На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Понятие и источники авторского права

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Право. Добавлен: 15.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ 5
1.1. История становления авторского права в России 5
1.2. Понятие и правовая природа авторских и смежных прав 12
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ 24
2.1. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ: новеллы правового регулирования авторских и смежных прав 24
2.2. Международно-правовые и иные источники авторского права 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы не вызывает сомнений. Становление новой России, которая предпочла позволить рыночным силам определять направление и скорость развития своей экономики, показало острую необходимость реформы правового фундамента общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В результате работы учёных и законодателей в настоящее время мы имеем добротную юридическую базу. Во-первых, в соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантирована свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Во-вторых, была завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, что выразилось в принятии ряда весьма важных законов, в том числе четвёртой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г.
Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. С другой стороны нарушения авторских прав и проблемы «пиратства» в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение, что и обусловило выбор темы дипломной работы.
К проблемам авторского права в различных его аспектах многократно обращались отечественные правоведы дореволюционного, советского и современного периода. В дореволюционный период данные вопросы были освещены в трудах К. Анненкова, С.А. Беляцкина, М.Г. Днканского, Я.Л. Канторовича, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцева, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, И.Л. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича и др. В советский и современный периоды глубокие теоретические исследования рассматриваемого института либо его отдельных аспектов проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, ВЛ. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Анализ авторских отношений приводится также в работах И.А. Близнеца, Л.Ю. Богатовой, С.П. Гришаева, Б.Д. Завидова, В.О. Калятина, Е.И. Каминской, Н.Л. Клык, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, Л.И. Подшибихина, И.В. Поповой, Л.С. Симкина и многих других авторов.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать понятие и источники авторского права. Для достижения указанной цели поставлены задачи: изучить историю развития законодательства об авторском праве; уточнить правовую природу и сущность авторских прав; исследовать гражданско-правовое регулирование авторских прав; сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства об авторских правах.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты. Предмет исследования – это нормы действующего законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ
1.1. История становления авторского права в России
Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. Историю становления авторского права в России можно разделить на три этапа: 1) дореволюционный этап (1564-1917 гг.); 2) советский этап (1917-1991 гг.); 3) современный этап (1991 г. по настоящее время), закончившийся кодификацией авторского права.
В 1564 году в России была отпечатана первая книга «Деяния Апостолов и послания соборные и святого Апостола Павла послания». Россия, в отличии от стран Европы, узнала книгопечатание лишь спустя сто лет после его изобретения, что без сомнения затормозило процесс правовой регламентации рассматриваемых отношений.
Лишь при Петре I начинают возникать частные типографии и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими. Первой стала привилегия 1698 года выданная Тессингу и Копиевскому на право печатать книги, карты и чертежи для России. В результате Тессинг получил исключительное право привозить для продажи в Россию книги, напечатанные в его типографии. Кроме него другие издатели уже не могли привозить книги на русском, латинском или голландском языках и торговать ими в пределах России, под угрозой конфискации товара и штрафа .
В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием длительное время государственной монополии на книгоиздательское дело, к началу XIX века в России сложилась ситуация, при которой наряду со значительным количеством казенных предприятий фактически вообще не существовало частных типографий. В таких условиях не было особого смысла в государственном регулировании отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности, а возможностей системы привилегий должно было быть вполне достаточно для поощрения создателей произведений и изобретений...................



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования сделаны выводы:
Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей.
Понятие интеллектуальной собственности включает в себя как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.
Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают: исключительное право, являющееся имущественным правом; личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ; иные права (право следования, право доступа и другие).
В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Основные законодательные нововведения в сфере авторских и смежных прав могут быть условно объединены в следующие группы: 1) изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права; 2) существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами; 3) совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав и введение правовой охраны новых объектов смежных прав; 4) усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав; 5) введение ряда новых положений, соблюдение которых на практике может оказаться весьма проблематичным.
Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Международно-правовые акты

1. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;
2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;
3. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24.09.1993 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2;
4. Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 01.01.1995 // Авторское право и смежные права. Закон, конвенции,
договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 160;

Нормативные правовые акты


5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.12.2007). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016;
8. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 3046;
9. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. ст. 114.

Специальная литература

10. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
11. Алферов А.Л. Авторское право на литературные произведения в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М, 2001.
12. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюритлат, 1957.
13. Бердашкевич А. Особенности прав собственности на результаты научной деятельности в вузах // Интеллектуальная собственность. М., 2000. № 12;
14. Близнец И., К. Леонтьев. Интеллектуальная собственность и исключительные права. // ИС. Авторское право и смежные права. М, 2002. № 6.
15. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. N 10.
16. Близнец И.А., Наринян В.М. Право на самовыражение. Развитие национального законодательства в Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Опыт монографического исследования. М., 2001.
17. Гаврилов Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. № 1.
18. Гаврилов Э.П. Исключительные права на нематериальные объекты // Патенты и лицензии. 2001. № 3.
19. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
20. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа // Право промышленной и интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1992;
21. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.
22. Захарьина А.В. Изменения в правовом регулировании и защите авторских прав // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7.
23. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М., 1992.
24. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.
25. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. М., 2000.
26. Милицин А. Объект авторского права: понятие и признаки // ИС. Авторское право и смежные права. М., 2003. № 5.
27. Минков A.M. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб, 2001.
28. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. N 12.
29. Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Изд-во «Право и закон», 2004.
30. Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в уставном капитале // Хозяйство и право. М., 1997. № 3;
31. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
32. Поленова С.Н. Законодательное регулирование авторских прав как объектов бухгалтерского учета интеллектуальной собственности // Бухгалтер и закон. 2007. N 8.
33. Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой ГК РФ. М.: Экзамен, 2007.
34. Савельева И., Гусев О. Становление и развитие авторского права в России // Авторское право и смежные права. 2000. № 4.
35. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.
36. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003.
37. Федоскина Н.И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды // Журнал российского права. 2007. N 11.
38. Чернышева С. А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика, 1996.
39. Чупова М.Д. История авторского права в России XIX века. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000.
40. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001.

Судебная практика

41. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 7.
42. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 7.
43. Информ. письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.