На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Концептуальные основы внешнеэкономической деятельности

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.06.2012. Страниц: 100. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО – ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К.Л.ХЕТАГУРОВА


ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра международных экономических отношений


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

“Внешнеэкономическая деятельность региона: современное
состояние и пути совершенствования”


Студентки: Мириковой Д.
Курс 5 форма обучения очная

Научный руководитель: к.э.н., доцент Цуциева О.Т.

Заведующий кафедрой: к.э.н., доцент Цаллагова Л.М._____ Подпись Ф.И.О. Дата


ВЛАДИКАВКАЗ, 2001


Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы подходов к внешнеэкономической деятельности на уровне региона………………………………………...8
1.1. Регион в системе внешнеэкономических связей……………….8
1.1.1. Понятие и признаки региона…………………………………….8
1.1.2. Региональная экономическая дифференциация……………….10
1.2. Теоретические основы управления
внешнеэкономической деятельностью региона………………..12
1.2.1. Региональная внешнеэкономическая политика………………..12
1.2.2. Основные принципы и сферы разделения полномочий
между центром и субъектом Федерации в области управления
внешнеэкономической деятельностью………………………………..18

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность РСО-Алания: инвестиционная привлекательность и реализация экспортного
потенциала………………………………………………………………………32
2.1. Экспортный потенциал РСО-А ……………………………………32
2.1.1.Понятие и оценка экспортного потенциала регионов РФ………32
2.1.2.Экспортный потенциал РСО-А и его использование во
внешнеторговом обороте………………………………………………..42
2.2. Региональный климат для иностранных инвестиций:
критерии и политика совершенствования…………………………50

Глава 3. Основные направления развития внешнеэкономической
Деятельности (ВЭД) РСО-А………………………………………………..63
3.1. Совершенствование форм и методов организационно-
экономической поддержки развития ВЭД в регионе…………….63
3.2. Разработка комплексной программы развития ВЭД в регионе.…74

Заключение..………………………………………………………85

Список использованной литературы…………………………..90

Приложения....…………………………………………………….95


Введение
Актуальность темы исследования. В XXI веке главная задача перед страной и ее регионами будет состоять в существенном повышении экономической и социальной эффективности всех воспроизводственных процессов. Одно из важных направлений решения такой задачи на уровне местных органов власти – использование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для реализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых и других). Очевидно, что многие из преимуществ территорий центр реализовать не может, поскольку они всегда конкретны и противоречивы. У регионов потенциально для этого больше возможностей. Поэтому самостоятельность регионов в организации внешнеэкономической деятельности будет расширяться. Под самостоятельностью понимается единство их свободы маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. В данном исследовании рассматриваются структурные аспекты региональной внешнеэкономической деятельности.
Особенностью текущего периода развития внешнеэкономической деятельности в России является то, что практически все субъекты Федерации уже во второй половине 90-х гг. приступили к формированию собственной законодательной базы для улучшения регионального инвестиционного климата, привлечения иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала региона и использование поставок импортных товаров. Учитывая возросшую внешнеэкономическую активность субъектов РФ к концу 90-х гг., обобщение опыта становления и развития механизма управления ВЭД приобретает особую актуальность, особенно для республик Северного Кавказа, где кризис 90-х гг. вызвал серьёзное обострение социально - экономической ситуации.
Это свидетельствует об актуальности темы исследования.
Объектом исследования являются регион в системе внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования выступает региональный внешнеэкономический комплекс.
Цель исследования - развитие теоретических основ и практических аспектов разработки эффективного механизма внешнеэкономической деятельности субъекта РФ.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- уточнение сущности понятия регион как субъекта Федерации;
- исследование теоретических основ и принципов разграничения полномочий Федерации и её субъектов в управлении ВЭД и разработки региональной стратегии внешнеэкономической деятельности;
- анализ практики разграничения полномочий в области внешнеэкономической деятельности между Федерацией и ее субъектами;
- определение влияния экономической дифференциации регионов РФ на их внешнеэкономическую стратегию;
- анализ экспортного потенциала регионов РФ, в т.ч. РСО-Алания и регионального инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций;
- разработка принципов формирования и реализации комплексной программы развития ВЭД региона.
Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных учёных в области теории региональной экономики (регионалистики), а также теории регулирования внешнеэкономической деятельности, законодательные акты в области ВЭД России и субъектов РФ. Различные аспекты формирования стратегии регионального развития нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Однако внешнеэкономический срез данной проблемы изучен меньше. Причина в том, что этот вопрос приобрел актуальность как в России, так и в зарубежных странах, сравнительно недавно (в России – в начале 1990-х годов, за рубежом – в 1980-х годах).
Управлению экономикой, в т.ч. внешнеэкономической деятельностью, посвящены работы Введенского В.Г., Воротилова В.А., Гранберга А.Г., Дульщикова Ю., Кумаковой С.В., Лексина В., Матрусова Н.Д., Мозиас П.М., Некрасова Н.Н., Позднякова А., Рыбакова Ф.Ф., Штульберга Б., а также зарубежных авторов - Хилла Э., Даттона П., Ван Дека, Остерхавина Я., Армстронга ( Armstrong H.) и Тейлора (Taylor J.).
Анализом и обобщением опыта, накопленного в развитых странах в сфере организации и стимулирования региональной внешнеэкономической деятельности, занимаются американские специалисты Тэймер Кэвусгил (Cavusgil Tamer S.) и Майкл Зинкота (Zinkota Michael R.)
Проблемы управления внешнеэкономической сферой, экспортным потенциалом и привлечением иностранных инвестиций рассмотрены в работах Баша Ю.М., Вардомского Л.П., Гумилевского А., Мухетдиновой Н.М., Сабельникова Л.В., Серёгина В.П., Сутырина С.Ф., Фаминского И.П., Халевинской Е.Д., Хвойник Л.И. и др. Однако в большинстве своём эти публикации посвящены различным аспектам становления и развития внешнеэкономических связей страны в целом, а не её отдельных регионов, причём не исследовались специфические проблемы по управлению ВЭД, в регионах с наименее благоприятными условиями развития внешнеэкономической деятельности.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, программно-целевого метода, методов логико-структурного корреляционного анализа, экономической статистики, экспертных оценок.
В ходя написания работы широко применялась вычислительная и компьютерная техника, новейшие программные средства- WINDOWS – 2000, Microsoft Word, при этом использовались региональные базы данных с помощью локальных сетей, общероссийские базы данных, электронные системы «Консультатнт +», «Гарант» и др.
Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, Управления ВЭС Минэкономики РСО-А, Управления Уполномоченного МТ и МИД РФ по РСО-А, Северо-Осетинской таможни.
Структура работы. Структура курсовой работы определяется логикой изложения исследуемых в ней проблем и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основное содержание изложено на 95 страницах машинописного текста, включает 7 таблиц, 2 диаграммы, список литературы, составляющий 50 источников, а также 6 приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.
Глава 1 посвящена уточнению определения «регион» в аспекте ВЭД, цели, задач и методов реализации региональной экономической политики. Содержится анализ экономической дифференциации регионов и основанной на ней региональной внешнеэкономической политики и проведен критический анализ договоров о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами в области ВЭД и показаны направления обеспечения экономического взаимодействия центра и регионов России путем координации государственного регионального регулирования и управления ВЭД.
Во второй главе дается оценка внешнеэкономической деятельности субъектов РФ посредством анализа их экспортного потенциала и регионального инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций.
В третьей главе сформулированы предложения по совершенствованию форм и методов регулирования внешнеэкономической деятельности и разработке комплексной программы развития ВЭД региона.
В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы, вытекающие из результатов исследования.




Глава 1. Теоретические основы подходов к внешнеэкономической деятельности на уровне региона
1.1.Регион в системе внешнеэкономических связей
1.1.1. Понятие и признаки региона
В последнее время в экономической литературе активно исследуются региональные проблемы переходной экономики, в т. ч. возможности регионов самостоятельно выходить на внешние рынки в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако ряд вопросов требуют серьезного теоретического обоснования. Это, прежде всего более четкое определение региона как субъекта внешнеэкономической деятельности, выявление критериев оценки эффективности внешнеэкономической деятельностью и т.д.
В литературе предлагаются три основных подхода :
1) административно-хозяйственный, в соответствии с которым любая административная территория (город, область, край, республика, экономический район) рассматривается как регион;
2) экономико-географический, по которому под регионом понимается совокупность территориальных единиц, с более или менее однородными природными условиями и общей специализацией
развития производительных сил;
3) воспроизводственный, который в качестве критерия выделения регионов выделяет особенности территориального движения стоимости реализуемых продуктов и услуг, внутри- и межрегиональные пропорции воспроизводственного процесса.
На наш взгляд, в условиях преобразования, по существу, унитарного государства в демократическую федерацию с передачей прав и ответственности по ряду вопросов экономической политики от центра республикам (областям, краям) экономическая трактовка понятия "регион" заслуживает особого внимания, т.к. в качестве объекта территориального управления в широком смысле рассматриваются не только и не столько территориальные общности, сколько определенные социально-экономические и национально-политические образования на данной территории. Именно их правильнее назвать "регионами". К числу характерных черт экономического региона относятся: во-первых, производственная общность поселений вокруг своего центра; во-вторых, относительная экономическая самостоятельность в составе народнохозяйственного комплекса, т.е. наличие региональных воспроизводственных циклов, возмещение регионом из результатов своей хозяйственной деятельности издержек по воспроизводству продукции и услуг, основных фондов и рабочей силы; в-третьих, открытость хозяйственной системы, показателем которой является соотношение ввоза в регион продукции из других регионов и вывоза продукции своего производства; в-четвертых, отраслевая специализация, уровень развития производственной и социальной инфраструктуры.
На этой основе некоторые ученые считают, что именно субъекты Федерации, как исторически и объективно сложившиеся территориальные единицы, подходят под категорию "регион". Так, в ряде последних работ российских ученых под регионом понимают, в первую очередь, субъекты РФ, которым свойственны определенная политическая самостоятельность (наличие собственных законодательства и органов государственной власти), часто замкнутая и усиливающаяся в последние оды по степени закрытости экономическая система, высокая степень концентрации финансовых ресурсов (как государственных, так и корпоративных), наличие единой транспортной и социальной инфраструктуры. При этом регионы группируются по самым различным основаниям: административно-политический статус (республики, края, область и т.д.), принадлежность к федеральным округам, крупным экономическим районам, ассоциациям межрегионального экономического взаимодействия, бюджетная обеспеченность регионов (доноры и реципиенты), специализация региональной экономики т.д.
Формирование эффективной экономической, в т.ч. внешнеэкономической, стратегии региона (крупного города) требует рассмотрения не только с точки зрения изолированного региона (города) с его ресурсами (производственными, трудовыми), а более широко, как агломерацию (разумное объединение) соседних регионов или городов. Например, международное значение такого города на западном побережье США как Сан-Франциско (около 750 тыс. жителей) не было бы велико без рассмотрения всего региона залива Сан-Франциско с численностью населения более 5 млн. человек. Очевидно, базой ВЭД являются производство и люди с определенным набором знаний для осуществления этого производства.
Итак, регион, как органическая часть народнохозяйственного комплекса, представляет собой сложное системно-структурное образование, социально-экономическая форма которого отражает его воспроизводственную целостность и наличие особой целевой функции, направленной на удовлетворение общественных и региональных потребностей.
Разрушение монополии внешней торговли в середине 80-х годов позволило рассматривать регионы как субъекты самостоятельной ВЭД.
1.1.2. Региональная экономическая дифференциация
Региональная политика в сфере ВЭД должна основываться на региональной экономической дифференциации. Одним из основных критериев экономической дифференциации регионов является объем и структура производства.
При определении внешнеэкономической самостоятельности региона необходимо учитывать 4 важнейших фактора:
- отраслевая специализация региона, связанная с особенностями его природно-ресурсного потенциала и отражающая экспортные возможности;
- доля федеральной собственности, в первую очередь в оборонной промышленности, а также в транспортной и энергетической инфраструктуре экономики;
- географическое положение, обуславливающее различия в транспортных издержках и других затратах;
- политическая стабильность.
Территориальные особенности динамики промышленного, в т.ч. экспортного производства определяются целями регионального развития и характеризуются темпами и характером изменений в объеме производства, а также степенью его устойчивости. Так, например, экономика сибирских регионов была ориентирована вследствие их природных богатств, географического положения, особенностей исторического развития на снабжение сырьем, энергоресурсами центральных районов страны. В 90-е годы сырьевая специализация ряда регионов РФ усилилась. Благополучие регионов стало зависеть от условий функционирования ограниченного круга отраслей: Тюменской области- от нефтяной и газовой промышленности, Кемеровской- от угольной промышленности, черной и цветной металлургии и т.д. С одной стороны, поскольку сырье может быть реализовано на внешнем рынке, в указанных регионах меньше экономический спад, сохраняются рабочие места, довольно высок уровень заработной платы. С другой стороны, экономика регионов стала более уязвимой, зависимой от небольшого числа внешних факторов. Очевидно, что нефть и другие сырьевые ресурсы являются главными экспортными товарами России. Это предполагает сохранение сырьевого профиля ряда регионов, ориентацию в его развитии на сложившиеся отрасли специализации. Следует учитывать, что экономический рост в этих условиях будет ограничен динамикой спроса на мировом и внутреннем рынках и ухудшением условий производства сырья. Следовательно, без диверсификации местного производства по мере исчерпания природных ресурсов ресурсоориентированные регионы могут превратиться в регионы с депрессивной экономикой.
По условиям формирования экономической политики можно выделить 4 типа регионов:
1) опорные промышленно развитые с благоприятными условиями для самофинансирования за счет экспорта;
2) депрессивные (кризисные, нуждающиеся в коренной структурной перестройке);
3) ориентированные на самоснабжение топливом, энергией и продовольствием при невысоком уровне развития;
4) приграничные (ставшие таковыми в результате распада СССР), ориентированы на доходы от реализации услуг.
1.2.Теоретические основы управления ВЭД региона
1.2.1. Региональная внешнеэкономическая политика
До конца 80-х гг. основой региональной экономической политики считалось "централизованное плановое размещение производительных сил", в ходе которого "размещение каждого предприятия ... изучается и планируется в общей системе размещения производительных сил по стране в целом". В административно-командной системе управления делались лишь попытки (зачастую декларативные) учитывать местные особенности.
В настоящее время, на наш взгляд, можно выделить три главные стратегические цели региональной экономической политики (РЭП): 1) взаимовыгодная экономическая интеграция и сотрудничество регионов страны друг с другом и другими государствами; 2) развитие и эффективное использование социально-экономического потенциала регионов; 3) повышение уровня и качества жизни населения в регионе.
Таким образом, можно определить РЭП как комплекс законодательных и экономических мероприятий федеральных и региональных органов власти и управления, направленный на решение проблем социально-экономического развития регионов, повышения уровня жизни населения, развитие экономической интеграции субъектов Федерации и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, прежде всего сопредельными.
Исходя из определения РЭП можно выделить следующие ее основные принципы:
- учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной и внешнеэкономической политике;
- перенос экономической реформы в основном на региональный уровень;
- децентрализация процессов управления экономикой, активизация управленческой деятельности на местах;
- регламентация полномочий и ответственности исполнительной и представительной властей в регионах;
- перераспределение функций между Федерацией и субъектами в области разработки и осуществления структурной, финансово-бюджетной, налоговой, инвестиционной, социальной, внешнеэкономической политики;
- разработка специальных комплексных программ развития депрессивных регионов.
Основным принципом региональной экономической политики является "неразрушительное соединение экономики и федерализма" на основе разграничения собственности, ответственности и ресурсов, признания того, что каждый регион имеет сферу самостоятельного регулирования экономических отношений, а региональные органы власти должны самостоятельно принимать под свою ответственность решения с учетом собственных ресурсов в законодательно установленной сфере.
Упорядочение отношений собственности, природопользования, бюджетно-налоговых отношений предполагает четкую регламентацию взаимодействия Федеральных и территориальных органов власти и управления разных уровней между собой и с хозяйственными субъектами преимущественно на основе делегирования полномочий.
Достижение целей РЭП предполагает реализацию ряда конкретных задач. К ним, прежде всего, относятся: создание экономического механизма федеративных отношений, обеспечивающих функционирование национальной экономики как единого целого при сочетании интересов государства и отдельных его регионов; формирование многоукладной экономики на основе равноправного развития различных форм собственности; обеспечение достойного уровня и качества жизни населения за счет сглаживания различий в уровнях экономического и социального развития субъектов Федерации.
В настоящее время многие регионы не заинтересованы в производстве продукции прежней специализации из-за неплатежей, в том числе и по госзаказу. Расчет капиталовложений на строительство и реконструкцию предприятий, продукция которых обеспечивает потребности других регионов, по обоснованному мнению В.А. Воротилова, должен учитывать не только отраслевые, но и региональные инвестиции, связанные с развитием производственных мощностей вспомогательных и обслуживающих производств, социальной и экономической инфраструктуры.
При разработке РЭП необходимо учитывать объективное противоречие "эффективность - равенство" , для максимизации темпов экономического роста (эффективность) целесообразно создавать новые производственные мощности обрабатывающей промышленности в развитых районах. Однако, это усугубит неравенство регионов. Если сконцентрировать усилия на выравнивании диспропорций, то необходимо строить заводы в отсталых районах. Это приведет к снижению экономической эффективности инвестиций. Следовательно, задачи регионального выравнивания и экономического роста альтернативны и их невозможно решать одновременно. На наш взгляд, диспропорции в развитии регионов достигли такого размаха, что их преодоление с точки зрения перспективы представляется более важным, чем темпы экономического роста. Важной задачей РЭП является ее дифференциация в зависимости от типа региона.
Так, проблемные регионы ресурсного типа не испытывают дефицита в энергетических, сырьевых или природных ресурсах (вода, земельные площади для строительства и т.д.). Основой РЭП здесь становится обеспечение региону устойчивого положения в территориальном разделении труда, привлечение инвесторов, новых технологий и методов организаций производства. Для этого предлагается создавать технополисы, свободные экономические зоны (для свободной торговли или предпринимательства), территориальные и межотраслевые консорциумы, корпорации, финансово-промышленные группы и дочерние организации транснациональных корпораций и др., использовать преимущества международного разделения труда.
На наш взгляд, регион во внешнеэкономических связях (ВЭС) как субъект международного разделения труда не совпадает с административным делением, т.е. необходимо рассматривать объединение объединением его с соседними регионами. Следовательно, и при разработке внешнеэкономической стратегии и реализации ее на уровне субъекта необходима координация планов ВЭД с соседними субъектами федерации. В связи с этим нами проведен анализ ВЭД Северо-Кавказского региона. Так, для данного региона во внешнеторговом обороте России составляет 3,8-4% в отдельные периоды. Вместе с тем экспорт отдельных сырьевых товаров является определяющим в целом для России (например, более половины экспортируемых Россией семян подсолнечника и пшеницы приходится на
Одной из задач региональной экономической политики является развитие межрегиональной и международной экономической интеграции на основе создания региональной и межрегиональной инфраструктуры (транспорт, связь, информационные сети), формирование общероссийского рынка с помощью региональных и межрегиональных ассоциаций типа «Сибирское соглашение», «Поволжье», «Северный Кавказ» и т.д., включение регионов в международное разделение труда.
Необходимость и значимость агломерации кавказских регионов подтверждается разработкой Северо-Кавказскими регионами в 1999 г. совместного создания единой маркетинговой системы «Северный Кавказ». Целями проекта являются:
1. Создание единого информационного пространства республик, краев и областей, входящих в ассоциацию "Северный Кавказ".
2.Создание предпосылок для усиления деловой активности хозяйствующих субъектов с целью увеличения товарооборота, стабильного роста величины добавленной стоимости и валового регионального продукта территории, как субъекта федерации, так и региона в целом.
Для новых приграничных регионов, образовавшихся в силу распада СССР на границах с Украиной, Беларусью, странами Балтии, Центральной Азии и Закавказья первоочередной задачей в этом направлении является приём и трудоустройство русскоязычного населения из ближнего зарубежья, создание новых рабочих мест, развитие трудоемких отраслей производства, дополнительной социальной инфраструктуры и т.п. Первостепенными задачами являются строительство и реконструкция в соответствующих регионах терминалов, портов и причалов для обработки экспортно-импортных грузов, аэропортов международного класса, сети авто- и
железных дорог, развитие таможенной службы и т.д.
Определение задач РЭП позволяет перейти к исследованию методов их реализации, которые определяются разграничением экономических прав и полномочий между федерацией и ее субъектами, сферы ведения федерального центра, субъектов федерации и их совместного ведения. Суть разделения полномочий центра и регионов состоит в том, что ни один из уровней власти не является посредником другого в осуществлении полномочий по отношению к гражданам страны. В каждом регионе власть федерального и регионального уровня распространяется на одни и те же юридические и физические лица, однако, при этом федеральные и региональные власти выполняют разные задачи.


1.2.2. Основные принципы и сферы разделения полномочий
между центром и субъектом Федерации в области управления внешнеэкономической деятельностью
В течение последних лет идёт активных процесс заключения до говоров и соглашений между Федерацией и её субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий. Такие Договора были подписаны с республиками Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Саха (Якутия), Коми, Чувашия. Расширения прав в области ВЭД добивались не только республики в составе России, но и отдельные области. В частности, такого рода договора и соглашения с федерацией заключили Иркутская область, Краснодарский край, Оренбургская и Нижегородская области, Свердловская область.
Как отмечалось выше, заключение подобных договоров и соглашений вызывается тем, что ни Конституция РФ, ни федеральные законы не в состоянии учесть особенности каждого из 89-ти субъектов Федерации. Договоры дают возможность подойти дифференцировано к каждому субъекту, учитывая при этом как его интересы, так и интересы государства в целом. Именно эти договора содержали конкретные механизмы, обеспечивающие участие субъектов РФ во внешнеэкономических связях. Конституцией и Федеральным договором установлено, что внешнеэкономические отношения, а также валютные и таможенное регулирование относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В то же время, субъекты Федерации являются самостоятельными участниками внешнеэкономических отношений, если это не противоречит Конституции и законам РФ.
Однако на наш взгляд, заключение таких договоров в индивидуальном порядке следует рассматривать как крайнее и не эффективное средство урегулирования взаимоотношений, дополнительный, компенсационный инструмент для учета специфики развития тех или иных регионов. Индивидуальный характер отношений «Регион-Федерация» в сфере ВЭД присущ переходному периоду становления механизма государственного регулирования. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность является практически единственной сферой в части не прямого действия федеральных законов, а «переговорного процесса» с каждым субъектом Федерации. Характерно, что Республики, субъекты Федерации, первыми (1994г.) начали этот процесс, т.е. они являлись самым активным сторонником самостоятельности и включения регионов в МРТ.
Как правило, договоры о разграничении полномочий, а также соглашения в области международных и внешнеэкономических связей передают субъектам Федерации следующие полномочия:
- заключение соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными единицами иностранных государств, министерствами и ведомствами (договора с республикой Саха (Якутия), Свердловской областью, ст.13);
1. участие в деятельности международных организаций и фондов (договор с Татарстаном, ст.11; Башкортостаном, ст.14;, Северной Осетией, ст.3);
2. создание региональных страховых и залоговых фондов для привлечения иностранных займов и кредитов (соглашение с Сахалинской обл., ст.2);
3. содержание региональных представителей при торгпредствах РФ в иностранных государствах по согласовании с федеральными органами исполнительной власти, на которых возложена координация и регулирование международных и внешнеэкономических связей региона (там же);
4. разработка и осуществление политики привлечения иностранных инвестиций для выполнения региональных программ (в ряде договоров).
К компетенции субъектов Федерации относятся:
5. содействие коммерческой деятельности предприятий и организаций субъекта РФ в зарубежных странах, предоставление гарантий и дополнительных льгот участникам ВЭД за счет собственного бюджета;
6. проектирование и организация свободных экономических зон на территории субъекта РФ в соответствии с действующим законодательством.
К совместному ведению в области ВЭД договоры о разграничении полномочий, как правило, относят защиту интересов субъектов Федерации и их учреждений, предприятий, организаций за рубежом; регулирование платежно-расчетных отношений по внешнеторговым сделкам; развитие торгово-экономических отношений с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями, непосредственно затрагивающими интересы субъектов Федерации, лицензирование инвестиций юридических лиц и субъектов Федерации за рубежом; тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении с товарами и услугами, производимых исключительно на территории субъектов Федерации; открытие на территории субъектов Федерации иностранных коммерческих представительств. Кроме того, во многих договорах закрепляется участие субъектов Федерации в разработке международных договоров России по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы субъектов Федерации.
Так, по мнению специалистов в ведении региональных органов регулирования ВЭД должны находиться следующие функции: разработка и реализация мер по государственному субсидированию и стимулированию экспорта; выбор и управление реализацией приоритетных экспортных проектов и осуществление программы привлечения иностранных инвестиций; создание международных научно-производственных центров, технополисов, инкубаторов бизнеса. Примечательным является тот факт, что большинство руководителей государственных и негосударственных предприятий, в т.ч. конверсионных, хотели бы видеть межрегиональные и региональные организации (консорциумы, корпорации) в роли генерального подрядчика при создании и поставках за рубеж сложных технических комплексов. В целом же, участники ВЭД в регионах выступают за расширение полномочий субъектов РФ в сфере регулирования ВЭД.
Вместе с тем, на наш взгляд, неоправданно малое значение в решении данного вопроса уделено роли обучения кадров в области международных экономических отношений. Между тем, децентрализация механизма регулирования ВЭД во многом зависит от уровня квалификации и компетентности как сотрудников соответствующих органов управления, так и предприятий – участников ВЭД. В связи с этим целесообразна передача на региональный уровень многих оперативных вопросов, которые не могут решить сами предприятия. Их должно осуществлять, на наш взгляд, не правительство, а специализированные корпорации, консорциумы и т.д., т.е.
посредническое звено управления, относящееся к хозяйстве...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.