На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Правовые аспекты применения упрощенной системы налогообложения

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.06.2012. Страниц: 103. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Правовые аспекты применения упрощенной системы налогообложения

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Целесообразность введения упрощенной системы налогообложения 6
1.2. Основные понятия, применяемые в отношении упрощенной системы налогообложения. Правовые последствия перехода на упрощенную систему налогообложения 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 25
2.1. Объект налогообложения 25
2.2. Налоговая база. Налоговый период. Налоговая ставка 47
2.3. Порядок исчисления и уплаты налога. Сроки уплаты налога 52
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98


ВВЕДЕНИЕ

Закон об упро¬шенной системе налогообложения, учета и отчетности закон не новый. Но и сегодня у налогоплательщиков не перестают возникать вопро¬сы, связанные с данной системой налогообложения.
Упрощённая система налогообложения в её нынешнем виде пользуется большой популярностью у налогоплательщиков.
Значительный рост числа налогоплательщиков, перешедших на упрощёнку, можно объяснить изменившимися (по сравнению с ранее действовавшими) порядком и условиями применения данного режима налогообложения, позволившими не только упростить процедуру перехода налогоплательщиков на эту систему, но и реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузки, а также максимально упростить порядок ведения учета доходов и расходов и сократить объём представляемой ими налоговой отчетности. Также был устранен ряд недостатков правового и методологического характера: для организаций и индивидуальных предпринимателей установлены равные условия налогообложения результатов предпринимательской деятельности; налогоплательщикам предоставлено право выбора объекта налогообложения; уточнен перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы; установлены единые фиксированные ставки единого налога.
Изменения в Налоговом кодексе РФ, действующие с 1 января 2003 года, позволили устранить ряд правовых и методологических недостатков ранее действовавшей системы упрощенного налогообложения, а также существенно снизить уровень ставок единого налога.
Однако, в настоящее время для сферы упрощенного налогообложения характерны и общие недостатки современной российской налоговой системы: отсутствие стабильности норм налогового права, противоречия между актами законодательства о налогах и актами гражданского права, многочисленные ошибки, опечатки, редакционные неточности. Все вышесказанное говорит об актуальность проведения исследования по данной теме.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между субъектами налоговых правоотношений в сфере применения упрощенной системы налогообложения.
Предмет исследования – нормы российского налогового законодательства, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения.
Цель дипломной работы: на основе исследования теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенностей правового регулирования применения упрощенной системы налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть целесообразность введения упрощенной системы в целях поддержки малого предпринимательства.
2. Исследовать механизм правового регулирования применения упрощенной системы налогообложения.
3. Изучить и проанализировать практику применения упрощенной системы налогообложения.
4. Выявить проблемы законодательного характера при применении упрощенной системы налогообложения.
Нормативная база работы состоит из положений Конституция Российской Федерации, действующего налогового законодательства России, Федеральных законов и иных нормативны актов.
Эмпирическую основу работы составили материалы практики Высшего Арбитражного суда РФ и арбитражных судов Федеральных округов России. Важнейшая роль принадлежит руководящим Постановлениям Пленума Высшего Арбитражного суда РФ.
Теоретико-концептуальную базу исследования составили труды таких ученых в области налогового права, как: Андреев И.М., Борисов А.Н., Брызгалин А.В., Гуев А.Н., Игнатов А.В., Козлова О.Л., Петров В.О., Пыхтин С., Cамохвалова Ю.Н., Толкушкин А.В. и многих других. В работе также использованы комментарии к законодательству, монографии и публицистические материалы.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, и включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы, определены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи.
В первой главе раскрыты вопросы введения упрощенной системы в целях поддержки малого предпринимательства.
Во второй главе рассмотрен механизм правового регулирования применения упрощенной системы налогообложения.
В третьей главе проведен анализ проблем законодательного характера при применении упрощенной системы налогообложения.
В заключение сформулированы обобщающие выводы.



ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Целесообразность введения упрощенной системы налогообложения

Развитие малого бизнеса берет свое начало в 90-х гг. прошлого века. Для его существования и развития потребовалась достаточно серьезная поддержка государства, в том числе и в области налогового законодательства. Так, например, в 1991 г. был принят действующий по сей день Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» , который освобождал от уплаты налога на прибыль определенные малые предприятия на первые два года. В последующем принимались многочисленные нормативные акты, предоставляющие льготы предприятиям малого бизнеса.
Значительным шагом в поддержке малого предпринимательства явился Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» . Указанный акт предусматривал особый налоговый режим в отношении доходов малого и среднего бизнеса, который состоял в замене уплаты организацией совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации, а индивидуальные предприниматели, перешедшие на такую систему, вместо налога на доходы от предпринимательской деятельности уплачивали стоимость патента на занятие данной деятельностью, выдаваемый налоговыми органами. Причем численность работников для субъектов, желающих перейти на специальный налоговый режим по договорам гражданско-правового характера, не должна превышать 15 человек, а совокупный доход субъекта налогообложения на момент подачи заявления - 100000 МРОТ. Запрет на применение упрощенного налогового режима устанавливался и для организаций, занятых в производстве подакцизной продукции, для кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. Несмотря на всю значимость принятия указанного нормативного акта, он породил массу вопросов и проблем уже на стадии перехода от общего налогового режима к упрощенной системе налогообложения, не говоря о проблемах, связанных с его непосредственным применением .
Множество проблем и недостатков Федерального закона 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» привели к пересмотру специального налогового режима для малого предпринимательства - с 1 января 2003 г. вступила в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (далее - УСН) Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Эффективность и востребованность новой упрощенной системы, подтверждается количеством добровольно перешедших на УСН организаций.
До 1 января 2003 г. по упрощенной системе в Москве работало около 3 тыс. организаций, или 2% от общего их количества, и 35,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, или немногим более 20% от общего числа зарегистрированных в налоговых органах индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2003 г. после введения гл. 26.2 НК РФ численность организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, резко увеличилась - в 7,7 раза (без учета вновь организованных предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения в течение года, т.е. после 1 января 2003 г.). Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь прирост более скромный - 17% (также без учета вновь зарегистрированных), что можно объяснить меньшей информированностью этой группы плательщиков о преимуществах новой упрощенной системы, их большей консервативностью и осторожностью ко всякого рода новациям и относительно большим количеством индивидуальных предпринимателей, уже работавших по этой системе ранее .
Популярность упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО) возрастает с каждым днем. Компаний, перешедших на эту систему налогообложения, становится все больше. Число «упрощенцев», по данным ФНС России, за 2006 г. выросло на 20% (до 765 тыс.). Поступления в бюджет за 2006 г. от налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, составили 28,9 млрд. руб., на 66% больше чем в 2003 г. Как отмечают многие аналитические издания, их привлекает простота учета и возможность сэкономить на налогах .
Действительно, упрощенная система налогообложения задумывалась в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, а значит, должна носить льготный характер. Об этом не раз заявляли и высшие органы государственной власти. В Бюджетном послании Федеральному Собранию от 24 мая 2005 г. Президент РФ призвал повысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения для малых предприятий, назвав это одним из приоритетов налоговой политики на 2005 - 2006 гг. В результате был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ. Теперь порог, дающий право применять упрощенную систему налогообложения, составляет 15 млн. руб. (ранее - 11 млн. руб.), а оборот, после которого это право теряется, соответственно 20 млн. руб. в год (ранее - 15 млн. руб.).
Переход на УСНО или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется в добровольном порядке. Как указано в ст. 346.11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), применение УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов на прибыль и на имущество организаций, а также ЕСН - единый налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСНО, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них «упрощенка» означает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Так же как и организации, индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.
Для определения наиболее выгодного режима налогообложения, прежде всего, необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов и отдать предпочтение режиму с наименьшей налоговой нагрузкой. Основные факторы налоговой нагрузки при применении УСН и общего режима налогообложения для сравнительного анализа приведены ниже в таблице 1.
Таблица 1
Основные факторы налоговой нагрузки при применении УСН
и общего режима налогообложения
Налоговые обязательства Ставка, % Общий режим УСН
1 2 3 4
Налог на прибыль 24 + -
Налог на имущество 2,2 (max) + -
ЕСН 26 + -
НДС 10; 18 + -
Страховые взносы в ПФР 14 +* +*
НДС, уплачиваемый на таможне 10; 18 +** +**
Обязанности налогового агента + +
ЕН 6; 15 - +
Иные установленные налоги + +
* Страховые взносы в ПФР при общем режиме налогообложения уменьшают размер оплаты по ЕСН, а при УСН они уменьшают размер оплаты по ЕН, но не более чем на 50%.** НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принимается к вычету по НДС при общем режиме налогообложения, а при УСН он включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по ЕН.

Хотя, для определения наиболее выгодного режима налогообложения, прежде всего, необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов, однако целесообразно также сравнить и иные, нередко оказывающие решающее влияние на выбор режима налогообложения, факторы – приведены ниже в таблице 2.
Таблица 2

Факторы Общий режим УСН
1 2 3
Ведение бухгалтерского учета Обязательно в полном объеме Обязательны ведение кассовых операций и бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов; требуется ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов; при переходе на общий режим налогообложения необходимо восстановить бухгалтерский учет
Оформление первичных документов Обязательно в полном объеме Обязательно, если объектом выбраны доходы за вычетом расходов
Ведение налогового учета В рамках бухгалтерского учета – для всех налогов, отдельный учет – для налога на прибыль Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет доходов, и расходов
Налоговая отчетность Отчетность по всем налогам Отчетность только по ЕН, НДФЛ и взносам в ПФР
Доходы Для всех налогов (в основном) – по методу начисления; для НДС – как по отгрузке, так и по оплате Только кассовым методом; авансы включаются в состав доходов
Расходы В бухгалтерском учете – на основании ПБУ 10/99; в налоговом учете – согласно главе 25 НК РФ; расходы определяются методом начисления Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета не обязательно; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст.346.16 НК РФ; расходы определяются кассовым методом
Порядок включения в состав расходов стоимости основных средств (ОС) Путем начисления амортизации: в бухгалтерском учете – согласно ПБУ 6/01; в налоговом учете – согласно ст.258 НК РФ Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН; ОС, приобретенные до перехода на УСН, включаются в состав расходов в значительно более короткие сроки, чем при общем режиме налогообложения
Реализация ОС, приобретенных после перехода на УСН, до истечения 3 лет Негативных последствий не влечет Необходимо пересчитать налоговую базу и дополнительно заплатить налоги и пени
Убыток, полученный до перехода на УСН Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Не уменьшает налогооблагаемую базу по ЕН
Налогообложение дивидендов 33% (24% - налог на прибыль + 9% -НДФЛ) От 12 до 15% (от 3 до 6% - ЕН в зависимости от взносов в ПФР +9% - НДФЛ)
Продолжение таблицы 2
1 2 3
НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) Принимается к вычету НДС При исчислении ЕН включается в состав расходов
Возможность быть плательщиком НДС



Высока доля расходов на оплату труда в общем объеме затрат Актуально, если клиент не работает с населением и по УСН; неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению

Увеличивается размер НДС, уплачиваемый в бюджет; высока доля ЕСН Неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по УСН


Возможно уменьшение оплаты ЕН (до 50%) из-за увеличения доли взносов в ПФР
Пособие по временной нетрудоспособности По установленным нормам выплачивается из средств работодателя и ФСС РФ; сверх нормы может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Если объектом выбраны доходы, то ЕН может быть уменьшен без ограничений на размер выплаченного пособия, превышающего 1 МРОТ

Проанализировав размер налоговой нагрузки по данным за предыдущие налоговые периоды (или на основании прогнозных значений) и влияние иных факторов, можно принять оптимальное решение по выбору налогового режима для организации.
Если организация приняла решение о целесообразности применения УСН, то ей следует выбрать один из двух объектов налогообложения: доходы (первый вариант) или доходы, уменьшенные на величину расходов (второй вариант). В первом варианте налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Во втором варианте налоговая ставка равна 15%, но в этом случае уплачивается минимальный налог. Сумма минимального налога составляет 1% доходов. Минимальный налог уплачивается, только если единый налог меньше суммы минимального налога. При этом необходимо учитывать, что хотя объект налогообложения выбирается налогоплательщиком самостоятельно, он не может им изменяться в течение всего срока применения УСН (ст.346.14 НК РФ)
При выборе варианта УСН (с учетом всего ранее сказанного) необходимо проанализировать сумму подлежащего исчислению единого налога. На величину единого налога непосредственно влияют суммы доходов, расходов, начисленных страховых взносов в ПФР и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.
Единый налог рассчитывается:
- в первом варианте по формуле:
ЕН = Д * 6% - П – Б. (1)
- во втором варианте по формуле:
ЕН = (Д – Р) * 15%, (2)
где: ЕН – единый налог, Д – доходы, Р – расходы, П – сумма начисленных страховых взносов в ПФР, Б – сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (так называемые «больничные»).
Если не учитывать сумму начисленных страховых взносов в ПФР и сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, то приведенная выше формула приобретает вид:
ЕН = Д * 6% = (Д – Р) * 15%, (3)
где Р = Д * 0,6.
Таким образом, если расходы составляют менее 60% уровня доходов, предпочтительнее использовать первый вариант, но если расходы составляют более 60% уровня доходов, то необходимо дополнительно проанализировать влияние суммы начисленных страховых взносов в ПФР и суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности («больничных») на величину единого налога.
Оптимальность выбора той или иной системы налогообложения можно определить только по фактически полученным показателям деятельности организации (с учетом влияния всех факторов).
Кроме того, думается, необходимо иметь в виду, что налогоплательщик считается перешедшим с применения УСН на применение общего режима налогообложения, если по итогам налогового (отчетного) периода имеет место хотя бы одно из условий, как то:
- доход организации превышает 20 млн. руб.;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.;
- доля непосредственного участия других организаций в капитале налогоплательщика составляет более 25% (кроме общественных организаций инвалидов);
- средняя численность работников превышает 100 человек.
Как видим, перечисленные выше ограничения могут существенным образом влиять на перспективы развития применяющей УСН организации, оказывая сдерживающее воздействие, что при прочих равных условиях само по себе является негативным фактором.
Причем, следует иметь в виду также следующие обстоятельства:
- переход с применением УСН на применение на общий режим налогообложения осуществляется с начала того квартала, в котором было допущено соответствующее превышение;
- налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН, но не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН;
- отказаться от применения УСН можно и в добровольном порядке, но только с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором организация предполагает перейти на общий режим налогообложения.
Плательщиками ЕН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Ограничения на применение организациями УСН установлены ст.346.12 НК РФ.
Для организаций, желающих применять УСН, НК РФ определен заявительный порядок, согласно которому налогоплательщик подает в налоговый орган по месту своего нахождения заявление о переходе на УСН в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого он переходит на УСН. Вновь созданные организации могут применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации, если они подали заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Таким образом, упрощенная система налогообложения представляет собой специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты четырех видов налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Налоги, подлежащие замене, суть следующие:
- налог на прибыль организаций, а для индивидуальных предпринимателей - налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- налог на имущество организаций, а для индивидуальных предпринимателей - налог на имущество физических лиц, установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единый социальный налог (за исключением страховых взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 14% от фонда оплаты труда);
- налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Говоря о налоге на добавленную стоимость (далее - НДС), следует упомянуть некоторые особенности, связанные с его применением индивидуальным предпринимателем, использующим УСН. Во-первых, в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, добровольно выставляющий покупателям счет-фактуру с выделенным НДС, обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС, указанный в соответствующем счете-фактуре . Во-вторых, индивидуальный предприниматель, экспортирующий товары, применяющий УСН, не вправе получать возмещение по налоговым вычетам на основании деклараций, представленных в налоговый орган, в силу того, что он не должен подавать декларации по НДС, в том числе и по ставке 0% .
Иные налоги уплачиваются при применении УСН в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, сохраняется и действующий порядок ведения кассовых операций (регламентируемый Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Порядком ведения кассовых операций, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40), и порядок представления статистической отчетности (регламентируемый Постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154 «Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений»).
Налогоплательщиками УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . Новая УСН расширила по сравнению с Федеральным законом 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» круг субъектов налогообложения.
В определении организаций, которые могут применять УСН, законодатель исходил из положений ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» , что, безусловно, разумно и логично, ведь УСН - это средство развития малого предпринимательства.

1.2. Основные понятия, применяемые в отношении упрощенной системы налогообложения. Правовые последствия перехода на упрощенную систему налогообложения

Рассмотрим основные понятия, применяемые в отношении упрощенной системы налогообложения. В НК РФ впервые использовано понятие «общий режим налогообложения» («общая система налогообложения»), означающее режим налогообложения, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанности по уплате всех видов налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством РФ о налогах и сборах.
До вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» специальным налоговым режимом признавался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, которые установлены НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определялись в порядке, предусмотренном НК РФ.
К специальным налоговым режимам относились:
- УСН субъектов малого предпринимательства;
- система налогообложения в свободных экономических зонах;
- система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции (см. ст. 18 НК РФ в ред., действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ).
В 2004 г. в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» актами законодательства РФ о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии, с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной ст. 19 - 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 18 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ (Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ в части внесения изменений в ст. 18 НК РФ вступил в силу с 1 января 2005 г.) специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 «Федеральные налоги и сборы» НК РФ. В НК РФ определяется порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 НК РФ.
К специальным налоговым режимам относятся (см. п. 2 ст. 18 НК РФ):
-система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН);
-упрощенная система налогообложения (УСН);
-система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
-система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).
УСН может применяться наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах:
- организациями;
- индивидуальными предпринимателями.
«Организация» - понятие, используемое в НК РФ, схожее с термином гражданского законодательства «юридическое лицо», но имеющее определенные отличия. По НК РФ организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (ст. 50 ГК РФ).
До введения в действие Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вступил в силу с 1 января 2004 г.) под индивидуальным предпринимателем понималось физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям приравнивались также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п. 2 ст. 11 НК РФ в ред., действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
До введения в действие части первой НК РФ в актах законодательства о налогах и сборах РФ использовалось схожее понятие «предприниматель без образования юридического лица» (ПБОЮЛ).
Физическое лицо - термин законодательства о налогах и сборах, объединяющий следующие категории налогоплательщиков: граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Физическое лицо в гражданском праве - термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.
В НК РФ и других актах законодательства о налогах и сборах в зависимости от контекста термин «лица (лицо)» может означать организацию и (или) физическое лицо.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства (см. ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ).
Гражданами Российской Федерации являются (ст. 5 указанного Федерального закона): а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».
Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом (см. ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).
Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию (см. ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).
Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. Наименование документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, принимаемых в качестве доказательства принадлежности к гражданству того или иного государства, приведено в приложении к формам №№ 1-НДФЛ и 2-НДФЛ (Справочник «Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика»), утвержденным приказом МНС России.
Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
При применении УСН организациями уплата единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, заменяет уплату:
- налога на прибыль организаций;
- налога на имущество организаций;
- единого социального налога.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Применение УСН индивидуальными предпринимателями и уплата ими единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, предусматривает замену уплаты следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие:
- порядок ведения кассовых операций;
- порядок представления статистической отчетности.
Порядок ведения кассовых операций приведен в письме ЦБ РФ «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.1993 № 18 (Порядок утвержден решением совета директоров ЦБ РФ).
Кроме того, налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением ККТ, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Налоговый агент - термин, используемый в законодательстве о налогах и сборах РФ и налоговых законодательствах ряда стран. В Российской Федерации термин «налоговый агент» означает лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ (ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Переход на упрощенную систему - серьезный и важный шаг, поэтому прежде, чем идти в налоговую инспекцию с заявлением, нужно обстоятельно взвесить все «за» и «против» под страхом возможности наступления следующих последствий .
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не вправе до окончания налогового периода, которым признается календарный год (с 1 января по 31 декабря), перейти на общий режим налогообложения, кроме случаев, когда по итогам налогового или отчетного периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика - организации, превысит 100 млн. руб.; такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Указанное правило перестает действовать с начала нового календарного года. В этом случае для перехода на общую систему налогообложения налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.