На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности общения старших подростков

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………..……3
1. Теоретические подходы к проблеме изучения особенностей общения старших подростков……………………………………………………..….5
1.1. Психологические характеристики общения………………..…...5
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………………………………………………………..14
1.3. Роль общения в психическом и личностном развитии подростка......................................................................................……..22
2. Эмпирическое изучение особенностей общения старших подростков……………………………………………………….................32
2.1. Организация исследования……………………………………...32
2.2. Анализ результатов……………………………………………....33
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………...39
Приложение 1………………………………………………………………42
Приложение 2………………………………………………………………50


Введение
Актуальность темы исследования. В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению особенностей общения подростков. Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка несомненна. Однако вопрос о том, какое, значение имеет для подростка общение со сверстниками, интересовал психологов всегда, и на него нет окончательного ответа, поэтому этот вопрос актуален и сегодня.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. Актуальность изучения особенностей общения подростков резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Таким образом, цель данного исследования - изучить особенности общения старших подростков.
Объект исследования: общение старших подростков.
Предмет исследования: специфика общения подростков со сверстниками.
Гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте девочки более общительны чем мальчики
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению общения;
2) выявить психологические особенности, свойственные подросткам;
3) изучить роль общения в психическом и личностном развитии подростка;
4) подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение проявления коммуникативных особенностей личности подростков;
Базой для исследования выступили учащиеся девятых классов Кужмарской средней школы республики Марий Эл. Общий объём выборки - 20 подростков в возрасте от 15 лет (11 девочек, 9 мальчиков).


1. Теоретические подходы к проблеме изучения особенностей общения старших подростков
1.1. Психологические характеристики общения
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Согласно А.Н.Леонтьеву общение – это «намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера». Под структурой общения следует понимать совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс. При этом структурная характеристика общения может быть дана применительно как к его основным элементам, так, в свою очередь, и относительно внутренней структуры каждого из них.
В качестве логического основания для моделирования структуры общения как процесса в целом может быть взята характеристика его относительно автономных элементов, которые различаются друг от друга набором своих специфических качеств и выполняемых функций.
Таковы, следующие компоненты общения, отвечающие этим требованиям:
- субъекты общения;
- средства общения;
- потребности, мотивация и цели общения;
- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражение влияний в процессе общения;
- результаты общения.
По мнению А.А.Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему своё отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой – либо конкретной задачи.
В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует к нему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух ипостасях – объекта и субъекта – характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другим или учащегося и учителя.
В качестве объекта общения по отношению к человеку могут выступать не только люди, но и животные, природа в целом, лес, море, небо, поля и луга - неиссякаемый источник радости, эмоционального отношения, впечатлений и символической значимости для человека.
Не менее богат возможностями для общения человека и мир предметно – вещной среды, созданный его руками.
В тех случаях, когда у субъекта нет реального партнера по общению, он может восполнить его отсутствие своим воображением.
Итак, объектом общения для субъекта может быть другой реальный или воображаемый человек, природа, животный мир и предметно – вещная среда, то есть все многообразие окружающего человека мира.
Наряду с самим фактом наличия индивидов другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь.
Средства социально – психологического общения достаточно многообразны.
На это обстоятельство обращал внимание в своё время ещё В.М.Бехтерев, который писал: «Устное и печатное или писаное слово, мимика и жесты, и, наконец, действие, возбуждающее подражание, - вот те способы или средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах».
К средствам общения относятся:
1) Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.
2) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Однако удельный вес названных выше элементов в системе знаковых средств межличностного общения далеко не равнозначен. Особое место в системе средств человеческого общения принадлежит речи, поскольку она является не только специфически человеческим, но и вместе с тем и самым сильным раздражителем.
Речь – это исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию.
Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя.
Внешняя речь подразделяется на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом.
Важнейшая цель и итог общения – это удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей.
Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную, и интерактивную стороны, по существу направлена на конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов.
Перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
Интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своём выражении стать отчуждением.
Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности.
Также в процедуре общения выделяют следующие этапы:
1) потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в общение;
2) ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
3) ориентировка в личности собеседника;
4) планирование содержания своего общения, человек представляет себе
(обычно бессознательно, что именно он скажет);
5) бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести;
6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
7) корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое – либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
А также особую форму общения людей представляет дружба как устойчивая индивидуально – избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает следование её неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения «кодекса» дружбы ведут либо к её прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность- вражду.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен убеждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.
Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у кого – либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми их потребностями.
Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и тому подобное.
Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общени...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.