На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Экологическое мировоззрение как компонент экологического образования

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 18.06.2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Экологическое мировоззрение как компонент экологического образования

Как известно, экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с обострением экологического кризиса, в котором имеют место существенные противоречия во взаимоотношениях общества и природы, стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. Экологическое образование, как одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, стало актуальным во всём мире. Современная экология, на наш взгляд, больше чем любая другая область знаний отражает реальное состояние окружающей среды. Угроза экологического кризиса в последние десятилетия связана не только с ростом технической мощи общества, но и является следствием нарушения человеком основных законов саморазвития природных процессов. Антропогенное воздействие выражается в человеческом эгоцентризме, неумении мыслить глобально при локальных действиях.
Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней часто обращались крупнейшие мыслители прошлого, последователи различных философских направлений и школ. В истории философских и педагогических идей, системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного единства. Идеи сопричастности человека всеобщему порядку космоса проходят через всю историю философской мысли. Уже в древности они получили классическую форму выражения - в трактовке соотношения человека и природы как микрокосмоса и макрокосмоса. В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество человека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом. Космологическая культура античности рассматривала мир как Космос, как законченное и прекрасное целое, имеющее определенные границы, элементы мира, как естественные организмы, образующие космическую гармонию. У древнегреческих философов понятием Космоса охватывалась вся доступная человеческому разуму природа. При этом космос противопоставлялся хаосу и трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Впервые сочетание "микрокосмос" ("человек - это малый мир") встречается у древнегреческого философа Демокрита [Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. - М.: Пед. об-во России, 1998. - С. 336]. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с космосом, природой. Таким образом, античное сознание устраняло противопоставление человека и природы. Чем естественнее жизнь человека, тем ближе она к природе; само тело человека принадлежит природе (эпикурейцы). Естественно то, что разумно, ибо разумна сама природа с её космической необходимостью; разумом человек связан с природой (стоики).
Хотя в философских представлениях древнего греко-римского мира господствовала нравственная концепция природы, в рамках которой человек понимался и как часть природы, и как привилегированное, выделенное из нее существо, тем не менее, эта концепция не спасла человечество от экологических проблем. Нравственное отношение человека к природе было ограничено средствами его труда. Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами. Эта модель и определяла особенности средневековой эпохи.
В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие: специфическое средневековое понимание Вселенной, где высшая сила выступает главным мировым творческим разумом - вмешательство человека в божественное дело было недопустимо.
Культура Возрождения возвращается к истокам античности и раннему христианству. Мир объясняется из него самого, без Бога и сверхъестественных сил. Центральным событием новой модели мира становится человек. Это означало фактический переход из бытия культуры в состояние цивилизации. Эпоха Возрождения, освобождая человека от религиозных догм, способствовала утверждению примата человека над природой, который послужил идеологической основой усилившегося давления на природу и дошел до наших дней. Возрождение выдвигает положение доступности человеческому познанию всех явлений и закономерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в соответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельности. Человек предстает центром мироздания. Природа отходит на задний план, становится фоном.
В Новое время Ф. Бэконом выдвигается девиз «знание - сила». Р. Декартом утверждается абсолютная ценность человеческого разума, провозглашается призыв стать хозяевами и властителями природы путем познания и овладения ее силами и действиями. Французское Просвещение в лице Ж.-Ж. Руссо (1762 г.) устанавливает два уровня взаимодействия человека и природы. На уровне отдельного индивида человек гармонично связан с природой. Ж.-Ж. Руссо противопоставлял культуре цивилизацию, которая выступала как утверждение принципиально иной модели мира - модели, в которой главным событием выступает человек. Стремление к цивилизованным ценностям, по мнению Руссо, губит человека, разрушая его естественность. Поэтому задачу культуры и образования он видел в возвращении человека и общества в природное бытие, "назад к природе". Уроки с детьми в природе он называл "уроками космографии". Цивилизация же, по мнению Руссо, противоречит сущности природы и человека, ибо она "искусственно" порождается историей человека [Антология педагогической мысли России второй половины XVIII века. - М., 1990. - С. 198].
Уже в те времена было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о неотделимости их друг от друга. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы помимо Ж.-Ж. Руссо подчеркивали и такие великие педагоги как Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому был уверен, что не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания разностороннее и гармоничное развитие природных сил ребенка. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, он считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил [Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2-х т. - М., Педагогика, 1981.- С. 107].
В истории педагогики многие исследователи также придавали огромное значение принципу природосообразности, где природа выступала ведущим фактором образования и воспитания. Еще в XVII веке Я.А. Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз: "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Принцип природосообразности воспитания, по мнению Я.А. Коменского, предполагает необходимость изучения законов природы в социокультурной среде ребенка [Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М., Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 268].
Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М., Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 328]. Я.А. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем во...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.