный этап социально-исторического процесса в философском дискурсе определяется по-разному: как кризис техногенной цивилизации, как социально-исторический сдвиг или как канун предстоящей цивилизационной бифуркации. Различия в этих определениях лишь подчеркивают глубину и всеохватность изменений, происходящих в социальном бытие, во всех формах организации жизнедеятельности человека. Радикальными сдвигами охвачены все аспекты социальных отношений: теряют эффективность традиционные институты общества, рушатся рамки социальных ролей и былые социальные иерархии, социальная мобильность становится знаком времени и “демиургом” форм социальности. В качестве базовых факторов формирования социальных отношений теперь наряду с собственностью и властью с нарастающей активностью выступает «символический капитал» - знания, ценностные предпочтения, культурно-психологические мотивы интеракции. В этой ситуации ориентир на «высокие знания» и непрерывное образование становится доминантным ценностным предпочтением человека. Меняются также и представления корпуса социально-гуманитарных наук, как о структуре социальных отношений, так и о механизмах их регуляции. В частности, на арене научно-философской мысли настойчиво заявляют о себе интенции на активное социальное конструирование (что некогда ассоциировалось лишь с марксизмом), а также идея о том, что предметом социального познания должны быть не пассивно отраженные или натуралистически зафиксированные реальности, а конструируемые социальные миры и социальные отношения. Эти обстоятельства определяют ключевую роль образования в современном социуме, поскольку оно являет собой, по сути, глобальный институт социализации индивида и социального конструирования, а значит - проектирования, конструирования и регуляции социальных отношений. Новая роль образования в современных социальных процессах нашла отражение и в том, что философская рефлексия над его проблематикой конституирована в самостоятельную отрасль философского исследования – в «философию образования».
В общем контексте изложенного, очевидна значимость гуманитаризации образования и ее исследования, как основы стратегии выстраивания методами и средствами образования социальных, культурных и антропологических предпосылок к формированию гуманистических общественных отношений в условиях современных цивилизационных сдвигов.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью научных разработок и практических рекомендаций в сфере гуманитаризации образования как фактора формирования социальных отношений в современном обществе. К тому же пока продолжает нарастать разрыв между гуманистической мыслью и социальной практикой. Эта ситуация, на наш взгляд, является проекцией существующих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время острый, сфокусированный характер. Этот разрыв усиливается и в результате формирования определенных отношении с природой, на которые в ХХ веке модно было смотреть прагматическими глазами, упуская из виду значимость природы для социального бытия людей, их нравственного здоровья, эстетической культуры [195, 2].
В общем контексте цивилизационного кризиса складывается и ситуация в российском обществе. Ей присуща определенная, не характерная для нее ранее специфичность: начинают утрачиваться традиции взаимопомощи, подрывается авторитет института морали и нравственности, исчезает уважение к старшим, оказывается в дефиците порядочность, сострадание, доброжелательность, все заметнее укореняется равнодушие, прохладное отношение к выполнению общественного долга, безразличие к судьбе окружающих. В этих условиях становится совершенно очевидным, что именно гуманитарное знание и культура способны выровнять сложившуюся ситуацию, сформировав “нового” одухотворенного и высокообразованного человека.
На протяжении многих десятилетий в отечественной науке и практике доминировало мнение, согласно которому в образовательных учреждениях делалась ставка на подготовку специали¬стов достаточно узкого профиля. Подобный подход традици¬онно ассоциировался с представлением о конкретной, прицельной профессиональной ориентированности. При этом удельный вес гуманитарных компонентов имел достаточно выраженную тенденцию к необоснованному снижению; эти тенденции и поныне сохраняются. Однако очевидно, что истоки творчества, креативности чувства нового в любой области знания заложены в культуре, обогащаются за счет духовно-нравственных принципов, которые, формируются, прежде всего, идеями, средствами и эвристическим потенциалом гуманитаризации образования.
Тема диссертационного исследования имеет определенную теоретико- практическую актуальность, которая обусловлена необходимостью поиска эффективных путей влияния на современные общественные отношения и механизмы их формирования. Кроме того, гуманитаризация образования является способом преодоления разрыва между естественнонаучными, техническими и гуманитарными знаниями путем взаимообогащения гуманитарной и естественнонаучно-технической составляющей образования, то есть переходом от технократической модели образования к образованию культурно - нагруженному, культурно-детерминированному, в процессе которого формируется личность. В этом контексте естественно полагать, что гуманитаризация образования является своеобразным способом социализации личности в рамках образовательного процесса, направленного на овладение идеями и принципами гуманизма, на формирование личностных качеств и выработку социально- поведенческой стратегии, отвечающей идеалам гуманизма.

1. Социально-философские аспекты гуманитаризации образования

Целью анализа в рамках этой главы является показ неадекватности традиционных подходов педагогической науки к проблемам гуманитаризации образования, поскольку узкопредметный, преимущественно дидактический подход педагогической науки не позволяет выразить процес- сно-деятельностную сущность гуманитаризации образования, практически сводя ее к дидактическим мероприятиям. С учетом этих обстоятельств во второй главе предпринята попытка осуществить целостное осмысление гуманитаризации образования методами философии.
Переход в новое тысячелетие лишь обострил рассмотренные в первой главе стоя¬щие перед человечеством проблемы; не решены и проблемы образования, в частности его гуманитаризация. Это отчасти связано с возрастанием темпов развития естественнонаучных, технических наук, информационных технологий.
До определенного времени подготовка в образовательных учреждениях нашей страны преимущественно инженеров, специалистов с техничес¬ким образованием, как бы было «велением времени». Гуманитарное образование в основном сводилось к подготовке узко ориентированных идеологов-обществоведов. С начала 90-х годов минувшего столетия спектр гуманитарно¬го образования значительно расширился – теперь российскому обществу пона¬добились менеджеры, социальные работники, культурологи, юристы, психологи, экономисты и др. В массо¬вом порядке стали открываться новые гуманитарные кафед¬ры, факультеты, целые вузы.
Первоначально казалось, что этого уже достаточно, что само расширение институционного спектра гуманитарного образования решит многие социальные проблемы, сориентирует человека на усвоение гуманистических ценностей. Однако, как известно, образованность не обязательно ведет к росту культуры, интеллигентности, нрав¬ственности, а фор¬мальное приобщение к знанию не способ¬ствует профессионализации, а тем более, духовному возвышению человека. До сих пор доминирование крайнего технократизма порождает и подпитывает целую глы¬бу проблем, решение которых далее не может откладываться.
В отечественной литературе (З. Есиева, В. Каверин, А. Цховребова и др.) не раз обращалось внимание на то, что, несмотря на наличие концепций гуманитаризации как естественнонаучных, так и технических знаний (форм образования), они по-прежнему остаются на позициях технократизма. Большинство исследователей проблемы гуманитаризации образования утверждают, что процесс гуманизации общественной жизни и общественных отношений, как и самой системы образования пока проходит «абстрактно» и вслепую. Действительно, сегодня можно констатировать, что в высших учебных заведениях и, особенно, в технических, су¬ществует иллюзорное представление о нейтральности естествен¬ных и технических наук по отношению к ценностям человека и социума [73, 45.]
Поэтому актуальность обозначенной в нашем исследовании проблемы заключается, на наш взгляд, в целеполагании и скорейшем преодолении разрыва между целями и содержанием образования.
Решение данной задачи видится в применении наиболее эффективных и перспективных моде¬лей социально-гуманитарного знания в образовании, что позволит построить новые стратегии социального поведения для со-временного человека, а, по сути, превратят гуманитарное знание в парадигму социального действия.
Жестко централизо¬ванный характер управления образованием, сложившийся в отечественной практике в советский период, директивность рекомендаций и предписаний в сфере образо¬вания, унифицированная подготовка учащихся и молодежи не могли стимулировать разработку социально-философских аспектов образования.
Только в условиях демократических преобразований во всех сферах общественной жизни тенденции более широкого, комплексного осмысления проблем гуманизма, образования, личности получили заметное раз¬витие. В научный оборот вышли, в том числе и труды ранее запрещенных российских и зарубежных философов и социологов, в которых гуманизм, образование и человек рассматривались с позиций, решительно отвер-гаемых прежде господствующей идеологией. В большинстве таких трудов упор делался не на массах, а рабочего класса, как движущей силе общест-венного прогресса, а на человеке и личности, что не могло не вызвать их критики за «субъективизм», «идеализм» и «абстрактный гуманизм». В эту группу авторов входят, прежде всего, Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Михайлов¬ский, В. Розанов, П. Сорокин и другие. Лишь в последнее время широко стали известны труды М. Вебера, Э. Фромма, Ф. Хайека и др.
Современную научную литературу по проблемам гуманитаризации обра¬зования условно можно подразделить на три группы. К первой относятся труды ученых, в которых дается философское осмысление широкого круга проблем развития и совершенствования системы образования, как в России, так и за рубежом. В их числе социально-философские проблемы образования, место и роль образования в социуме и современном мире, образование в условиях научно-технического прогресса; гуманитаризация наук и образование, личность и общество [21; 31; 33; 39; 65; 66; 68; 141 и др.].
Вторую группу составляют работы, посвященные вопросам управ-ления образованием. В них рассматриваются содержание, формы и методы управления школой, проблемы соотношения централизации и децентрализации управления системой образования, исследуются процессы демократизации в деятельности средних и высших учебных заведений, социальный статус образования в обществе [127; 130; 154; 192 и др.].
Однако, как в первой, так и во второй группе работ проблемы гуманитаризации и гуманитаризации образования не являются, предметом специального рассмотрения, а тем более - философской рефлексии, они лишь обозначаются в контурном виде.
В третью группу включаются работы, посвященные анализу гуманитаризации образования во всех его аспектах. К сожалению, таких работ немного [11; 29; 79; 114; 122; 147; 163].
Тем не менее, труды названных выше авторов, так же как и материалы научных конференций по проблемам образования [137-139 и др.] внесли определенный вклад в разработку теоретических вопросов и практических рекомен¬даций, направленных на совершенствование системы образования в России. Однако несмотря на расширение интереса к исследованию проблем гуманитаризации образования, ряд относящихся к ним важных вопросов еще не получили достаточно глубокого и систематизированного исследования и осмысления. Многие проблемы только поставлены и еще не стали предметом самостоятельного анализа. К числу актуаль¬ных проблем гуманитаризации образования относятся взаимодействие социальных факторов и их влияние на развитие обра¬зования; противоречия и тенденции развития образования, гуманитаризация образования; пути, формы и методы реализации гуманистической парадигмы.
Характер и содержание социальных процессов, происходящих сегодня в нашем обществе, со всей очевидностью требуют разработки новых подходов к теории и практике образования.
Мы исходим из того, что гуманитаризация образования - это процесс расширения возможностей для разностороннего развития личности будущего специалиста, его самосознания и самореализации, для формирования у него гуманитарного подхода в жизненной самореализации, а значит, и проектирование форм социальных отношений. Это путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совер-шенствованию культурного, духовного облика, личности; это воспитание молодежи в духе принятых обществом идеалов и ценностей; предоставления им возможностей самостоятельного достижения успеха в новых реалиях.
Основу понятия гуманитаризации процесса обучения и воспитания по нашему мнению, во-первых, составляют ее основные цели и задачи, сформулированные в российской государственной политике в области образования. Это, прежде всего, обеспе¬чение исторической преемственности поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережного от¬ношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотического сознания, формирование культуры мира, межличностных и межэтнических отношений, воспитание граждан, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, ува¬жительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Также «важнейшей задачей является формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоз¬зрения, экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе. Большинство современных доктрин развития образования акцентирует внимание на непрерыв¬ность образования в течение всей жизни человека, преемст¬венность уровней и ступеней образования, подготовку вы-сокообразованных людей и высококвалифицированных спе¬циалистов, способных к профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких тех¬нологий» [196, 3-4].
В итоге подобных идей реформы образования в России оз-наменовались принятием целого ряда и других зако¬нодательных актов [75; 76 и др.], нацеленных на преодо¬ление противоречий и разрешение проблем, накопленных обществом в советский период в сфере образования. Структура и содержание базового образования определена в постановлении «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации». Для реализации системы гуманитарного образования создан Центр гуманитарного образования при Госкомвузе России, разработаны и утверждены государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускника образовательных учреждений. Введены новые курсы (культурология, социология, политология, психология и др.), освоение которых поможет молодому поколению адаптироваться к новым политическим и экономическим условиям, выработать ценностные ориентации, - т.е. нацелены на гуманитаризацию образования.
Заметим, многие авторы трактуют сущность гуманитаризации образования как средство персонификации ценностей гуманизма в образовании и становлении Человека, и значит - как способ и гуманистической «рационализации» феномена образования, путем сужения специализированной де¬ятельности.
В этом контексте детерминантами создания и реализации концепции гуманитаризации образования должны стать тенденции социального развития.
Например, В. Пуляев отмечает, что проблема гуманизма сегодня, выдвигаясь на первый план, обретает новые черты и новые масштабы и становится ба¬зовой проблемой стратегии социального развития. Гуманизм понимается автором как антропологизм в его органичес¬ком единстве с «очеловеченной» реальностью, как суть но¬вой парадигмы развития общества, центром которой ста¬новится человек как высшая ценность, самоцель и главное условие дальнейшего общественного развития. Одновре¬менно он является самым глубоким и фундаментальным фактором (доминантой) исторической реальности.
Можно, на наш взгляд, согласится с мнением автора в том, что признание приоритета гуманитарного миропонимания общественного прогресса имеет огромное конструктив¬ное начало, является важнейшим ценностным ориентиром, который позволяет каждому человеку находить баланс ус¬тойчивости в бурном потоке социальных перемен, в волнах перестроечных новаций. Гуманистическая ориентация отсеи¬вает все враждебное человеку, разрушительное и поддер¬живает среди экономических, политических, социальных пре¬образований те, которые расширяют возможности человека, позволяют ему во имя блага всего общества максимально развернуть свои способности. В ней проявляется своего рода здоровый исторический инстинкт самосохранения общества, сохранения сил созидания. Чтобы создать гармоничный мир и жить в нем, человек не должен ставить себя над миром. Он должен стать терпеливым учеником, вбирающим в себя всю мудрость мира Природы, Общества, другого Человека. Поэтому главное в проводимых социальных реформах — их широкая гуманистическая ориентация [157, 7-9].
Наиболее динамичной силой, способной сформировать гу¬манисти-ческое видение мира, являются науки о человеке, обществе и культуре. Очевидно, не случаен, а вполне закономерен рост интереса к социально-гуманитарным знаниям во всех его формах и направлениях, хотя, разумеется, схоластизм, догматизм, отрыв от жизни, существенный перекос в системе наук в пользу естественнонаучного знания, изолированность от мировых процессов гуманитарного знания в советский период сделали свое дело, породив немало методологических стереотипов и тра¬диций, инерция которых ощутима в образовании до сих пор.
Большинство исследователей общества исходят из того, что мера развития человека, степень социализации личности задаются самим обществом, характером социальных отношений. Отсюда не случайны суждения о чело¬веке как о некой функции общества. Несомненно, что человек выступает как совокупность общественных отношений, и в этом своем качестве он, выполняя ту или иную социальную роль, претворяет тем самым объективную реальность, законы естественноисторического процесса. Такой подход методологически верен, но он, на наш взгляд, не должен быть абсолютизирован.
Человек наряду с биологическими и психологическими качествами включает в себя, и определенные личностные свойства, «субъектив¬ные производительные силы», делающие его, в определенной степени ценной, творчески развивающейся личностью. Поэтому философский вывод о том, что социализация, детерминируя общественное бытие человека, сама оказывается следствием и фун¬кцией деятельности человека – является, по нашему мнению, основой понимания того, что индивид и общество в своем развитии немыслимы друг без друга; они составляют единую социально-антропо-логическую систему. Но в рамках данного тезиса выходит, что каковы индивиды, таково и общество; стало быть, общество по отношению к реальным взаимодействиям людей является только вторичным, только результатом, а не наоборот.
Известный тезис о соотношении «бытия» и «со¬знания» трактуется нередко через их противопоставление, абсолютизацию или недооценку одного по сравнению с другим, как будто можно найти в чистом виде объективную или субъективную реальность.
Очевидным является тот факт, что объективная реальность - это, когда люди вступают в отношения независимо от воли и сознания. Верно и то, что субъективная реальность — это, когда они вступают в отношения сознательно. Вполне понятно, что на стороне субъективной реальности лежат возможности чело¬века творчески мыслить, его культурное, образовательное, научное развитие, духовное и физическое совершенство и, следовательно; способности выбора той или иной стратегии общественного развития.
Развитие общества выступает, таким образом, как взаи¬модействие объективных тенденций и субъективного выбо¬ра. Субъективный выбор всецело зависит от развития созна¬ния человека. Поэтому его осознанная деятельность не рассматривается лишь как вспомогательное, подчиненное средство реализа¬ции естественного исторического процесса, а имеет приоритетное начало.
В связи с этим сущностный смысл гуманитаризации заключается в возвращении (обращении) к че¬ловеку (в процессах образования) как исходному пункту общественного бытия и общественного разви¬тия, в изучении не только человека, но и всего того, что с необходимостью включено в его практи¬ческий и духовный опыт, — от политики и права до языка, искусства, быта в целостности.
Существует, однако, определенный парадокс, который не всегда обнаруживается в традиции развития знаний о человеке. Этот парадокс, по нашему мнению, заключается в том, что гуманитарное знание и образование не всегда являются гуманистическими по своей сути и по своим целям. Гуманитаризм, знание человеческого бытия, конечно же, связаны с идеями гуманизма, но сами по себе они не являются необходимым и достаточным условием формирования гуманистического мышления.
Гуманитарные науки и гуманитарное образование в том виде, в каком они существовали исторически, были и остаются заложниками технократизма, вольно или невольно воспроизводя его приоритеты. Они, подчиняясь идеологическим установкам социума (особенно в практике тоталитарных режимов), могли обосновывать и антигуман¬ные по своей сути ценности и неосуществимые социальные теории, (когда, например, отодвигаемые в далекое будущее светлые идеалы всесто¬роннего развития личности требовали жертв, умаления инте¬ресов людей, создающих это будущее).
Все это свидетельствует о том, что многие пласты гума¬нистического мировидения не такие гуманистичные и далеко не бесспорные, т.е. требуют философского осмысления и анализа. Необходимо осмысление и способов реализации гуманистичес¬ких ценностей на современном уровне социогенеза, общественного раз¬вития, учитывающее специфику мирового развития, его нынешнее кризисное состояние.
Впрочем, за последние годы обозначились тенденции к переходу от технок¬ратического понимания логики социального развития к ее широкому общекультурному, гуманистическому осмысле¬нию. И это, на наш взгляд, очень важно. ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.