На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая страхи у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….С.2.
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования страхов у детей школьного возраста и путей их устранения…………………………………С.4.
1.1. Проблема детских страхов в психологии………………………………С.4.
1.2. Классификация страхов. Страхи, характерные для дошкольного
возраста………………………………………………………………………С.10
1.3. Выявление страхов у детей дошкольного возраста………………….С.17
Глава 2. Пути устранения страхов у детей дошкольного возраста……….С.21
2.1. Когнитивно-поведенческий подход в устранении страхов в детском возрасте………………………………………………………………………..С.21
2.2. Методика: Рисунок «Чего ты боишься больше всего?»………………С.30
Заключение…………………………………………………………………….С.35
Список литературы……………………………..…………………………….С.37
Приложение……………………………………………………………………С.39


Введение

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми.
Дети дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика). Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей (З.Фрейд, А.Фрейд, Д.Леви, М.Клейн, В.Акслайн, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, В.В. Ветрова и другие).
Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей-дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому выбранная мною актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших исследований.
Объект исследования - дети дошкольного возраста, испытывающие различные страхи.
Предмет исследования - страхи детей дошкольного возраста и их коррекция.
Цель работы – исследование проблемы страхов у детей дошкольного возраста и путей их устранения.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы исследования страхов у детей школьного возраста и путей их устранения,
2. Изучить классификацию страхов, страхи, характерные для дошкольного возраста,
3. Изучить особенности выявление страхов у детей дошкольного возраста,
4.Изучить пути устранения страхов у детей дошкольного возраста;
-Когнитивно-поведенческий подход в устранении страхов в детском возрасте
-Методика: Рисунок «Чего ты боишься больше всего?»


Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования страхов у детей школьного возраста и путей их устранения
1.1. Проблема детских страхов в психологии

Для формирования концептуальных представлений о сущности феномена страха и выбора соответствующих методологических подходов к его коррекции представляется необходимым знакомство с теоретическими аспектами данной проблемы.
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского даётся следующее определение: «Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности.».
В современном энциклопедическом словаре под редакцией В.П. Зинченко можно получить следующую информацию: «Страх, в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.) (7. – С. 89).
2) Одно из основных понятий экзистенционализма. Было введено Кьеркегором, различавшим обычный «эмпирический» страх-боязнь, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределенный, безотчетный страх, тоску, метафизический страх, неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У Хайдигера страх открывает перед «экзистенцией» ее последнюю возможность - смерть.
3) Ранний психологизм, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный страх, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплащенных желаний. В современном неофрейдизме страх становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза.
Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время - Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство страха как причину возникновения религиозных представлений и верований» (1. – С. 78).
Заслуживает внимания определение страхов в энциклопедии детского невролога (12. – С.123): «Страхи - разновидность отрицательных низших эмоций защитно-приспособительного характера, часто встречающихся у детей».
Представляет интерес определение профессора А.И.Захарова, в котором он отмечает значение страха: «Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности.»(6. – С. 56).
В психологической и медицинской литературе страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений). По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Страхи бывают возрастные (психологические) и клинические (патологические).
Возрастные страхи, по мнению А.И.Захарова, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребёнок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных, временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и кощеем как символом зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путём научения в процессе формирования личности, выражая определённые ценности, принятые в той или иной общественной среде.
Возрастные (психологические) страхи у здоровых детей обусловлены недостаточной информированностью о внешнем мире. Такие страхи всегда детерминированы, быстро проходят, не вызывая видимой дезадаптации. Клинические (патологические) страхи не всегда психологически понятны имеют выраженный и стойкий характер, приводят к дезадаптации детей или входят в структуру определённого заболевания. Повышенную склонность к страхам имеют дети с врождённой детской нервностью, резидуально-органической патологией, тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами. Иногда у детей с выраженной умственной отсталостью, шизофренией отмечается понижение склонности к страхам по сравнению со здоровыми. В детском возрасте психологические и патологические страхи не всегда можно чётко дифференцировать.
Чаще всего у детей встречаются ночные страхи и навязчивые страхи - фобии - навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни различных предметов, движений, действий, поступков, ситуаций и т.д.
Невропатия - наиболее распространённый вид врождённой нервности у детей, в происхождении которой играет роль наследственный фактор и стресс матери во время беременности (4. - С. 89).
Неврозы - группа наиболее распространённых нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе к-рых лежат временные, т.е. обратимые, нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Закладываются преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. При неврозах на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Клинически выделяют три основные формы невроза: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Неврозы -обратимые расстройства. В их лечении особое место принадлежит методам психологической коррекции и психотерапии. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н.Мясищеву: «Невроз - психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери».(8. – с. 56) Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К.Ногпеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций (31. – С. 45)..
Страх преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх, как отмечает А.И. Захаров, является неотъемлемым звеном в эволюции человеческого рода, так как предотвращал опасные для жизни «безрассудные и импульсивные действия человека» (9. – С. 15).
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать целую гамму чувств и переживаний.
В своей основе страх является совершенно нормальной эмоцией, он также неотделим от жизни, как радость, любовь, печаль и гнев. Однако страх имеет гораздо большее значение, чем другие переживания человека: он защищает нас, людей, от того, чтобы мы не попадали в ситуации, за которые мы должны были бы при определенных обстоятельствах расплачиваться своей жизнью. Он учит нас, как поступать в случаях возникновения опасности, учит выбирать правильную тактику поведения. Без этого важнейшего чувства человечество не смогло бы выжить. В сущности, при возникновении опасности человек имеет две возможности: напасть, т.е. действовать активно, либо пуститься в бегство. Какую из них он выберет, зависит от многих факторов, в том числе и от размеров угрозы, располагаемого опыта борьбы с ней, от своей физической и духовной конституции и своего воспитания.
Страхам подвержены не только взрослые, но и дети. Детские страхи стали предметом изучения с начала 20 века. Научное понятие отреагирования было впервые введено З.Фрейдом. «Отреагирование» обозначает новое эмоциональное переживание ситуации, которая некогда была пережита с чувством страха. Д.Леви считал, что воссоздание травмирующего события позволяет ребёнку освободится от боли, напряжения и страха, вызванных этим событием. Гоуф Хэмбидж дал более широкое описание работы Леви под заголовком "Структурная игровая терапия", где он более решительно вводил события. Следом за установлением терапевтических отношений, в сценарий непосредственно вводились ситуация продуцирующая тревогу и страх, она проигрывалась, а затем ребёнку разрешалось играть свободно, чтобы он мог оправиться от навязчивой ситуации. Показателен и опыт А.Фрейд в оказании помощи детям, пережившим бомбёжки Лондона в годы второй мировой войны. Если ребёнок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страхов и пережитое не развивалось в психическую травму (тем самым и в невроз, по нашему мнению). Весомый вклад в изучение проблемы страхов внесли: Мелани Клейн, Д.Морено, Джесси Тафт и Фредерик Аллен, Вирджиния Экслайн. В дальнейшем страхи стали включать в раздел «Неврозы» и этой проблемой занялись такие исследователи, как Т.П. Симеон, Е.Е. Сканави, В.М. Бехтерев, Г.Е. Сухарев, В.Н. Мясищев, В.Е. Рожнов, Б.Д. Карвасарский, A.M. Свядощ, А.И. Захаров и другие. (12. – С. 88).
Оценивая вклад отечественной психологии в понятие феномена страха необходи...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.