На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентаций

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 27.06.2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентаций

Первые представления современных общечеловеческих ценностей сложились, если не говорить о более давних временах, на базе общегуманистических идей в Европе, ко¬торым была придана либерально-индивидуалистическая трактовка, но сама концеп¬ция ценностей стала разрабатываться позже, в первую очередь в немецкой литературе в конце XIX – начале XX веков.
Если дать краткий исторический обзор начального этапа процесса формирования понятия ценностные ориентации, то следует отметить, что сначала речь шла "просто" о ценностях (определение "общечеловеческие" было им придано позже). Под ценностями пони¬мались априорные принципы человеческой деятельности, имеющие всеобщую зна¬чимость. Они использовались в связи с отбором и обобщением исторических фактов (в основном на философско-социологической основе) в исследованиях В. Вильденбанда и Г. Риккарта, с чьими именами обычно и связывается постановка этой проблемы в науке. Переход к выделению и анализу ценностей был намечен в работах М. Шелера, который составил градацию ценностей (чувственные, гражданские, куль¬турные, религиозные), М. Вебера, основное внимание уделявшего уже социальным ценностям, и более определенно обозначился у предтечи идеологии фашизма О. Шпенглера. Последний утверждал, что каждая цивилизация создает свои ценности. Особое внимание социальным ценностям в XX веке уделяли австромарксисты М. Адлер, К Ренпер, американец Дж. Дьюи, испанец Х. Ортега-и-Гассет, француз Э. Мунье. Австромарксисты к числу социальных ценностей относили справедливость, свободу, равенство, заявляя, что человек – всегда цель, а не средство. Дж. Дьюи связывал ценности и с их практической полезностью для общества и относил к ним демократию и свободу. X. Ортега -и- Гассет особенно настаивал на индивидуальности. Э. Мунье, напротив, выступал за коллективизм. Свою иерархию общественных цен¬ностей предложил К. Поппер. Он отдавал предпочтение свободе перед справедли¬востью, считая, что это можно осуществить в "открытом обществе", принципиально отличном от социалистического тоталитаризма. Известный американский современ¬ный философ Дж. Роле, напротив, утверждает, что справедливость – первая необ¬ходимость для социальных институтов, а другой современный американский автор Р. Нозик считает, что абсолютной ценностью является "минимальное государство", созданное для защиты людей и не вмешивающееся в процессы естественного развития общества.
Активно разрабатывали эту проблему марксисты, противопоставляя идеи прав человека, свободы, демократии теории и практике тоталитарного социализма. В основном в связи с их работами и утвер-дилось название "общечеловеческие ценности". Какого-то общего перечня этих ценностей не составлялось (почти каждый автор толковал их по-своему), но в исследованиях обычно упоминаются права человека, демократия, свобода, равенство, разделение властей, местное самоуправление, иногда – консти¬туционализм, политический и идеологический плюрализм, все чаще называют социальную солидарность и социальную справедливость. Нередко фигурируют кон¬кретные ценности, например, для некоторых стран это федерализм, для других — парламентаризм, для третьих – свободные выборы.
Из этого перечня видно, что, как правило, общечеловеческие ценности имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения.
В современной научной литературе доминирующие ценностные представления называются ценностными ориентациями.
Ориентация ценностная (англ. – orientation value; нем. – wertorientierung; франц. – orientation de vaieur) – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение [52: 350].
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опы¬та и обнару¬живаются в целях, идеалах, убеж¬дениях, интересах и других про¬явлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Систе¬ма ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности [32: 389].
Ориентации ценностной личности – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Ориентации ценностной личности – продукт социализации индивидов, т.е. освоение общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам данных социальных общностей. Ориентации ценностной личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.
Понятие «ориентации ценностной личности» было введено в 1920-е гг. в социологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ориентации ценностной личности в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение.
В качестве таковой ориентация ценностной личности стала предметом многочисленных исследований в американской и западноевропейской социологии, но особенно в социальной психологии. В социологии и социальной психологии акцентируется внимание, во-первых, на выявлении зависимости ориентации ценностной личности от социально-экономической и социально-культурной природы общества и объективных условий предметной деятельности субъекта. Во-вторых, подчеркивается отличительная особенность ориентации ценностной личности как социальных установок высшего уровня, которые соотносятся с частными социальными объектами и ситуациями, регулирующими отдельные поступки [48: 352-353].
Среди западных исследований наибольший интерес, на наш взгляд, представляет теория Р. Инглехарта, основанная на изучении социальных проблем в нашей стране. Основной идеей концепции Р. Инглехарта является общеизвестный тезис о том, что достигнутое перестает быть побудительным мотивом действий – таковым является лишь то, что предстоит достичь. Если еще не удовлетворены материальные потребности – в комфортном существовании, в достойных человека условиях жизни и уровне потребления, то, естественно, ма¬териальные ценности будут предпочтительнее духовных. Духовные же ценности выдвинутся на первый план по мере удовлетворенности материальных потребностей [67: 429].
Показатели физиологических потребностей, по Инглехарту, идут в связке и образуют группу материалистических ценностей; социальные же потребности и потребности само¬реализации – ценности, связанные с развитием духовной культуры народа, построением гуманного общества и т.п. – постматериалистические [67: 132-133].
Понимание динамики ценностей Инглехартом базируется на двух гипотезах: 1) гипотезе недостатка – ценностные приоритеты индивида отражают его социально-экономическое состояние, и, таким образом, индивид относит к основной ценности те потребности, которые наименее удовлетворены; 2) гипотезе социализации – в большой степени на основные ценности взрослого индивида влияют социально-экономические условия, превалировавшие в годы его детства. Согласно данной гипотезе, только по прошествии десяти-пятнадцати лет изменений в социально-экономических условиях придет поколение, у которого можно ожи¬дать сдвигов ценностей с материалистических на постматериалистические [67: 56-57].
Методика измерения материалистических и постматериалистических ценностей Р. Инг¬лехарта, широко известная на Западе, часто используется и отечествен¬ными социологами [70; 76].
Таким образом, будучи отражением фундаментально социальных интересов личности, ценностные ориентации выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы. Непротиворечивость ориентации ценностной личности – показатель устойчивости личности, тогда как противоречивость свидетельствует о неустойчивости: незрелости, маргинальности. Формирование системы ориентаций ценностных личностей знаменует, таким образом, становление личности как активного субъекта социальной деятельности [48: 352-353].
Под ценностными ориентациями также понимают идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней [46: 441-442].
Понятие ценностной ориентации в отечественной науке приобрело в последнее вр...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.