Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая формирование образной модели мира учащихся средствами искусства

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования образной модели мира учащихся средствами искусства……………………….
5
1.1. Образная модель мира в мировом искусстве………………….. 5
1.2. Специфика проведения уроков мировой художественной культуры в школе по формированию образной модели мира……….
12
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования образной модели мира учащихся средствами искусства…………….
17
2.1. Организация и методы исследования……………………………. 17
2.2. Содержание уроков. Анализ результатов работы………………. 20
Заключение……………………………………………………………… 26
Литература………………………………………………………………. 27
Приложение………………………………………………………………. 29


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уделяется большое внимание всесторонне развитой личности. Только человек, имеющий широкий взгляд на мир, на происходящее в нем, имеет свою точку зрения, востребован обществом. Поэтому так важно формировать модель мира уже в школьные годы.
Модель мира, как представле¬ние о мире и себе в нем, со¬ставляет центральную часть пси¬хической жизни человека. Эту модель человек формирует всей своей жизнью, всем своим опы¬том.
Представление о функциони¬ровании модели мира позволя¬ет понять, почему и как получается, что объективно живущие в одном мире люди мыслят и действуют так, как будто живут в совершенно различных. При-чина этого заключается в том, что психика каждого конкретно¬го человека образует совершен¬но особый субъективный мир, а поступки управляются по большей части не объективными обстоятельствами, а нашими субъ-ективными представлениями о них
Способность к взаимопониманию, представления о возможном и невозможном, о ве¬роятном и невероятном определяются мерой общности или близости этих персональных миров. Оценка чего-либо как неожиданного или невероятного зависит поэтому от дистан¬ции между мирами двух людей -мира человека, породившего это «что-то» и мира человека, это «что-то» воспринимающего. Миры, далекие от нашего, обычно не только непонятны, но (и это очень важно!) часто вообще не замечаются или отрицаются в принципе. Человек спо¬собен «правильно» воспринимать только то, что организовано по законам его внутреннего мира. Поэтому люди нормально себя чувствуют и успешно работают лишь в контакте с близкими мирами. Выход за пределы своего мира, связанный с желанием не только вос¬принять, но и принять нечто новое, дается тяжело. Для этого требуются либо специальные усилия, либо особые побуждающие ситуации. Однако пережитое напряжение почти всегда вознаграждается новыми, творческими решениями, обновлением поведения.
Использование средств искусства поможет сформировать образную модель мира подрастающего человека, поможет сориентировать его в этом меняющемся мире, найти свое место в нем.
Именно этим объясняется актуальность нашего исследования: «Формирование образной модели мира учащихся средствами искусства».
Проблемой формирования модели мира у учащихся занимались многие педагоги: В.В.Алексеева, Р. М. Грановская, А.В. Копылова, И.А, Бондаренко и другие.
Были изучены такие аспекты как: изучение особенностей мировоззрения в различных культурах, формирование у учащихся модели мира в целом, изучение картины мира, изучалась картина мира у учащихся и другие исследования.
Однако вопросы формирования образной модели мира учащихся средствами искусства рассмотрены недостаточно.
Цель работы: показать возможности искусства как средства формирования образной модели мира учащихся.
Объект исследования: образная модель мира.
Предмет исследования: процесс формирования образной модели мира учащихся средствами искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2. Изучить образную модель мира в мировом искусстве.
3. Рассмотреть воспитательные аспекты на примере изучения образной модели мира учащихся на уроках МКХ.
4. Провести экспериментальное исследование по формированию образной модели мира учащихся средствами искусства.
5. Проанализировать эффективность проведенной работы.
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования
образной модели мира учащихся средствами искусства

1.1. Образная модель мира в мировом искусстве

В мировой художественной культуре отражено как менялись представле¬ния о мировом порядке, гармонии, красоте - сло¬вом, как складывались различ¬ные образные модели мира.
Мы концентрируем наше внимание на простран¬ственных искусствах, а также затронем народное искусство так как в рамках данной работы невозможно охватить все виды искусства.
Образная модель мира в каждой эпохе своя. Обратимся к истокам.
В первобытной древности существовало еще нерасчлененное синкретическое целое, из которо¬го со временем развились различные виды искус¬ства со своими специфическими художественны¬ми средствами, но неизбежно и более ограничен¬ными возможностями. Мы часто недооцениваем значение, многообразие и распространенность про-изведений этого «протомонументального» искусст¬ва, забываем, что они свидетельствуют о художе¬ственной культуре, существовавшей и совершен-ствовавшей свои традиции, по крайней мере, десятки тысяч лет, практически во всех частях нашей пла¬неты. Росписи пещер, наскальные рисунки, мега¬литические сооружения - бесчисленные менгиры, дольмены, цисты и кромлехи, гигантские каменные выкладки-изображения, курганы, скальные захоро¬нения - в них, по мнению Э.Л.Семенцовой, «по-тенциальная множественность была заключена, как в зерне, в одном проявленном и функционирую¬щем виде» искусства. Совместное магическое дей¬ствие рода или племени было необходимым" усло¬вием возникновения произведений нерасчлененных архитектуры-скульптуры или рисунка-живопи¬си-скульптуры. По существу напряжение духа, за-ставляющее мобилизовать все доступные художе¬ственные средства, породило такое единство ис¬кусств. В его глубокой подоснове - стремление выразить в предметно-осязаемой форме представ¬ления о цельности мира, месте в нем человека и его отношении к внешними силам. Первобытные лю¬ди в монументальных произведениях творили на земле мир в меру своего воображения, суеверий и знаний о нем. Естественно, что они использовали для этого все возможности своей цельной единой культуры. В неподвластной им природной среде вы¬членялись отдельные фрагменты, подчиненные жиз¬ни духа, и как бы упорядочивающие первозданный хаос. Среди скал Сибири и долин Средиземномо¬рья, на равнинах Англии и в полупустынях Австра¬лии, на островах Белого моря и Тихого океана в монументальных сооружениях рождалась зримая и сохранившаяся в веках «духовная реальность», со¬зданная людьми, задумавшимися о смысле миро¬здания. Появившаяся таким образом художествен¬но-организованная среда имела, как правило, ре¬лигиозно-магическое содержание и выделялась из обыденной среды обитания. Она не содействовала приспособлению природы к нуждам человека, но создавала новую, высшую и недоступную природе организацию пространства. С полной ясностью это проявилось, например, в Стонхендже.
Египетские храмы с лесом массивных колонн в виде гигантских лотосов и пилонами, покрытыми рельефами и росписями, древнеиндийские храмы, целиком высеченные в скале и покрытые сверху донизу каменными резными священными изобра¬жениями, ассирийские дворцы с величественной вереницей рельефов продолжили эту традицию. Большой Сфинкс у подножия пирамид в Гизе игра¬ет «архитектурную роль» в ансамбле захоронений фараонов, а сами гробницы Хеопса или Хефрена являют собой гигантскую «абстрактную скульпту¬ру». Конечно, в Египте или Ассирии все с большей отчетливостью проявляли себя отдельные виды искусства. Тем не менее, процесс этот шел нерав¬номерно, с переменным преобладанием скульптур¬ных или архитектурных форм. Основой же синтеза оставалось сакральное действие, смыслу которого подчинялись все искусства, вступавшие во взаи¬модействие.
Эта особенность была характерна и для разви¬тия искусства Востока как в древности, так и в эпо¬ху средневековья. В Китае и Камбодже, Индии и Непале, Индонезии и Японии художественные принципы и традиции оказались более устойчивыми, менее подверженными переменам, чем на Западе. Здесь роль священного канона, отражающего кос¬могонические представления, была велика и неиз¬менна на протяжении многих столетий. Это вызва¬ло к жизни и особые виды художественной интег¬рации, основанные на устойчивости мировоззрен¬ческой системы, повторяемости эстетических пред¬ставлений, незыблемости канонов и творческих приемов, на воспроизведении освященных рели¬гией форм, содержащих сакральные «тексты». На этом основывалось единение искусств и в древ¬нем Египте, и в Индии, и в Китае и других азиат¬ских цивилизациях. Так, например, художественное единство средневекового Пекина, красота его ан¬самблей раскрывается не столько в отдельных фор¬мах, сколько в их расположении, в аранжировке всей пространственно-предметной среды, отражающей модель мира китайцев.
В искусстве Древней Греции создание периптера явилось решительным ша¬гом в трактовке символического значения храма. Его ордер передавал смысл возникавшего при стро¬ительстве пространства - как внутреннего, так и внешнего. Ордер выражал представления древних греков о гармонии мироздания. Симметрия (в фи¬лософском значении этого слова), магические про¬тивопоставления верх-низ, право-лево, космогони¬чески осмысленные числовые соотношения пропор¬циональных рядов, символика архитектурных дета¬лей, связанная с архаическими культами (особен¬но в ионическом ордере), - все это превращало ордерную систему в своеобразную натурфилософию, передаваемую в понятных древнему эллину худо¬жественных формах.
Общепризнанно, что каменные формы ордера произошли из деревянных конструкций: об этом говорили еще некоторые античные теоретики и особенно архитектурные мыслители эпохи Просве¬щения. Но в силу своих эстетических и идейных посылок и те, и другие были склонны уделять сугу¬бое внимание рационалистическому толкованию ордера. К тому же содержательная сторона гречес¬кого ордера отнюдь не была «изобретена» каким-то одним зодчим, она возникла в результате долгого формирования традиции. Постепен¬но накапливался опыт осмысления каждого элемен¬та ордера, и он приобретал классическую форму, превращаясь в систему, определяющую располо¬жение, характер и смысл всех частей здания.
Ордерная структура, подчиненная числовым пропорциям, служила как бы моделью мироздания, идеальной матрицей, по которой разыгрывалась жизнь богов и героев, пере¬даваемая скульптурой. Возникал синтез архитек¬туры, скульптуры и полихромии, также подчиняв¬шейся символической интерпретации, а кроме них и столь же неотделимых в представлениях древних греков от других муз — математики и философии.
Величайшим достижением римлян, по мнению Н.И.Брунова, было создание монументального ин¬терьера. Первое известное нам гранди¬озное внутреннее пространство архитектурного сооружения, созданное для пребывания в нем люд¬ской массы, было Пантеоном, то есть храмом всех богов. Для людей античности этот храм заключал в себе все стихии и явления космоса, а его интерьер символизировал пантеистическую священную мо¬дель мироздания. Усилия всех искусств с этого момента были направлены на выражение подоб¬ных представлений. Менее столетия прошло со времени казни в Риме апостола Петра, христиан¬ству предстояли еще века гонений, но идея, кото¬рая будет положена в основу принципа взаимодей¬ствия искусств в христианском мире, уже родилась здесь, в античном Пантеоне.
Представление о храме как о модели мирозда¬ния с его горним и дольним царствами, мире, по¬мнящем историю сотворения, падения и спасения человека, заключающем в себе и прошлое и буду¬щее, станет содержательной основой творчества средневековых мастеров, стремившихся, чтобы «Всякое дыхание да славило Господа». Эта идея пронизывает все сакральные сооружения на Западе и Востоке: и величавое внутреннее пространство Софии Константинопольской, и крестовокупольные церкви Древней Руси, Кавказа, Балкан, и роман¬ские и готические храмы Западной Европы. В ос¬нове средневекового синтеза искусств лежало «не столько соединение различных видов искусств, сколько стремление к максимально полному выра¬жению главных идей христианского мировоззрения. В основе художественной целостности средневе¬ковой культуры находилась идея Бога и Божествен¬ного происхождения всего сущего.

В Восточном Средиземноморье вза¬имодействие искусств предстает в своей уже сложившейся форме византийского храма. Характерно, что наружный его облик играл как бы второстепенную роль — главное чудо «со¬творения художественного мира» происходило в его внутреннем пространстве. Сама по себе архитектура хра¬ма, его облик, наружное и внутреннее убранство было символическим художественным олицетворе-нием творения Божьего и активно участвовало в совершении литургии. Мозаики, фрески, иконы, церковная утварь и ткани вместе с архитектурой составляли целостный ансамбль храма, символи¬зирующий сущность духовной жизни человека и общества. Это относится и к русским церквям, при¬чем даже в тех случаях, когда (как в Дмитровском соборе во Владимире или в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском) скульптурные рельефы деко¬рируют и наружные стены храмов. Здесь вновь проявился тот закон синтеза искусств, о котором говорилось в связи с античным периптером: ар¬хитектура, образуя вокруг себя своеобразное «си¬ловое поле», создавала вместе с другими искус¬ствами предметно-пространственную модель мира.
В эпоху барокко единое видение мира сближало все искусства на основе всеобщего ув¬лечения стихийной органической силой природы и неисчерпаемыми возможностями человеческой на¬туры, обуреваемой страстями. Отсюда динамичная эмоциональность и упоение живописной зрелищностью бытия. М.И. Свидерская считает, что наи¬более адекватной формой воплощения этой эпохи является «синтез искусств, предпринимаемый либо на базе архитектуры (в дворцовом и культовом зод¬честве, городском и садово-парковом ансамбле), либо на почве театра.
Наиболее ярко образная модель мира представляется в народном искусстве. В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностъ народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).
«Человек — вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево», — размышляет писатель и культуролог Г. Гачев. Единство небесного, земного и подземно-подводного миров, выраженное в трехчастной структуре древа жизни (модификации мирового древа), четко просматривается в трехчастности народного жилища. Эта трехчастность выявляется во всем богатстве декора избы, в трехчастной, например, форме наличника светличного окна в избах Поволжья, в образном строе женского праздничного костюма и других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народном изобразительном мифотворчестве.
Модели мира закреплены у людей древних цивилизаций о возрождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т. д., Так, легенды о боге солнца Pa — «царе богов» у древних египтян, о боге Гелиосе у древних греков, о молодом солнце, выезжающем на колеснице, запряженной златогривыми конями, у древних славян раскрывают поэтические представления о смене дня и ночи, о незыблемости вечного круговорота в природе. Такие сравнения помогают найти точки соприкосновения, единые начала в мировосприятии разных народов. Обращение к мифологии — ключ к «прочтению» таинственных знаков-символов в декоративно-прикладном искусстве древних обществ.
Выражении идеи целостности мира через образный строй народной одежды органично вписывается прекрасный памятник устно-поэтического творчества — старинное заклятье: «Пойду я во чисто поле — под красное солнце, под светёл месяц, под частые звезды, под полетные облака; стану я, раб Божий, в чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся частыми звездами, что вострыми стрелами, от всякого злого недуга». Строки заклятья помогают понять значение заклинательной магии для ощущения человеком собственной безопасности в мире и вместе с тем усиливают образно-поэтическое восприятие народного пра...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.