На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Идеал мужской и женской красоты в культуре модерна

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Культурология. Добавлен: 20.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 106. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение 4
Глава 1. Социокультурная обусловленность идеала красоты 8
1.1 Теоретические представления о нормах, ценностях и идеалах в современной культурологии 8
1.2 Гендерный аспект в культуре модерна 12
Глава 2. Представление о мужской красоте эпохи модерна 22
2.1 Идеал мужского лица и прически эпохи модерна 22
2.2 Роль костюма в формировании идеального облика мужчины эпохи модерна 30
Глава 3. Красота «женщины-жертвы» и «роковой женщины» 39
3.1 Образ «женщины-жертвы» в культуре рубежа веков 39
3.2 Эстетическое представление о «роковой женщине» в эпоху модерна 45
Заключение 57
Использованная литература и источники 61
Приложения 65



Введение
Актуальность исследования.
Представление о красоте имеет множество аспектов, а идеалы красоты в различные эпохи и в различных культурах отличаются друг от друга.
Утверждение красоты человека как выражения его внешнего облика и внутренних качеств по-разному преломлялось в разные времена. Богатое разнообразными и сложными ассоциациями, понятие красоты отнюдь не являлось чем-то стабильным и данным раз навсегда. Каждая историческая эпоха несла свое представление о человеческой красоте, которое формировалось существующими общественными условиями, характером жизненного уклада, вкусами господствующих классов.
В последние десятилетия культура рубежа XIX – XX веков и одно из ее проявлений - стиль модерн, вызывает огромный интерес, что вполне связано с созвучностью этого периода современным процессам смены мировоззренческих ориентиров. Российская наука и культура обращается к изучению модерна для того, чтобы во многом реабилитировать его в обществе и дать грамотную переоценку его особенностей.
Еще недавно в советское время этот стиль называли «буржуазным», сегодня к нему охотно обращаются модельеры, дизайнеры и т.д. Модерн – это промежуточное звено между классикой и современностью, яркое и своеобразное явление, которое затронуло все виды визуальных и синтетических искусств: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, хореографию, театр, кинематограф, а также художественную литературу.
Одна из причин актуализации искусства модерна – тот факт, что центральное место в нем занимает женский образ и взаимоотношения мужчины и женщины – представителей эпохи, те общественные проблемы, которые они решают в ходе своих взаимоотношений.
Проблема «женщина и общество» является весьма сложной, многоаспектной и во многом дискуссионной. Проблемы, связанные с женщиной, не могут не задеть положение мужчины. Из сферы общественно-политической практики эти вопросы выдвинулись в настоящее время в область научно-теоретических исследований философов, социологов, историков, культурологов, экономистов, юристов. В то же время научное осмысление этой проблемы в современной науке развернулось лишь в последние годы. В этом аспекте представляется необходимым обращение к культурному и художественному наследию рубежа XIX-XX веков, когда проблемы пола обсуждались чрезвычайно широко.
Таким образом, актуальность темы исследования и его социальная значимость обусловлены:
- во-первых, созвучностью культурных процессов смены мировоззренческих ориентиров и художественных парадигм рубежа XIX-XX и XX-XXI веков;
- во-вторых, обострением внимания к проблемам пола и к «женской теме» в культуре рубежа XIX-XX веков и в современности.
Предметом нашего исследования является изучение идеала женской и мужской красоты, сформировавшегося в культуре модерна конца XIX – начала XX веков.
Объектом данного исследования выступают произведения изобразительного искусства конца XIX – начала XX веков, относящиеся к эпохе модерна, благодаря которым становится возможным выявить параметры эталонного образца.
Целью данной исследовательской работы станет выявление эталонов внешнего облика мужчин и женщин в культуре модерна.
Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:
- проанализировать понятие культурных норм, ценностей и идеалов в современной культурологии;
- описать специфику культуры европейского модерна и общественные тенденции указанного периода культуры;
- выявить характерные типы мужской красоты эпохи модерна;
- определить доминантные типы женщин, представляющие различные грани идеала женской красоты.
Методология исследования.
Цивилизационизм с элементами структурализма. Методологическое основание исследования составили принципы системности, конкретности, историчности, целостности. Опора на данные принципы определила набор соответствующих методов исследования:
- метод интерпретации научной литературы и источников;
- сравнительно-исторический метод;
- метод реконструкции и моделирования культурных феноменов;
- факторный анализ;
- семантический анализ.
Степень изученности вопроса.
Теоретическая часть данного исследования написана на основе трудов А.Я. Флиера, Б.С. Ерасова, М.С. Каган, Ю. Муравьева, В.П. Крутоуса.
Культура модерна нашла свое отражение в трудах Д.В. Саробьянова, В.С. Турчина, Н.Н. Голомштока, И.А. Каретниковой, Е. Сабашниковой, Н.Н. Петрухинцева и других авторов.
Проблемы отражения культуры модерна в изобразительном искусстве и творчестве отдельных его представителей исследуемой эпохи рассматривали А.Перрюшо, Й. Виге, М. Гарсиа Гальянд, Э. Панофский, Р. Стенерсен, Д.Уокер и другие авторы.
Вопросы взаимоотношения полов в европейской культуре рубежа XIX - XX веков рассматриваются в работах выдающихся философов и психологов Ф.Ницше, З.Фрейда, а также в трудах современных исследователей гендерных проблем Г.А.Бриндта, Н.Н. Козловой, И.Кона, А Юрчака, Э. Шара, К Хайдера, К. Палья, М. Фуко и других авторов.
Философско-эстетический и социологический подходы к интерпретации феномена моды представлены в трудах Г.Г. Шубина, Д. Кэссин-Скотт, Н.М. Аршавской, Л.С. Щербаковой, Л. Кабаловой, В.И. Сидоренко и других авторов, работавших над сборниками по истории костюма.
Научная гипотеза исследования.
В ходе нашего исследования будет доказываться следующая научная гипотеза. Формируя идеалы мужской и женской красоты, художники эпохи модерна отражали в идеальных образах мужчины и женщины гендерные проблемы, обострившиеся в переломную эпоху рубежа XIX-XX веков, а также кардинальные изменения в культуре общества.
Структура работы.
Структура работы, ее деление на главы определены внутренним содержанием материала исследования. Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социологической и культурной обусловленности красоты: определяется теоретическая база по вопросам основных категорий культурологии – понятия нормы, ценности, идеала. Во второй главе анализируются представления о мужской красоте эпохи модерна на примере изобразительных произведений той эпохи. В третьей главе на материале изобразительного искусства и литературных источников описываются два женских идеала красоты эпохи модерна – красота «роковой женщины» и «женщины жертвы». В заключении представлены выводы.



Глава 1. Социокультурная обусловленность идеала красоты
1.1 Теоретические представления о нормах, ценностях и идеалах в современной культурологии
В качестве исходной структуры культуры выступает категория нормы. Понятие культурной нормы фиксирует наиболее устойчивые исходные моменты, которые связанны с трансляцией социального опыта в процедурах примера, показа и языковой символики. Это категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей.
Можно выделить вслед за А.Я. Флиером несколько различных типов культурных норм.?
Во-первых, нормы представляют собой систему разрешений и запретов на совершение каких-либо действий или высказывание каких-либо суждений, оценок и т.д. Нормы, понимаемые в этом смысле, можно определить как институциональные, зафиксированные в каких-то официальных документах (политических, юридических, религиозных и иных) и поддерживаемые как с помощью авторитета власти, так и применением насилия в необходимых случаях.
Классическим примером таких норм являются государственные законы и декреты, постановления церкви, уголовный кодекс и т. п. Подобные нормы играют важную роль в поддержании общественного порядка и социокультурной устойчивости общества в целом, но особенно в той части бытия человека, которая поддается публичному контролю.
Во-вторых, нормы могут быть сугубо статистическими, т. е. складывающимися стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе, оценивать и осмысливать нечто в этом ракурсе, а не в каком-то другом. Такие нормы можно условно назвать этнографическими, поскольку механизм их сложения и действия практически неотличим от иных этнографических правил, обычаев, образцов. Неофициальный характер этих норм вовсе не гарантирует либерального отношения к их нарушителю, который может подвергнуться и довольно жестокому наказанию. Типичный пример этнографических норм - народные традиции. Несмотря на то, что попытки ученых проследить происхож-дение той или иной конкретной этнографической нормы иногда увенчивались успехом, собранный научный материал так и не дает оснований для создания универсальной теории порождения подобных норм.
В-третьих, нормы могут быть конвенциональными, т. е. рожденными в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Такие нормы занимают промежуточное положение между институциональными и этнографическими, в каждом конкретном случае тяготея к одному или другому полюсу. Типичный пример - правила соседского поведения, нормы дружеских или любовных взаимоотношений, где границы разрешенного, запрещенного и оставляемого на усмотрение каждого, с одной стороны, интуитивно и культурно более или менее ясны, с другой стороны, не подвержены жесткой регламентации................

Заключение
В заключение представим следующие краткие выводы.
В структуре культуры современная культурология выделяет несколько уровней. В качестве исходного уровня культуры выступает категория нормы, в которой зафиксированы наиболее устойчивые исходные моменты, связанные с трансляцией социального опыта в процедурах примера, показа и языковой символики. Выделяют несколько различных типов культурных норм: институциональные, этнографические и конвенциональные (или промежуточные между институциональными и этнографическими), и, наконец, эталонные нормы.
На следующем структурном уровне культуры находятся культурные ценности. Это сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений (шедевров) интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Под культурными ценностями понимают «ядро» социальной культуры общества.
На высшем уровне в структуре культуры находится понятие «культурного идеала», который является отражением содержания основных динамических характеристик культуры как вторичного детерминанта всего социального развития. Идеал – это сознательно творимый идеологами образ будущей человеческой деятельности в любой из ее сфер. В структуре идеала объединены познавательные, этические и эстетические явления.
Разным эпохам были присущи разные идеалы практически в каждой сфере общественной жизни и духовности. Определились свои идеалы и в переходную эпоху развития западноевропейского общества – на рубеже XIX – XX веков.
Для мироощущения западноевропейского общества в конце XIX – начале XX века было присуще чувство кардинального обновления. Во многом это было связано с социокультурной обстановкой в Европе в данный период. Научные открытия в эпохи модерн послужили тому, что человек теряет ощущение стабильности и устойчивости, поскольку то, что раньше воспринималось как неоспоримый факт, теперь подвергалось сомнению.
Эпоху модерна можно назвать эпохой технического и промышленного прогресса. В повседневной жизни человека теперь играет значительную роль технические средства: авиация, автомобили, фабричная промышленность.
В эпоху модерна в странах Западной Европы растет уровень урбанизации, что в свою очередь приводит к росту городского населения и к социальному неравенству разных слоев общества, а затем к поляризации богатства и бедности.
В культуре эпохи модерна остро поднимается проблема взаимоотношения полов, проблема статуса женщины в общественной жизни. История человечества зафиксировала строгую соподчиненность между мужчиной и женщиной, однако со временем представители общественности и философской мысли начинают выступать за преодоление противопоставления полов. Правда, одни философы считают, что у мужчин и женщин должны быть равные права, другие говорят о превосходстве мужчин и ограниченной роли женщины в жизни общества.
Гендерные проблемы существуют на протяжении всей истории человечества, однако в переломную эпоху на рубеже XIX – XX веков, в эпоху модерна, они разрабатываются наиболее тонко, начиная со стран Западной Европы, распространяясь в мире, в том числе и в России. Искусство, как одну из сфер, наиболее отражающую изменения в культуре, не могли не затронуть проблемы взаимоотношения полов. Художники-символисты – представители стиля модерн – разрабатывали проблему мифа. Это наиболее ярко мы видим в творчестве В. Орта, Э. Гимара, А. Гауди, Г. Климта, Я. Торопа, М. Дени, Я. Ходлера, О. Бердсли, О. Родена и многих других скульпторов, живописцев, графиков и представителей прикладного искусства.
Художники-символисты запечатлели характерные для эпохи модерна мужские и женские образы, которые были неотделимы от философии символизма и стиля модерн.
В качестве идеалов мужской красоты у художников эпохи модерн выступают мужественный мужчина и андрогинный. Во многом это является отражением гендерных проблем, поднимавшихся в эпоху модерна. Женщина завоевывает новые сферы жизни, становится более активной и через свою сексуальность и демонстрацию женских чар доказывает, что может подчинить себе мужчину, даже погубить его и растоптать. Мужчина же не знает, какую роль ему выбрать: быть по-прежнему сильнее и уподоблять себе слабый пол или же обрести женские признаки и сравнять их с маскулинными, стать полу-женщиной, полу-мужчиной и обрести гармонию.
Внешний облик различает два типа мужской красоты – андрогинна и полноценного мужчину: мужественное тело, растительность на лице, костюм, правда и он в определенный момент переходит в женский гардероб.
Мода эпохи модерна культивирует образ идеального мужчины-джентльмена и денди. Идеальный мужчина задрапирован с ног до головы, неприступен. Это проявление страха общества стиля модерн перед социокультурными изменениями. Однако со временем страх уходит. Мужчина в моде спортивного телосложения, активно занимающийся спортом.
Подстать мужским идеалам – демонстрируемые художниками эпохи модерн женские. Полотна символистов знакомят нас с двумя типами женской красоты рубежа XIX-XX веков: «женщины-жертвы» и «роковой женщины».
Женщина-жертва чувственна и меланхолична, болезненна и угнетенная недугами, скорбью, разочарованием в любви, однако открыто смотрящая на сильного защитника-мужчину. Это во многом стало отражение прежних патриархальных взглядов на женскую сущность, которые со временем исчезают из умов современников модерна.
Женщина роковая, рыжеволосая бестия, являющаяся в образе героинь древних мифов и легенд, в образе морских существ, демонстрирует свою мощьную сексуальность, которая способна покорить мужчину и погубить его силой своей страсти, растоптать того, кто тысячелетиями доминировал над ней.
В ходе нашего исследования мы доказали выдвинутую научную гипотезу, заключавшуюся в поиске отражения гендерных проблем культуры модерна в мировоззрении творивших в исследуемую эпоху художников, и в тиражированных ими идеалов мужской и женской красоты. Вопросы взаимоотношения полов не нашли и в наши дни определенного решения, которое бы устраивало и одну, и другую половину человечества. Каждая эпоха в соответствии с общественными идеалами будет диктовать свои каноны мужской и женской красоты, которые воплотятся на полотнах живописцев.

Использованная литература и источники
1. Аршавская, Н.М, Щербакова, Л.С. Мода, вкус, красота/Н.М. Аршавская, Л.С. Щербакова. – М.: Профиздат, 1992.
2. Батлер, Д. Гендерные беспокойства//Антология гендерной теории: Сб. переводов/Д. Батлер. – Минск: Пропелеи, 2000.
3. Берн, Ш. Гендерная психология/ Ш. Берн. – СПб.: Прайт-ЕВРОЗНАК, 2002. –Большой толковый социологический словарь. М.: Вече, 2001.
4. Бредихина, Л. Репрезентационные практики в «женском» искусстве// Женщина и визуальные знаки/Л. Бредихина. – М.: Идея-пресс, 2000.
5. Бриндт, Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность/ Г.А. Бриндт. - 1998. - № 1.
6. Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас/П. Бурдье. - Новосибирск, 1995.
7. Виге, Й. Тулуз-Лотрек/ Ц.Виге. – М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Гарсиа Гальянд, Мария Соль. Климт/ Мария Соль Гарсия Гальянд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
9. Гнедич П.П. История искусства с древнейших времен/П.П. Гнедич. –М.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000.
10. Голомшток, Н.Н., Каретникова, И.А. Современное прогрессивное искусство в странах капитализма/ Н.Н. Голомшток, И.А. Каретникова. – М., 1965.
11. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры/Г.В. Гриненко. – М., Юрайт, 1999.
12. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: очерки. Выпуск 3/ Н.А. ДмитриевА. – М.: Искусство, 1993. –
13. Ерасов, Б.С. Социальная Культурология/ Б.С.Ерасов. – М.: Аспект-пресс, 1997.
14. Западное искусство XX века: между Пикассо и Бергманом. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999.
15. Женские образы в мировом искусстве. – Метод доступа: slib.admsurgut.ru/zhenskieobra/11.htm [Цитировано от 08/04/09]
16. История костюма. – М.: Олма-пресс, 2002.
17. История костюма. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.
18. Изобразительное искусство Германии и Австрии в эпоху модерна. – Метод доступа: germanist.philosophy.pu.ru/readarticle.php?article_id=56 [Цитировано от 07.04.09].
19. История искусств: Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 1993.
20. История мирового искусства//Под ред. Е. Сабашникова. – М.: БММ АО, 1998.
21. Каган, М.С., Холостова, Т.В. Культура – философия – искусство/М.С. Каган, Т.В.Холостова. – М.: Знание, 1988.
22. Кабалова, Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды/Л. Кибалова и др. – Прага: Издательство «Артия», 1986.
23. Козлова, Н.Н. Гендер и вхождение в модерн/ Н.Н. Козлова. – Метод доступа: ons.gfns.net/1999/5/15.htm[Цитировано от 07.04.09].
24. Кон, И. Мужское тело как эротический объект//Человек/ И. Кон. - 2000. - №6.
25. Корниенко, В.С. О законах красоты. К вопросу о сущности эстетических явлений в действительности и в искусстве/ В.С. Корниенко. – 1970.
26. Красота человека в искусстве. – М.: Искусство, 1969.
27. Крутоус, В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал/ В.П. Крутоус. – М., 1985.
28. Кэссин-Скотт, Д. История костюма и моды: Наглядная эволюция стилей одежды с 1066 года до настоящего времени/Д. Кессин-Скотт. – М.: Эксмо-пресс, 2002.
29. Моррис, У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма/ У. Моррис. - М., 1973.
30. Муравьев, Ю. Культура // Научно просветительский журнал «Скепсис». – Метод доступа: scepsis.ru/library/id_122.html. Статья представляет собой главу XVIII из кн.: Социальная философия. Учебник. Под ред. И.А. Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 429-482.
31. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию/ Э.А.Орлова. – М.: Изд-во МГИК, 1994.
32. Перрюшо, А. Жизнь Тулуз-Лотрека/ А.Перрюшо. – М.: Радуга, 1990.
33. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры/ Н.Н. Петрухинцев. – М.:Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.
34. Пол, Гендер, Культура//Под ред. Э.Шара и К.Хайдер. - Часть 2. - М.. 2000.
35. Палья, К. Личины сексуальности/ К. Палья. – Екатеринбург: У-Фактория, Издательство Уральского университета, 2006. - С. 624-643.
36. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства/Э. Панофский. – М.: Академический проект,1999.
37. Рескин, Д. Лекции об искусстве / Д. Рескин. - М.: БГС-ПРЕСС, 2006.
38. Сарабьянов, Д.В. Модерн: история стиля/ Д.В. Сарабьянов. – М.: «Галарт», 2001.
39. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме/ В.И. Сидоренко. – М.: Феникс, 2004.
40. Соколов, К.Б. Десять веков российской ментальности. Картина мира и власть/ К.Б. Соколов. - СПб.: Аллетея, 2001.
41. Стенерсен, Р. Эдвард Мунк/ Р. Стенерсен. – М.: Издательство «Искусство», 1972.
42. Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн/ В.С. Турчин. – М.: «Вестник Московского ун-та». Серия «История», 1977. - №6.
43. Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн/ В.С. Турчин. – М.: «Вестник Московского ун-та». Серия «История», 1977. - №7.
44. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов/А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2002.
45. Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура//Общественные науки и современность/А.Я. Флиер. – 1997. - №2. – с.124-145.
46. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности/ М. Фуко. - М.: Касталь, 1996.
47. Шубин, Г.Г. Мода и эстетическая культура/ Г.Г. Шубин. – М.: Знание, 1987.
48. Эдвард Мунк. – М.: Изобразит. Искусство, 1984. – 62 с.
49. Эко, У. История Красоты/ У.Эко. – М.: Слово, 2008. – 440 с.
50. Энциклопедия социологии/Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Книжный Дом, 2003. – Метод доступа: slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0054.htm
51. Эстетические категории и искусство. – М., 1989.
52. Юрчак, А. По следам женского образа//Женщина и визуальные знаки/А. Юрчак. - Идея-пресс, 2000.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.