На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Методика проведения аудиторской проверки амортизируемого имущества, типичные ошибки при его учете. Оценка организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Разработка внутрифирменного стандарта аудита амортизируемого имущества.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 16.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова
Факультет бухгалтерского учета
Кафедра экономического анализа и аудита
Курсовой проект по аудиту
«Аудит амортизируемого имущества
(на примере СХА «Алексеевская» Базарнокарабулакского района Саратовской области)»
Выполнила студентка
4 курса группы Б- 403
Моисеева Анастасия
Проверила
Волошина А.С.
Саратов, 2007 г.
Содержание

Введение
1. Теоретические основы аудита амортизируемого имущества
1.1 Обзор литературных источников по теме исследования
1.2 Перечень нормативных документов, регулирующих проведение аудита амортизируемого имущества
2. Методика проведения аудита амортизируемого имущества
2.1 Характеристика финансового состояния СХА «Алексеевская»
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета аудируемого лица
2.3 Методика проведения аудита амортизируемого имущества
2.4 Систематизация типичных ошибок, выявляемых при аудите амортизируемого имущества
3. Совершенствование методики проведения аудита амортизируемого имущества
3.1 Назначение, форма и содержание внутренних стандартов
3.2 Разработка внутрифирменного стандарта «Аудит амортизируемого имущества»
Выводы и предложения
Список литературы
Введение

Любой организации принадлежит имущество. Без него она просто не сможет не то, что осуществлять деятельность, а даже зарегистрироваться.
Имущество организации - это активы, принадлежащие ей на правах собственности и используемые для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо в управленческих целях.
Часть его переносит свою стоимость на изготавливаемый продукт (работу, услугу) полностью в течение одного производственного цикла, а часть - по частям, по мере начисления износа или амортизации.
Амортизация - процесс отнесения стоимости активов на расходы за периоды их использования, связанный с их износом, эксплуатацией, устареванием, несоответствием новым требованиям.
По данному признаку все имущество, принадлежащее хозяйствующему субъекту, можно разделить на две группы: неамортизируемое (оборотные активы) и амортизируемое (внеоборотные активы).
Под амортизируемым имуществом в широком смысле понимается имущество, переносящее свою стоимость в состав расходов не единовременно, а в течение определенного промежутка времени. Такое имущество определено для целей бухгалтерского учета как основные средства и нематериальные активы.
Отражать такое имущество в учете и отчетности необходимо, следуя определенным правилам. Причем критерии отнесения имущества к амортизируемому несколько различаются для целей бухгалтерского и налогового учета.
В ходе аудита проверяют правильность отнесения активов к данной группе, законность операций с ним, соответствие учета действующим нормативным актам, в результате чего аудитор формирует мнение относительно достоверности и полноты информации о нем, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации.
Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью написания курсового проекта является разработка внутрифирменного стандарта аудита амортизируемого имущества.
Задачи, решаемые в ходе изучения данной темы:
обзор литературы по теме исследования;
изучение нормативно-правовой базы;
характеристика финансового состояния объекта исследования;
описание методики проведения аудиторской проверки амортизируемого имущества, а также систематизация типичных ошибок при его учете;
разработка внутрифирменного стандарта аудита амортизируемого имущества.
Объект исследования - Сельскохозяйственная артель «Алексеевская» Базарнокарабулакского района Саратовской области.
Источниками информации для написания данной работы послужили нормативно-правовые акты, статьи периодической печати, учебная литература, а также годовая отчетность анализируемого предприятия за 2003 - 2005 г.г.
1. Теоретические основы аудита амортизируемого имущества

1.1 Обзор литературы по теме исследования

Имущество организации - это активы, принадлежащие ей на правах собственности и используемые для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо в управленческих целях.
Под амортизацией понимается процесс отнесения стоимости активов на расходы за периоды их использования, связанный с их износом, эксплуатацией, устареванием, несоответствием новым требованиям. В то же время не все активы организации признаются амортизируемым имуществом, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Таким образом, под амортизируемым имуществом понимается имущество, переносящее свою стоимость в состав расходов не единовременно, а в течение определенного промежутка времени. Такое имущество определено для целей бухгалтерского учета как основные средства и нематериальные активы.[13]
Понятию «амортизируемое имущество» аналогично понятие «внеоборотные активы».
Вступившей в действие с 1 января 2002 г. гл.25 Налогового кодекса РФ введено новое понятие "амортизируемое имущество", под которое подпадают не все объекты основных средств и нематериальных активов, амортизируемые для целей бухгалтерского учета.
При отнесении основных средств и нематериальных активов к амортизируемому имуществу организации следует исходить не из их аналогичных определений, установленных бухгалтерским законодательством, а из определений и понятий, определенных НК РФ и применяемых исключительно в целях налогообложения прибыли.
Понятие амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли установлено в ст.256 НК РФ, согласно которой амортизируемым имуществом признаются имущество (основные средства), результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (нематериальные активы) при соблюдении следующих четырех условий в совокупности:
1) нахождение у налогоплательщика на праве собственности;
2) использование для извлечения дохода;
3) срок полезного использования более двенадцати месяцев;
4) стоимость более 10 000 руб.
Исходя из формулировки закона, в состав амортизируемого имущества могут входить два вида активов организации: основные средства и нематериальные активы.
Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Следует иметь ввиду, что основные средства могут быть как амортизируемыми, так и неамортизируемыми. При этом для признания основных средств амортизируемыми необходимо выполнение указанных выше четырех условий.
Не признается амортизируемым имуществом имущество, которое используется меньше года либо первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб. (п.1 ст.256). Такие основные средства включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода имущества в эксплуатацию (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ). [2]
В бухгалтерском учете в отношении основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу действует аналогичный порядок.
Следует обратить внимание на то, что исходя из технологических особенностей организация может установить и другой лимит для основных средств, списываемых на затраты в момент ввода их в эксплуатацию (отпуска их в производство). [11]
Этот лимит в принципе может быть как больше, так и меньше чем 10 000 руб. Единственным условием для установления иного лимита является закрепление его размера в учетной политике организации, принимаемой для целей бухгалтерского учета, с обоснованием применения такого подхода. Эта норма касается только основных средств, приобретенных начиная с 1 января 2002 г. [12]
В этой связи на практике может сложиться такая ситуация, что приобретаемое имущество (основные средства) в целях бухгалтерского учета будет списываться на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию, а для целей налогообложения прибыли - учитываться в составе амортизируемого имущества.
Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериальных активов в качестве таковых необходимо выполнение следующих условий :
- наличие способности приносить экономические выгоды (доход);
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). [2]
При сравнении условий отнесения объектов к числу нематериальных активов в бухгалтерском учете, установленных п.3 Положения по бухгалтерскому "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н, и налоговом становится очевидным, что ряд признаков, используемых в целях бухгалтерского учета, не является обязательным для отнесения таких активов в состав нематериальных в целях налогообложения. Так, в НК РФ нет указаний на отсутствие материально - вещественной (физической) структуры, а также условия о последующей перепродаже данного имущества.
Также следует отметить, что по сравнению с бухгалтерским законодательством в целях налогообложения к нематериальным активам не относятся ни деловая репутация организации, ни организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации. Это обусловлено тем, что и то и другое вряд ли возможно назвать результатом интеллектуальной деятельности налогоплательщика.
В свою очередь, при отнесении имущества к нематериальным активам в целях бухгалтерского учета к нему не будет относиться владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
К нематериальным активам в целях налогообложения, в частности, относятся:
1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
6) владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
В то же время согласно п.3 ст.257 НК РФ не относятся к нематериальным активам:
1) не давшие положительного результата научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы. Указанные расходы учитываются в порядке, предусмотренном п.2 ст.262 НК РФ, то есть подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов, в порядке, предусмотренном п.2 ст.262 НК РФ;
2) интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду.
В соответствии с п.2 ст.256 НК РФ не подлежит амортизации в целях исчисления налога на прибыль следующее имущество:
- земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);
- материально - производственные запасы;
- товары;
- объекты незавершенного капитального строительства;
- ценные бумаги;
- финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные и опционные контракты).
Кроме того, НК РФ установлен специальный список имущества, которое не подлежит амортизации даже при выполнении всех четырех условий, необходимых для признания имущества амортизируемым.
Кроме того, имущество, признаваемое амортизируемым, может временно исключаться из его состава. Так, исключаются из состава амортизируемого имущества основные средства:
- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Для целей бухгалтерского учета при передаче имущества в безвозмездное пользование амортизация начисляется в том же порядке, что и для арендованного имущества: на балансовых счетах собственника (по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и за балансом - у ссудополучателя);
- переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев. Для целей бухгалтерского учета применяется аналогичный порядок;
- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше двенадцати месяцев. Для целей бухгалтерского учета применяется аналогичный порядок.
Цель аудита амортизируемого имущества - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о нематериальных активах и основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней. Для чего необходимо провести проверку правильности, законности, целесообразности операций по их поступлению, внутреннему перемещению и выбытию.
Задачи аудита внеоборотных активов можно сгруппировать по элементам предпосылок подготовки отчетности:
1. существование, права и полнота: подтверждение фактического наличия всех отраженных в отчетности активов, а также существование у организации прав на них, не ограниченных правами третьих лиц;
2. оценка, представление и раскрытие: проверка соответствия активов критериям отнесения их к внеоборотным, соответствия их оценки и начисления амортизации принятой в организации учетной политике и действующему законодательству;
3. возникновение, измерение и оценка: подтверждение отражения в учете и отчетности всех приобретенных активов, а также доходов и расходов, связанных с их выбытием, в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде;
4. представление и раскрытие: проверка полноты раскрытия в отчетности всей существенной информации.
1.2 Перечень нормативных документов, регулирующих проведение аудита амортизируемого имущества

Источниками информации при написании курсового проекта послужили нормативно-правовые акты РФ, статьи периодической печати, учебная литература, а также годовая отчетность анализируемого предприятия за 2003 - 2005 г.г.
- Гражданский кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденный Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. №94н с изменениями и дополнениями от 07.05.2003 г. и 18.09.2006 г.;
- ФЗ «Об аудиторской деятельности», утвержденный Приказом МФ РФ от 07.08.2001 г. №119-ФЗ;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ МФ РФ от 06.07.99г №43н);
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (Приказ МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26 н );
- ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» ( Приказ от 16.10.2000 г. № 91н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» 18/02 ( Приказ МФ РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
- Постановление Госкомстата от 30.10.97г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»
2. Методика проведения аудита амортизируемого имущества

2.1 Характеристика финансового состояния СХА «Алексеевская»

Сельскохозяйственная артель «Алексеевская» расположена в Базарнокарабулакском районе. Административный и хозяйственный центры предприятия находятся в селе Алексеевка в 7 км от районного центра и в 95 - от областного. Основное направление деятельности - производство сельскохозяйственной продукции для дальнейшей её реализации. В структуре товарной продукции отрасли растениеводства наибольший удельный вес занимают зерновые и семена подсолнечника, отрасли животноводства - молоко.
Организационно-правовая форма - сельскохозяйственный производственный кооператив.
Структура управления СХА «Алексеевская» представлена в виде схемы:
Схема 1. Структура управления СХА «Алексеевская»
Проанализируем, как изменилось финансовое состояние предприятия за период 2003 - 2005 г.г., для чего посотрим динамику финансовых результатов за период, проведем анализ ликвидности и платежеспособности.
Таблица 1
Динамика финансовых результатов СХА «Алексеевская» за 2003 - 2005г.г.
Наименование
2003 год
тыс.руб.
2004 год
тыс.руб.
2005 год
тыс.руб.
абсолютный прирост
1
2
3
4
5
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
8466
10755
8994
528
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ услуг
(7301)
(7266)
(6811)
Валовая прибыль
1165
3489
2183
1018
Прибыль (убыток) от продаж
1165
3489
2183
1018
Внереализационные доходы
582
260
872
290
Прибыль (убыток) до налогообложения
1747
3749
3055
1308
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
1747
3749
3055
1308
Чрезвычайные доходы
53
Чрезвычайные расходы
(429)
(204)
Чистая прибыль (убыток)
1371
3545
3055
1308
Рентабельность, %
16,2
33
34
17,8
Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике финансовых результатов в СХА «Алексеевская» Базарнокарабулакского района за анализируемый период: выручка увеличилась на 528 тыс. руб., прибыль от продаж - на 1018 тыс. руб., чистая прибыль - на 1308 тыс. руб. Уровень рентабельности вырос на 17,8%. Данные показатели изменились за счет роста цен на продукцию. Себестоимость проданных товаров снизилась за счет уменьшения выпуска продукции. Чрезвычайных расходов в 2005 году нет из-за изменения климатических условий. То есть изменение показателей за счет экстенсивных факторов, что не может быть оценено только положительно.
Таблица 2
Анализ ликвидности баланса за период с 2003 года по 2005 год.
Показатель
На начало 2003 г.
На начало 2004 г.
На конец 2004 г.
На конец 2005 г.
1
2
3
4
5
Данные финансовой отчетности, используемые для расчета показателей ликвидности, тыс.руб.
1 Внеоборотные активы - всего
31516
30233
31917
31213
2 Запасы
12808
15497
15429
14476
3 НДС по приобретенным ценностям
-
-
-
-
4 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 мес
-
-
-
-
5 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются менее, чем через 12 мес
513
303
219
331
6 Денежные средства
0
0
4
4
7 Оборотные активы - всего
13321
15800
15652
14811
8 Итог баланса
44837
46033
47569
46024
9 Капитал и резервы
44286
45463
47338
45893
10 Долгосрочные обязательства - всего
396
286
-
-
11 Займы и кредиты
-
-
-
-
12 Задолженность поставщикам и подрядчикам
10
8
6
6
13 Краткосрочные обязательства - всего
551
570
231
131
Производственные вспомогательные показатели, используемые для оценки ликвидности, тыс.руб.
14 Сумма хоз. средств, находящихся в распоряжении предприятия (8-5)
44324
45730
47350
45693
15 Оборотные активы - нетто (7-4-5)
12808
15497
15433
14480
16 Величина собственных оборотных средств (15-13)
12257
14927
15202
14349
17 Нормальные источники покрытия запасов (9+10+11+12-5-1-4)
12663
15221
15208
14355
Основные показатели ликвидности
18 Маневренность собственных средств (6:16)
0
0
0,0003
0,0001
19 Коэффициент текущей ликвидности (15:13)
23,2
27,2
66,8
110,5
20 Коэффициент быстрой ликвидности (15-2):13
0
0
0,02
0,03
21 Коэффициент абсолютной ликвидности (6:13)
0
0
0,02
0,03
22 Доля оборотных средств в активах (15:14)
0,29
0,34
0,33
0,32
23 Доля собственны оборотных средств в общей их сумме (16:15)
0,96
0,96
0,98
0,99
24 Доля запасов в оборотных активах (2:(7-4))
0,96
0,98
0,98
0,98
25 Доля собственных оборотных средств в покрытых запасах (16:(2+3))
0,96
0,96
0,98
0,99
26 Коэффициент покрытия запасов (17:2)
0,99
0,98
0,99
0,99
Значения всех показателей ликвидности не соответствует нормативам. Причина в том, что на предприятии наибольший удельный вес в структуре активов принадлежит трудно- и медленно реализуемым. При этом источниками их образования почти на 100% являются собственные средства: уставный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль.
Таблица 3
Анализ финансовой устойчивости за период с 2003 года по 2005 год.
Показатель
На начало 2003 г.
На начало 2004 г.
На начало 2005г.
На конец 2005г.
1
2
3
4
5
Данные финансовой отчетности, используемые для расчета показателей финансовой устойчивости, тыс.руб.
1 Внеоборотные активы - всего
31516
30233
31917
31213
2 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 мес
-
-
-
-
3 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются менее, чем через 12 мес
513
303
219
331
4 Оборотные активы - всего
13321
15800
15652
14811
5 Итог баланса
44837
46033
47569
46024
6 Капитал и резервы
44286
45463
47338
45893
7 Долгосрочные обязательства - всего
396
286
-
-
8 Краткосрочные обязательства - всего
551
570
231
131
Производственные вспомогательные показатели, используемые для оценки финансовой устойчивости, тыс.руб.
9 Всего источников средств (5-3)
44324
45730
47530
45693
10 Собственный капитал (6)
44286
45463
47338
45893
11 Оборотные активы - нетто (4-3-2)
12808
15497
15433
14480
12 Величина собственных оборотных средств (11-8)
12257
14927
15202
14349
13 Заемный капитал (7+8)
947
856
231
131
Основные показатели финансовой устойчивости
14 Коэффициент концентрации собственного капитала (10:9)
0,99
0,99
0,99
1
15 Коэффициент финансовой зависимости
(9:10)
0,01
0,01
0,01
0
16 Коэффициент маневренности собствен. капитала (13:9)
0,021
0,018
0,004
0,003
17 Коэффициент концентрации привлечен. средств (6:13)
46,7
53,1
204,9
350,3
18 Коэффициент структуры долгосрочных вложений 7:(1+2)
0,013
0,009
0
0
19 Коэффициент долгосрочных привлеченных заемных средств 7:(10+7)
0,009
0,006
0
0
20 Коэффициент структуры привлеченных средств (7:13)
0,42
0,33
0
0
21 Уровень финансового левериджа (13:10)
0,021
0,018
0,005
0,003
Анализ таблицы показал, что в структуре источников финансирования доля привлеченных средств очень мала. А в привлеченных источниках наибольший удельный вес принадлежит краткосрочным обязательствам, т.е. кредиторской задолженности. Положение предприятия можно охарактеризовать как устойчивое.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Сельскохозяйственная артель «Алексеевская» не подлежит обязательному аудиту.
Внешний аудит на данном предприятии не проводится.
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета аудируемого лица

До проверки конкретных участков учета аудитор должен оценить состояние среды контроля, эффективность построения учетной системы, а также надежность системы внутреннего контроля организации. Это необходимо для определения вероятности возникновения искажений в учете клиента и построения дальнейшей работы аудитора.
Среда контроля -- это обстоятельства и факторы, непосредственно не связанные с учетом, но оказывающие значительное влияние на его эффективность.
Аудитор изучает среду контроля уже с момента первого знакомства с предприятием (его руководителем, бухгалтером). Основными моментами, которые он должен выяснить, являются:
1. влияние организационной структуры, вида и масштабов деятельности предприятия на особенности бухгалтерского учета;
2. структура управленческой системы, разделение полномочий и ответственности;
3. особенности взаимоотношений собственников с непосредственными управляющими делами, между директором и главным бухгалтером, степень взаимного доверия;
4. отношение администрации, директоров и владельцев организации к вопросам бухгалтерского учета;
5. отношение учетного персонала к своим обязанностям.
Необходимую информацию по перечисленным вопросам получают в результате наблюдения, личных бесед, ознакомления с учредительными документами.
Субъективно оценив среду, в которой функционирует учетная система, аудитор изучает саму систему учета. А именно: соответствие организации бухгалтерского учета на конкретном предприятии его отраслевой принадлежности, масштабам деятельности; действующим нормативным актам, регламентирующим бухгалтерский учет в РФ (Закону "О бухгалтерском учете", Положению по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ). Особое внимание нужно обратить на уровень профессионализма бухгалтеров, определить их компетентность и, по возможности, честность. В большей степени именно эти качества определяют эффективность работы всей учетной системы.
Система внутреннего контроля -- это специальные процедуры, введенные руководством (собственниками, директором, главным бухгалтером) для недопущения либо оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности; обеспечения сохранности имущества организации.
Система внутреннего контроля строится на следующих основополагающих принципах:
1. Разделение обязанностей.
Для предотвращения злоупотреблений и хищений необходимо разделение обязанностей по хранению материальных ценностей, совершению сделок и учету. Кроме того, в случае, когда каждый отдел будет вести учет своей деятельности полностью, то возрастает опасность предоставления им ложных данных с целью улучшения показателей.
2. Наличие эффективных процедур санкционирования операций.
Для осуществления операций необходимо наличие решения ответственных лиц, выполнения всех формальностей.
3. Своевременное надлежащее документирование операций.
При большом интервале времени между совершением операции и фактом ее учета возрастает вероятность ошибки.
4. Фактический контроль за имуществом и документацией.
То есть использование технический средств и процедур, предотвращающих утерю, изъятие или неправомерное изменение учетной документации.
5. Осуществление независимых проверок - это одна из функций внутреннего аудита.
Аудитору следует изучить и понять каждый из элементов системы внутреннего контроля на данном предприятии. При этом аудитор должен принять во внимание два аспекта: какие именно методы и процедуры предусмотрены на предприятии и применяются ли они на практике.
В ходе исследования внутреннего контроля аудитору необходимо принимать во внимание присущие любой системе внутреннего контроля изъяны. Не может быть системы эффективной на сто процентов. Наиболее очевидное ограничение обусловлено необходимостью удерживать в разумных, т.е. экономичных, пределах затраты на проведение контрольных процедур, с тем чтобы эти затраты не оказались несоразмерными по отношению к выявляемым убыткам от ошибок и мошенничеств. К числу факторов, сдерживающих эффективность внутреннего контроля, относятся:
- ориентация большей части видов внутреннего контроля на ожидаемые типы операций, а не на редкие операции;
- возможность ошибки, которая может быть допущена персоналом внутреннего контроля вследствие небрежности, рассеянности, заблуждения или неверного понимания инструкций;
- вероятность того, что лицо, ответственное за осуществление контроля, может злоупотребить своим положением.
Наконец, внутренний контроль может быть обойден в результате тайного мошеннического сговора ряда лиц как внутри предприятия, так и с участием внешних сторон.
Однако, несмотря на присущие любой системе контроля изъяны, наличие даже простых видов контроля может способствовать достижению аудитором уверенности в том, что все операции надлежащим образом записаны в учетных регистрах. При оценке внутреннего контроля цель аудитора - определение уровня доверия, которое он может оказать этому контролю. Результаты исследования системы внутреннего контроля влияют на определение типа, времени и масштаба независимых аудиторских процедур.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен:
- проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением объектов основных средств и нематериальных активов;
- осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности;
- изучить утвержденные графики и схемы документооборота;
- провести экспертизу применяемой формы учета;
- проверить наличие регистров бухгалтерского и налогового учета;
- установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности;
- обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.
2.3 Методика проведения аудита амортизируемого имущества

Цель аудита амортизируемого имущества - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об амортизируемом имуществе, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
В ходе проверки амортизируемого имущества, если планом аудита не предусмотрено иное, аудиторы могут рассмотреть и связанные с ним области учета и статьи отчетности: расходы на ремонт, доходы от сдачи имущества в аренду и расходы на аренду, доходы и расходы, возникающие при выбытии основных средств и нематериальных активов, незавершенное строительство, обязательства по налогу на имущество и т.п.
Для достижения цели аудитору необходимо:
*оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица;
*определить методы проверки;
*разработать программу аудиторских процедур по существу.
Для разработки эффективного подхода к аудиту на стадии планирования проводится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе проверки.
Практика показывает, что далеко не всегда аудиторские проверки сопровождаются оценкой системы внутреннего контроля, что заведомо снижает их результативность. Это приводит, в частности, к увеличению затрат времени, так как своевременно не созданные предпосылки для обоснования выборочного способа проверки повышают вероятность искажений в оценке аудиторского риска. Адекватная оценка системы внутреннего контроля позволяет качественно и более доказательно сформировать выводы аудитора в Письменной информации аудитора руководству экономического субъекта и в аналитической части аудиторского заключения.
Оценив систему внутреннего контроля, аудитор должен спланировать характер, масштабы и сроки проведения аудиторских процедур.
С помощью аудиторских процедур осуществляется проверка достоверности данны и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.