На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Межличностные отношения у подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 28.06.2012. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов ….7
1.2. Особенноси межличностных отношений в подростковом возрасте 12
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3. Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".
Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является так называемое чувство взрослости. Подросток ощущает, что он уже не ребёнок, он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы с его желаниями и потребностями считались окружающие. Однако, социально, психологически и материально он зависит от родителей и вынужден подчиняться их требованиям. Это противоречие является причиной частых конфликтов.
Возникшее чувство взрослости вызывает более или менее сильное стремление к самоутверждению. Острое прохождение кризиса, отсутствие взаимопонимания может привести к разнообразным нарушениям в поведении.
В данном возрасте начинается как бы второе "рождение личности", которое выражается в стремлении и появлении возможности осознавать свои мотивы. Это связано с формирующейся способностью к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Главные функции самосознания — это познание себя, совершенствование себя, поиск смысла жизни. В этом возрасте актуализируется процесс развития "идеального Я", т.е. появляется осознанный личностный идеал, сопоставление с которым своего «Я» часто вызывает неудовлетворённость собой и стремление себя изменить.
Появляется потребность в принадлежности к группе. Подростки ещё не достаточно ясно осознают "образ Я" и часто чувствуют себя более защищёнными в среде себе подобных. Подросткам пока ещё трудно вычленить свое «Я» из "Мы". В этом возрасте группа является главным регулятором поведения у многих подростков.
Анализ научной, публицистической литературы показывает, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие подростка как личности. Следовательно, развивая общение, мы можем оказывать влияние на развитие личности, самооценки и самопознания. В свою очередь это должно повысить компетентность подростков в разных сферах деятельности, в частности учебной.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Мечниковым, Л.С. Сапожниковым, Д.И. Фельдштейном, 3. Фрейдом, Н.М. Шкуленда, К. Роджерсом и др.
Разработка теории референтной группы (референтного общения) в современной западной социальной психологии связывается, прежде всего, с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, в отечественной психологии данная проблема изучалась - Е.Д. Щедриным, Г.М. Андреевой, А. А. Чечулиным, О.В. Соловьёвой и др.
Несмотря на то, что проблема самооценки и общения в подростковом возрасте разработана достаточно полно, не хватает теоретических и практических исследований, оценивающих референтное общение как фактор развития самооценки старших подростков, что определяет актуальность и тему исследования.
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений в разновозрастных подростковых группах.
Объект исследования – сфера межличностных отношений в подростковом возрасте
Предмет исследования — межличностное взаимодействие в группе сверстников
Гипотезы: 1) существуют различия в межличностных отношениях в группах подростков разного возраста; 2) специально разработанная психокоррекционная программа способствует улучшению межличностных отношений в подростковых группах.
Исходя из названной цели, в работе решаются следующие основные задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме развития межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов.
2. Выявить особенности межличностных отношений в старшем подростковом возрасте;
3. Разработать программу коррекции межличностных отношений в подростковых коллективах.
4. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, беседа; моделирующий эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных.
Методологическими принципами исследования являются принятые в отечественной психологии принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев); системного похода (Э.Г.Юдин); объективности исследования и детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методики исследования: Для достижения цели нашего исследования нами использовались следующие методики, тесты и опросники: 1) тест А. Ассингера "Оценка агрессивности в отношениях", 3) тест Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", 3) Тест "Уровень самооценки".
Обработка данных происходила с использованием критерия Стьюдента.
Практическая значимость исследования. Прикладное значение настоящего исследования заключается в возможности использования его результатов в работе со старшими подростками и юношами в психоконсультировании, психокоррекции, а также с целью оптимизации процессов учебной деятельности в подростковом возрасте и в ранней юности.

Характеристика выборки: 40 учащихся среднего и старшего подросткового возраста Мари-Турекской средней школы, Республика Марий Эл. Исследуемые были разделены на 2 группы: группа 1, подростки 11-12 лет (всего 20 человек) и группа 2, подростки 13-14 лет ( всего 20 человек).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов

Немалый вклад в разработку проблемы коллективов и межличностных отношений в коллективе внесли отечественные психологи, проанализировав основные признаки коллектива, исследовали коллективистские взаимоотношения и этапы их формирования.
С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений.
Как отмечает Петровский А.В. после того, как в 60-70-е годы прошлого века психология, отпочковавшись от философии, выделилась в качестве самостоятельной науки, ее предметом оставалось психика, душа единичного человека, существующего как бы вне времени, вне социального окружения, в замкнутом кругу собственного я. Ощущения, чувства, память, мышление изучались сами по себе, и даже не предполагалось, что индивидуальные психические процессы могут видоизменяться в зависимости от присутствия или отсутствия других людей, что, действуя и общаясь друг с другом, люди чувствуют и мыслят не как изолированные индивиды, а как члены различных обществ, накладывающих отпечаток на все психические проявления личности» [39,123]. Второе пятидесятилетие ознаменовалось расцветом социальной психологии, выясняющей закономерности межличностных отношений, изучающей группы и личность в группе, особенности общения и взаимодействия людей.
В центре внимания социальных психологов США, западной Европы оказались так называемая малая группа, рассматриваемая как промежуточное звено в системе «личность - общество», изучение которого как полагалось позволит объяснить не только особенности формирования личности, но и законы общественного развития более высокого порядка. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы в зависимости от ее группы, а также другие проблемы межличностных отношений - все стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел социальной психологии [38, 23].
Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений в коллективе внес Бехтерев В.М. [6,45]. Он исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В своей работе «коллективная рефлексология» он раскрыл картину влияния «социальной психики» на поведение людей и отношения между ними. Определяя предмет своего исследования Бехтерев В.М. пишет: «Предметом коллективной рефлексологии является изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ... проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов» [6,51].
Н.И. Обозов изучает групповую деятельность с позиции рассмотрения межличностных отношений, складывающихся и развивающихся в группе на различных уровнях (аффективном, гностическом, когнитивном) [37,78]. Он подчеркивает, что взаимосвязанность служит одним из основных факторов в системе условий, регулирующих взаимодействие, и предполагает следующую условную эмпирическую классификацию уровней взаимосвязанности:
1. Изолированность (физическая или социальная) предполагает фактически отрицательную взаимосвязанность.
2. Практическое отсутствие связи (нулевая взаимосвязанность).
3. Уровень предполагаемой взаимосвязанности, существующей в сознании индивида (имеет широкий диапазон всех других уровней взаимосвязанности).
4. «Присутствие других» (молчаливая взаимосвязанность).
5. «Влияние и взаимовлияние», определяющее изменение психической деятельности членов группы в зависимости от их мнений, оценок.
6. Соревновательная взаимосвязанность (специальный уровень).
7. Условия взаимосвязанность (определяется инструкцией, обязывающей членов группы в той или иной мере взаимосвязанность).
8. Действительная взаимосвязанность (через средства реализации действий) вплоть до полной (минимальной) взаимосвязанности (когда действия одного члена группы невозможны без предшествующего или одновременного действия других).
Н.И. Обозов считает, что первый уровень однородности - разнородности действует в процессе регуляции срабатываемости и совместимости людей, а следовательно, и социально-психологического климата в группе [37,60]. Но его регулирующая функция мало может осознаваться членами группы. Это означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой. Различие или сходства (физическое, поведенческое) настолько очевидны, что им не придают особого значения, считая это условия само собой разумеющимся. Совсем иначе обстоит дело на втором уровне однородности - разнородности. Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует «единство взглядов» и выражает сходство - различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры по совместной деятельности не только осознают сходство и различия в своих мнениях, оценках и отношениях, но и ощущают их реальную значимость для совместной деятельности межличностных отношений.
Вторичный уровень однородности, являясь следствием взаимодействий мнений, оценок и отношений взаимодействующих и общающихся индивидов, регулируются такими механизмами социального поведения, как подражание, комфортность. Степень изменчивости мнений, оценок и отношений является одним из показателей сплоченности группы, коллектива, считает Обозов Н.И. [37,112]. Благодаря изменчивости преобразуется вторичный подуровень однородности - разнородности мнений, оценок и отношений. Причем изменчивость зависит не только от исходного соотношения индивидуальных (природных), личностных и социально-психологических особенностей членов группы (темперамент, характер, мотивация, интересы и т.д.).
Таким образом, вся система внегрупповых, внутригрупповых, внеличностных, внутриличностных факторов, как подчеркивает Н.И. Обозов, участвует в регулировании межличностных отношений в процессе взаимосвязанной групповой деятельности [37,120].
В основу теории деятельностного опосредования межличностных отношений положена концепция о послойном рассмотрении групповых процессов: поверхностный слой межличностных отношений предполагает наличие на опосредованных или слабоопосредованных коллективными ценностями связей между исполнителями; средний слой содержат групповые феномены, свидетельствующие о степени опосредствованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности; центральный слой характеризует отношения членов группы к целям и задачам групповой деятельности, выражающие социальный смысл последней для каждого ее участника. Данная теоретическая посылка позволила, по мнению А.В. Петровского, систематизировать наличие и выраженность различных психологических составляющих внутригрупповой активности в развитии от диффузной группы до коллектива [40.143]. При этом многоуровневая структура межличностных отношений строится следующим образом.
Второй, глубинный слой образует совокупность межличностных отношений опосредованной зависимости, составляющих собственные характеристики коллектива как группы, объединенной общественно ценными и личностно-значимыми целями и ценностями. К параметрам, образующим это слой, относится преобладание феноменов коллективистского самоопределения личности, сплоченность как ценностно-ориентационное единство, эмоциональная идентификация членов коллектива с коллективом в целом, эталонность коллектива в восприятии его участников и др.
Третий, центральный или ядерный слой образует совокупность групповых характеристик, определяемых основной функцией коллектива как своеобразных составляющих производственной и общественной жизни. Это каркас специфических характеристик данного коллектива: мотивы и цели его совместной деятельности, подготовленность коллектива для выполнения поставленных перед ним задач, работоспособность, устойчивость коллектива ко всему, что может его разрушить, связь его с другими коллективами, образующими в целом общество и т.д. Все это образует ядро межличностных взаимоотношений в коллективе. Все исследования были выполнены в период социалистического общества. В настоящее время с переходом на новые экономические формы и новые формы собственности исследований по проблеме межличностных отношений в трудовом коллективе не много.
Таким образом, вся система факторов, участвует в регулировании межличностных отношений в процессе взаимосвязанной групповой деятельности. Кроме того, взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя активности образует многоуровневую структуру межличностных отношений в процессе групповой деятельности на пути к групповой организации - коллективу.
1.2. Особенноси межличностных отношений в подростковом возрасте

Коллектив является высшей формой внутренней организации группы. Но не всякую внешне- и внутреннеорганизованную группу можно назвать коллективом. И даже не степень организации группы делает ее коллективом.
Проанализировав работы психологов, посвященные проблеме коллектива, нетрудно заменить разноречивые характеристики коллектива. Не всеми исследователями основная проблема теории коллективов была понята сразу. Так, автор одной из первых отечественных монографий по социальной психологии, не потерявшей своего значения и сегодня, Л. Войтоловский,[9] назвав ее «Очерки коллективной психологии», начинает ее главой «Что такое толпа».
Очень часто в работах встречается не различение коллектива и корпорации (В.Г. Чванов, А.Л. Гройсман [12]). Группу, организованную только внутренним целями, не выходящими за рамки этой группы, следует определить только как корпорацию. Сущность корпорации составляет ее враждебность смежным с нею корпорациям.
Ошибки в понимании коллектива определяются неправильным, некритичным пониманием его только через «общую цель групповой деятельности». Вместе с тем если реальная группа не обязательно характеризуется общением в деятельности, то для коллектива этой характеристики недостаточно. Ведь оно может быть присуще и группам - конгломерату и организации. Дело в том, что общие цели, замкнутые внутри группы и не вынесенные за ее рамки, не определяют коллектива. Кроме того, коллективу свойственны не только общие цели, но и совпадающие у его членов общие мотивы их деятельности.
Несмотря на разночтивое определение понятия коллектива, сохранившееся в психологии, более приемлемым, на наш взгляд, кажется определение Р.Л. Кричевского,[20] при освещении вопроса, касающегося соотношения понятий «малая группа» и «коллектив».
Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а, по мнению отдельных авторов — наивысшего, уров¬ня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик.
Такое понимание коллектива ведет к формулированию став¬шего почти трюизмом положения: всякий коллектив представ¬ляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Это положение, однако, для нас весьма существен но, поскольку обосновывает возможность привлекать к рассмотрению тех или иных аспектов группового процесса данные, полученные при изучении коллектива, и вмес¬те с тем указывает на необходимость дифференцированного использования материалов исследования различных малых групп, принимая во внимание степень их продвижения на пути к собственно коллективу.
В теоретическом плане чрезвычайно сложным моментом яв¬ляется операционализация многих называемых специалистами признаков коллектива, перевод их с общеописательного языка на язык собственно групповых значений, без чего неосуществи¬ма тонкая (не поверхностная, как это имеет место в настоя¬щее время) градация форм групповой жизни в их дви¬жении к подлинно коллективистским проявлениям. Отмеченная трудность усугубляется еще и тем обстоятельством, что между исследователями до сих пор имеются расхождения, причем порой значительные, и в понима¬нии сущности группового процесса, и в определении тех или иных групповых характеристик. Имеющиеся разночтения, не¬сомненно, препятствуют продуктивности теоретической работы и одновременно сказываются на конструировании необходимо¬го методического инструментария, ставя под сомнение адекват¬ность предлагаемых измерительных средств. Неудивительно поэтому, что вопрос диагностики уровней развития малой груп¬пы все еще относится к разряду критических, а исследователи коллективообразования, пытаясь эмпирически представить диф¬ференцированную картину процесса, нередко вынуждены опе¬рировать понятиями типа «высокий уровень развития коллек¬тива», «низкий уровень развития коллектива» или «высокий уровень группового развития», «низкий уровень группового раз¬вития» и т.п.
Любой коллектив переживает определенные фазы своего разви¬тия. Коллектив - сложная система отношений людей в объединяющей их социально значимой деятельности, сплетающаяся с не менее слож¬ной сетью межличностных отношений и понят коллектив может быть только в движении, только в развитии этих отношений.
Судьба, настоящее и будущее коллектива зависят от того, что будет доминировать, преобладать в структуре внутриколлективных связей: отношения ответственной зависимости, определяемые со¬циально значимой целью совместной деятельности, или эмоциональные контакты, порождаемые внутригрупповым общением. При всей ценности последних, при всей их необходимости для нормального функциониро¬вания коллектива они должны быть не определяющими, а определяемы¬ми, и только таким образом может быть обеспечена сплоченность и эффективная деятельность коллектива.
Психологические проблемы формирования и функционирования коллектива всегда привлекали внимание психологов, видящих в нем связующее звено между личностью и обществом и подчеркивающих принципиальное значение, которое приобретает коллектив в совре¬менном обществе, особенно на нынешнем этапе развития НТП в нашей стране.
Трудно переоценить значение правильного подхода к пониманию социально-психологических феноменов, возникающих в процессе взаи-модействия членов коллектива: сплоченности коллектива, психологи-ческого климата в нем, восприятия коллектива его членами, само¬чувствия и самоуважения личности в коллективе, перспектив личнос¬ти в коллективе в связи с перспективами самого коллектива, появление лидеров и т.д.
Самая эффективная группа, коллектив - это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с не¬похожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению це¬лей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уро¬вень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддер¬живающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доми¬нируют.
Итак, коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества.
Возникновение и функционирование официальных групп, коллек-тивов, организаций в конечном счете определяются целесообразнос¬тью общественного производства (вида деятельности коллектива), в рамках которого происходит все большая дифференциация сфер: образования, подготовки кадров, производства и т.д. Ведущим критерием оценки всего многообразия групп, коллективов, ор¬ганизаций является их функциональное назначение. "Целевая система в жизни групп и коллективов, - отмечает Е. С. Кузьмин, - занимает ведущее место. Цели и задачи определяют все другие параметры малых групп: их количественный состав, орга¬низационную структуру, целесообразную плотность и связность учас¬тников группы". [19, 4]
Общим явлением межличностных отношений выступает прив-лекательность. К составным элементам взаимной привлекательности - непривлекательности относятся: симпатии - антипатии и притяжение - отталкивание. Если симпатия - антипатия представляет собой пе-реживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мыс-ленного контакта с другим, то притяжение-отталкивание есть прак¬тическая составляющая этих переживаний.
Притяжение- отталкивание, как одно из составляющих межлично-стной привлекательности - непривлекательности, и основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с определенным другим человеком или не быть вместе, рядом. Притяжение - отталкивание часто, но не всегда, связано с переживаемой симпатией - антипа¬тией (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях по-пулярности какой-либо личности.
Межличностная привлекательность - непривлекательность может приобретать устойчивый характер связи между людьми, переходить во взаимную привязанность или неприязнь друг к другу. Так, мимолет¬ные симпатии - антипатии включают мотивационные компоненты лично¬сти, что выражается в возникающих состояниях притяжения или отта¬лкивания. Стремление быть вместе реально или мысленно (в предста¬влениях) может стать устойчивой потребностью конкретных лиц. В этом случае, когда готовность субъектов к тому или иному типу взаимодействия становится устойчивой, можно говорить об определе¬нном типе межличностных отношений: приятельских, любовных, супру¬жеских, дружеских, товарищеских. [44, 110]
В силу взаимного характера межличностных отношений в их ре-гулировании принимают участие такие три мотивационных момента, как: "я хочу", "я могу" и "нужно". Личного желания ("я хочу") не¬достаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей ("я могу" удовлетворить потребность другой личности). Наконец, третий момент "надо" есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отноше¬ний. "Надо-не надо" - являющаяся не субъективной стороной отноше¬ний, а объективной, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.
Так, приятельские, любовные, дружеские отношения могут всту¬пить в противоречия с производственными, экономическими, нрав¬ственными отношениями общности, в которой возникают межл...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.