На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик конституционные основы судебно власти в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 15.06.2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………………………..6
1 Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия………………………..6
2 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти…………11
3 Конституционно- правовой статус судей………………………………………..16
4 Структура судебной власти в Российской Федерации………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………..29
Глоссарий……………………………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………………………35
Приложение………………………………………………………………………….37

Введение
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельно свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов , различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют правоохранительные органы, и прежде всего суды—независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «ubi jus ubi remedium»
Сегодня в нашей стране идёт судебно-правовая реформа, сравнимая с великими реформами Александра II Освободителя и Петра Великого. Нынешняя реформа, также как и указанные две предыдущие, изменила не только многие технические стороны судебной системы, но и во многом изменила основные принципы судопроизводства. В России снова появились мировые судьи и суды присяжных заседателей. В ближайшем году начнут действовать административные суды. Во многом изменилась как роль суда, так и роль самого судьи. Сделан огромный шаг вперёд к полноценному состязательному процессу. Многое изменилось в исполнительном производстве, обеспечении деятельности судов. С появле-нием такой структуры, как Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и реформированием Судейского сообщества, с началом эффективной деятельности органов Судейского сообщества, судебная власть укрепила свои позиции, как независимая ветка власти.
Конституция России и Закон «О судебной системе Российской Федерации» определили, что судебная власть в Российской Федерации самостоятельна, действует независимо от других ветвей власти и осуществляется исключи-тельно судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом по-рядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Правосудие осуществляется только судами, учреждёнными в соответствии с Конституцией и Законом «О судебной системе Российской Федерации».
Судьи подчиняются исключительно Конституции и Закону Российской Фе-дерации.
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативно-правовые акты, умаляющие самостоятельность и независимость судей.
В России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Судебная система разделяется на независимые друг от друга ветви судебной власти. Независимо действует Конституционный Суд Российской Федерации, который осуществляет свою деятельность на основании соответствующего федерального конституционного закона. Также, в субъектах создаются свои независимые уставные или конституционные суды. Отдельно действует система арбитражных судов, высшей инстанцией которой является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Но наиболее часто граждане сталкиваются с системой судов общей юрисдикции, высшей инстанцией которой является Верховный Суд Российской Федерации. В систему общей юрисдикции входят военные суды, деятельность которых регулируется соответствующим законодательством. Военная юстиция замыкается на Верховный Суд, который является для военных судов высшей инстанцией. Параллельно с военной системой, действует система «общегражданских» судов, также за-мыкающихся на Верховный Суд России. Первой инстанцией, в зависимости от категории дела может быть: мировой судья, федеральный районный суд, Верховный или Городской Суд Субъекта Федерации.
Несмотря на то, что выше указанные ветви судебной власти независимы друг от друга, все судьи России, независимо от уровня суда, входят в судейское сообщества России и формируют вместе единую судебную систему. Статус Судейского Сообщества определяется Законом «Об органах Судейского сообщества в Российской Федерации». Основными целями существования судейского сообщества являются защита интересов и прав судей, совершенствование судебной системы, участие в обеспечении деятельности судов. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов федерации, Совет Судей России, советы судей субъектов федерации, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов федерации. Полномочия каждого из этих органов регулируются Законом «Об органах Судейского сообщества в Российской Федерации» и специальными актами (регламентами и положениями).
Материально-техническое и организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Данный орган действует независимо от системы исполнительной власти, а Генеральный директор Судебного департамента назначается на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
Основная часть
1 Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия.
Судебная власть и правосудие - понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.
Признаки правосудия:
а) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касаю-щихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
в) правосудие осуществляется только двумя способами:
1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;
г) правосудие осуществляется только судом (судьей);
д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и граждан-ских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и за-крепленных в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" .
Характеристика отдельных принципов правосудия:
1). Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблю-дение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми госу-дарственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.
В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и испол-нение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.
2). Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
3). Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами , учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О судебной системе Российской Федерации ". В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов .
4). Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.
5). Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обес-печивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда, то есть возможные составы суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:
а) один судья-профессионал (в случае рассмотрения районным судом дела о преступлении, максимальное наказание, за которое не превышает 5-ти лет лишения свободы);
б) один судья-профессионал и два народных заседателя (по всем делам, кроме тех, которые судья рассматривает единолично);
в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по всем делам, кроме тех дел, подсудных районному суду);
г) один судья-профессионал и 12-ть присяжных заседателей (по ходатай-ству подсудимого в судах среднего звена субъектов Российской Федера-ции, где предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15-ти лет либо пожизненное заключение или смертная казнь).
Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя на-родными заседателями.
Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе суда.
Беспристрастность суда от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели:
а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья, родственники и т. п.);
б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).
6). Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
7). Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наде-ление сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.
8). Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государст-венной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
9). Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту. Самому эффективно защищать свои интересы, право на бес-платного адвоката и т. д.
10). Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
11). Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участ-вующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. (Не допускаются лица моложе 16-ти лет; доступ ограничен из-за недостаточной площади судебного помещения либо охрана государственной тайны или разбирательство дел, совершенных лицами не достигших 16-ти летнего возраста, а также рассмотрение полового преступления и в иных случаях предусмотренных законом.)
12). Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться бесплатный переводчик).
13). Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители общественных организаций и трудовых коллективов.
2 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти.
Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третей-ские (арбитражные) арбитражные суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Конституция Российской Федерации закрепляет четкое правило : правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом . Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа ( народные, ар-битражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.
Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть в Россий-ской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).
Конституция Российской Федерации не содержит перечня конкретных су-дебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты Российской Федерации, поскольку это привело бы к разрушению единства системы судебной системы страны. Разумеется на территориях субъектов Российской Федерации существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в редакции от 5 апреля 2005г.) закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:
• Установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
• Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями уста-новленных федеральными законами правил судопроизводства;
• Применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
• Признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
• Законодательного закрепления единства статуса судей;
• Финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, созданные в соответствие с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
В настоящее время судебная система Российской Федерации состоит из следующих судов:
1) конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах Российской Федерации, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;
2) суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельно-сти мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации;
3) арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон, чего, однако, пока не сделано.
В Конституции Российской Федерации установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условий (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появится на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию.
Следует иметь в виду, что таким судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.
Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая состоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и т.д.) взяли на себя субъекты Российской Федерации, то суды неизбежно попали бы под местное влияние и утратили свою самостоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действительно являлись звеньями единой федеральной судебной системы, Конституция Российской Федерации установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», ст. 33 (ч. 5) которого устанавливает , что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной фи-нансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.
В 1998 г. Федеральным Собранием был принят Федеральный закон о федеральном бюджете, который (ст. 102) позволял правительству Российской Федерации самостоятельно сокращать расходы на судебную систему, и эти расходы были действительно сокращены на 26%. Рассматривая дело по запросу Верховного Суда Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 июля 1998г.* отметил, что, сокращая расходы федерального бюджета на финансирование судебной системы, Правительство РФ и Министерство финансов Российской Федерации не обеспечивает полное и независимое осуществления правосудия, нормальное функционирование судебной власти, что снижает доверие граждан к государственной власти, в конечном счете ставит под угрозу гарантированное Конституцией право человека и гражданина на судебную защиту. Конституционный Суд Российской Федерации признал указанное положение Федерального за-кона не соответствующим Конституции, поскольку оно позволяет Прави-тельству сокращать расходы федерального бюджета на судебную систему без учета конституционных гарантий ее финансирования. Правительству было предписано обеспечить финансирование судов в соответствии с требованиями ст. 124* Конституции Российской Федерации и статье 33 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»*. Федеральному Собранию было предписано в законодательном порядке утвердить нормативы финансирования судов, обеспечивающие требования Конституции Российской Федерации и Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

3 Конституционно - правовой статус судей...................

Список использованных источников
1. Конституционное право Российской Федерации
[Текст] / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 446
с.
2. Государственная власть современной России: учебное
пособие [Текст] / Ю. Нисневич. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 494 с.
3. Конституционное право Российской Федерации: учебник [Текст] / М.В. Баглай.
– М.: Норма, 2009. – 784 с.
4. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.
5. О судебной системе Российской Федерации:
федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009
г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997.- № 1. - ст. 1.
6. О федеральной
целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы:
постановление Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583 (ред. от 17.03.2009 г.) //
Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 41. - ст. 4248.
7. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций [Текст]
/ В.И. Анишина. – М.: Эксмо, 2008. – 272 с.
8. Разделение властей: учебное пособие
[Текст] / М.Н. Марченко. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 428 с.
9. Судебная
власть в современной России [Текст] / В.М. Лебедев. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.
10. Усанов В.Г. Конституционное право Российской
Федерации [Текст] / В.Г. Усанов. – М.: Элит, 2007. – 336 с.
11. Судебная власть в механизме государства [Текст]
/ Д.В. Фетищев. – М.: Научная книга, 2007. – 285 с.

Приложения
А Б



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.