На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Проблемы развития самостоятельности учащихся в школе

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 27.06.2012. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН

Введение
1. Суть педагогической работы

2. Самостоятельность в педагогической литературе

3. Сущности процесса обучения

4. Проблема развития личности

5. Самодеятельность и творчество
Литература


Введение
Обновление общественных отношений на современном этапе развития нашего общества вызвало потребность изменения системы образования, личности как социального феномена. Особую актуальность в современных условиях приобрела проблема развития активности и самостоятельности человека как самоценности общества в хозяйственной, профессиональной и любой другой деятельности. Обществу будущего необходимы люди с творческим отношением к жизни во всех ее сферах. Решение этой педагогической по своей сути проблемы лежит, в основном, на системе образования, одна из ответственных и важнейших задач которой — подготовка молодежи к самостоятельному творческому труду, развитие ее активности и инициативы. Система образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, что обеспечит эффективную социализацию и адаптацию личности в социуме, и будет способствовать формированию активной готовности к критической переработке и сознательному выбору поступающей информации. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность - это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Успех такой работы во многом определяется теми условиями, в которых протекает обучение. Сознательно создаваемые в учебном процессе, эти условия относятся к педагогическим и должны благоприятствовать творческому развитию личности школьника.


1. Суть педагогической работы

Наиболее высокая из достижимых для педагогической науки целей — направить усилия на активное и действенное решение личностью социальных проблем, но прежде важно обеспечить становление самой личности в образовательном процессе.
Суть педагогической работы, отвечающей требованиям современности -формировать психические качества и способности воспитанника с такими связями и отношениями, которые будут определять его будущую жизнь, как личности, в обществе. Это требует от педагога практического использования достижений всех областей знаний, рассматривающих человека: 1) как материальное и социальное образование; 2) как носителя психики, сознания и способностей; 3) как самостоятельно развивающейся свободной и суверенной личности, равноправного субъекта общения.
Такой ракурс обращает педагога к синтезированному знанию о человеке. Это означает, что объектом внимания становятся не столько изменения во внешних объектах, полученные благодаря произведенной человеком деятельности, сколько его внутренняя структура — его способности и потенции; в динамике становления человека важны его собственные изменения в поведении и деятельности; в центр педагогического внимания попадают отношения и связи. Этот опыт как внутреннее достояние субъекта и надлежит формировать.
Для педагога личность — прежде всего объект воспитательного воздействия, а также субъект взаимодействия людей друг с другом. В силу этого важно найти такие пути и средства, которые бы могли оптимизировать процесс воспитания.
Задача школы в этом плане сформировать активную жизненную позицию учащихся, т.е. обучать их желанию и умению вложить свои мысли и чувства в выполняемое дело. Это первый и главнейший признак инициативной, творческой и самостоятельной личности.
Наиболее часто встречающиеся качества личности: общительность, работоспособность, доброжелательность, уважение к людям труда, вежливость, дисциплина, творческое отношение к делу, принципиальность, трудолюбие, скромность, честность, порядочность, любознательность, познавательная активность, организованность, самостоятельность, собранность, целеустремленность, моральная чистота, чувство долга, добросовестность, настойчивость, гуманность, энергичность,
исполнительность, ответственность, бережливость. А наиболее значимые из них: коллективизм, моральная чистота, гуманность, самостоятельность, инициативность, познавательная активность, творческое отношение к делу. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Так определяется рассматриваемое понятие в Российской педагогической энциклопедии и современном словаре по педагогике.

2. Самостоятельность в педагогической литературе

Самостоятельность в педагогической литературе рассматривается как: 1. Освобождение субъекта от непосредственного влияния окружающей среды и превращение его в активного преобразователя этой среды и собственной личности. 2. Процесс сознательного отражения действительности. 3. Умение организовать свою жизнь для достижения поставленных целей. 4. Умение принимать решения. 5. Умение выполнять действия без помощи взрослого.
Познавательная самостоятельность, по мнению большинства ученых, — важное качество личности, а ее формирование - как важная задача школы, актуальность которой обусловлена необходимостью ускорения социально-экономического развития страны, повышением роли человеческого фактора, инициативы и творчества масс на современном этапе общественного развития. Познавательная самостоятельность является, с одной стороны, целью и результатом учебной работы, а с другой — необходимое условие осмысленного и прочного усвоения знаний, формирования мировоззренческих идей и убеждений.
Самостоятельность, широту и глубину можно отнести к интегральным свойствам личности, обеспечивающим продуктивность познавательной, умственной деятельности в целом (качество личности).
Г.И. Щукина отмечает, что побуждать школьников к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать их познавательный интерес — значит создавать благоприятные возможности для развития самостоятельности и активности учащихся для развития разнообразных психических функций - внимания, наблюдения, воображения, памяти, воли, мышления, чувств, потребности, интереса. Активное отношение человека к знаниям, к науке вообще, к деятельности составляет существенную часть духовного богатства человека. Под влиянием такого отношения, воспитанного в школе, человек совершенствуется всю жизнь [182].
А для этого «необходимо строить обучение таким образом, чтобы перед учащимися возникали все время те или иные вопросы, требующие самостоятельного решения на базе усвоенных знаний и практических умений. Тщательно подходить к отбору и составлению различных заданий, всегда отдавая себе отчет в том, способствуют ли они развитию мышления учащихся, помогают ли развитию их активности и самостоятельности или ориентируют на монотонное повторение одних и тех же заученных способов действий [185].
Если нет задачи, то нет и работы мысли. Пассивность учащихся в обучении является следствием игнорирования этого объективного закона, неумение учителем поставить перед классом познавательную задачу. Осознанная учащимися познавательная задача вызывает у них поиск ее решения. Этим поиском учитель должен умело и тонко руководить, не подавляя активности учащихся, а ведя постепенно к все большей и большей самостоятельности [161].
В.А.Ядов, ссылаясь на вывод Н.Ф.Талызиной о том, что «любые действия человека представляют собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочную часть действий), исполнительный «рабочий орган» (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия), классифицирует и группирует качества личности в так называемые комплексы. В комплекс «творчество-самостоятельность» он включает самостоятельность, творческий подход к делу, инициативную умственную способность, опыт и знания; в комплекс «исполнительность» — старательность, аккуратность, тщательность, исполнительность, дисциплинированность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие, а в комплекс «ответственность-организованность» - оперативность, настойчи-вость, ответственность, организованность [74].
Современный заказ школе предполагает, что воспитание и обучение не может ограничиваться формированием сугубо исполнительских функций сознания. Задача усложняется тем, что воспитание и обучение должно способствовать становлению и проявлению таких внутренних, субъективных оснований поведения, которые воплощают действительно личностные качества человека, которые определяются содержанием и различными уровнями деятельности личностных структур сознания. Образование дости-гнет своей цели, если будут созданы условия, среда, в которой могла бы развиваться творческая личность.
Воспитание, говорил К.Д. Ушинский, должно «зажечь в ребенке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»...Он считал, что «лучшее начало состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано, в детскую голову: превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым побудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение и становится полезным». Самостоятельная деятельность учащихся, выполнения ими самостоятельных работ К.Д.Ушинский считает «единственным прочным основанием всякого плодовитого учения» [171].
Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек — это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы.
Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обученности. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее. Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностноразвивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней.
И.Я.Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности [93].
Обучение — один из самых значимых и определяющих факторов развития, поскольку оно является единственным способом получения систематического образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности.
Обучение находится в прямой зависимости от целей образования, которые определяют его содержание, ведущие принципы и структуру. Цели образования воплощаются в деятельности педагогов, осуществляющих процесс обучения, в учебных программах, учебниках, методических пособиях
Традиционное обучение (С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, П.Н.Груздев и др.) рассматривается как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение обучаемым системам знаний, умений и раз...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.