На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Повышение эффективности формирования представлений об окружающей среде у дошкольников

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.06.2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Анализ состояния проблемы формирования представлений
об окружающей среде (эколого-географических представлений)
у дошкольников………………………………………………………….
1.1. Сознание как психолого-педагогическая категория………………….
1.2. Роль и место экологических и географических знаний………………
1.3. Цели и задачи формирования представлений об окружающей
среде у дошкольников…………………………………………………..
Глава II. Методика формирования экологического сознания
у дошкольников………………………………………………………..
2.1. Формирование бережного отношения дошкольников к природе……
2.2. Условия формирования экологических знаний……………………….
2.3. Формирование экологического сознания в процессе общения
с дошкольниками………………………………………………………..
2.4. Экологизация знаний об окружающей среде………………………….
Глава III. Экспериментальное исследование…………………………………..
3.1. Организация и результаты педагогического эксперимента…………
3.2. Рекомендации по совершенствованию методики формирования
знаний об окружающей среде.…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………..

.3


.6
.6
11

14

17
17
20

24
28
33
33

53
56
59


ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планете может помочь лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
В основе решения названных проблем лежит экологическое образование и воспитание. Начало этого процесса – раннее детство, когда ребенок, еще не зная ни законов природы, ни экологических норм поведения воспринимает окружающую его среду как реальный объективно существующий мир. Такое восприятие может носить стихийный и целенаправленный характер.
Под стихийным мы понимаем такое восприятие окружающей природной и антропогенной действительности, в которой живет и развивается маленький человек. Целенаправленное восприятие – это умение видеть окружающую среду такой, какой она представляется тем человеком, который руководит восприятием ребенка (родители, воспитатели, учителя).
Научная основа охраны окружающей среды включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками.
Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало исследованы.
Работа в дошкольных образовательных учреждениях дала возможность собрать материал, свидетельствующий об особенностях восприятие окружающей среды детьми 3-6 лет.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью педагогически обоснованной системы восприятия дошкольниками окружающей среды.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически определить формы, методы и средства повышения эффективности формирования представлений об окружающей среде у дошкольников.
Достижение выдвинутой цели потребовало решение следующего ряда задач:
- изучение опыта работы дошкольных учреждений в сфере охраны природы;
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам воспитания и обучения дошкольников в условиях детского сада;
- определение научно-обоснованных подходов к организации систематических наблюдений за природой, необходимых для реализации целей экологического воспитания;
- проведение педагогических экспериментов в детском саду № 93;
- разработка апробации и введения авторских подходов к организации целенаправленного восприятие окружающей среды.
Предметом исследования является деятельность дошкольных учреждений по экологическому воспитанию детей.
Объектом исследования является система целенаправленных восприятий окружающей среды.
Нами использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методических и психологических источников информации;
- анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- педагогический эксперимент.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В системе экологического и природоохранного воспитания дошкольников ведущее место занимает восприятие окружающей среды.
2. Научно обоснованные с психолого-педагогической и методической точек зрения рекомендации могут существенно изменить процесс формирования представлений об окружающей среде в условиях детского сада.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрываются особенности восприятия окружающей среды детьми дошкольного возраста. В ней дается характеристика психологии восприятия окружающей среды. Во втором параграфе показано роль экологических и географических знаний в процессе формирования представлений детей об окружающей среде. В этой же главе выделены основные цели и задачи процесса восприятия окружающей среды дошкольниками.
Во второй главе показана методика формирования экологического сознания у дошкольников. Здесь же раскрыты приемы и методы формирования у детей бережного отношения к природе, а также условия, при которых формируются экологические знания у детей.
Третья глава – это отражение экспериментальных исследований. В ней показана организация и результаты педагогического эксперимента и рекомендации по совершенствованию методики формирования знаний детей об окружающей среде.
В заключении даны общие выводы по дипломной работе.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
(ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
У ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и постепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук — ботаники, зоологии, зоогеографии и других. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе. Историческими предпосылками формирования экологического сознания были нравственные и гуманные отношения людей к природе, особенно к животному миру.
Экологическое сознание — это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание — это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
Но для того, чтобы до конца понять и разобраться, что же такое экологическое сознание, и каким образом его можно формировать у дошкольников, сначала следует, на наш взгляд, уточнить, что же такое сознание вообще.

1.1. Сознание как психолого-педагогическая категория

Сознание — это единство всех психических состояний и свойств человека, как личности. Оно представляет собой чрезвычайно сложный процесс активного отражения и духовного освоения объективной действительности. Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что он отражает. Это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью.
В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает. Человек не только определенным образом относится к объективной действительности. В отличие от животного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир. Это и есть показатель того, что жизнедеятельность человека сознательная. Сознание не добавляется к психике человека, а сама субъективная сторона психики.
Следует отметить следующие важнейшие характеристики сознания. Первая дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знания об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Воображение —строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствуют в настоящее время.
Мышление обеспечивает решение задач путем обобщения знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое разли-
чие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании противопоставления и различения. Он единственный среди живых существ способен осуществить самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формулирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него все необходимые корректировки и т.д. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-либо иным причинам возможности осуществить целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается, как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного компонента. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение объективные и прежде всего общечеловеческие отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания.
Понятие «сознание» употребляется в психологии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше основные его характеристикам. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющейся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к окружающей действительности и на основе этих данных управляет своим поведением. Сознание, будучи общественным продуктом, принадлежит только человеку. Животные сознанием не обладают.
Сознание в широком философском смысле — высшая, специфически человеческая форма активного отражения действительности; в более специальном — понимание человеком окружающего мира, процессов, происходящих в нем, своих действий, мыслей, своего отношения к внешнему миру и к самому себе; предварительное мысленное построение предполагаемых действий и предвидение их результатов.
Сознание имеет сложное системное строение. Оно структурно организовано, и все элементы этой структуры составляют единое целое. Рассмотрение структуры сознания может осуществляться по разным основаниям. Структурными элементами сознания являются ощущения, восприятия, представления, мышление, чувства. Все чувственные формы познания ми мышления тесно связаны со всеми сторонами жизни, с реальными побуждениями, интересами, влечениями мыслящего человека.
В своих действиях дети исходят из потребностей, мотивов, интересов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями. Это и значит, что действуют сознательно.
Ядро сознания — знания. Ощущения, восприятия и представления —это уровень чувственного сознания. Логическое мышление —высший уровень осознания действительности. Это интеллектуальная форма сознания. Сознание проявляется также в форме воли и чувства.
Понимание сознания в материалистической психологии и философии обычно происходит из двух принципов: из признания сознания функцией мозга
и из того, что он есть отражение внешних воздействий.
Классические труды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и их последователей раскрыли рефлекторную природу психики и дали возможность понять сознание, как систему активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира.
Ребенок рождается на свет с определенными анатомо-физиологическими «задатками», которые являются продуктами длительной биологической эволюции, отложившейся в наследственно закрепленных «кодах». Но сами по себе эти задатки не могут привести к возникновению сложных психических способностей. Биологическая наследственность вручает ребенку возможность формирования способности мыслить по-человечески. Но эта способность не спонтанно созревает в процессе индивидуального развития человека, а формируется. Элементарный уровень сознания формируется уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игровой деятельности и общения со взрослыми. В школьном возрасте сознание развивается на основе учебной, общественной, трудовой деятельности, под определяющим вниманием возрастающих требований жизни, коллектива, общества. Именно школа обеспечивает целенаправленное, систематическое, планомерное, разностороннее, содержательное воздействие общества на детей. Вместе с тем, на ребенка огромное влияние оказывает семья и все современные средства информации.
На ранней стадии развития ребенка сознание формируется через чувственно-практическое предметное ощущение. Затем развиваются наглядно-объектные формы сознания ближайшей среды, вслед за ними формируется мышление в понятиях. За непосредственной чувственной деятельностью вещей в мышлении открывается существенная связь явлений. Развивается более высокая форма предметного сознания, с которым связано и развитие самосознания. Формирование сознания и самосознания неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры, с овладением исторически сложившимися социальными нормами поведения, мышления, правилами языка.
Только в процессе обучения и воспитания происходит процесс развития ребенка, формирование его сознания. Первоначально у ребенка сознание имеет простейшее строение. Оно заключается в отражении лишь внешних, поверхностных связей и отношений вещей.
В дальнейшем строение сознания усложняется и образующие сознание познавательные процессы дифференцируются и совершенствуются, образуя сложную структуру, — предметный мир отражается во все более обобщенном и абстрагированном виде, более полно и глубоко.
Развитие сознания выражается в прогрессирующей дифференциации и интеграции психической деятельности, в формировании все более сложных процессов ощущения, восприятия, представлений, мышления, эмоционально-волевой сферы, потребностей, интересов, целей и идеалов. Развитие сознания — это не только обогащение, его содержания, рост числа представлений и понятий об окружающем мире и о самом себе, но и процесс развития сознательности, чувства ответственности. При воспитании необходимо постоянно заботиться не только о последовательности расширения круга осознанных детьми объектов, о формировании у них способности ставить осуществляемые цели, умение предвидеть последствия поступков, но и об умении контролировать и регулировать свои чувства, осуществлять самовоспитание воли и характера, развивать чувство ответственность перед коллективом и самим собой, навыки дисциплинированности и т.п.
Подытожив все сказанное выше, можно сделать следующий вывод: сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянной общении (с помощью языка) с другими людьми. Человек рождается, не имея сознания, но уже имея индивидуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности, его психика развивается и становится сознанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявлено его сознание, но не все могут быть осознанными (психика ребенка): автоматизированные навыки, импульсивные действия и так далее.

1.2. Роль и место экологических и географических знаний

Земля является уникальной среди планет Солнечной системы. В тонком слое (биосфере), где соприкасаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают живые организмы, в том числе и люди. Все живые существа зависят от сохранения цельности биосферы. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может полностью разрушиться. Не исключено, что атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое.
В центре внимания современного человечества стоят проблемы как познания окружающей нас действительности, так и взаимодействия человека с природной средой, экологической устойчивости планеты.
Реализация экологических и географических знаний включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов — как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда
в разрез с этими интересами.
Например, еще несколько лет назад шли споры относительно самого факта антропогенного — вызванного человеком изменения климата. За последнее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0.5оС. Как и было предсказано моделям, так называемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Длительными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивается ежегодно на 1%, углекислого газа — на 0.4%. Углекислый газ «ответственен» примерно за половину парникового эффекта.
Значение экологических и географических знаний можно проиллюстрировать на примере такой реальной экологической угрозы как истощение озонового экрана в стратосфере. Говоря об этом, обычно отмечают знаменитую «озоновую дыру» над Антарктикой. Однако сокращение количества озона в стратосфере происходит и над нашей страной, где оно достигло уже в среднем около 3%. Доказано, что сокращение озона только на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5%. Это означает, что 6 - 9 тыс. человек в нашей стране ежегодно заболевает раком кожи только по этой причине.
Или на примере проблемы пресной воды. Чистой воды у нас не хватает. Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу. Ее можно забрать в каком угодно количестве, ее можно без особого наказания загрязнить. Антиэкономичность в водохозяйственном строительстве оборачивается постоянной трагедией для крупных и мелких регионов.
Еще несколько штрихов современных экологических и географических знаний. Одной из крупных проблем у нас стало загрязнение подземных вод. Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунтовых водах.
Особой экологической проблемой для нашей страны с...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.