На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Бюджетное финансирование социально-культурных услуг

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Бюджетное финансирование социально-культурных услуг

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 5
1.1. Экономическая сущность понятия «социальная сфера 5
1.2. Основные источники финансирования социальной сферы 9
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА 18
2.1 Анализ структуры и объемов финансирования социальной сферы в 2000-2006 г.г. 18
2.2 Проблемы бюджетного финансирования социальной сферы на современном этапе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39


По Свердловской области не могу сделать – нет данных + в первоначальном задании этого не было

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет государства является центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.
Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП1. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.
Огромную роль федеральный бюджет играет в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике. Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.
Объектом исследования является порядок финансирования социальной сферы.
Предмет исследования: порядок финансирования социально-культурных услуг.
Цель исследования: обосновать роль бюджета в финансировании социально-культурных услуг.
Задачи исследования:
1. определить экономические особенности социальной сферы в России;
2. Рассмотреть основные источники финансирования социальной сферы;
3. Проанализировать структуру и объемы финансирования социальной сферы в 1991-2006 г.г.;
4. Выявить основные проблемы бюджетного финансирования социальной сферы на современном этапе.
В работе использовались такие методы исследования как анализ источников на основе материалов научных исследования и публикаций в периодических изданиях.
Работа структурно состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются экономическое содержание понятия социальная сфера, основные источники финансирования социальной сферы. Во второй главе проанализированы объемы финансирования социальной сферы в 2000-2006 г.г., выявлены проблемы бюджетного финансирования социальной сферы на современном этапе.
Данная тема достаточно широко рассмотрено в литературе с теоретической стороны, однако публикации практического характера носят информационный, а не аналитический характер.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1.1. Экономическая сущность понятия «социальная сфера

Экономическая категория «непроизводственная сфера» в качестве инструмента анализа экономических процессов была официально признана советской наукой в 1927 году в ходе дискуссии, развернувшейся в журнале «Плановое хозяйство». Ее авторы — А. Петров и Р. Вайсберг выдвинули ряд аргументов в пользу определения труда в сфере услуг непроизводительным. «Существенно различие, — утверждает Р. Вайсберг, — между овеществленным и материально отделимым от человека товаром и услугой, моментально погибшей» . По мнению же А.И. Петрова, услуги, поскольку они служат удовлетворению потребностей в форме деятельности, не представляют собой стоимости. Таким образом, отрасли, где главным содержанием труда является не создание материальных благ, а обслуживание людей, образуют непроизводственную сферу экономики.
В 70-е годы социальную сферу отождествляли с совокупностью отраслей непроизводственной сферы, что было не совсем правильно. Позже, при выделении социальной сферы из непроизводственной из последней стали исключать науку, государственное управление и финансы и дополнять состав социальной сферы включением индустрии туризма, СМИ и информационных технологий, консалтинга, природоохранной деятельности, пассажирского транспорта и т.д., а также части материального производства социального назначения (например, общественного питания). Как видно, в состав социальной сферы помимо отраслей, создающих нематериальные продукты или услуги, включены отрасли, результатами которых являются продукты, имеющие вещную форму. Чем же объясняется это явление?
Тот факт, что в отраслях общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания конечные продукты деятельности выступают в вещественной форме, не имеет решающего значения для определения состава нематериального производства в целом и социальной сферы в частности. Ведь и нематериальное производство включает часть продуктов, имеющих подобную форму, — книги, картины, скульптуры и т.п. И наоборот, материальное производство, как было отмечено ранее, содержит нематериально-вещественные продукты, создаваемые, например, трудом занятых здесь управленческих работников. «Лица, занятые в розничной торговле, общественном питании, коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании, создают в конечном счете услуги и своей деятельностью непосредственно удовлетворяют потребности населения». При этом материально-вещественный элемент выступает лишь необходимым условием в процессе оказания этих услуг. Например, труд работников розничной торговли и общественного питания оказывает населению услуги, лишь приспосабливая, доводя продукты, созданные в материальном производстве, до окончательного приготовления к потреблению, в то время как деятельность работников сферы материального производства лишь опосредованным образом удовлетворяет потребности населения. Таким образом, социальная сфера по своему содержанию представляет собой совокупность отраслей, создающих продукты преимущественно в форме нематериальных, но также и в форме материальных услуг и своей деятельностью удовлетворяющих потребности населения, а также предприятий, учреждений, организаций.
В связи с разработкой ОКДП (1992 г.) социальную сферу не совсем корректно стали отождествлять со сферой услуг, тем самым не только излишне расширяя, но и сужая ее состав. Одновременно существует и более узкое понимание социальной сферы, ограниченное деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите определенных слоев населения. В современной социально-экономической литературе категория «социальная сфера» прочно вошла в научный оборот, почти полностью вытеснив понятие непроизводственной сферы. Тем не менее, очевидно, что на настоящий момент достоверного и всеобъемлющего экономического представления о социальной сфере как совокупности отраслей и видов экономической деятельности не сложилось. Многие научные работы, посвященные проблемам развития социальной сферы, отличает практически одно — отсутствие четких определений предметно-объектной области исследований, смешение исходных понятий (социальная сфера, социальная политика, социальная инфраструктура, социально-культурный комплекс и т.д.).
Так, например, Л.П. Кураков и В.Н. Викторов фактически сводят емкое понятие социальной сферы к совокупности отраслей социально-культурного комплекса, что является достаточно распространенным явлением. В ряде случаев область социальной сферы неправомерно сужают до некой «совокупности всех услуг и работ, осуществляемых объектами социальной инфраструктуры», либо представляют социальную сферу как некий «территориально-отраслевой комплекс, складывающийся из социальной инфраструктуры и сферы социального обслуживания».
С позиций структурно-функционального подхода состав социальной сферы может быть обозначен следующим образом:
1) социальная инфраструктура — пассивная часть основных фондов, закрепленная территориально, формирующая в своей пространственно-организованной совокупности среду жизнедеятельности населения;
2) совокупность предприятий, учреждений и организаций различных отраслей социальной сферы;
3) производимые ею продукты — услуги образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения и т.д.;
4) органы и институты управления социальной сферой;
5) механизмы и нормативная база регулирования социального поведения населения.
К социально-культурной сфере следует отнести образование, культуру, здравоохранение, физическое воспитание и спорт, здравоохранение и социальное обеспечение, средства массовой информации и коммуникации и другие виды и сферы социальной деятельности по развитию человеческого потенциала как источника и конечной цели общественного развития. В состав же социальной сферы, как отмечалось выше, входят отрасли и виды деятельности, в которых создаются социальные блага не только в форме услуг или полезного эффекта труда, но и в вещественной форме. Этот аспект имеет важнейшее значение для народнохозяйственного планирования и применения программно-целевого подхода, так как отвечает на вопрос о соответствии структуры той или иной сферы структуре предъявляемых требований. Соотношение отраслевой структуры данных сфер можно выразить следующим образом .
Основными отличительными чертами социальной сферы являются:
1) сложная структура и неявно выраженный производительный характер — одновременно это и сфера производства, в которой занята большая часть работающих, и сфера потребления почти для всех членов общества;
2) характер производимого продукта, имеющего не только нематериальную, но и вещественную форму;
3) рабочая сила в процессе производства как элемент трудового процесса играет гораздо большую роль, чем в сфере материального производства;
4) вместо обрабатываемого материального предмета в орбиту воздействия на «предмет труда» зачастую вовлекается сам человек (пациент; обучающийся, воспринимающий информацию или сигналы), т. е. происходит «обработка людей людьми»;
5) безграничность производства и потребления услуг в социальной сфере, сравнительно меньшая «связанность» материальными условиями производства (что характерно, однако, не для всех отраслей);
6) кумулятивность накапливаемых результатов, формирование мощного пласта культуры как эффекта сложения результатов производства в социальной сфере. Социально-культурные услуги отличаются ярко выраженным внешним эффектом, т. е. являются благами, обладающими особыми достоинствами. Их производство и потребление непосредственно связано с духовным возрождением общества и в целом с социальным прогрессом;
7) тесное переплетение труда и свободного времени — время труда одних совпадает со временем потребления других. Кроме того, социальная сфера непосредственно влияет на экономию свободного времени и рациональное использование его человеком.
Экономика социальной сферы — наука, призванная изучать экономические проблемы как сферы в целом, так и ее отдельных отраслей, в частности жилищно-коммунального хозяйства. Становление экономики социальной сферы как самостоятельного научного направления обусловлено не только необходимостью улучшения жилищно-коммунальных, культурно-образовательных, медицинских и других социальных услуг, но и наличием широкой области социально-экономических отношений, связанных с необходимостью вовлечения в оборот многочисленных и дорогостоящих экономических ресурсов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и образования.
Социально-экономические отношения в социальной сфере специфическим образом проявляются:
а) на макроуровне в рамках отношения социальной сферы ко всей системе народного хозяйства;
б) на уровне отраслевых отношений социальной сферы как системы (взаимоотношения структурного характера между отраслями социальной сферы);
в) на уровне внутриотраслевых отношений, классифицируемых по характеру деятельности (например, в отрасли культуры выделяются книгоиздание, кино, театр, памятники культуры и т. д.), по форме собственности (государственные, частные, общественные организации и т. д.), по степени коммерциализации (коммерческие или некоммерческие организации);
г) на микроуровне в рамках экономики отдельных элементов отраслей социальной сферы — предприятий, учреждений, организаций.
Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации отраслей этой сферы.
Отрасли социальной сферы тесно связаны с деятельностью других отраслей общественного производства, в том числе и производственной сферы, поставляющей социальной сфере свою разнообразную продукцию. С другой стороны, отрасли социальной сферы, предоставляя населению, в том числе и занятому в общественном производстве, разнообразные услуги, оказывают реальное воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень.

1.2. Основные источники финансирования социальной сферы

Стабильное и обоснованное по величине финансовое обеспечение социальной сферы всегда было и остается одной из острых проблем ее функционирования, получения гражданами страны полного набора материальных и других благ.
Государство и органы территориального управления должны регулировать распределение национального дохода, как и всего национального богатства, имея в виду социальную необходимость и социальную справедливость, равенство граждан страны. Каждый гражданин вправе иметь необходимый уровень обеспечения социальными благами и услугами.
Конституцией РФ очерчен круг соответствующих социальных услуг, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования их из бюджетных или внебюджетных фондов. Это относится к большому количеству потребителей, получающих школьное образование, медицинскую помощь, социальную защиту, что требует больших расходов на их предоставление.
Вопрос о количественной определенности объема принимаемых на себя государством социальных обязательств, требует точной оценки и как раз в этом случае наиболее четко проявляет себя социальная функция финансов.
Таким образом, реальное, полноценное распределение созданных благ и ценностей между собственниками дает возможность использовать их по своему усмотрению, в том числе и на получение услуг и разного рода благ, повышая качество своей жизни.
Следовательно, финансирование социальной сферы в у...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.