На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Принципы территориальной целостности и нерушимости границ

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 20.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 85. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Глава 1. История зарождения принципов территориальной целостности и нерушимости границ
Глава 2. Сущность и содержание принципов территориальной целостности и нерушимости границ
Глава 3. Современное регулирование принципов территориальной целостности и нерушимости границ
Заключение
Литература


ВВЕДЕНИЕ

Территориальные вопросы всегда относились к числу наиболее острых проблем международного права, которые вызывают споры и конфликты между государствами. Эти вопросы непосредственно связаны с установлением суверенной власти государств в конкретном регионе мира. В современных межгосударственных отношениях принцип территориальной целостности государства имеет большое значение, прежде всего, потому, что он связан с обеспечением безопасности государства, гарантией защиты от внешнего вторжения на его территорию, насильственного изменения его территориальных границ.
В настоящее время международные отношения характеризуются чрезвычайным разнообразием и сложностью. Перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, одной из которых являются разного рода территориальные споры, которые выливаются в ожесточенные вооруженные конфликты, уносящие за собой десятки и сотни тысяч человеческих жизней. Конец ХХ – начало ХХI в. ознаменовались коренными изменениями политической карты мира. Во многих странах были свержены тоталитарные режимы. В результате некоторые прежние государства разделились (Чехословакия), другие сохранились в прежних границах (Болгария, Венгрия), а другие – распались (например, Социалистическая федеративная республика Югославия), но везде характер государственной власти принципиально изменился, возникли новые по своей социальной сущности государства .
В настоящее время тема, связанная с актуальными вопросами юридической природы территориальной целостности государства, сочетания принципа территориальной целостности государства с принципом нерушимости границ, получила освещение с точки зрения теории конституционного права, но недостаточно исследована в аспекте современных тенденций в развитии международного права.


1. История зарождения принципов
территориальной целостности и нерушимости границ

Представляется целесообразным начать проведение историко-правового анализа содержания принципов территориальной целостности и нерушимости границ с указания на место исследуемых принципов в структуре международного и национального права.
Территориальная целостность государства является одним из основных принципов международного права. Как известно, принципы международного права представляют собой наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, являются критерием законности всех других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств. Принципы международного права – это императивные нормы международного права или нормы jus cogens. Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или изменены с учетом специальных обстоятельств .
Содержание принципов территориальной целостности и нерушимости границ, безусловно, находится в прямой зависимости от того, что же понимается под «территорией». «Именно территория, как часть природы и Земного шара, является источником ресурсов и условием существования человека. Поэтому человек, прежде всего, стремится к осуществлению физического контроля над территорией. Этот контроль определяется уровнем цивилизационного развития. Территория в значительной степени подвержена влиянию социальной среды и под этим влиянием претерпевает различные трансформации» . В связи с этим представляется необходимым отметить, что в юридической литературе советского времени, а также в современных научных исследованиях понятие «территория» является достаточно разработанным. В Большой советской энциклопедии территория определяется как «пространство, в пределах которого государство осу-ществляет свой суверенитет, где господствующий класс осуществляет свою государственную власть, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими ин-тересами» . Современные исследователи подчеркивают, что приведенное определение имеет «гипертрофированную классовую направленность» . В настоящее время понятие государственной территории выводится из ее определения как пространства, на которое распространяются правовые установления данного государства и на котором органы государственной власти обладают правом на законное принуждение к соблюдению и исполнению правовых норм. «Принципиальной характеристикой государства выступает его существование в качестве территориальной организации. Имеются в виду разделение государства по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединить людей по мировоззрению, политическим устремлениям и т.д., то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей территории. На эту территорию распространяются власть, правовые нормы государства» . «Государство есть органическая система, организованная на началах определенного порядка, в который включается публичная власть и органы управления, право и правовой порядок, обычаи и духовно-нравственные ценности и нормы, то есть все то, что объединяет людей в едином общежитии, поддерживает их совместное существование, регулирует их поведение и сохраняет общность в виде нерасчленимой целостности» . «Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности» ...............



Заключение

Закрепление в международном праве, а также в национальных законодательствах большинства государств принципов территориальной целостности и нерушимости границ является общепризнанным.
Вопросу о способах сохранения территориальной целостности государства в условиях различных форм правления и политических режимов подчинены все существующие учения о государстве, начиная со времен возникновения первых научно обоснованных предположений о происхождении государства как такового.
Принцип территориальной целостности государства в настоящее время включает в себя следующие структурные элементы (по сути, указанные элементы являются ничем иным, как обязательствами, налагаемыми исследуемым принципом, закрепленными в нормах международно-правовых актов):
- запрещение приобретения территории путем угрозы силой или ее применения;
- неприкосновенность государственной границы;
- противоправность использования государственной территории без согласия территориального суверена;
- недопустимость насильственного расчленения какого-либо государства;
- непризнание на международном уровне территориальных изменений, явившихся результатом применения силы и угрозы ею и совершенных в нарушение Устава ООН;
- недопустимость использования своей территории таким образом, чтобы таким использованием наносился ущерб территории другого государства.
Принцип территориальной целостности государства предусматривает также ряд запретов: запрет на нарушение извне национального единства какого-либо государства; запрещение расположения вооруженных сил одного государства на территории другого вопреки требованию правительства и народа страны пребывания вывести войска; использования территории без согласия соответствующего государства; создания военных баз на чужих территориях; насильственных посягательств на природные ресурсы других стран; предоставления своей территории какому-либо государству с целью использования ее для нарушения территориальной неприкосновенности третьего государства; любых даже косвенных нарушений государственных границ; засылки вооруженных банд или наемников для ведения военных действий против населения, других стран; всех видов подрывной деятельности против территории и населения других государств. Запрещено также применение силы и угрозы ею с целью при-нуждения какого-либо государства к отказу от части своей территории.
Указанные обязательства и запреты в совокупности составляют основное содержание принципа территориальной целостности. При этом нарушение каждого из перечисленных запретов либо невыполнения каждого из перечисленных обязательств представляет собой самостоятельный вид посягательства на принцип территориальной целостности государства.
Говоря о принципе нерушимости государственных границ, необходимо отметить, что основное его содержание можно свести к следующим элементам:
- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Представляется, что неприкосновенность границ представляет собой составной элемент принципа территориальной целостности государств.
Системный анализ социально-политической обстановки в пограничных пространствах современных государств показывает, что в будущем наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям, а столкновение цивилизаций в настоящее время является доминирующим фактором мировой политики. Конфликты между цивилизациями будут более длительными, кровопролитными и серьезными, чем конфликты внутри цивилизаций. Вооруженные конфликты между группами, принадлежащими к различным цивилизациям, станут наиболее вероятными и опасными по напряженности и потенциальными источниками мировых войн. Все это может привести к разрушению государств, потере территориальной целостности и суверенитета
Исторически принцип территориальной целостности зародился во Франции в конце XVIII века, в годы Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Позже, в XIX – начале XX вв. предпринимались попытки обеспечить стабильность существующих территориальных государственных структур: государства (как правило, в одностороннем порядке) заявляли о неприкосновенности территории и нерушимости границ, но очень редко закрепляли это положение договорным путем. В результате результативность действия принципа территориальной целостности на практике была близка к нулю.
После окончания Второй мировой войны с принятием Устава ООН принцип территориальной целостности государств окончательно утвердился в международной практике. Признание нерушимости границ, сложившихся в результате Второй мировой войны и послевоенного развития, было признано основополагающим в обеспечении мира и безопасности.
Принцип нерушимости государственных границ в послевоенном мире составил одну из важнейших основ безопасности европейских государств. С началом «разрядки» нерушимость границ стала нормой международного права, обязательной для государств-участников международных договоров.
С учетом объективных исторических закономерностей, в основе процесса территориального оформления российской государственности всегда находилось естественное стремление обрести стабильные границы, определяющие размеры, начертание и положение осваиваемого территориального массива. Охрана государственной границы Российской Федерации в настоящее время является неотъемлемой составной частью общегосударственной системы обеспечения безопасности России и заключается в осуществлении системы политических, военных, правовых, организационных, экономических, экологических, технических и иных мер по целому ряду направлений деятельности.
Как показывает проведенный анализ содержания массива действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, понятие «территориальная целостность» в отечественном законодательстве встречается в различных контекстах достаточно часто в нормативных актах различной юридической силы. Так, указанный принцип упоминается в Конституции РФ, в одном Федеральном конституционном законе (ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении), пяти Федеральных законах РФ (Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), двух Законах РФ (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" и Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности"), четырех Указах Президента РФ (Указ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", Указ от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации", Указ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", Указ от 3 июня 1996 г. № 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"), а также в Основах пограничной политики Российской Федерации и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, принцип территориальной целостности, закрепленный в отечественном законодательстве, направлен на сохранение государственной целостности, которая, в свою очередь, отражает историческую преемственность геополитического развития Российского государства, вытекает из суверенитета, целостности и неприкосновенности его территории, что отражается в преамбуле Конституции Российской Федерации, где сказано, что она принята, «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» и «исходя из общепринятых принципов равноправия и самоопределения народов».
Многие исследователи-правоведы противопоставляют принцип территориальной целостности государства принципу права народов на самоопределения. Представляется, что эти два принципа не противоречат друг другу, поскольку целостность территории государств не абсолютна. Современное международное право исходит не только из возможности, но в отдельных случаях считает даже необходимым территориальные изменения при условии соблюдения и других основных принципов. Не случайно Конференция 1945 года в Сан-Франциско отвергла все предложения о включении в Устав ООН положения о гарантии неизменности территорий государств — членов Организации. Участники конференции исходили из того, что Устав, запрещая территориальные захваты, не может гарантировать неизменность границ государств-членов на вечные времена, исключить возможность мирных территориальных изменений. Напротив, эти изменения рассматриваются в качестве одной из главных предпосылок укрепления международного мира и безопасности. Консервация территориального статус-кво недопустима еще и потому, что внутренние условия существования народов в процессе их развития меняются, посему возможны, а иногда необходимы изменения и внешних условий их существования.
Исследование процесса формирования государственной территории и государственной границы Отечества показало, что многообразие, многовариантность и взаимозависимость развития современного мира возникли не сразу. Они имеют свою историю и свойственны всем сферам общественного развития. При этом образование новых наций, государств, смена общественно-политических формаций всегда сопровождалось развитием социально-политической мысли, посредством которой человечество стремилось объяснить происходящие процессы и явления, найти ответ на вопрос: что ждет его в будущем, рассматривая его в контексте с существующим государством, общественно-политическим строем и государственным устройством, важнейшими элементами которого являются государственная территория и государственная граница. Причины возникновения таких сложных социально-политических явлений как государственная территория и государственная граница явились объектами исследований многих ученых на протяжении всей истории человечества, что, в свою очередь, привело к возникновению значительного количества теорий, концепций и взглядов на данную проблему, отдельные из которых действенны и в настоящее время. Вместе с тем, анализ этих теорий, концепций и взглядов показывает, что практически все они призваны объяснить или обосновать, как правило, захватническую политику государств и союзов. Поэтому при изучении той или иной теории, концепции, необходимо учитывать ряд требований, среди которых: объективность рассмотрения изучаемых процессов и явлений; единство теории и практики; взаимосвязь и взаимообусловленность явлений; рассмотрение явлений в конкретной исторической ситуации, с учетом их изменения и развития.
Проблема неприкосновенности государственных границ непосредственно связана с обеспечением территориальной целостности и суверенитета каждого государства. Пограничные проблемы являются концентрированным выражением всей суммы угроз, затрагивающих интересы государств в политической, экономической, военной, социальной и иных сферах.
Главная цель процесса формирования государственной границы заключается в определении пределов государственной территории Российской Федерации и придание ее границе на основе международной нормативно-правовой базы, статуса государственной; признании ее путем проведения делимитации, демаркации (редемаркации), ратификации; определении ведомств, предназначенных для формирования, защиты и охраны государственной границы; характера обустройства государственной границы и приграничной территории. Данная цель достигается путем решения целого ряда задач, основными из которых являются: определение сущности и содержания пограничной политики государства со всеми сопредельными странами с учетом существующих межгосударственных отношений и сложившихся традиций; выявление принципов формирования и определение функций государственной границы; оценка территориальных изменений, обусловленных внешнеполитической деятельностью государства; осуществление международно-правового оформления государственной границы; обозначение, по соглашению с сопредельными странами, государственной границы посредством проведения делимитации и демаркации (редемаркации); установление и поддержание добрососедских отношений, в том числе по пограничным вопросам и другие.
В ходе государственного строительства Российского государства накоплен богатый исторический опыт формирования государственной территории и государственной границы, имеющий большое внутригосударственное и международное значение, который необходимо использовать в современных условиях. Проблема государственных территорий и государственных границ в современном мире должна решаться мирным путем, т.е. без применения силы или угрозы силой. В основе решения вопросов о государственной территории и государственной границы должны лежать интересы граничащих государств, достижение которых должно осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права, а именно международными договорами и соглашениями, подготовленными на основе свободного волеизлияния народов. В соответствии с результатами референдумов, проведенных в каждом государстве принимается соответствующее решение, которое утверждается главой государства. Только в этом случае возможно решение вопросов, связанных с изменением государственной территории и государственной границы государства. Кроме того, на государственной границе и приграничных территориях каждое государство должно защищать свои политические, экономические, военные и иные интересы, пресекая и предупреждая: возможность возникновения войн и военных конфликтов различной интенсивности между государствами; насилие внутри государств, включая гражданские войны, массовые нарушения прав человека и геноцид; нищету, распространение инфекционных болезней и экологическую деградацию; распространение ядерного, радиологического, химического и биологического оружия; терроризм; транснациональную организованную преступность и др. Эти проблемы обуславливают необходимость создания, развития и поддержания на должном уровне системы коллективной безопасности.
Необходима преемственность в деятельности военно-политического руководства государств по формированию государственной территории и государственной границы, отстаиванию интересов государства на международной арене. Несоблюдения этого требований, как свидетельствует исторический опыт, приводит к значительному снижению международного престижа страны и, как следствие, потере значительных пространств, территориальной целостности и суверенитета государства.



Литература

1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 30 июля - 1 августа 1975 года. – М.: Международные отношения, 1987.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» от 24.10.1970 г. // Организация Объединенных Наций. Сборник документов. – М., 1981.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) «Декларация о пре-доставлении независимости колониальным странам и народам» от 14.12.1960 г. // Организация Объединенных Наций. Сборник документов. – М, 1981.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ, 2001. - № 2. Ст. 163.
5. Договор "О создании Союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.) // СЗ РФ, 2000. - № 7. Ст. 786.
6. Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Вестник ВАС РФ,. 1994. - № 1. - С. 54.
7. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 2001, - № 42. Ст. 3983.
8. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.
9. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
10. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
12. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 12, 18, 25, 27 июля, 25 октября, 4, 29 декабря 2006 г., 2, 23 марта, 26 апреля, 10 мая, 18 июня, 19, 21 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.
13. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3833.
14. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г. , 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4, 30 декабря 2006 г., 6 января, 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2331.
15. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.) // Российская газета. 4 мая 1993 г. № 84.
16. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.) // Российская газета. 6 мая, 1992 г. - № 103.
17. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 июля 2004 г., 31 августа, 1 декабря 2005 г., 12 июня, 27 июля, 28 декабря 2006 г.) // Система «Гарант»
18. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ, 2000. - № 17. Ст. 1852.
19. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. - № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ, 2000. - № 2. Ст. 170.
20. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" // СЗ РФ, 1996. - № 23. Ст. 2756.
21. Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 1996 г.) // Российская газета. 6 ноября, 1996 г.
22. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) // Российская газета. 28 сентября 2000 г. - № 187.

23. Абдулатипов Р.Г. Время быть гражданином // Российская газета. - 2000. - 22 января.
24. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М., 2000.
25. Алешин В.В. Правовое регулирование вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 1998. №3.
26. Амиров М.Г. Суверенитет и территориальная целостность России как конституционно-правовые принципы: Дисс. …канд. юрид. наук. – Махачкала, 2004.
27. Арбатов А.Г. Национальная идея и национальная безопасность // Внешняя политика и безопасность современной России: Хрестоматия: В 2 т. Т. 1. – М., 1999.
28. Аринин А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века // Федерализм власти и власть федерализма. – М., 1997.
29. Бабурин С. Н. Территория государства: теоретико-правовые проблемы: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 1998.
30. Бабурин С.Н. Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор российской геополитики // Вестник Омского университета, 1996. Вып. 2.
31. Бабурин С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры. –М., 2001.
32. Бабурин С.Н. Территория государства (правовые проблемы): Дисс. …докт. юрид. наук. – М., 1998.
33. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические про-блемы. – М.: Изд-во Московского университета, 1997.
34. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1998.
35. Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. – М., 1998.
36. Барабанов О.Н. Право и сила в разрешении конфликтов: новые подходы к проблеме гуманитарной интервенции / Конфликты в современном мире. – М.: Московский научный общественный фонд, 2001.
37. Барнет Т. Новая карта Пентагона // Россия в глобальной политике. 2004. №3.
38. Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. – М., 1993.
39. Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. – М., 1958.
40. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. – М., 2000.
41. Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. № 10.
42. Белодедов В.В. Угрозы территориальной целостности России в условиях глобализации: политологический анализ: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2007.
43. Берендс Э.Н. О государстве. – СПб, 1908.
44. Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. – М.: Международные отношения, 1977.
45. Большая Советская Энциклопедия. - Т. 54. - М., 1946.
46. Борисов С.Б., Левакин И.В. О современных проблемах государственного единства и территориальной целостности России // Законодательство и экономика. 2004. № 12;
47. Боярский В. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. – М.: Граница, 1992.
48. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
49. Васильев В.В. Самоопределение балканских народов и проблемы образования новых государств: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2004.
50. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс). – М.: Волтерс Клувер, 2004.
51. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 1999.
52. Витрянюк С.В. Территориальная целостность государств в международном правовом и геополитическом измерениях: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2003.
53. Витрянюк С.В. Территориальная целостность государств в международном правовом и геополитическом измерениях: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2003.
54. Вишняков В.Г. К вопросу о понятиях “территория”, “территориальная целостность”, “самоопределение народов” в Конституции Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1997. - №1 (18).
55. Волова Л. И. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ: Нормативное содержание и соотношение // Правоведение. 1984. № 1.
56. Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенно-сти в современном международном праве. – Ростов-на-Дону: изд-во Рост. ун-та, 1981.
57. Волович В.Ф. Административно-правовые проблемы борьбы с терроризмом / Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей / Под ред. В.Ф. Воловича. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.
58. Гленнон М. Совет Безопасности: в чем причина провала? // Россия в глобальной политике. 2003. №3.
59. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
60. Гуго Гроций. О праве войны и мира. В трех книгах. – М., 1956.
61. Гудков А.В. Принцип территориальной целостности государства в решениях судов (на примере Российской Федерации, США, Канады, Турции, Молдовы): Автореф. дисс. … к.ю.н. – М., 2008.
62. Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. – Саранск, 2000.
63. Ежегодник СИПРИ 1994 г. Международная безопасность и разоружение. – М.: Наука, 1994.
64. Заявление Совета палаты Совета Федерации и Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. "О последствиях самопровозглашения независимости края Косово (Сербия)" // Парламентская газета. 21 февраля 2008 г. №10-11.
65. Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. 2004. №3.
66. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. №6.
67. Иванов В. В. Автономные округа в составе края, области – феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование). – М., 2002.
68. История дипломатии. T. I. – M., 1959.
69. Карташкин В.А. Территориальное верховенство в международном праве и его нарушение колониальными державами // Правоведение, 1964. - № 2.
70. Келеманс К. Вмешательство НАТО в косовский кризис. Март-июнь 1999 г. / Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры. Под общ. ред. Бруно Коппитерса, Ника Фоушнна, Рубена Апресяна. – М.: Гардарики, 2002.
71. Клименко Б. М. Государственная территория. – М., 1974;
72. Клименко Б. М., Ушаков Н. А. Нерушимость границ – условие мира в Европе. – М., 1975;
73. Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. – М.: Международные отношения, 1974.
74. Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. – М., 1995.
75. Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ - условие международного мира. – М.: Наука, 1975.
76. Клименко З.В. Современный югославский кризис и некоторые тенденции развития системы международных отношений / Балканский кризис: истоки, состояние, перспективы: Материалы международного научного семинара. – Н.Новгород: Изд-во НГУ, 2000.
77. Ковалев С. Сны политического идеалиста, или как нам обустроить Россию и мир// Новое время. 2000. № 10.
78. Краткий очерк истории формирования и развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации. – М., 1995.
79. Крупянко И.М. Эволюция миротворческой деятельности ООН после холодной войны. – М.: Восточная литература, 2006.
80. Крылов Б.С. Конституционные вопросы российского федерализма // Конституционное законодательство России. – М., 1999.
81. Кулагин В.М. Международные отношения на пороге XXI века // Международная жизнь. 1999. №7.
82. Лазаревский Н. И. Русское право. Т. 1. Конституционное право. Вып.1. 4-е изд. – Пг., 1917.
83. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. – М.: Эдель-М, 2003.
84. Левакин И.В., Барциц И.Н. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. №10.
85. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // Гражданин и право. 2007. №1.
86. Ливеровский А. А. Исторические и правовые особенности субъектного состава Российской Федерации // Правоведение. 2001. № 1.
87. Лукашук И.И. Право международной ответственности. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
88. Мамут Л. С. Народ в правовом государстве. – М., 1999.
89. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21.
90. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
91. Международное право / Отв. ред. Ф. И. Кожевников. – М., 1981.
92. Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов – М., 1995.
93. Международное право в документах / Составитель Н. Т. Блатова. – М., 1982.
94. Менжинский В.И. Неприменение силы в международных отношениях. – М.: Наука, 1976.
95. Мищенко В.А. Международно-правовые аспекты принятия упреждающих индивидуальных внешних вооруженных акций государствами: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2007.
96. Муравский В. А. Принцип нерушимости государственных границ в системе европейской безопасности: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. – Киев, 1980;
97. На страже границ Отечества. История охраны государственной границы (IX - начало XX вв.): В 2-х томах. T. I. – M.: Граница, 1998.
98. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Спарк, 2001.
99. Новая история в документах и материалах / Под. ред. Н.М. Лукина, В.М. Далина. – М.: Соцэкгиз, 1934.
100. Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. – М.: Юристъ, 1996.
101. Оливье П. Процесс международного признания бывших югославских республик – опасный прецедент для многонациональных государств // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 3. – М., 1997.
102. Осборн Р. Дж. Национальное самоопределение и целостность государства // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
103. От Хельсинки до Будапешта: История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994 гг. В 3-х т. – М., 1996.
104. Паламарь Н.Г. Формирование государственной территории и государственной границы Отечества. История и современность: Дисс. … канд. истор. наук. - М., 2007.
105. Паламарь Н.Г. Формирование государственной территории и государственной границы Отечества. История и современность: Автореф. дисс. … докт. ист. наук – М., 2007.
106. Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // Журнал российского права. 2006. №5.
107. Патрушев Н.П., Малышев П.В. Правовой режим государственных границ и пространств, прилегающих к ним (Международно-правовой аспект). – СПб., 2001.
108. Першин А.А., Шерстнев А.Д., Ярлыченко В.В. Теория государственных границ / Под общ. ред. Тоцкого К.В. – М.: Граница, 2001.
109. Петухов Д.В. Конституционные аспекты поддержки и защиты Россией соотечественников за рубежом // Журнал российского права. 2007. №10.
110. Поздняков Э. А. Философия государства и права. – М., 1995.
111. Поляков Ю.А. "Дух Хельсинки" - фундамент мира и сотрудничества в Европе // Российская юстиция. 2005. № 8.
112. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 марта 2000 г. № 186-III ГД "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О годовщине начала агрессии Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии" // СЗ РФ. 2000. № 13. Ст. 1335.
113. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2000 г. № 987-III ГД "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О взаимоотношениях Российской Федерации и Союзной Республики Югославии" // СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 46.
114. Правоохранительная деятельность таможенных органов Республики Казахстан / С.К. Курманбаев, P.P. Мустакимов, О.С. Султанов, С.Х. Тонкий, Н.Г. Нурекенов. – Алматы, 2003.
115. Пряхина Т.М. Реализация принципа разделения властей в субъектах РФ // Становление государственности и местного самоуправления в регионах России: Сборник научных статей. – Саратов, 1997.
116. Пушмин Э. А., Порк А. А. Государственная территория и государственная граница СССР. Международно-правовые проблемы. – М., 1982.
117. Пядышев Б. Реформа ООН, видимо, грядет, но не под раскаты интервенций // Международная жизнь. 1999. №11.
118. Радченко В.И. Генетические корни и историческое развитие идеи о единстве и территориальной целостности государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 4.
119. Рогачев И. И. Концепция вмешательства в международно-правовой доктрине США // Правоведение. 1991. № 1.
120. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения // Общественные науки и современность. 1999. №2.
121. Романов В. А. Нерушимость границ. – В кн.: Во имя мира. Международно-правовые проблемы европейской безопасности. – М., 1977.
122. Рыбалкин Н. Новая система охраны границы адекватна угрозам безопасности России // Пограничник. 2005. № 9.
123. Сабов А. Косоворот. Независимость Косово и его политический подтекст // Российская газета. 19 февраля 2008 г. №4592.
124. Сальников В.А. Государственные границы: история и современность. – М., 1990.
125. Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2007. № 3.
126. Соколов А.В. Процессы нормализации отношений между бывшими республиками СФРЮ на современном этапе (внешние и внутренние факторы): Автореф. дисс. … канд. ист. наук. – М., 2008.
127. Сталин В.И. Вопросы ленинизма. – М.: Партиздат, 1934.
128. Станевский Ф. Сумбур вместо политики // Российская газета. 19 марта 2008 г. №4615.
129. Старушенко Г.Б. Мировой революционный процесс и современное меж-дународное право. – М.: Международные отношения, 1978.
130. Старушенко Г.Б. Нация и государство в освобождающихся странах. – М.: Международные отношения, 1967.
131. Старушенко Г.Б. Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства. – М.: Издательство ИМО, 1960.
132. Терещенко В.В. Страницы истории пограничной службы России. – М., 2006.
133. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М., 2001.
134. Торкунов А,В. Международные отношения после косовского кризиса / Внешняя политика и безопасность России 1991-2002 гг. – М.: РОССПЭН, 2002.
135. Трайнин И.П. Вопросы территории в государственном праве // Известия Академии Наук СССР. 1947. № 4.
136. Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. – М.: Изд-во МГУ, 1958.
137. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 2000.
138. Усенко Е. Т. Основные международно-правовые принципы сотрудничества социалистических государств // Советское государство и право. 1961. № 3.
139. Устименко Н.А. Конституционно-правовые аспекты территориальной целостности Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2005.
140. Устименко Н.А. Конституционно-правовые аспекты территориальной целостности Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2005.
141. Ушаков Н. А. Международное право: основные термины и понятия. – М: ИГП РАН, 1996.
142. Ушаков Н.А. Международное право: основные термины и понятия. – М., 1996.
143. Худайкулова А.В. Теория и практика «гуманитарного вмешательства» в современной миротворческой деятельности (на примере Югославии): Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2003.
144. Чарногурский Я. Косово как тест для России // Россия в глобальной политике. 2007. №1.
145. Черниченко С. Операция НАТО в Югославии и международное право // Международная жизнь. 1999. №11.
146. Черниченко С.В. Теория международного права. Т.2. – М., 1999.
147. Чертков А.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.
148. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1998. № 5.
149. Чехарин Ю.Е. Внутренние конфликты и международное право. – М., 1990.
150. Чиркин В.Е. Постсоциалистическое государство XXI века // Журнал российского права. 2008. №5.
151. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. № 8.
152. Чичерин Б. Курс государственной науки. – М., 1894. Ч. 1.
153. Шаковец О.В. Применение международного гуманитарного права в операциях по восстановлению и поддержанию мира // Российский военно-правовой сборник. 2004. №1.
154. Шахтер О. Международное право и международная безопасность. – М., 1991.
155. Шевцов В.С. Суверенитет Советского государства. – М.: Юрид. лит., 1982.
156. Ши Иньхун, Шень Чжисюн. После Косово: морально-правовые ограничения гуманитарной интервенции / Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры. Под общ. ред. Бруно Коппитерса, Ника Фоушина, Рубена Апресяна. – М.: Гардарики, 2002.
157. Шишелина Л.Н. Расширение Европейского союза на Восток и интересы России / Л.Н. Шишелина; Ин-т междунар. экон. и полит, исслед. РАН. – М.: Наука, 2006.
158. Шрам В.П. О кризисе федерализма в Югославии // Журнал российского права. 2003. №6.
159. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2005.
160. Эбзеев Б.С., Радченко В.И. Единство и целостность государства как интегративный принцип государственного строительства (опыт истории и современность) // Законодательство и экономика. 2004. № 11.
161. Этингер Я. Границы опасны. Этнический сепаратизм разрушителен для государств Черного континента // Независимая газета. 28 сентября 2000 г.
162. Явкин Н.В. Проблема обеспечения единства и территориальной целостности государства в условиях борьбы народов за самоопределение: Дисс. … докт. полит. наук. – Нижний Новгород, 2004.

163. Abiew F.-K. "Assessing Humanitarian Intervention in the Post-Cold War Period". International Relations, Vol. XIV, No.2, August 1998.
164. Amos, Political and Legal Remedies for War. New York: Harper, 1880.
165. Bernard. On the Principle of Mw-Intervention, 1860.
166. Bonfils, Manuel le Droit International Public. 1905.
167. Borchard E.M. The Diplomatic Protection of Citizens Abroad. New York, 1922.
168. Butler N.M. Building the American Nation / (Scribner, New York, 1963).
169. Camazza-Amari. Traite De Droit International En Temps De Paix. Montanari-Revest Trans, 1880.
170. Canadian Yearbook on International Law. 1982. Vol. 20.
171. Cassese A. "Ex iniura ius oritur: Are We Moving Towards International Legitimation of Forcible Humanitarian Counter-measures in the World Community?" The European Journal of International Law, No. 10, 1999.
172. Charney J. "Anticipatory Humanitarian Intervention in Kosovo". Vanderbilt Journal of Transnational Law, No.32,1999.
173. Despagnet. Cours de Droit International Public. 1910.
174. Dimitrijevic V. The Security for Europe. – Review of International Affairs. – Belgrade. 1974, vol. XXV. № 592;
175. Fonteyne. "The Customary International Law Doctrine of Humanitarian Intervention: Its Current Validity Under the UN Charter". California Western International Law Journal, №4, 1974.
176. Garlebасh E. Hach Helsinki. – Die Weltbiihne. – Berlin. 1975. - № 32.
177. Goodrich L, Hambro E. Charter of the United Nations. Commentary and Documents. Boston. 1946.
178. Guicherd С "International Law and the War in Kosovo". Survival, Vol. 41, No.2, Summer 1999.
179. Hаlpern M. The Morality and Politics of Intervention // Rosenau D. N., ed. International Aspects of Civil Strife. Princeton, 1964.
180. Hannum H. Autonomy, Sovereignty and Self-Determination // The Accommodation of Conflicting Rights, Philadelphia, 1990.
181. Hassan. "Realpolitik in International Law: After Tanzanian-Ugandan Conflict Humanitarian Intervention Reexamined\ Willamette Law Review, No.17.
182. Higgins (ed.). Halls Treatise on International Law. 1924.
183. Hoffman St. "The Politics and Ethics of Military Intervention". Survival, Vol.37, No.4, 1996.
184. International Law. A Treatise / By L. Oppenheim. Sixth Edition. London; New York; Toronto, 1947.
185. Johnson J.T. Humanitarian Intervention. Christian Ethical Reasoning, and the Just War. In Lugo L, (ed.)- Sovereignty at the Crossroads? Morality and International Politics in the Post-Cold War Era. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 1996.
186. Lawrence. The Principles of International Law. London, 1910.
187. Lowe V. International legal issues arising in the Kosovo crisis. In: International Law in the Post-Cold War World. London and New York: Routledge, 2001.
188. Merriam J.J. "Kosovo and the Law of Humanitarian Intervention". Case Western Reserve Journal of International Law, Vol.33, No. 1, Winter 2001.
189. Moore J. N. Intervention: A Monochromatic Term for a Polychromatic Reality//Law and the Indo-China War. Princeton, 1972.
190. Murphy S.D. Humanitarian Intervention: The United Nations in an Evolving World Order Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1996.
191. NATO Press Release (1999) 040 // www.nato.int/docu/pr/1999/p99-040e.htm
192. OConnell M.E. "The UN, NATO, and International Law after Kosovo". Human Rights Quarterly, No.22, 2000.
193. Oppenheim L.F. International law. London, 1905. Vol.1.
194. Pomerans M. Self-Determination: The Metamorphosis of an Idea // Israel Law Review. 1984. Vol. 19.
195. Pradier-Fodere. Traite De Droit European et Americain. 1885
196. Ronzitti N. "Lessons of International Law from NATOs Armed Intervention Against the Federal Republic of Yugoslavia". The International Spectator, Vol.24, №3, July-September, 1999.
197. Stowell E. Intervention in International Law. Washington D.C.: John Byrne & Co, 1921.
198. Teson F.R. Humanitarian Intervention: an Inquiry into Law and Morality. New York: Transnational Publishers, 1996.
199. Weiss T. Military Civilian Interactions: Intervening in Humanitarian Crises. Rowman and Littlefield, Publishers Inc, Lanhatn, Maryland, 1999.
200. Westlake. International Law. Part I, Peace, 1904.
201. Wheeler N.J. "Humanitarian Intervention After Kosovo: Emergent Norm, Moral Duty or the Coming Anarchy?". International Affairs, № 113, 2001.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.