На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 18.06.2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся

Побуждать школьников к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать их познавательные интересы - значит, создавать благоприятные возможности для развития самостоятельности и активности учащихся. Активное отношение человека к знаниям, к науке вообще, к деятельности составляет существенную часть духовного богатства человека.
Умение самостоятельно работать - одна из важнейших черт человека в обществе. Творческий человек в любое дело должен вносить необходимую инициативу, организованность и самостоятельность.
Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретаемых знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства её достижения, планировать свою работу.
Рассмотрим, как определяются понятия «развитие личности», «самостоятельность» в философской и психологической литературе.
Современная философия рассматривает личность как целостное образование, которое формируется под воздействием производственных отношений, среды, деятельности и общения. В философском словаре, по интересующей нас проблеме, имеются соответствующие понятия и категории:
«...Каждый индивид как Личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания... Социологические и психологические исследования, рассматривающие личность в развитии на всем протяжении ее жизненного пути, показывают, с одной стороны, ее устойчивость, а с другой - пластичность и способность к самоизменению Это имеет важное значение для этики, педагогики и других наук, а также для практики воспитания...» [172. С.315].
«Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение...В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава и структуры...». «Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания...» [172. С.537].
«...Категория качества выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности» [172. С.255].
«Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности... Оно тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления» [172. С.566].
«Самодвижение находит свое выражение преимущественно в открытых и целостных системах, в которых осуществляется не просто самодвижение, а саморазвитие (т.е. самодвижение, сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации). Саморазвитие и самодвижение — неотъемлемые моменты диалектико-материалистической концепции развития, которая «...дает ключ к «самодвижению» всего сущего...» и является «условием познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни...» [172. С.565].
«...Процессы саморазвития выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов саморазвития - их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды...» [172. С.565].
«Свобода - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей..., выбирает..., принимает решения со знанием дела» [172. С.569].
Личность - это человеческая индивидуальность, как говорит Э.В. Ивленков, которую путать с индивидуальностью биологической никак не следует. Биологическая индивидуальность становится человеческой только в результате и в процессе «производственной обработки» и «самообработки», т.е. воспитания, обучения, собственного более-менее активного и сознательного участия в жизни человечества. Каждый из нас включен в «ансамбль всех общественных отношений» еще до рождения, в эмбриональный период, поскольку поэтому социальные факторы действуют на нас и детерминируют нашу жизнь прямо-таки с момента зачатия, постольку мы уже с самого начала участники «ансамбля всех общественных отношений, но до поры до времени бессознательные участники, такие же, как все животные, так или иначе вовлеченные человечеством в его деятельность. Следовательно, стоит сделать еще одну оговорку: личностью приходится признать не всякого участника «ансамбля всех общественных отношений», а только активного, более-менее сознательного участника. Но что это будет за участник, может быть, в немалой степени предопределено социальными факторами еще до появления участника на свет. Э.В.Ивленков настаивал на том, что талантливыми не рождаются, а становятся, и если становятся не все, то не вследствие несправедливости природы-матушки, а вследствие безответственности и прочих несовершенств общества-батюшки, превращающего талант в привилегию для двадцати или даже для шести процентов своих членов. Дело не в достоверности «статистики талантливости»...Дело в нашей собственной ответственности за этот факт (как именно включается ребенок в «ансамбль всех общественных отношений», что именно представляет собой этот «ансамбль» и какие именно личности получаются при включении в него). Проблема не в соотношении биологического и социального, а в мере ответственности людей за себя и друг за друга [71].
Детскую активность надо формировать, а значит формировать способность к саморазвитию в смысле самосозидания, самотворчества, на первых порах бессознательного, стихийного. Из ребенка ничего нельзя «вылепить» именно потому, что ребенок «лепит» себя сам, своими собственными усилиями, пусть и спровоцированными, направляемыми руководимыми педагогами. Это и есть саморазвитие. Сначала провоцируемое и направляемое, а затем, возможно, и сознательное. Но в любой отдельно взятый момент ребенок - субъект собственного развития, а не объект воздействий, якобы безразличный к тому, кто и как на него «воздействует», кто и как его «лепит». Ребенок — сотрудник взрослого, пусть до поры до времени и невольный... Ребенок, опредмечивая (интериоризируя) культуру в себе, тут же распредмечивает (экстериоризирует) себя в новом, более высоком качестве своей личности, на новом, более высоком уровне саморазвития, с которого только и возможно дальнейшее движение. Это движение не отменяет необходимости руководства, наоборот, предполагает его; но в том-то и дело, что ребенок сам движется под направляющим руководством. Ребенок всегда соучастник, сотрудник, главный союзник взрослого руководителя, без обращения к собственной активности которого какое бы то ни было «руководство» невозможно - просто нечем «руководить» [71].
Вообще, в полном соответствии с основными законами диалектики, противоположности предполагают друг друга, превращаются друг в друга, осуществляются, реализуются друг через друга. Одно возможно только благодаря другому...: и провоцирование с руководством, и собственные попытки; и развитие и саморазвитие; и интериоризация, и экстериоризация; и опредмечивание, воплощение, и распредмечивание; и раскрытие, и самораскрытие,- но не того, что заложено в «генах папы и мамы», а того, что заложено в совместно разделенной деятельности (которую, подчеркивая, что «дозируется» именно взрослая активность, именно « руководство». «Сначала взрослая активность равна единице, в конце - нулю; сначала детская активность равна нулю, в конце — единице» [71].
Личность, в трудах Карла Маркса, исходя из концепции человека, понимается как органичная система. И эта органичная система изначально задана противоречием «индивид — род». Разрешение этого исходного противоречия посредством деятельности и рефлексии приводит к саморазвитию личности, к тому, «что и практически, и теоретически он (человек) делает своим предметом род - как свой собственный, так и прочих вещей..., что он относится к самому себе... как существу универсальному и потому свободному». Но прежде деятельности, прежде рефлексии исходное противоречие задает формирование потребностей, наличие, напряжение и динамика которых указывают нам на само наличие противоречия. Прежде всего, стало очевидным, что побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит её удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. Внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту, которую они удовлетворили в предшествующем опыте человека. Существенной потребностью, определяющей становление индивида как личности, является потребность человека в самоосуществлении и самосовершенствовании, потребность в универсальности. Личность развивается в процессе собственной активной деятельности [120].
Ребенок есть индивид (организм), несущий в себе лишь потенции стать личностью. И только другие люди через деятельность, связующую ребенка с ними, образуют второй элемент системы («индивид-род»), который и определяет развитие индивида в личность. Другими словами, достичь универсальности личность может, только освоив универсум деятельности. Именно в деятельности (и рефлексии как деятельности особого рода -внутренней, теоретической, имеющей дело с образами и понятиями) находит свое разрешение исходное противоречие и происходит развитие личности.
Возникновение же самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к её распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активного и непрекращающегося совершенствования личности [120].
Следовательно, полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом.
Понятие «деятельность» многозначно. В обычном словоупотреблении «деятельность» понимается как всякого рода практическая активность человека; это значение закрепляют толковые словари: деятельность есть «работа, занятие в какой-либо области»...В книге «Человеческая деятельность» М.С.Каган пишет: «под деятельностью следует понимать способ существования человека и соответственно его самого правомерно определить как действующее существо...» [73].
Отсюда следует, что деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное. «Процесс развития общества будет выражаться в безостановочном развитии человеческой деятельности как вширь, так и вглубь и что грядущее общество будет приводить деятельность людей в полное соответствие со своими меняющимися нуждами» [73]. Для Карла Маркса деятельность в ее исходной и основной форме - это чувственная, практическая деятельность реального, конкретного человека. Но деятельность — это и «процесс, несущий в себе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику, являющуюся необходимым моментом собственного движения деятельности, её развития» [101]. И в то же время деятельность, исходная для построения целостной системы психологии, - категория, выражающая существенные связи развивающейся деятельности, такая же гибкая и подвижная, как отражаемые ею явления. Индивид входит в систему деятельности, в которой он формируется, развивается в личность, т.е. становится субъектом деятельности, её основным рефлексирующим моментом, носителем всех специфических свойств деятельности и её целостности.
Таким образом, исходное противоречие «индивид-род» порождает не только систему личности, но и систему деятельности, взаимные переходы которых и составляют развитие личности и порождение новых видов д...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.