На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом индивидуально - психологические особенности личности, влияющие на успешность адаптации к военной службе

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Литературный обзор: подходы к изучению адаптации в психологии…………………………………………………………………..…….6
1.1. Теоретические позиции проблемы адаптации в представлениях западных психологов……………………………………………………………...7
1.2.Проблема психологической адаптации……………………………11
1.3. Концепция адаптационного потенциала личности………………19
1.4. Особенности адаптации молодых людей к военной службе…..23
1.5. Социально-психологический аспект адаптации …………………26
1.6. Взаимовлияние внешних и личностных детерминант в процессе адаптации………………………………………………………………………….31
ГЛАВА 2. Материалы, этапы и методы психологического исследования.………………………………………………………………….……………...40
2.1. Материалы психологического исследования……………………..41
2.2. Этапы психологического исследования……………………………43
2.3. Методы психологического исследования………………………….52

ГЛАВА 3. Результаты психологического исследования.……….54
3.1. Исследование первого этапа прохождения курса молодого бойца……………………………………………………………………………………55
3.1.1. Определение групп адаптации периода осень 1999 года……55
3.1.2. Распределение групп адаптации в зависимости от индивидуальных социально- психологических особенностей военнослужащих на период осень 1999 года…………………………………………………………………………….59
3.2. Исследование второго этапа ( спустя пять месяцев после первого)……………………………………………………………………………………65
3.2.1. Определение групп адаптации периода весна2000г………….65
3.2.2. Распределение групп адаптации в зависимости от индивидуальных социально-психологических особенностей военнослужащих на период весна 2000 года…………………………………………………………69
3.3. Исследование динамики изменения показателей по группам адаптации в зависимости от социально-психологических характеристик………………………………………………………………………………….75
3.4. Исследование третьего этапа (после проведения тренинга)….83
3.4.1. Распределение групп адаптации…………………………………83
3.4.2. Распределение групп адаптации в зависимости от индивидуальных социально-психологических особенностей военнослужащих по прошествии тренинга …………………………………………………………...86
3.4.3. Первичная статистическая обработка результатов тренинга…………………………………………………………………………………….89
Выводы……………………………………………………………………...92
Список литературы……………………………………………………….95


ВВЕДЕНИЕ

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способностью к адаптации, то есть приспособленностью ко всему многообразию жизни в любых условиях.
Проблема адаптации исследуется много и довольно широко. В последнее время возрос интерес психологов к проблеме адаптационных возможностей личности молодых военнослужащих в ситуации изменения социального статуса и поведенческого стереотипа солдат в начале прохождения службы.
Уровень адаптационных способностей повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Формирующиеся и сформировавшиеся личные особенности, ориентации, выбор, иерархия ценностей, целей и потребностей, притязания, уровень вербального интеллекта и культуры, становление межличностных отношений облегчают или затрудняют адаптацию.
В период призыва на действительную военную службу проблема адаптации к новым условиям становится одной из самых важных. В зависимости от того, насколько успешно молодой человек может приспособиться к новым условиям, настолько успешно он сможет овладеть боевой техникой и выполнить в полном объеме конституционные обязанности по защите родины.

Актуальность и значимость данной работы обусловлена проблемой становления, развития и интеграции личности и индивидов в социальной общности, многосторонностью влияния новых социальных факторов на подготовку высококлассных военных специалистов, что является важнейшей задачей государства. Это определяется не только гуманистическими подходами во внутренней политике, но и экономической целесообразностью.
В системе мероприятий, направленных на сохранение профессионального здоровья военнослужащих, которые определяют уровень боевой готовности частей и подразделений, важное место занимает «успешная» адаптация молодых военнослужащих к военной службе, а, учитывая адаптационные возможности организма, можно планировать и проводить профилактические мероприятия, коррекционные программы.
Данное исследование направленно на единое осмысление основных компонентов адаптационного процесса Вооруженных Сил. В дальнейшем для военнослужащих с затрудненной адаптацией предполагается проведение тренинга для успешного прохождения дальнейшей военной службы в рядах Российской Армии.
Цель данной работы:
выявить индивидуально - психологические особенности личности, влияющие на успешность адаптации к военной службе.

Гипотеза данной работы:
индивидуально-психологические особенности молодых людей влияют на успешность адаптации к военной службе; проведение психокоррекционных мероприятий позволяет повысить эффективность их адаптационных процессов.

Задачи:
1)провести анализ проблемы по литературным источникам;
2)провести экспериментальное исследование посредством специальных методик;
3)провести анализ психологических процессов начального этапа адаптации военнослужащих к условиям воинской службы;
4)спустя 5 месяцев после прохождения воинской службы провести дополнительное исследование по этим же методикам;
5)провести сравнительный анализ психических процессов этапов адаптации;
6)провести тренинг с военнослужащими с затрудненной адаптацией;
7)провести исследование после тренинга.

Методы исследования:
Для решения поставленных задач, достижения цели исследования и проверки гипотезы, была использована система взаимоподкрепляющих и взаимоконтролирующих методов:
1)логический анализ литературного материала;
2)тестирование молодых новобранцев, призванных на действительную военную службу;
3) экспертные оценки командиров;
4)наблюдение за молодыми военнослужащими психологом и непосредственными командирами;
5)Проведение тренинга с военнослужащими с затрудненной адаптацией;
6)Эмпирическое исследование.

Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их использования при разработке систем мероприятий по оптимизации процесса адаптации молодых военнослужащих к условиям воинской службы и тем, насколько дифференцировано они позволяют подойти к адаптации каждой конкретной личности.

Объектом исследования явились военнослужащие срочной службы, призванные для прохождения воинской службы в Военном - Артиллерийском университете. Их количество составило шестьдесят три человека.

Предметом исследования являются индивидуально- психологические особенности личности военнослужащих первого периода службы.


Глава 1.
Литературный обзор
Подходы к изучению адаптации в психологии


1.1. Теоретические позиции проблемы адаптации в представлениях западных психологов
Проблема адаптации – проблема комплексная и междисциплинарная. Эту проблему различные науки рассматривают исходя из ее специфики, выделяют отдельные компоненты, характерные для изучения именно этой науки, поэтому и трактовка у них различна.
Термин «адаптация» произошел от позднелатинского "adaptatio” – приспособление. В современной научной литературе существует множество определений понятия «адаптация». Методики определяют адаптацию как процесс привыкания организма, популяции или другой биологической системы к изменяющимся условиям среды функционирования.
Социальная адаптация - процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. В основе адаптации человека лежит выработанная в процессе его эволюционного развития совокупность морфологических изменений направленных на сохранение относительного постоянства внутренней среды – гомеостаза /2/. Наиболее общее определение адаптации выглядит так: адаптация – это аспект жизнедеятельности особи и вида в котором реализуется фундаментальное свойство материи к самосохранению и развитию в конкретных условиях существования. Содержание понятия адаптации как общего явления охватывает следующие характеристики:
1)Понимание адаптации как способности живых систем отражать факторы среды и создать в себе механизмы изменения среды, в которой они обитают;
2)Активность адаптации;
3)Целенаправленный характер адаптации;
4)Диалектическое понимание адаптации как взаимосвязи процесса и результата (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, Г.Селье и др.).
Психологический словарь говорит об адаптации, как о процессе приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Но человек не только природное существо, но и социальное. Интерес персонологов к тому, как окружение влияет на действие людей, значительно вырос за последние годы. Мы знаем, что люди на протяжении жизни изменяют свое поведение в ответ на изменяющиеся условия окружения. Человек изменяется в соответствии с новым статусом, приобретение нового статуса и исполнение новых ролей (например, роль военнослужащего срочной службы) приводит к изменению поведения. Становится очевидным, что, по крайней мере, какая – то доля нашего поведения регулируется социально – культурным контекстом.
Скиннер отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предложение о поведении несуществующего усредненного индивида, психологи должны предсказывать или пытаться предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом окружении. Бандура полагает, что психологическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и бредовыми. Следовательно, каждого индивида к ситуации своей жизни. Переменные человека представляют собой весь прошлый опыт, декодированный в центральной нервной системе, который помогает индивиду эффективно справляться с требованиями современной жизни. Ситуационные переменные, с другой стороны, представляют собой условия окружения, в котором осуществляется поведение человека, и которое ощутимо влияет на него. Последующая реакция может колебаться от мысли или эмоции, до какого – то внешнего действия. С точки зрения интеракционистского направления, считается, что у человека имеется способность в значительной мере осуществить выбор того окружения, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраивает. Этот динамический подход к пониманию того, как человек и окружение постоянно и обоюдно влияют друг на друга, дает объяснение сложности поведения отличное оттого, что предлагается подходами, ориентированными на человека и ситуацию /23/.
Подчеркивается внимание к проблеме адаптивности - уровню способности к приспособлению – и адаптированности – уровню фактического приспособления индивида, уровню его социального статуса и самоощущения – удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Она ключевая в этиопатогенезе неврозов, психосоматических заболеваний, нарушениях поведения /10/. Высокая или нормальная адаптивность – это благоприятные психофизиологические данные, высокая работоспособность, выносливость, стрессотолерантность (устойчивость к болезням, психическая и физическая гармоничность, гармоничность врожденных и прижизненно сформировавшихся личностных качеств, способность к приобретению опыта, уверенность в себе, адекватность притязаний и выбор жизненных целей). Адаптивность человека выявляется уже в процессе родов, и затем испытывается всю жизнь. Адаптация человека рассматривается как активный процесс взаимодействия личности и среды, как необходимая предпосылка развития личности. Человек сложная система и поэтому можно выделить следующие аспекты адаптации человека:
1. биологическая (адаптация человека как представителя вида Homo Sapiens).
2. медико – физиологическая (адаптация на уровне функционирования органов и системы организма);
3. психофизиологическая (адаптация на уровне психической сферы и на уровне связанных с последней и в определенной степени подчиненных физиологической функции);
4. психическая (адаптация на уровне психических функций в их интегральной связи);
5. социально – психологическая («вживание” человека в группу, в коллектив, освоение системы отношений, сложившихся в данной группе);
6. профессиональная (с одной стороны – приспособление профессии, и с другой стороны – приспособление профессии (орудий и условий труда) к требованием и возможностям человека);
7. социально – общественная / приспособление личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек, приспособления к определенной общественной системе.
Норма адаптации – это пределы изменения структуры системы элемента под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно – функциональные связи со средой.
Дезадаптация – всегда психосоматическая, нарушение перестройки системой структуры, как результат воздействия фактора и протекает в трех формах: невротической (неврозы) агрессивно – протестной или капитулятивно –депрессивной (психосоматические заболевания и нарушение поведения). Начинается с возникновения чувства несостоятельности, неуверенности в себе, личной тревожности.
Этому способствует и социальные факторы: неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни, неудачи и опыт неблагоприятного воздействия окружающих индивида лиц, конфликтных контактов с другими.
Адаптация чаще всего проходит в несколько стадий:
1)генерализованная реакция, когда в ответ на новый раздражитель вовлекаются многие системы организма;
2)сужение, экономизация реакций;
3)переход на новый адекватный способ функционирования.
В процессе адаптации Колызаева предлагает выделить две стадии:


адаптивная реакция - адаптивная стабилизация -
напряжение личностной уменьшение напряжения
системы при резком личностной системы
увеличении количества при уменьшении
межфункциональных количества
связей на более межфункциональных
интенсивном периоде связей в наименее
личностных интенсивном периоде
преобразований. формирования
адаптивных
характеристик.

При максимальном напряжении личностной системы наступает пик адаптивной нагрузки и переход к другой стадии.


1.2.Проблема психологической адаптации

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм - среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм - среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Выше сказанное относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако человека отличает то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум - среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а). Оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). Установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
1)непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2)максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);
3)нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
Основные черты психического стресса:
1)стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2)стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3)явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.
При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:
• ощущение неопределенной угрозы;
• чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
• неопределенное беспокойство, представлять себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представлять себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
1)ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
2)гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
3)собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда.
Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак - невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
4)страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
5)ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
6)тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно. Молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует «фазе истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.
Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:
1) алло психический механизм - действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.
2) интрапсихической механизм - обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.
Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
1)препятствие опознаванию факторов, вызывающих тревогу;
2)фиксация тревоги на определенных стимулах;
3)снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
4)концептуализация.
Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации.
Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию. Совокупность фрустрацию, тревоги, а также их взаимосвязь с алло психической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микро социального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микро социальное взаимодействие.
Эффективная психиче...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.