На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Образ природы в творчестве И.С. Тургенева

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.07.2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..
1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева…………..
2. Роль природы в повестях Тургенева…..
3. Философские картины природы в стихотворениях и в прозе
Тургенева………………………………………………………..
4. Мистическое изображение природных сил……………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………...




ВВЕДЕНИЕ

Во все времена истории человечества неповторимая сила красоты природы побуждала браться за перо. С давних пор писатели в своих стихах и в прозаических произведениях воспели эту красоту.
В великом наследии литературы XIX века наблюдается отражение характерных черт взаимоотношений человека и природных явлений. Данная особенность прослеживается в произведениях многих классиков, тема природы зачастую становится в их творчестве центральной, наряду с темами искусства, любви и т.д. поэзия таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова невозможно представить без изображения картин русской природы. В произведениях этих и других авторов раскрывается многообразие и богатство родной природы, появляется возможность разглядеть в ней превосходные качества души человека.
Непревзойденный мастер изображения русского пейзажа К.Г. Паустовский, который с большой нежностью и любовью относился к родной природе, писал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». В «чистой» лирике природы, пейзажных зарисовках обнаруживается особое проявление патриотизма, гражданственности. Эти качества необходимы для бережного отношения к природе, активности человеческих усилий в ее защите. Именно такая трепетная любовь объясняет желание воспевать и запечатлевать ее многогранную и богатую сущность
Одним из выдающихся пейзажистов в мировой литературе по праву считается И.С. Тургенев. Его рассказы, повести, романы проникнуты поэтичным описанием мира русской природы. Его пейзажи отличает безыскусственная красота, жизненность, поражает удивительная поэтическая зоркость и наблюдательность. Тургенев проникается особыми глубокими чувствами к природе с самого детства, тонко и чутко воспринимает ее проявления. Состояние природных явлений переплетается с его переживаниями, что и отражается в его произведениях в разных интерпретациях и настроениях. Тургенев-пейзажист впервые предстает перед читателем в «Записках охотника». Непревзойденное мастерство в изображении русского пейзажа явлено и в романе «Отцы и дети», и также во многих других произведениях.
Изображение природы в творчестве Тургенев отличается своей многогранностью.
Тургенев в изображении пейзажа передает глубокое чувство любви к родной стране и ее народу, в частности к крестьянству: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит («Отцы и дети»).
Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют свое самостоятельное значение, но композиционно подчинены ключевой идее произведения. Описывая пейзажные картины, Тургенев изображает глубину и силу воздействия природы на человека, в которой содержится источник его настроения, чувств, мыслей. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей.
Таким образом, все картины Тургенева, которые содержат в себе реалистичность, конкретность, поэтичность, проникнуты великим чувством любви к родной русской природе. Поражает редкое умение писателя находить наиболее подходящие и конкретные слова и выражения для изображения ее величия.
Но в творчестве писателя природа выступает не только как источник наслаждения, но и в качестве тайной, непостижимой силой, перед которой проявляется бессилие человека. Очевидна мысль обреченности желаний, стремлений человека в силу его смертности. Вечность же – это удел одной лишь природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Именно таинственная сущность природы занимает особое место в творчестве писателя, так как выступает в качестве некой сверхъестественной силы, оказывающей не только влияние на происходящее, но и являющейся конечной идеальной инстанцией. Именно эта мысль, подобное значение, придаваемое автором природе, раскрывается в некоторых произведениях Тургенева называемых «таинственными повестями».

1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева

Изображение природы в произведениях И.С. Тургенева достигает ранее небывалой в мировой литературе полноты. Большую роль для выражения связи мировоззрения и творчества И.С. Тургенева играет описание природы в целостной структуре его произведений.
Утвердившийся в литературе реализм как способ отображения действительности во многом определил методы создания пейзажа и принципы введения образа природы в текст произведения. Тургенев вводит в произведения описания природы разнообразные по содержанию и построению: это и общие характеристики природы, и виды местностей, и собственно пейзажи. Все пристальней становится внимание автора к описанию природы как арены и объекта труда. Помимо развернутых, обобщенных картин, Тургенев прибегает и к так называемым пейзажным штрихам, кратким упоминаниям о природе, заставляющим читателя мысленно дорисовывать задуманное автором природоописание. Создавая пейзажи, художник отображает природу во всей сложности процессов, в ней совершающихся, и в многообразных связях с человеком. Тургенев описывает характерные ландшафты России, его пейзажи предельно реалистичны и материалистичны. Примечательно и то, что для русского классика было важно насыщать природоописания яркими эмоциями, в результате чего они приобретали лирическую окраску и субъективный характер. При создании пейзажа автор руководствовался и собственными философскими взглядами на природу и отношения к ней человека.
В монографии «Природа и человек в русской литературе XIX века» В.А. Никольский справедливо замечает: «...Тургенев декларирует... независимость природы от человеческой истории, внесоциальность природы и ее сил. Природа вечна и неизменна. Ей противостоит человек, также рассматриваемый вне конкретных исторических условий его существования. Возникает антиномия: человек и природа, требующая своего разрешения. С нею связывают они мучившие их вопросы о бесконечном и конечном, о свободе воли и необходимости, об общем и частном, о счастье и долге, о гармоничном и дисгармоничном, вопросы, неизбежные для каждого, кто искал путей сближения с народом» .
Творческая индивидуальность писателя, особенности его поэтического мироощущения с особой силой отражаются в изображении природы.
Воплощение природы в творческом наследии И.С. Тургенева выступает как силы гармонической, самостоятельной и господствующей, воздействующей на человека. При этом ощущается ориентация писателя на пушкинскую и гоголевскую традиции. Тургенев передает через пейзажные зарисовки свою влюбленность в природу, стремление войти в ее мир. Кроме того, многие произведения писателя исполнены эмоциональной экспрессии пейзажных описаний. Так, в очерках «Певцы», «Свидание», «Касьян с Красивой Мечи» из цикла «Записки охотника» открывается образ страдающей природы, осознание ее как сложного, противоречивого мира, обладающего таинственностью, загадочностью.
Пейзаж в произведениях Тургенева – не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Тургенев воспринимает природу как «равнодушную», «повелительную», «себялюбивую», «подавляющую» . Природа у Тургенева проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.
Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса или реки. В знаменитых рассказах из «Записок охотника» это хорошо прослеживается особенно отчетливо.
В своем рассказе «Бежин луг» Тургенев изображает охотника, который проявляет чуткость по отношению к животному. Таким образом, показано проявление взаимного родства и общения между человеком и животным, когда заблудившийся охотник не только переживает страх вместе с собакой, но и чувствует себя виноватым в ее усталости.
Весь рассказ «Бежин луг» пронизан поэтикой русской природы. Рассказ начинается с изображения особенностей изменения природы на протяжении одного июльского дня, который заканчивается наступлением вечера, заката солнца. Утомленные охотники и собака, которые сбились с дороги, охвачены чувством потерянности. Загадочная жизнь ночной природы давит на героев в силу своего бессилия перед ней. Но тургеневской ночи присущи не только жуткость и таинственность, в ней предстает перед читателем красота «темного и чистого неба», «торжественно и высоко» стоящего над людьми. Тургеневская ночь дает человеку духовное раскрепощение, бесконечные загадки мироздания тревожат его воображение:
«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь ... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли ...».
Под впечатлением ночной природы у костра дети рассказывают сказочные, фантастические и красивые сюжеты легенд. Сама природа наталкивает на загадывание загадок, предлагая одну за другой, она же направляет на возможные отгадки. Шуршание камышей и загадочные всплески на реке, полет падающей звезды предваряют рассказ о русалке, что вызвано также крестьянскими поверьями человеческой души. Ночная природа в тургеневском рассказе отзывается на смех и плач русалки: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук ... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом и слабый, шипящий свист промчался по реке».
В своих объяснениях таинственных явлений природы крестьянские дети не избавлены от впечатлений окружающего их мира. Мифические существа, русалки, домовые в начале рассказа в воображении ребят сменяются рассказами о судьбах людей, об утонувшем мальчике Васе, несчастной Акулине и др. Таким образом, мысли человека встревожены загадками природы, им чувствуется относительность в любых открытиях, разгадках ее тайн. Природа требует от человека признать свое превосходство, смиряет человеческие силы.
Таким образом, происходит формирование в цикле рассказов «Записки охотника» тургеневской философии природы. Кратковременные страхи летней ночи сменяются мирным и спокойным сном. Ночь, которая сама по себе выступает в качестве всесильной по отношению к человеку, является лишь мгновением: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось ...».
У Тургенева отмечается тончайшая поэтизация природы, которая выражается в его взгляде на нее как художника. Тургенев – мастер полутонов, динамического, проникновенного лирического пейзажа. Основная тональность тургеневского пейзажа, как в произведениях живописи, обы...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.