На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Девиантное поведение подростков - ИСПРАВЛЕНО

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.07.2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН

Введение…………………………………………………………………
1. Истоки и причины отклоняющегося поведения …………………
2. Факторы девиантного поведения сов¬ременных подростков ……
3. Социальный контроль и профилактика девиантного поведения подростков……………………
Выводы

Введение
Актуальность темы работы вытекает из существенного возрастания интереса к девиантному поведению подростков, так как данная проблема тесно переплета¬ется с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Социальные изменения, произошедшие в Рос¬сии, привели к обострению социальных проблем, таких, как бед¬ность, преступность, межнациональные конфликты, безработица и другие негативные социальные факторы, характерные для трансфор¬мационного общества. Трансформация российского общества предо¬пределила формирование в нашей стране различных видов девиант-ного поведения. Девиантное поведение рассматривается как совер¬шение поступков, которые противоречат нормам социального пове¬дения.
В настоящее время в российском обществе существуют новые де-терминанты, негативно влияющие на развитие. Рыночные отношения породили комплекс проблем, ранее не известных российскому обществу. По-литические решения не были социально просчитаны, и их реализа¬ция, прежде всего в области экономической политики, отразилась на материальном положении значительной части российских семей - пошел процесс быстрого социального расслоения. Результат - демо¬графический кризис в стране, рост бедности, количества кризисных семей, семей, имеющих проблему алкоголизма, проявления насилия, асоциального образа жизни, конфликтов в межличностных отноше¬ниях, подростковой безнадзорности, преступности и других крайне тревожных социальных явлений. Актуальность исследования девиантного поведения подростков обусловлена тем, что изменения, произошедшие в российском обществе, и особенности социального взаимодействия подростков требуют нового комплексного изучения данной проблемы.
Большой вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли Ш.А. Амонашвили, А.А. Александрова, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко и другие ученые.
В ра¬ботах Долговой А. И., Раттера М., Юстицкого В. В., Антоняна Ю. М., Антонова А. И., Забрянского Г. И., Зиядовой Д. 3., Игнатенко В. И., Беляевой А. И., Максудова Р., Флямера М, Папковой Т. П. и т.д. анализируется правонарушающее поведение подростков.
Исследованию наркомании среди подростков, посвящены работы Эрлеймейера Ф. А., Голубова И. И., Макшанцевой Н. В., Быкова С. А., Быковой Л. Г., Миронова Р. Г., Делийского Б. П., Никитина Ю. А., Романовича Н. А., Иванец Н. Н., Поздняковой М. Е., Сорокиной Т. Т., Гуськова В. С, Звартау Э., Афанасьева В. С, Клишина М. И. и др.
Исследование вопросов социального контроля имеет место в работах Сорокина П., Когана В. Н., Кистяковского А. О., Гилинского Я. И., Гурова Ю. С, Прокольева Ю. Б., Пилиевой Д. И., Каневского Л. Л., Лунева В. В., Алексеева А. И., и др., и в рабо¬тах зарубежных авторов: Стэнли Ч., Хеймером К., Метсуида Р. Л.
Однако, проблема заключается в том, что в этих исследованиях не содержится глубокого и многостороннего анализа социально-психологических факторов девиантного поведения подростков.
Поэтому цель нашей работы - выявить социальные особенности девиантного поведения подростков и предложить эффективные технологии работы с девиантными подростками.
Задачи исследования:
- проанализировать научные подходы к исследованию социально-психологических факторов девиантного поведения подростков;
- рассмотреть истоки и причины отклоняющегося поведения;
- проанализировать основные факторы девиантного поведе¬ния подростков на современном этапе;
- исследовать социально-психологические факторы девиантного поведения подростков;
- проанализировать основы социального контроля девиантного поведения.

1. Истоки и причины отклоняющегося поведения

Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).
Предметом подобных теорий могут социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.
Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.
Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.
Однако прежде чем сформулировать суть девиантного поведения, сделаем небольшое «метафизическое» отступление.
Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения (по выражению И. Пригожина – «порядок через флуктуации»).
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).
Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий инте¬рес исследователей в различных областях научного знания. Как за¬мечает Я. И. Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвящен¬ных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое» [6, С. 6].
Современные знания о девиантном поведении личности позво¬ляют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной фор¬мой социального поведения личности, детерминированного сис¬темой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же вре¬мя обширные сведения по данному вопросу накоплены в различ¬ных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, со¬циологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделя¬ются специальные подразделы, изучающие девиации. В социоло¬гии, например, это девиантология, предметом исследования кото¬рой являются социальные отклонения.
Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно како¬му-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Например, клинический подход изучает психопатологическую природу девиантности, социологические теории рассматривают ее социальные детерминанты, психологические концепции делают основной акцент на внутриличностных механизмах данного яв¬ления.
Обзор различных теорий дает возможность по¬лучить относительно целостную картину изучаемого явления в свете современных знаний о нем.
Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации откло-няющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддер-живающих отклоняющееся поведение [15]. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в ко¬торой личность является одной из подсистем. Система «общество — личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макрообщественном, социально-групповом, мик¬росоциальном, индивидуально-личностном, психофизиологиче¬ском.
В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:
— внешние условия физической среды;
— внешние социальные условия;
— внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;
— внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспе¬цифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения [3, С. 157—173]. В документальном фильме австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Собачья жара» необыкновенно точно изображается влияние высокой температуры воздуха на психиче¬ское состояние человека. (Фильм награжден «Золотой ветвью» Ве-нецианского фестиваля в 2002 г.)
Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Несмотря на существующую связь между фи-зическими условиями и поведением личности, данный фактор выходит за рамки нашего изучения. Кроме того, он может быть признан недостаточно существенным, поскольку действует очень опосредствованно, и люди ведут себя по-разному при одних и тех же (обычных) физических условиях.
Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:
— общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);
— характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
— микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

Социальные факторы отклоняющегося поведения
Влияние общественных процессов и социальных групп на пове¬дение людей рассматривается прежде всего в рамках социологи¬ческого подхода. Социологические теории рассматривают девиантное поведе¬ние в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются со¬циальным закономерностям, они зависят от времени и обще¬ства, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять.
Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. де Тард, А. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Исследование проблем преступности в трудах Э. Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ само¬убийств считается классическим социологическим исследованием [13, 14].
Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Термин «аномия» в переводе с французского означает «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации — социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э.Дюркгейм подчеркивал необходи¬мость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколь¬зко от внешних причин, управляющих людьми [13].
Э.Дюркгейм настолько не сомневался в объективной природе социальных отклонений, что утверждал «нормальность» преступно¬сти. По его мнению, нет никакого другого феномена, который об¬ладал бы столь бесспорными признаками нормального явления, ибо «преступления наблюдаются во всех обществах всех типов... пре¬ступность не снижается по мере развития человечества» [14, С. 86].
Более того, девиации есть составная часть всякого здорового общества, «фактор общественного здоровья» [14, С. 86]. В «Социологии» Э.Дюркгейм пишет: «Преступление необходимо... полезно для нормальной эволюции морали и права... случается, что оно подготавливает изменения» [14, С. 90]. Например, согласно афинскому праву, Сократ (470—399 гг. до Р.Х.) был преступником — человеком, растлевающим умы молодежи. Между тем его преступ¬ление — самостоятельность мысли — было полезно и для его роди-ны и для человечества. Оно с...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.