На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Государственная регистрация юридических лиц порядок и проблемы правового регулирования

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.07.2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика института государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации…………………………………………6
1.1. Понятие и сущность государственной регистрации юридических лиц .6
1.2. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц .9
Глава 2. Проблемы правового регулирования государственной регистрации юридических лиц 29
2.1. Проблемы правоприменения законодательства о государственной регистрации юридических лиц 29
2.2. Совершенствование законодательства о государственной регистрации юридических лиц 36
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48

Введение

Государственная регистрация юридических лиц в современном ее понимании существует в России сравнительно недолго. До 1990 г. регистрация юридических лиц на уровне законодательных актов не регулировалась. Изменение социально-экономической ситуации и проводимые в стране экономические реформы в 90-е гг. XX века привели к формиро¬ванию этого правового института. Увеличение нагрузки на судебную систему вызывает необходи¬мость активного поиска путей для ее снижения, развития других форм гражданской юрисдикции, которые осуществляются как в рамках ор¬ганов исполнительной власти, так и в частно-правовой сфере. В на¬стоящее время значительно расширяется сфера деятельности органов бесспорной юрисдикции, создаваемых в рамках системы исполнитель¬ной власти. К ней, в частности, может быть отнесена и государствен¬ная регистрация юридических лиц. Такая тенденция, в целом, может быть оценена достаточно позитивно, поскольку выводит на более вы¬сокий уровень фиксацию прав и фактов бесспорного характера. В свя¬зи с этим, рассмотрение проблем государственной регистрации юри¬дических лиц, в том числе и в процессуальном аспекте, представляется актуальным.
Необходимость изучения института государственной регистрации юридических лиц связана с существова¬нием пробелов и противоречий в правовом регулировании государст¬венной регистрации юридических лиц, несмотря на принятие в 1994 г. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Феде¬рального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре¬гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и других нормативных актов (Федераль¬ного закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодатель¬ных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» , постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридиче¬ских лиц» , постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» и т.д.).
В связи с этим необходимо определить сущность государственной регистрации юридических лиц, роль и место государственных органов в системе исполнительной власти, на которые действующим законода¬тельством возлагаются функции, права и ответственность в данной области.
Важность темы определяется необходимостью поиска оптимальной модели взаимодействия государственной власти и юридических лиц, обеспечивающей баланс интересов между личностью, с одной сторо¬ны, и государством - с другой. В российской действительности нали¬чие значительного количества императивных норм в правовом регули¬ровании регистрации юридических лиц обусловливает чрезмерное, на наш взгляд, вмешательство в нее государственных органов.
Анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в сфере регистрации юридических лиц, и изучение ре¬зультатов деятельности федеральных органов исполнительной власти позволяют сделать вывод о том, что действующий в данной сфере ме¬ханизм требует совершенствования. С одной стороны, отсутствие целостной концепции правового регулирования приводит к незаконному вмешательству со стороны специалистов регистрирующих органов в регистрационный процесс, соз¬дает административные барьеры в виде дополнительных согласований, оплат и т.п. С другой стороны, он недостаточно эффективен в части регламен¬тации отдельных моментов завершающего этапа государственной ре¬гистрации юридического лица.
В юридической литературе недостаточно подробно проанализиро¬ваны роль и место института регистрации в системе административно¬го и гражданского права, а также недостаточно изучен механизм государственного регулирования регистрационного производства. Государственная регистрация юридических лиц должна выступать определенным способом обеспечения баланса частных и публичных интересов. Очевидно, что без государственной регистрации юридиче¬ских лиц невозможно создание легитимных форм осуществления дея¬тельности. Государственная регистрация вновь создаваемых юридиче¬ских лиц должна контролировать законность их создания, ограничи-вать негативные проявления в этой области.
Развитие и определение правовых основ государ¬ственной регистрации юридических лиц позволит обеспечить долж¬ный уровень нормирования общественных отношений в этой сфере. В недостаточной мере разработана и теоретическая база регистра¬ции юридических лиц. В юридической литературе нет единого мнения по такому основополагающему вопросу, как отнесение института ре¬гистрации юридических лиц к гражданскому или административному праву. Мало изучены вопросы о процедуре регистрации, о структуре и взаимосвязи органов, ее осуществляющих, об ответственности за пра¬вонарушения в рассматриваемой сфере и др.
Изложенное подтверждает, что назрела объективная необходимость в проведении научного анализа указанных проблем в целях совершен¬ствования института государственной регистрации юридических лиц.
Теоретическую базу исследования составили труды таких цивилистов, как: В.В. Залесский, П.В. Крашенинников, П.В. Матвеенко, Д.И. Мейер, Б.П. Носков, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Я.Е. Парций, А.В. Чуряев, А.М Эрделевский и других.
Цель работы заключается в проведении исследования института государственной регистрации юридических лиц с целью выявления проблем правового регулирования и разработки путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность государственной регистрации юридических лиц.
2. Рассмотреть механизм государственной регистрации юридических лиц.
3. Выявить проблемы правового регулирования государственной регистрации юридических лиц и разработать направления по их устранению.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на обще¬научном диалектическом методе научного познания, предполагающего объек¬тивность и всесторонность познания исследуемых явлений. Наряду с этим при¬менялись исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, и другие методы исследования.

Глава 1. Общая характеристика института государственной регистрации
юридических лиц в Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность государственной регистрации юридических лиц

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом, в связи с государственной регистрацией предприятий) .
Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а равно важнейшим условием его существования как такового .
Закон о регистрации основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации. Некоторые чиновники настолько «увлекались» контролированием, что проникали даже в сферу интеллектуальной собственности: один из филиалов Московской регистрационной палаты для того, чтобы юридическое лицо могло использовать в своей круглой печати графическое изображение или символику, требовал представить свидетельство о регистрации товарного знака, содержащего соответствующее изображение .
В основе Закона о регистрации заложено то, что государственная регистрация - это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.
Государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконным предпринимательством); проведением налогообложения; а также получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных юридических лицах .
Статья 1 Закона о регистрации содержит определение государственной регистрации юридических лиц: государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Из данного определения можно выделить следующие три признака.
Первый - это государственный акт, осуществляемый уполномоченными на то органами. Второй - это акт, который имеет правообразующее значение. Для организации с его осуществлением создается, реорганизуется или ликвидируется юридическое лицо, вносятся изменения в учредительные документы юридического лица. Третий - это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях третьими лицами.
По своей природе акт государственной регистрации юридического лица имеет гражданско-правовой характер, так как создается субъект гражданского права. Именно с государственной регистрацией юридического лица, закон связывает возникновение нового субъекта права. Единственным доказательством существования юридического лица является его включение в Единый государственный реестр юридических лиц. Для адекватного понимания государственной регистрации юридических лиц необходимо определить цели, которые преследует государство при регистрации. По нашему мнению, государственная регистра¬ция юридических лиц преследует следующие цели:
- осуществление функций по контролю и надзору, реализуемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий, необходимых для занятия определенными видами деятельно¬сти;
- надлежащая организация налогообложения, так как при регистра¬ции юридического лица одновременно осуществляется его постановка на налоговый учет;
- получение статистических сведений для осуществления государственных мер регулирования экономики;
- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
Помимо перечисленных целей государственная регистрация юридического лица должна преследовать и такую цель, как защита прав потребителей, поскольку именно государство предоставляет право заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не относя¬щейся к таковой, оно, наряду с юридическим лицом, несет всю полно¬ту ответственности за качество и безопасность этой деятельности.
Итак, государственная регистрация юридического лица - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Акт государственной регистрации юридического лица имеет гражданско-правовой характер. А регистрация юридических лиц реализуется в качестве специфиче-ского вида деятельности полномочных государственных органов, от¬личного от других видов деятельности, адресованной организационно неподчиненным им субъектам. По своей природе эта деятельность яв¬ляется административно-правовой, так как ее реализация возложена законом на соответствующий механизм исполнительной власти, ис¬пользующий властные средства административно-правового характе¬ра.

1.2. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является Закон о регистрации, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данная государственная регистрация включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Реестр открыт для всеобщего ознакомления. Наряду со ст. 51 ГК РФ содержит еще целый ряд норм, указывающих на необходимость осуществления государственной регистрации действий, влияющих на положение юридического лица: ст. 52 «Учредительные документы юридического лица», ст. 57 «Реорганизация юридического лица», ст. 59 «Передаточный акт и разделительный баланс», а также другие нормы, содержащиеся как в части первой, так и в части второй Кодекса . Такое же положение и с индивидуальным предпринимателем (например, ст. 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя»).
Важно отметить, что в случаях расхождения Закона о регистрации или актов, принятых в его развитие, с ГК РФ приоритет, безусловно, следует отдавать Кодексу.
Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это федеральные законы, так же как и Закон о регистрации, принятые на основании и во исполнение ГК РФ: «Об акционерных обществах» , «Об обществах с ограниченной ответственностью» , «О производственных кооперативах» , «О некоммерческих организациях» и некоторые другие.
Отношения по поводу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента РФ, которые не должны противоречить Закону о регистрации, и иными федеральными законами. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ. Конечно же, постановления Правительства РФ не должны противоречить федеральным законам и указам Президента РФ.
Законом о регистрации прямо предусмотрены акты Правительства РФ, регулирующие следующие вопросы:
- об определении федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц;
- о Едином государственном реестре юридических лиц;
- об установлении размера платы за предоставление содержащихся в государственном реестре сведений;
- об определении случаев и порядка бесплатного предоставления содержащихся в государственном реестре сведений по запросам органов государственной власти;
- об установлении требований к оформлению документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, количества представляемых копий данных документов и дополнительных способов их представления;
- об утверждении форм и содержания документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц;
- о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц;
- о порядке взаимодействия Центрального банка РФ и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц;
- об установлении перечня государственных органов, в которые должны представляться сведения о государственной регистрации юридического лица, состава данных сведений и порядка последующего предоставления юридическому лицу информации о его учетных данных;
- об определении порядка взаимодействия регистрирующих органов, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации и подлежащих государственной регистрации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица;
- об установлении порядка и сроков передачи федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление государственной регистрации юридических лиц, регистрационных дел о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
Кроме того, как показывает практика, могут быть иные нормативные правовые акты Правительства России, необходимые для регулирования государственной регистрации.
На налоговые органы возложена функция уполномоченного федерального органа исполнительной власти в рассматриваемой сфере. В связи с этим следует обратить внимание на ведомственные нормативные акты, принимаемые или утверждаемые Федеральной налоговой службой и Министерством финансов Российской Федерации, в ведении которого служба находится.
При этом необходимо учитывать, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Опубликование актов должно осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
Также скажем несколько слов о региональных актах. Субъекты Российской Федерации вправе принимать акты организационно-технического свойства, например о предоставлении помещений для надлежащего осуществления государственной регистрации юридических лиц, о дополнительных мерах по передаче регистрационных дел и т.п. Вместе с тем региональные власти не вправе принимать акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией. В случае принятия таких документов они вступят в противоречие не только с Законом о регистрации, но и с Конституцией РФ , которая указывает на вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации. В данном случае это подп. «о» ст. 71 Конституции РФ, где в числе других названо и гражданское законодательство. Нельзя не назвать и п. 1 ст. 8 Основного Закона, где указывается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Безусловно, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны были отменить свои нормативные акты, регулирующие регистрацию юридических лиц. В противном случае они вступили бы в противоречие с Законом о регистрации и актами, принятыми на его основе, и соответственно их применение неправомерно.
Итак, нормативную основу государственной регистрации юридических лиц составляют федеральные законы указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 112 Конституции РФ структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (ст. 12), где устанавливается объем компетенции конкретного органа.
Первоначально во исполнение Закона о регистрации Правительство РФ в Постановлении от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» установило, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной регистрации юридических лиц. Реализуя свои конституционные полномочия, Президент РФ издал Указ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , согласно которому Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. На основании и во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ Постановлением от 30 сентября 2004 г. N 506 утвердило Положение о Федеральной налоговой службе . В связи с принятием данного Постановления, а также в целях создания единой системы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и соблюдения гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства и свободы экономической деятельности Федеральная налоговая служба осуществляет координацию работ с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по созданию своих подразделений соответственно в субъектах РФ и в муниципальных образованиях.
Федеральная налоговая служба должна контролировать деятельность своих ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.