На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка теория гостударства и права

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Предмет: Право. Добавлен: 18.06.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Основы теории государства н права


1. Государство и право, их роль в жизни общества
2, Теории происхождения государства и права.
3, Понятие государства и его основные признаки.
4. Понятие и классификация функций государства.
5 Место государства в политической системе общества
6, Понятие формы правления. Виды форм правления
7, Понятие формы государственного устройства. Виды форм государственного устройства.
8, Политические режимы и их виды
9 Гражданское общество как основное условие существования правового государства
10. Возникновение и развитие теории правового государства
11. Понятие правового государства и его принципы.
12. Основные признаки правового государства.
13. Место и роль права в системе социальных норм. Право и мораль. Право и религия
14. Право как регулятор общественных отношений: понятие, признаки, функции.
15. Форма и источники права
16. Характеристика источников российского права
17. Сравнительная характеристика основных правовых систем
Введение
6
Понятие формы государства
Форма государства — совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.
Форма государства — это достаточно древняя категория госу- дарствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «государственный режим характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.
Таким образом, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Основными видами формы правления являются монархия и республика.
Форма государственного устройства — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимодействие между государством в целом и его со-ставными частями.
Основные виды формы государственного устройства: унитарное (простое) государство, федерация и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств.
Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется госу-дарственная власть. Причем это составная часть политического режима.
Основные виды государственного режима — абсолютизм, ограниченный дуализм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.

1
Государство и право: их роль в жизни общества

Под государством понимается основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.

Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:
• защиты существующего государственного строя;
• поддержания в обществе стабильности и порядка;
• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
• регулирования экономики;
• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — социальной, культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т. д.
• защиты интересов государства на международной арене;
• обороны страны и др.
Закон нужен прежде всего слабому против сильного, мирному против вооружённого, желающему зарабатывать честно против вора, преступника и обманщика. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Закон вводит жизнь в управляемое русло


17
Модели правовой государственности в современном мире
Формирование правового государства — процесс государственно-правового развития, в ходе которого утверждаются идеалы демократии, справедливости и прогресса. Однако жизненные реалии и идеалы не всегда совпадают, что делает данный процесс сложным и противоречивым. В России он кроме того отягощен еще деформациями прошлого и трудностями переходного периода. Эти моменты настоятельно требуют учитывать опыт зарубежных стран.
На современном этапе в мире утвердились две модели правовой государственности. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства. Германской юриспруденции свойственно интерпретировать право, свободу, государство как некие неразрывные категории. Эта модель правового государства содержит в себе огромный либеральный потенциал. Если немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка, то англо-американская модель предполагает огра-ниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью. Причем громадную роль в рамках этой модели играет суд, являющийся своеобразным буфером между индивидом и властью. Здесь в общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автономности и неза-висимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных структур, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его важным гарантом прав человека.
Англо-американская модель демонстрирует очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая несмотря на свою сложность является надежным гарантом против произвола властей. Несмотря на некоторые слабые стороны эта модель имеет непреходящее гуманистическое значение.


23
Виды норм права
Между правовыми нормами существует своего рода разделение труда, они специализированы на выполнении какой-то одной юридической операции. В связи с этим особое значение приобретает деление правых норм на виды.
1) Главным является деление норм права по функциям права на регулятивные и охранительные.
Регулятивная норма определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия.
Охранительная норма определяет условия применения к субъекту государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих норм.
В свою очередь регулятивные нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы определяют права участников общественных отношений. Обязывающие нормы возлагают на субъектов права обязанности по совершению каких-либо положительных действий. Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздержаться от недозволенных действий.
2) С делением норм права на обязывающие, запрещающие и уп-равомочивающие связано деление норм права по методам правового регулирования на диспозитивные и императивные.
Диспозитивные нормы в целом совпадают с управомочивающими, так как предоставляют сторонам регулируемого отношения возможность самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Диспозитивные нормы, именуемые еще «восполнительными», характерны для частного права — той области права, где регулирование осуществляется прежде всего самими субъектами права.
Диспозитивным противопоставляются императивные нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права. Они совпадают с обязывающими и запрещающими.
3) Помимо вышеуказанных классификаций нормы права могут быть поделены в соответствии с отраслевой принадлежностью на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д. права.
4) В соответствии с характером правовых норм они подразделяются на материальные и процессуальные.
5) Наконец, выделяют специализированные нормы, к которым относятся дефинитивные (нормы-определения), определяющие юридические понятия (преступление, ценная бумага и т. д.); нормы-принципы, вводящие основополагающие начала правового регулирования, например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ); поощрительные нормы (например, правила выплаты премий).
К специализированным нормам относятся и коллизионные нормы. О них следует сказать особо.
Правовая коллизия — это взаимное несоответствие правовых норм, регулирующих одинаковые общественные отношения. В ряде случаев, когда наблюдается такое несоответствие, нормы предпочитают сохранить, «связав» их между собой так, чтобы в случаях противоречий действовал юридический механизм.
Наиболее оправданным и эффективным средством являются коллизионные нормы, которые давно применяются в международном частном праве для разрешения коллизионных ситуаций.
Коллизионная норма отличается от традиционных норм права. В ней есть два структурных элемента — «объем» и «привязка». Объем коллизионной нормы отражает содержащееся в ней указание отношений, на которые норма распространяется. Привязка содержат указание на конкретный вид источника права, подлежащий применению.
Например: «Если.международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (Конституция РФ, ст. 15).


11
10.2. Правовое государство: понятие и принципы
На современном этапе правовое государство понимается как наиболее развитая, надежная и адекватная форма сочетания государственных и юридических гарантий реальности прав индивидов, объединений, социальных групп и государства в рамках общего правопорядка.
Правовое государство — это многомерный развивающийся процесс, имеющий социально-экономические, политические, духовные основы. В экономической среде основу развития правового государства составляют рыночные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности, равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие, реализуется правовое на-чало государственности.
Правовое государство — это одновременно и социальное государство, которое стремится к рациональному и равноправному распределению благ, а равно как и тягот среди населения. И в социальной сфере основу правого государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан.
Основу правового государства в духовной сфере образуют об-щечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы, чести и достоинства личности.
Основой правового государства в сфере политики является су-веренность государства с воплощением в ней суверенитета народа, наций и народностей, населяющих страну. При этом именно идея народного суверенитета является главной составляющей правового государства. Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство права, поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти.
Приоритет права означает: а) разрешение вопросов общественной и государственной жизни с позиции прежде всего конституционного закона; б) соединение общечеловеческих, нравственноправовых ценностей (гуманизма, справедливости и др.), формально-регулятивных ценностей права (нормативности, равенства всех перед законом, общеобязательности) и легитимнопубличной власти общества; в) необходимость идеологически- правового обоснования решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для действия права форм и процедур (конституций и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).
Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека — это квинтэс-сенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределы которой вмешательство государства недопустимо. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих предписаний. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.
К числу иных важных признаков правового государства можно отнести наличие институтов политической демократии; верховенство и прямое действие конституционного закона; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; соответствие законов праву; утверждение правосудия как одного из средств обеспечения правовой государствен ности.
В структурно-организационном плане правовое государство предполагает надлежащее разделение сфер деятельности, функций и компетенции между различными государственными органами, т. е. все, что по давней юридической традиции именуется концепцией разделения властей. Здесь речь идет прежде всего о разделении единой государственной власти на три ветви — законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (суд), каждая из которых имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; но ветви власти взаимодействуют между собой, образуя единый политический организм, функционирующий на благо народа.
Принцип разделения властей в его организационно-правовом плане предполагает закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок законодательства. Законодатель в своих действиях ограничивается самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В системе противовесов важную роль призван играть глава государства, имеющий право применить отлагательное вето, а при необходимости назначить досрочные выборы.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, скажем, запреты на принятие ведомственных актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законодательством. Сюда можно отнести также вотум недоверия правительству, а в отношении президента — процедуру импичмента.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, закрепленные в Конституции (презумпция невиновности), право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса). Развернутые гарантии правосудия содержатся в процессуальном законодательстве. Фиксируются правоограничения, запрещающие осуществлять функции, принадлежащие по закону другим органам. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать любые ан-тиконституционные акты.
В системном единстве разделенных «властей» суверенитет государства находит свое наиболее адекватное организационное воплощение. Кроме того, разделение властей — это и показатель развитости права и государства, и организационное выражение правового характера государства, и необходимая предпосылка для правовой законности и режима господства права. Без надлежащего разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.
Высокое социальное назначение, а следовательно, и конечная цель теории и практики правового государства состоят в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвластными как субъектами права, в признании и гарантированности равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это составная, существенная часть объективно складывающегося в данном обществе права, соблюдение которого является юридической обязанностью всех, прежде всего публичной власти и ее представителей.
Правовое государство — это политике-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма, верховенства закона, гражданского (социального) согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека (гражданина), взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка.

21
Правотворчество: понятие, принципы, виды
Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых принципами правотворчества и определяющих существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм, означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа.
Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности принятия актов.
В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.
В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений.
В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей грамотности при подготовке и принятии законопроектов.
В-шестых, исполнимость или учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
В-седъмых, планирование, т. е. четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени.
В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции, или правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.
Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в появлении права (правообра- зовании). О нем говорилось в третьей главе.
Во втором случае имеется в виду процесс развития уже существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется как правотворчество.
Таким образом, правотворчество — это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в обществе правил поведения.
Правотворчество может быть определенным образом типологизировано. Для этого выделяют несколько оснований.
1) По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъ- ектным и полисубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой правления в государстве. При полисубъект- ном правотворчестве разработка и принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Такой является работа парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке прецедентов. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия. Например, издание президентом страны указов.
2) По характеру полномочий правотворчество может быть непос-редственным и делегированным.
Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность — основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент, монарх, суды).
Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению, которое может иметь императивный или диспозитивный характер.
Императивное (повелевающее) разрешение на правотворчество основано на принципе «все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество, делегированное в императивном порядке, как правило, является моносубъектным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы, оставляя при этом свободу усмотрения) разрешение на правотворчество основано на принци-пе «все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».
Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления).
3) По юридической силе принимаемых актов выделяют законо-творчество и подзаконное нормотворчество.
Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативно-правовые акты мини-стерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. С этой проблемой сталкиваются многие страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки. Россия не является исключением.
Главная причина такого положения — падение регулирующего воздействия законов — заключается в возрастании роли органов исполнительной власти при разрешении общественных проблем, в снижении значения парламента и органов местного самоуправления на фоне растущей комфортабельности и цилизованности жизни или, наоборот на фоне нищеты и диктатуры бюрократического аппарата
18
Правовая система Российской Федерации
Для последнего десятилетия XX в. самым значительным в развитии основных правовых систем современности является почти полное исчезновение с юридической карты мира социалистического типа права. Одна из главных тенденций развития права в постсоциалистических странах — сближение с другими правовыми семьями. Применительно к России эта особенность проявля-ется в сближении российского права с романо-германской правовой семьей. Если переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности предопределил быстрое развитие институтов частного права, то формирование правовой государственности и политический плюрализм обусловили развитие публичного права.
В международно-правовом плане включение России в «общее европейское правовое пространство», в «Европу правовых государств» стало одним из важных условий развития российского права в русле мировых тенденций правового развития.
В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. Это, с одной стороны, исключе
ние из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного, а с другой — появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права (например, торговое право и т. д.).
По своим основным юридическим классификационным признакам российское право всегда относилось к романо-германской правовой семье и продолжает оставаться таковым. Об этом свидетельствуют кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства.
Глубокие экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни открыли широкие возможности к сближению российского права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию.
Возникновение частного и публичного права в России значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества.
Это нашло свое отражение в следующих направлениях в области частного права:
1) в признании многообразия форм собственности и определя-ющего значения частной собственности. Развитие отношений собственности, и прежде всего частной, приводит к возрождению частного права в России;
2) в развитии и создании юридических основ свободного пред-принимательства. Рыночные отношения, т. е. имущественные, товарно-денежные отношения плюс налоговые, финансовые, трудовые, социальные и другие, являются важнейшим источником частного права в России в материальном смысле;
3) в появлении ряда ранее отсутствовавших институтов торгового права.
В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:
1) конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;
2) конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;
3) введение и развитие судебного конституционного контроля.
Благодаря этим и другим новейшим тенденциям традиционная
близость русского дореволюционного и современного российского права к романо-германской правовой семье становится существенным фактором, способствующим сближению рассматриваемых правовых моделей.
Видимо, все это будет предопределять особенности и приоритеты развития российской правовой системы в XXI в.
Интегрирование России в европейские юридические процессы, утверждение примата международного права ведут к тому, что в национальной правовой системе растет число единообразных норм и стандартов. Несмотря на это, правовое развитие России происходит преимущественно путем изменений национального права. При этом законодатель обращается не только к юридическому опыту романо-германской правовой семьи, но и к англо-амери-канским правовым моделям. Заслуживает, в частности, особого рассмотрения вопрос о возможности использования в определенных пределах принципа прецедента. Однако, как правило, институты англо-американского права плохо вписываются в романогерманскую правовую систему.
Романо-германская правовая семья дает России не только исторически оправданный и упрочивавшийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из признания общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.


30
Правоотношения. Понятия, структура и виды.
Одна из ближайших целей органа, издающего правовые нормы, состоит в наделении участников общественных отношений правами и обязанностями, установлении между ними определенных связей. В результате издания нормативных актов часто возникают новые общественные отношения, но даже те, что существовали до принятия каких-то норм, поскольку стали предметом правового регулирования, приобретают новое качество. Именно в этой плоскости ставится вопрос о правовых отношениях.Правовые отношения — это особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенными взаимно корреспондирующими (связанными) правами и юридическими обязанностями.
Правовые отношения — это своеобразная форма или даже модель фактических общественных отношений. Отождествлять те и другие не следует. Например, супруги, состоящие в зарегистрированном браке, могут не поддерживать между собой никаких фактических отношений и жить в разных городах и странах, но правовые отношения от этого не рвутся. В юридической связи они продолжают пребывать, что влечет за собой определенные последствия.
Правовые отношения призваны определять поведение определенных сторон и тем самым конкретизировать государственную волю, выраженную в правовых нормах. На основе норм права и в полном соответствии с ними посредством правоотношений вносится элемент упорядоченности в реальные общественные отношения.
Правовые отношения в своей совокупности и в реальном воплощении составляют правовой порядок общества. Поэтому для надлежащей правовой ориентации гражданину полезно иметь представление не только о действующих в обществе правовых нормах, но и о тех отношениях, которые складываются на основе нормативных предписаний.
Каждое правоотношение может быть охарактеризовано по его составу:
субъекты правоотношений — граждане (физические лица), должностные лица, органы, учреждения, организации;
содержание правоотношений, которое составляют субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношений;
объекты правоотношений, т.е. фактические действия (поступки) сторон, на которые направлено содержание правоотношений и с проведением которых правоотношение прекращается.
Так же как и нормы права, правоотношения подразделяются по отраслевому признаку: конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. Принадлежность правоотношения к тому или другому виду обу-словливает специфику его состава. В последующих главах учебника будут охарактеризованы основания возникновения, содержание, объекты правоотношений и их участники в той или другой отрасли права. Здесь же обратим внимание на три понятия, относящиеся к любым правоотношениям: правосубъектность, правоспособность и дееспособность.
Правосубъектность означает признаваемую государством чью-либо способность выступать в качестве носителя субъективных прав и юридических обязанностей и, следовательно, в качестве стороны правового отношения. Правосубъектность включает в себя правовой статус субъекта права, его правоспособность и дееспособность.
Правовой статус — это вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права.
Правоспособность — способность субъекта быть носителем прав и обязанностей в конкретных правоотношениях.
Дееспособность — способность физического лица своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.
Применительно к организациям, а иногда и по отношению к гражданам (вступить в брак, избирать и быть избранными и т.п.) правоспособность и дееспособность неразделимы.

.............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.