На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Религия в философском знании

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1. История философского осмысления религии……………….5
§ 1. Развитие философских знаний о религии в древности,
в Средние века, в эпоху Возрождения……………………..5
§ 2. Философская религия нового времени…………………….11

2. Религия в философском знании……………………………..18
§ 1. Понятие религии…………………………………………….18
§ 2. Отличие религии от философии……………………………20
§ 3. Современные философские учения о Боге………………..24

Заключение………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………39


Введение
Философия представляет собой квинтэссенцию, живую душу духовной культуры человечества. Это обусловлено органическим сочетанием в ней научно-теоретического и духовно-практического освоения действительности. Философия занимает промежуточное положение между научно-теоретическим и духовно-практическим способами освоения действительности. С религией философию сближает эмоциональный, личностный и ценностный подходы, духовно-нравственное осмысление мира. Кроме того, философия подобно религии трансцендентна, направлена к вечному, непосредственно провозглашает общечеловеческие духовно-нравственные ценности и идеалы.
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что в последнее время наблюдается тенденция кризиса религии, которая выражается прежде всего в так называемом «кризисе церковности» - падении количества прихожан и посещаемости церквей, забвении и невыполнении религиозных ритуалов и обрядов, сокращении количества священнослужителей. С другой стороны, является фактом, что все-таки подавляющая масса людей и в наши дни склонна к Религиозному мировосприятию, и даже в странах, где долгое время господствовал официально насаждаемый атеизм, традиционные религии выжили, а сейчас даже укрепляют свои позиции. Время от времени в разных местах земного шара появляются новые, нетрадиционные культы, а люди неверующие, атеисты составляют значительное меньшинство человечества.
Говоря о кризисе религии необходимо отметить, что он представляет собой «Кризис религиозности у современного западного человека», живущего в условиях определенного типа культуры. У кого-то этот кризис является результатом их осознанного, обоснованного (в том числе и рационально) выбора, а у кого-то связан с общей атмосферой их социальной среды и не носит явно артикулированный характер, проявляясь в основном в ослаблении «религиозного импульса» при детерминации их поведения, и выражается в равнодушии к сфере традиционной религиозности, что иногда сопровождается ростом интереса к паранормальным явлениям, уфологии и прочим новомодным увлечениям. Вплоть до того, что «вера в Бога» замещается на «веру в Науку», отношение к которой приобретает сакральный и иррациональный характер, хотя сама Наука и развивается на нерелигиозной основе.
Философия и религия имеют совершенно различные задачи и различные по существу формы духовной деятельности. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.


1. История философского осмысления религии
§ 1. Развитие философских знаний в религии в древности, в Средние века, в эпоху Возрождения
Уже в древности люди пытались постичь религию, понять почему появилась вера в богов. Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме, хотя отдельные элементы знаний о религии существовали в Древней Индии и Древнем Китае (например, в учениях локаятиков и Ван Чуна). Античные знания о религии можно представить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях греческих и римских философов с VI в. до н. э. по II в. н. э. Они осмысливали политеизм, который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и Гесиодом.
Для возникновения философских знаний о религии необходимо, чтобы философия отделилась от языческих представлений. В Древней Греции этот процесс начался с VI в. до н. э - в условиях относительной свободы значительного числа ее граждан. Ферекид и Теаген трактовали мифы в природно-космологическом плане. Ферекид разумел под Зевсом эфир, под Хтонией — Землю, а Теаген считал, что в рассказах Гомера о противоборстве богов аллегорически выражено противоборство элементов.
Разнообразие вариантов в аллегорических трактовках мифов создавало почву для распространения в античном обществе представлений о естественном происхождении религии. Ксенофан из Колофона заметил, что разные народы создают образы богов соответственно своим особенностям. Для него религия являлась продуктом коллективного творчества. Она рассматривалась и как творение отдельных личностей, например, Евгемером. Античные философы высказали целый ряд соображений о причинах возникновения религии. Это, прежде всего, вымысел. Критий считал, что религия — выдумка законодателей и правителей. Секст Эмпирик заметил, что первыми предположение о богах высказали вожди для того, чтобы сдержать неправедно живущих отрицательными эмоциями. Демокрит объяснял веру в богов страхом перед грозными силами природы, неподвластными людям. Тит Лукреций Кар в поэме “О природе вещей” красочно описал это: “у кого не сжимаются члены в испуге, как содрогнется земля, опаленная страшным ударом молнии...”, “разве тогда не дает он обетов богам и, объятый страхом, не молит он их о затишье?..”. По Лукрецию, есть и другой род страха — перед смертью, в связи с чем философ излагает целый ряд мыслей, призванных утешить человека, освободить его от боязни. Сны, по его мнению, также способствуют возникновению заблуждений. Еще одну причину возникновения религии Лукреций видел в невежестве, незнании причин явлений природы и сущности души. “В полном незнании причин вынуждаются люди ко власти высших богов прибегать, уступая им царство над миром.»
Для большинства философов того времени религия являлась суеверием. Лукреций считал, что религия — это отражение земной жизни в фантастической форме, в искаженном свете: «Все, что, согласно молве, в глубине Ахеронта сокрыто, все, очевидно, у нас в самой жизни находится здешней». В представлении об Ахеронте отразились земные заботы, страсти, тревоги; в мифе о Сизифе — постоянное стремление к власти ит.д. Цицерон полагал, что религия «состоит в благочестивом поклонении богам» в отличие от суеверия — пустого страха перед богами», поклонения изображениям богов, как если бы изображения сами были богами. Под религией он подразумевал также веру в разумность мирового порядка и уважение к государственному богослужению.
Античные философы поставили вопрос о классификации разных типов религии (правда, классифицировали их по-разному). Так, древнегреческие философы Демокрит иЭпикур различали народные верования (богов толпы) и религию просвещенных. На другом основывались Панэций с Родоса, римляне Квинт Муций Сцевола, Марк Теренций Варрон. Несмотря на частные различия, в их классификациях религии (или, по Варрону, теологии, означавшей в те времена учение о богах) можно выделить три типа. Во-первых, это поэтическая религия, т. е. созданная поэтами (мифическая, баснословная). Во-вторых, философская религия (или естественная теология), которая исследует природу богов — для тех, кто возвышается над народной массой: эта религия непригодна для государства, в ней есть нечто вредное для народа. И в-третьих, религия гражданская, государственная —совокупность признанных государством обрядов; это религия массы, она приспособлена для общества и необходима при воспитании граждан.
Роль религии оценивалась древними мыслителями по-разному. Эпикур видел в ней причину человеческой глупости и несчастий. Согласно Лукрецию, «религия больше и нечестивых сама и преступных деяний рождала»; она оказывает пагубное воздействие на психику людей, отравляя души страхом. Критий же считал, что религия как моральная узда предохраняет общество от преступлений и воспитывает послушание закону. Платону религия казалась укрепляющей государство и нравственность; Цицерон полагал, что религия способствует прекращению смуты в государстве и поддержанию мира .
В средние века, когда господствовали монотеистические религии — христианство и ислам, — в Европе и странах Ближнего и Среднего Востока интерес к знанию о религии не ослабевал. Попытки осмыслить христианство с нерелигиозных позиций предпринимались еще в период II-III вв. Сочинение «О смерти Перегрина» Лукиан из Самосаты описывает образ жизни в одной из ранне христианских общин Палестины— братские отношения между членами, готовность к взаимопомощи, общность имущества, доверие к харизматическим лидерам. Причину происхождения христианства вообще этот позднеантичный писатель усматривал в обмане невежественных людей шарлатанами. В том же веке появилось сочинение Цельса «Правдивое слово» (его фрагменты сохранились в полемическом трактате Оригена). Автор обратил внимание на идейные истоки христианства: идея воскресающего Бога пришла в христианство из восточных религий, учение о непротивлении — от Платона, Царстве Божием — от платоников, а также от митраистов и персидских магов.
Период патристики в истории европейской мысли сменился периодом схоластики. Философия и теология в это время образовали устойчивое соединение, причем философия в целом мыслилась как предназначенная для рационалистической апологиире-лигиозных представлений. Попытка придать ей более или менее самостоятельный статус нашла отражение в так называемой теории двойственной истины, суть которой (в ее наиболее последовательном воплощении) такова: существуют две независимые друг от друга истины — религиозная и философская — и между ними возможно не только несовпадение, но даже и прямое противоречие.
Философы мусульманских стран следовали ряд принципов о применении ими метода сравнительного изучения религии. Прежде всего это признание исторического характера религии и попытки анализировать специфику различных религий.
Попытки средневековых мыслителей понять сущность и происхождение религии иногда сопровождалось нетривиальными по тогдашним временам суждениям. Мусульманский философ Аль-Фараби в «Книге букв» высказал предположение о том, что философия и религия возникают тогда, когда люди начинают стремиться к познанию причин многообразия явлений. В процессе движения мысли ко все более достоверному знанию появляется сперва философия, а затем религия. Достигнув ступени философского мышления, мыслители стремятся приобщить к философии и остальных, для чего облекают свои знания в образы и символы: последнее и составляет особенность религии. Она, по Аль-Фараби, есть подражание философии, совершающееся в символических формах. Более того, религия появляется, когда возникает политическая потребность довести некоторые философские (т. е.наиболее общие) идеи до сознания людей.
В средние века предпринимались попытки решить вопрос о причинах возникновения религии, однако сколько-нибудь основательной разработки он не получил. Через все средневековье проходит унаследованное от античности представление о религии как результате обмана, хитрости одних и невежества других. Возникновение религии объяснялось также накоплением знаний о мире, появлением философии и политической необходимостью довести ее истины до масс при помощи антропоморфных образов. Аль-Маарри видел причину живучести веры в сохранении традиций: люди следуют привычке, усвоенной с детства.
Сильно продвинулось вперед знание религии в эпоху Возрождения, что во многом связано с десакрализацией, детеологизацией значительных слоев духовной культуры, а также с критическим отношением ряда влиятельных мыслителей к официальной католической идеологии. Несмотря на присущий этой переходной эпохе противоречивый характер культуры, она во многом приобретает светские черты. Обращение деятелей культуры Возрождения к античной философской и художественной традиции, противостояние официальному богословию и схоластике обусловили плодотворность решения проблем связанных с религией.
Методы анализа религии светскими мыслителями Возрождения основывались на принципах антидогматизма и антиавторитаризма, признании сомнения в качестве исходного пункта философского размышления, историческом подходе к явлениям культуры, в том числе и религии. Кроме того, важным инструментом анализа священных текстов впервые стала наука – филология.
В эпоху Возрожде...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.