На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ


?
Аннотация

В работе исследуются проблемные вопросы государственного регулирования экономики.
Цель работы заключается в выявлении проблем государственного регулирования в России на примере ценообразования в отраслях естественных монополий.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- выявить роль государственного регулирования экономики;
- исследовать модели взаимоотношений экономики и государства
- исследовать функциональные экономические системы как объекты государственного регулирования;
- дать классификацию и характеристику методов государственного экономического регулирования;
- рассмотреть общегосударственное планирование как важнейший метод регулирования экономики.
Теоретическая база данного исследования – научная и учебная литература по макроэкономике, издания периодической печати и статистический материал.
?
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Государственное макрорегулирование рыночной экономики: методология и мировая практика 6
1.1. Роль государственного регулирования экономики 6
1.2. Модели взаимоотношений экономики и государства 8
1.3. Функциональные экономические системы - объекты государственного регулирования 13
1.4. Классификация и характеристика методов государственного экономического регулирования 22
Глава 2. Общегосударственное планирование как важнейший метод регулирования экономики 31
2.1. Структура и механизм функционирования экономики посредством единого планового центра 31
2.2. Основные условия эффективности государственного регулирования экономики 40
Глава 3. Проблемы государственного регулирования в отраслях естественных монополий. 42
3.1. Общая характеристика проблемы 42
3.2. Цены и финансирование капиталовложений 42
3.3. Проблемы перекрестного субсидирования 51
Заключение 57
Список использованной литературы 60


?
Введение

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходи¬мым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и ус¬луг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность .
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредствен¬ной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товара¬ми, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система — это прежде всего прерогатива в принятии решений про¬изводителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение. Таким образом исследования выбранной тематики представляется достаточно актуальным.
Цель работы заключается в выявлении проблем государственного регулирования в России на примере ценообразования в отраслях естественных монополий.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- выявить роль государственного регулирования экономики;
- исследовать модели взаимоотношений экономики и государства
- исследовать функциональные экономические системы как объекты государственного регулирования;
- дать классификацию и характеристику методов государственного экономического регулирования;
- рассмотреть общегосударственное планирование как важнейший метод регулирования экономики.
Теоретическая база данного исследования – научная и учебная литература по макроэкономике, издания периодической печати и статистический материал.



Глава 1. Государственное макрорегулирование рыночной экономики: методология и мировая практика.
1.1. Роль государственного регулирования экономики.

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые эко¬номические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.
Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и органи-зует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исто¬рически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.
С возникновением государства складывается сфера его экономической дея¬тельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства долж¬на регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит.
В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. При этом надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой наукой — политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести эконо¬мическую теорию к экономической политике.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.
Как известно, двигательные механизмы немонополистической развитой рыночной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации экономического развития. Это наблюдается прежде всего в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и прежде всего рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь гocударство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию o6ecпечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью .
Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.

1.2. Модели взаимоотношений экономики и государства

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства и правительства .
Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких предприни¬мателей и заработной платы работающих .
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации прибылей и со¬хранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффектив¬ной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интегра¬цию микро и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимули-рование прогрессивных отраслевых структур и т. д.
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государ¬ственного регулирования экономического роста?
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыноч¬ному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, напри¬мер рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциаль¬но негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предприни-мательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизиро¬ванного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство об¬щественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктует¬ся и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не сто¬ит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические прин¬ципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и мик¬роэкономических процессов.
В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представля¬ет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего ха¬рактера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющим¬ся условиям хозяйствования.
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономи¬ки — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воз¬действия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения рав¬новесного роста общей экономической системы.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, нерав¬нозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильнос¬ти, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безо¬пасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.
К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосу¬дарственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов .
Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муни¬ципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:
• полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был ха¬рактерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
• различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориен¬тированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
• крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограни¬ченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.
Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законо¬дательной, исполнительной и судебной государственной власти .
Институциональные структуры государственного регулирования включают в себя административные органы. Степень обособленности этих органов управле¬ния, определяющая возможность реализации экономических интересов и последо¬вательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране. Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, сте¬пень централизации контроля бюрократии над политикой. В высших администра¬тивных структурах США преобладает значительное число относительно автоном¬ных органов. Для ФРГ характерна более интегрированная система управления — механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей. Так, корпора¬тивная модель предполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм Швеции, Новой Зелан¬дии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализм в Швейцарии.
В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют специаль¬ные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политиче¬ских процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.
В итоге выделяются две главные модели государственного регулирования че¬рез определенные органы государства.
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижнос¬тью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм со¬вместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупре¬ждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

1.3. Функциональные экономические системы - объекты государственного регулирования.

В любом национальном образовании рыночная экономика развивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или при¬ведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство (прави¬тельство) через определенные функции .
Как показывает мировой опыт, на современном этапе страны с развитой ры¬ночной экономикой успешно используют как принципы кейнсианства, так и прин¬ципы монетаризма. В наиболее развитых странах на их основе сформировалась широкая сеть механизмов саморегуляции. Более того, устойчивость любой систе¬мы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. В рыночном хозяй¬стве такие механизмы встраиваются в функциональные экономические системы. Они представляют собой своеобразный симбиоз из элементов кейнсианства и мо¬нетаризма, формализованных в единый механизм саморегуляции и государствен¬ного регулирования.
Под функциональными экономическими системами (ФЭС) в рамках целост¬ной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптималь¬ных условий для обмена информацией, товарами, услугами, технологией, ноу-хау, различными формами капитала, рабочей силой и др.
Функциональные экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.) прежде всего тем, что они представляют собой саморегулирующиеся организации. В них всякое отклонение от определенных заданий устойчивости служит толчком к не¬медленной мобилизации государством многочисленных механизмов, восстанав¬ливающих равновесие на макро- или микроэкономическом уровне.
Функциональные экономические системы поддерживают равновесие вокруг определенных заданных макроэкономических параметров. Так, напри...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.