На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Использование заданий производственного характера на уроках спецтехнологии для формирования познавательной активности будущих электрослесарей подземных

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Профессиональное училище - № 34


Сорокина Н. В.
преподаватель
спецтехнологии

I квалификационная
категория


Использование заданий производственного характера на уроках спецтехнологии для формирования познавательной активности будущих электрослесарей подземных.


Выпускная квалификационная работа слушателя
целевых аттестационных курсов


Эксперт: Алексеева
Любовь
Петровна



ЧЕЛЯБИНСК - 1999
СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................................3
Глава I. Теоретическая часть..........................................................................................6
1.1. Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе.................6
1.2. Активные формы и методы обучения....................................................................13

Глава II. Опыт работы преподавателя спецтехнологии
по формированию познавательной активности
при подготовке будущих электрослесарей подземных.................................................17
2.1. Приемы использования заданий производственного характера
на уроках спецтехнологии...............................................................................................17


Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................27
Приложения......................................................................................................................28


Введение

Качество подготовки квалифицированных рабочих в училище во многом предопределено организацией учебной и учебно-производственной деятельности учащихся, научным уровнем преподавания учебных дисциплин. Успешному решению задач подготовки будущих рабочих способствует целостный системный подход к совершенствованию структуры и содержания форм, методов и средств обучения, а также воспитания учебно-производственной и материальной базы.
Задача преподавателя дать им образование, специальность, привить интерес к профессии и труду, выработать стремление к творчеству и самостоятельности. Это вызывает необходимость более полной реализации в учебно-воспитательном процессе: соединение обучения с производительным трудом, осуществление связи теории и практики, развитие познавательной активности в обучении, обеспечение единства и взаимосвязь профессиональной общеобразовательной подготовки, всестороннее развитие в процессе обучения..
Результативность подготовки учащихся в профтехучилищах будет зависеть от того какую позицию в процессе овладения профессией - активную или пассивную - занимают учащиеся. Вызывает затруднения применение на практике полученных знаний,, полученных на уроках, при решении конкретных производственных задач. Поэтому формы и методы обучения должны способствовать побуждению учащихся к активному обучению и приобретают решающее значении в достижении цели, учитывая квалификационную характеристику электрослесаря подземного 3 и 4 разряда. При решении этой задачи возникает противоречие между требованиями социального и научно-технического прогресса к профессиональным качеством личности современного рабочего и методической базой, их формирование вызывает необходимость внедрения эффективных организационных форм, методов и средств формирования профессиональной активности при подготовки будущих рабочих.
Понятие «познавательная активность» раскрывает сущность активной, целенаправленной, преобразующей, самоуправляемой деятельности учащихся и не характеризует в полной мере особенности активного овладения профессией, которые присуще педагогике профтехобразования..
Поэтому, осуществляя подготовку молодой смены рабочего класса, для активного участия в производительном труде, надо решить задачу формирования всесторонне развитых технически грамотных и квалифицированных рабочих владеющих профессиональным мастерством глубокими знаниями основ производства.
Исходя из требований предъявленных к современному рабочему, необходимы следующие меры:
• изменение содержания образования в связи с обновлением техники и технологии, внедрение вычислительной техники, совершенствование приемов и методов труда;
• необходимость готовить учащихся к активному участию в профессиональной и общественной деятельности, к тем формам общения, когда стираются грани между умственным и физическим трудом, взаимосвязь геодезического и производственного обучения общеобразовательной и профессиональной школой - характерное для педагогики понятие «профессиональная активность» - интегральное качество профессиональной деятельности личности, отражающее ее профессиональную подготовку, нравственный уровень;
• подготовка учащихся к непрерывному образованию, следовательно, формировать профессиональный интерес и обучать способам его удовлетворению;
Профессиональная активность проявляется в устойчивости профессиональных качеств и готовности к труду по профессии, в положительном отношении к содержанию и процессу профессиональной деятельности на эффективное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками их совершенствование в развитии творческих элементов профессиональной деятельности. Это будет способствовать повышению профессионально-квалифицированного рабочего, раскрытию способностей каждого человека к труду, формированию профессиональной активности для осуществления более тесного единства образовательных и воспитательных задач обучения профессии в училище.
Данный процесс должен предусматривать применение таких организационных активных методов и средств обучения и воспитания, которые бы обеспечили подготовку активного в профессиональной деятельности рабочего. В процессе обучения происходит формирование личности будущего рабочего, что является основополагающим моментом.
При обучении учащихся, формирование профессиональной активности будет базироваться на познавательной активности в процессе теоретического обучения профессиональной трудовой активности в процессе производственного обучения и общественно полезной профессиональной деятельности во внеурочное время. Этому должны способствовать цели содержание методы средства организационные формы и результаты профессиональной подготовки.
Использование специфических особенностей предмета, условий познавательной активности учащихся в процессе теоретического обучения , особенностей активного овладения профессией учащимися с учетом социального и НТИ позволяют выделить методические условия - развития профессиональной активности у учащихся в процессе обучения специальной технологии.
Основой развития профессиональной активности является содержание специальной технологии.
По мнению Н.В. Кузьминой, важнейшим педагогическим условием активизации является связь теории с практикой.
Во-первых, преподаватель широко использует практический опыт учащихся в процессе изучения отдельных вопросов курса, что делает это изучение более наглядным и действительным.
Во-вторых, учащиеся убеждаются в достоверности полученных знаний, используя их в своей практической деятельностью, а также в осуществлении технологических процессов.
В-третьих, связь теории и практики в обучении реализуется непосредственно «внутри» самого предмета в процессе проведения демонстрационных опытов и лабораторно-практических работ, решения различных задач, демонстрационные опыты и лабораторно-практические работы подтверждают количественные отношения, существующие между различными сторонами изучаемых явлений, а также устанавливают качественные отдельные их характеристики.
В-четвертых, преподаватель раскрывает перед учащимися основные направления дальнейшего совершенствования техники технологии и организации производства. В связи с этим анализируются конструктивно-технические особенности нового оборудования и инструментов прогрессивные технологические процессы методы и организационные труда новаторов производства показывают условия и границы разумного использования опыта работы новаторов и предлагаемого ими инструмента и оборудования.
Развивая теорию познавательной деятельности и проблемы взаимосвязи практической и теоретической деятельности « познавательные теоретические виды деятельности не только занимают ведущее место в интеллектуальных видах труда, но и определяют успех в труде практическом».
Это положение является движущей силой формирования понятий, умений и навыков в едином педагогическом процессе.
В связи с этим концептуальная схема в широком смысле имеет несколько оснований.

НАУКА ТЕХНИКА ПРОИЗВОДСТВО

ТРУДОВОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Рис. 1. Схема взаимосвязи теории и практической деятельности.


Данное исследование будет отграничено следующей схемой:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ , УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рис. 2.
Развитие понятий в этом процессе происходит в сознании учащихся. Понятия формирует преподаватель, учащиеся усваивают их.
В процессе обучения содержание понятий рассматривается как зафиксированный момент в данный период развития науки.
В процессе развития понятий у учащихся также осуществляется обобщение, конкретизация понятий на основе наблюдений и анализа опытных данных, изучения научных теорий и применения их в процессе производственного труда. Процесс развития у учащихся понятий предполагает не только усвоение существенных признаков понятий, но и формирование у них умения оперировать понятием, применять его для объяснения и предсказания явлений, свойств тел и связей между ними. Этот процесс предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Формирование системы понятий у учащихся является одним из важных элементов вооружения их системой научных знаний, формирование понятий способствует вооружению учащихся новейшей формой мышления - понятийным мышлением. Формирование понятий у учащихся очень важно для выработки у них умения применять знания на практике для вооружения их умениями и навыками политехнического характера.
Для побуждения учащихся к учению и труду в профтехучилищах применяются различные средства, которые активизируют деятельность под руководством преподавателя и мастера.
Задачи, которые приходится решать педагогу можно разделить на стратегические (определенные дальней перспективной) тактические, (выдвинутые конкретной ситуацией ) и оперативные возникающие в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Успех зависит от того, как педагог умеет связать решение задач с тактикой и стратегией.
Характерной чертой обучения в профтехучилище является органическое сочетание двух процессов учение и труда. Во время учебы учащиеся изучают объективные законы факты научные обобщения и понятия. При этом творческий характер деятельности обеспечивает плановый переход к научному мышлению, при котором они могут постигнуть научные истины в свете идей современной науки. Воспроизведение и творчество взаимно проникают друг в друга и выступают в постоянном диалектическом единстве и взаимосвязи.
Труд является необходимым условием формирования личности. В процессе труда определяется место человека в обществе, так как от качества и общественной ценности труда зависит общественная оценка личных качеств человека. Труд как никакая другая деятельность предъявляет к человеку многосторонние требование, оказывая разностороннее влияние на развитие способностей человека, формирования его личности и воспитания. В процессе труда развиваются физические способности учащихся. Труд воспитывает эстетические и этические вкусы и привычки активность, и самостоятельность приносит радость и удовлетворение. В профтехучилище благодаря учебно-производственной деятельности и соединению обучения с производительным трудом происходит становление личности формирование молодого рабочего.
В настоящее время проблема познавательной активности учащихся раскрыта достаточно хорошо, так как в общей педагогике, так и в педагогике профтехобразования, однако вопросы методики подготовки будущих рабочих к активной деятельности в области профессии исследованы недостаточно.
Одна из важнейших задач ПУ-№ 34 - развить у будущих электрослесарей подземных интерес к учению и труду обучить их приемам учебной и производственной работы умственной и трудовой деятельности. Решение этой задачи возможно только при условии познавательной активности учащихся путем внедрения системы эффективности средств и способов побуждения учащихся к активному учению труду.
Все вышеизложенное является обоснованием актуальности данной темы.


Глава I. Теоретическая часть.
1. 1. Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе.

О необходимости формирования учебно-познавательной активности учащихся сказано в педагогической науке. Рассмотрим исследования известных ученых-педагогов, занимавшихся этой проблемой, - Т.И. Шамовой доктора педагогических наук и В.А. Скакуна, которые рассматривают проблемы преподавания в профессиональных училищах.
Т.И. Шамова предлагает целую систему средств активизации учения, опираясь на передовой педагогический опыт и практику работы школ. Она считает, что овладение способами учения приобретение умения самостоятельно пополнять свои знания формировать самостоятельности готовности к творческому труду зависят прежде всего, от организации познавательной деятельности учащихся. Можно с уверенностью сказать, что система профессионального обучения - это также необходимо. Между тем вполне можно согласиться с тем, что средства активизации учения используются до сих пор разрозненно и недостаточно. В школьной практике накоплен определенный опыт пользования средствами активизации обучения школьников.
Первая особенность - использование самостоятельных работ в целях активизации обучения школьников. Следующая особенность работы связана с их стремлением выделить существенное в изучаемом материале, четко поставить цель урока и его отдельных этапов, использования связи обучения с жизнью проблемного подхода, сочетания источников знаний. Но проблема активизации учащихся далеко не решена. Используются лишь отдельные средства активизации. На современном этапе развития проблемы активизацию обучения учащихся требуется решать на новом уровне. Назрела необходимость в разработке научно-обоснованной системы средств активизации учения и выявлении дидактических условий ее реализации в практике.
Как отмечает, Т.И. Шамова процесс обучения имеет двусторонний характер. Одна сторона связана с деятельностью учителя - преподавателем другая - с деятельностью учащихся - учением. В обучении осуществляется взаимодействие учителя и ученика. В этой системе взаимодействия под руководством учителя происходит овладение учеником системой знаний и способов деятельности его развития и воспитания. Конечная цель учителя состоит в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности.
Поэтому нельзя содержание учения включать только знания, умения и навыки. Человек должен владеть и способами учения.
Модель учения как деятельности, опираясь на модель человеческой деятельности, предложил М.С. Каган с позиции дидактики. В модели выделено пять основных компонентов учения:
1) мотивационный (он включает интересы, потребности, мотивы, то есть все, что обеспечивает включение учащихся в процессе активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания);
2) ориентационный компонент - включает принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности ее планирование и прогнозирование;
3) содержательно-операционный компонент - он включает в себя две составные части - систему ведущих знаний (понятия законы теории) и способы учения (инструменты получения и переработки информации). Уровень овладения знаниями тесно связан с наличием у учащихся проводить сравнение сопоставление обобщение конкретизацию;
4) энергетический компонент - он включает в себя - внимание, которое способствует концентрации умственных и практических действий вокруг главной цели деятельности (волю, которая обеспечивает высокую степень) целенаправленной познавательной активности;
5) оценочный компонент. Его содержанием является систематическое получение учащимися информации о ходе познавательной деятельности;
При отборе средств активизации учения лежат требования к активному учения формирование стремления учащегося к познанию самостоятельности в выполнении умственных и практических действий волевых усилий и обучения навыками самоуправления учением.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учащихся, а их активную изобретательную деятельность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Организация процесса знаний требует специальных действий учащихся по принятию цели предстоящей деятельности и отысканию путей ее достижения.
На начальном этапе должны быть организованы такие действия, которые подвели бы учащиеся к осознанию необходимости нового знания:
а) предварительные практические действия - с приборами решение задач, проведение измерений, которые подводят учащихся к осознанию недостаточности имеющихся у них теоретических знаний для обеспечения обнаруженных в результате этих действий явлений процессов
б) действие направленные на осознание практического значения изучаемого вопроса для науки и техники
в) а...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.