Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Правовые режимы теория и методология

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.07.2012. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Правовые режимы: теория и методология

Введение..........................................…...................................……....................…….
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к понятию
«правовой режим».......…....................................………..............................
1. Историко-правовой анализ исследований режимов............…….......……....…..
2. Проблема понимания правового режима в отечественной
юридической науке……………………………………………………………...
3. Классификация правовых режимов....................................……................…...
Заключение...................................................................…....................…………......
Библиография.............................................................……........................……….....
Приложение……………………………………………………………………………
..3

.17





ВВЕДЕНИЕ

В современной науке категория «правовой режим», как термин, характеризующий проблемы социального порядка, в основном рассматривается сквозь призму институционального и нормативно-правового подходов. Именно в аспекте институционализации правовых отношений, закладывающих основы нового общественного порядка и легитимизации этих отношений в глубинных, ценностных структурах общественного сознания, происходит реальное становление современного стабильного российского общества.
Неослабевающий интерес ученых к многоаспектной проблеме правовых режимов продиктован, прежде всего, интенсивными экономическими и политическими измене¬ниями, происходящими в нашей стране, которая стремится стать полноправным членом международного сообщества.
Одним из важнейших направлений проводимых реформ яв¬ляется обеспечение внутренней и внешней безопасности России, создание эффективной правоохранительной системы, способной противостоять усилившимся в последнее время негативным тен¬денциям в политико-правовой сфере. Отмечая важность очер¬ченного проблемного поля, следует особо выделить комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопас¬ности Российской Федерации в пограничной сфере, роли и места в этом процессе законодательного регулирования деятельности по защите государственной границы РФ.
Актуальность темы работы обусловлена богатым спектром следующих проблем:
1. Новое качественное состояние правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации в целом поставило многие из правовых проблем, связанных с правовыми режимами, на качественно иной уровень.
На современном этапе проблемы регулирования общественных отношений изучаются не столь обстоятельно и часто непоследовательно: в определенной степени это связано с неустойчивостью в правовом регулировании многоаспектности рассматриваемых отношений. Это означает, что существует целесообразность и необходимость комплексного исследования вопросов, касающихся правовых режимов.
2. Анализ действующих в настоящее время правовых норм различных отраслей законодательства, регулирующих порядок осуществления контроля государством за различными направлениями своей деятельности, позволяет сделать вывод о том, что в данной сфере государственного управления сформировалось и получило свое развитие такое сложное правовое явление, как правовой режим, который представляет собой один из элементов механизма государственно-правового регулирования Российской Федерации.
До настоящего времени исследование правовых режимов в юридической литературе не получило необходимого развития. Причиной тому служит то обстоятельство, что под понятием «режим» в правовом контексте авторами понимались абсолютно различные правовые категории: законность , порядок , социальный режим определенного объекта или вида деятельности, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств . При исследовании данного понятия среди исследователей до сих пор нет однообразного подхода к разрешению проблемы соотношения понятий «правовой режим» и «правовой статус» . Таким образом, изучению правовых режимов в общенаучном аспекте не уделялось достаточного внимания, что явилось причиной отсутствия комплексного подхода при изучении данного правового явления.
3. Теоретическое исследование практики «организации» режимов в России сегодня обнаруживает себя в связи со спецификой переживаемого этапа в мировой и отечественной истории. Речь идет об открытости России для процессов глобализации, в результате чего актуализируется тот фокус обсуждения российских проблем, который всегда фиксировался как «Россия-Запад». Россия вновь выбирает путь, ориентированный на либерализацию. В этом смысле обращение к проблемам режимности и соотнесение их с демократией как общемировой ценностью вызывает много вопросов.
4. Важность поставленной проблемы определяется и тем, как следует относиться к правовым режимам. Надлежит ли их расценивать, как инструменты, посредством которых происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина, их ограничение, или, как неотъемлемую часть правового арсенала, призванного обеспечить неукоснительное осуществление государственных интересов, гарантировать соблюдение прав граждан страны.
При регулировании правовых режимов не всегда учитывается то, что закрепление в нормативно-правовых актах условий применения режимов вводит в конституционные рамки деятельность власти в ситуациях, когда необходимо использование специальных, а иногда и исключительных мер. Таким образом, действия органов власти вводятся в законодательно определенные рамки, чем снижается вероятность применения исключительных мер вне и вопреки правовых регуляторов. Разработка режимов и их составляющих предполагает либо обязательность полномасштабного их применения, либо напротив, определенный режим должен использоваться только в тех случаях, когда иные правовые средства восстановления стабильности и конституционного порядка исчерпаны.
5. В теории государства и права в целом проблемное «поле» данной темы также имеет еще немало «белых пятен».
Во-первых, в условиях радикальной трансформации общест¬ва, повлекшей изменение сложившихся массовых представлений и жизненных установок, возникает необходимость теоретического моделирования системы оценочных критериев, используемых для характеристики сущности и содержания режимов.
Во-вторых, нуждаются в переосмыслении организационно-правовые основы формирования и функционирования режимов, правовые и организационные механизмы их «включения» в сис¬тему правового обеспечения личности, об¬щественных и государственных структур, других различных субъектов права.
В-третьих, нуждаются в теоретическом осмыслении социаль¬ные и правовые границы использования режимов в общественной деятельности, с одной стороны, закрепленных в законах, кодексах, уставах, иных юри-дических нормативах позитивного характера, с другой, - так на¬зываемых надпозитивных нормах: правовой культуре, правосозна¬нии, корпоративной солидарности и др.
6. Проблемы совершенствования законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите государственной границы также изучаются и разрешаются не в том объеме, какой требуется для эффективного регулирования правоотношений в пограничной сфере. Этому, как представляется, мешает «глобальность» вопросов установления и закрепления в международно-правовом отношении Государственной границы; создания благоприятных условий для служебно-боевой деятельности органов и войск Пограничной службы; вопросы развития пограничного сотрудничества с соседними государствами, в том числе и в сфере защиты внешних границ; формирования и совершенствования договорно-правовой базы пребывания российских пограничных формирований на территориях некоторых государств-участников СНГ; реализации международных договоров по пограничным вопросам; проблемы взаимодействия с таможенными органами и др.
Очевидная необходимость комплексного исследования очер¬ченного круга проблем обусловила актуальность избранной темы диссертационной работы, предопределив ее объект и предмет, цели и задачи.
Цель работы – теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений в пограничной сфере.
Задачи работы:
1. Провести историко-правовой анализ основных подходов к понятию «правовой режим».
2. Составить авторскую классификацию правовых режимов.
4. Определить особенности правовых режимов в деятельности по защите Государственной Границы РФ.
5. Выявить факторы, обеспечивающие эффективную реализацию законодательства по защите Государственной Границы РФ.
6. Проанализировать проблемы совершенствования законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы РФ и выработать рекомендации по их разрешению.
Предмет исследования - теория и практика реализации проблем правового режима.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере регулировании деятельности по защите государственной границы.
Степень разработанности проблемы.
Исследования, в которых категория «режим» рассматривается ведущими западными учеными, представлены в теоретических работах таких зарубежных авторов, как Д. Баумгардт, Дж. Х. Бёрнс, М. Х. Джеймс, Дж. Р. Динвиди, Дж. Кримминс, Д. Лайонс, М. Мэк, К. Оливекрона, Парех, Дж. Постема, Ф. Розен, Н. Розенблюм, М. Сикер, А. Стровел, К. Филлипсон, Р. Харрисон, Х.Л. Харт, Л. Дж. Хьюм, С. Джэкобс и др. Также они обнаруживаются в трудах Т.А. Алексеевой, Ю.Г. Волкова, И.А. Голосенко, Ю.Н. Давыдова, А.Д. Ковалева, М.С. Комарова, О.А. Трущенко и др. Данные работы создают прочную теоретико-методологическую основу для исследований проблемы становления новых режимов в России.
Теоретические аспекты и вопросы существования и развития режимов в частном виде являлись предметом достаточно многих исследований как отечественных, так и зарубежных учёных.
В отечественной литературе основополагающими по рассматриваемой проблематике выступают разработки таких ученых в области общей теории государства и права, как А.А. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.Б. Исакова, В.В. Лазарева, В.М. Сырых, Н.Я. Дюрягина, В.И. Горшенева и ряда других теоретиков .
Проблемы «правового порядка», как смежного понятия с режимом, в отечественной науке рассматриваются в работах таких исследователей, как Л.А. Беляева, З.Т. Голенкова, В.А. Давыденко, Н.И. Дряхлов, А.Г. Здравомыслов, Б.Г. Капустин, С.Г. Климова, И.М. Клямкин, Н.И. Лапин, Н.Ф. Наумова, В.О. Рукавишников, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др.
Сквозь призму законности некоторые компоненты понятия «правовой режим» изучались Т.Н. Добровольской, А.С. Кобликовым, В.П. Нажимовым, В.П. Радьковым, М.С. Строговичем, М.А. Чельцовым-Бебутовым, П.С. Элькинд, М.Л. Якубом и другими правоведами. Вопросы законности продолжают разрабатываться и углубляться в современных исследованиях А.Д. Бойкова, Н.Л. Гранат, И.Ф. Демидова, В.В. Клочкова, М.Е. Токаревой и других ученых.
Теоретические разработки проблем, связанных с темой диссертационного исследования, проводились М.М. Агарковым, В.А. Беловым, М.И. Брагинским, С.Н. Братусем, А.В. Валуйским, В.В. Витрянским, В.А. Дозорцевым, А.Х. Гольмстеном, Л.Г. Ефимовой, О.С. Иоффе, В.Л. Исаченко, Е.А. Колиниченко, С.М. Корнеевым, О.А. Красавчиковым, А.С. Кривцовым, А.Л. Маковским, К.И. Малышевым, М.Г. Масевич, Н.С. Малеиным, Д.И. Мейером, Е.А. Нефедьевым, И.Б. Новицким, Л.А. Новосёловой, Я.А. Павлодским, К.П. Победоносцевым, И.А. Покровским, Б.И. Пугинским, В.А. Рахмиловичем, М.Г. Розенбергом, В.А. Рясенцевым, В.Б. Рушайло, О.Н. Садиковым, К.И. Скловским, В.В. Степановым, Е.А. Сухановым, М.В. Телюкиной, Ю.К. Толстым, А.Е. Шерстобитовым, Е.А. Флейшиц, Р.О. Халфиной, С.А. Хохловым, П.Цитовичем, Г.Ф. Шершеневичем, А.М. Эрделевским и другими авторами, которые сквозь призму отраслевых наук провели анализ правовых режимов, как правовой категории, социально-правового явления и метода государственно-правового воздействия на общественные отношения в разнообразных, но определенных (узких) сферах деятельности.
Среди зарубежных авторов в данном аспекте нельзя не упомянуть исследования Б. Виндшейда, Е. Годэмэ, Ф. Манна, Ж. Морандьера, Нуссбаума, Ф.К. фон Савиньи, Р. Саватье, Л. Эннекцеруса, Л. Эльяссона.
Современный отраслевой подход в изучении данного правового явления осуществлен в диссертационных исследованиях Н.Г. Апресовой, Т.О. Ариванюк, Д.С. Бугрова, В.В. Балдицына, А.П. Горелика, А.А. Здоровцевой, Д.С. Зверева, М.С. Зельцер, М.Н. Зубковой, А.В. Колоколова, И.Д. Кузьминой, Ю.П. Пацуркивского, С.Ю. Погуляева, Т.Р. Сабитова, А.И. Соловьева и др.
Проблемы правовых режимов в пограничной сфере рассмотрены в трудах Д.Н. Белых, А.Г. Винниченко, Д.А. Головни, В.И. Захаренко, В.В. Ласточкина, М.Р. Панфиловой, В.Е. Проничева, А.Ф. Сурова, В.Э. Хандожко и др.
Исследования показали, что, несмотря на теоретические достижения ученых, рассмотрение проблемы «правовых режимов» требует новых дополнительных разработок.
Недостаточность научно-обоснованных принципов разрешения ряда вопросов «режимного права» обусловила проблему нашего исследования - определение методологии восприятия необходимого характера правовых режимов в пограничной сфере.
В данном исследовании предпринята попытка объединить отдельные направления изучения проблемы и систематизировать нормы права различных отраслей, объединив их в межнаучном понимании правовых режимов.
Методологическую основу диссертации составили принципы познания социальных явлений, в том числе политико-правовых идей, теорий, концепций в их историческом развитии и вместе с тем во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения тео¬рии и практики, истории и современности. Особое значение имеет системно-структурный подход к объекту исследования. В процес¬се работы использовались методы историко-правового и сравни¬тельно-юридического анализа вопросов, связанных с проблематикой диссертацион¬ного исследования. Кроме того, автор опирался на положения и выводы методологического характера, содержащиеся в новейшей литературе науковедческого профиля.
Общая проблематика диссертации складывалась под влиянием наследия великих мыслителей прошлого: Аристотеля, Полибия, Платона, Бабефа, Гегеля, К. Маркса, П. Новогородцева, И. Ильина и других учёных, исследовавших проблемы коренных преобразований в государственно-правовой сфере.
Автором проработаны труды, в которых в той или иной мере исследовались отдельные направления, события и явления исследуемого процесса, а также труды, раскрывающие теоретико-методологические основы защиты и охраны государственной границы .
Исходя из сложившегося в российской юридической науке отношения к теории государства и права как к основополагающей правовой науке, предлагаемая концепция использует теоретические и практические разработки конституционного, административного права, истории государства и права, философии права, юридической антропологии. Наиболее полно и всесторонне раскрыть проблематику можно только с привлечением всех областей человеческих знаний, тесно связанных с исследуемой проблемой. В работе использованы научные знания из области философии, логики, социологии, политологии, истории и военного права.
Теоретическую основу исследования составляют:
– общетеоретические работы, в том числе, посвящённые исследованию структуры правоотношений (Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Ю.Х. Кал-мыкова, Н.И. Матузова, В.Н. Протасова, Ю.Г. Ткаченко, В.С. Толстого, Ю.К. Толстого, Р.О. Халфиной и др.);
– работы отечественных авторов советского периода, посвящённые общим проблемам права и правоотношений (М.М. Агаркова, С.И. Аскназия, К. Берновского, С.Н. Братуся, Д.М. Генкина, В.П. Грибанова, Н.Д. Егорова, О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьяна, О.А. Красавчикова, И.Б. Новицкого, С.И. Рае-вича, В.К. Райхера, А.А. Рубанова, В.Ф. Яковлева и др.); теоретическим аспектам правовой регламентации общественных отношений, складывающихся по поводу отдельных разновидностей объектов (В.Я. Ионаса, И.З. Карася, Р.Л. Нарышкиной, М.П. Ринга, В.И. Серебровского, Б.Б. Черепахина и др.);
– современные работы, затрагивающие рассматриваемые в настоящем исследовании проблемы (Н.А. Баринова, В.А. Белова, И.Л. Бачило, М.И. Бра-гинского, В.В. Витрянского, А.А. Власова, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, Н.Д. Егорова, А.Ю. Кабалкина, В.А. Копылова, Л.О. Красавчиковой, Е.А. Крашенинникова, М.В. Кротова, В.А. Лапача, О.Г. Ломидзе, М.Н. Малеиной, В.П. Павлова, Н.Г. Паламаря, М.М. Рассолова, В.А. Рассудовского, В.В. Ровного, Ю.В. Романца, А.П. Сергеева, К.И. Скловского, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, А.М. Эрделевского и др.);
– работы, посвящённые современному состоянию исследуемых правовых институтов в зарубежных странах (М. Ориу, Л. Оуэна и др.).
Кроме того, теоретическую основу исследования составляют монографическая литература, публикации в научных сборниках и периодических изданиях по вопросам, связанным с темой исследования, авторефераты и диссертации, а также материалы, размещённые в глобальной компьютерной сети Интернет.
Теоретическую значимость результатов диссертационного исследования определяет его комплексный характер, последовательность и детальность рассмотрения проблем. Полученные результаты вносят определенный вклад в развитие теорию государства и права и могут служить основой для дальнейших теоретических разработок новых правовых режимов.
Научная новизна исследования. Работа представляет собой исследование категории «правовой режим», и разработку существенных компонентов, которые можно включить в теории правовых режимов.
Инновационность работы выражается:
– в анализе степени разработанности теории правовых режимов;
– в выработке новых подходов к классификации правовых режимов;
– в разработке новых теоретических конструкций для включения в теорию государства и права;
– в определении особенности правовых режимов в деятельности по защите Государственной Границы Российской Федерации;
– в выявлении факторов, призванных обеспечить эффективное применение режимов по защите Государственной Границы Российской Федерации;
– в разработке рекомендаций по разрешению проблем совершенствования законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы Российской Федерации.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате основные положения и выводы могут найти применение при организации и проведении научных исследований по всему спектру режимов. Они могут быть использованы при дополнительной разработке и согласовании правовых норм, относящихся к различным материальным и нематериальным объектам, а также сотрудничеству государств в изучении проблем международных режимов. Научные обобщения и выводы, сформулированные в результате исследования, а также материалы диссертации в целом могут быть применены в процессе чтения курса лекций по теории государства и права.
Предлагаемые классификации и выявленные критерии могут быть использованы в процессе правоприменения. Кроме того, полученные в ходе исследования выводы могут использоваться при разработке нормативных и учебно-методических материалов по соответствующим учебным дисциплинам.
Положения, выносимые на защиту
Важнейшим результатом диссертационного исследования является комплексное дополнение к теории правовых режимов, к основным положениям которого относятся:
1. Правовой режим в теории может трактоваться в широком и узком смысле:
а) в широком смысле - как система (совокупность средств, методов, способов или приемов) проявления государственной организации, и как одна из специфических юридических форм, направленных на урегулирование социальных процессов (состояний);
б) в узком смысле - как комплекс правовых норм и средств, обеспечивающих регулирование общественных отношений в той или иной отдельной области жизнедеятельности людей (социального объекта).
2. При составлении типологии правовых режимов главное состоит не столько в конструировании их идеального типа, сколько в поиске и обосновании наиболее существенных, общих и устойчивых признаков и свойств данных явлений.
В качестве таких признаков нами называется совокупность элементов институционального, социологического и правового свойства, основными из которых можно считать: назначение и цели режима; сферу режима и уровень его применения; разумность и законность режима; предмет правового регулирования; юридическую природу прав и степень (уровень) гарантированности свобод; объекты и субъекты управления; содержание деятельности; формы выражения режима; уровень нормативных актов, которыми установлены режимы; способы, определяющие порядок образования и характер функционирования средств; формы управления.
Рассматривая типологию как результат применения тех или иных современных научных методов исследования, правовые режимы можно объединить в две группы: обусловленные характером работы государственных органов и режимы отдельного социального объекта.
В научном и практическом плане большое значение приобретает показ различий, единства и взаимодействия различных элементов отраслевой структуры указанных групп режимов.
3. Правовые режимы в пограничной сфере триалистичны, т.е. они одновременно соотносятся с комплексными и частными режимами (в группе режимом государственных органов), а также режимами отдельных социальных объектов.
Правовое оформление правовых режимов в пограничной сфере в условиях указанной тройственности обуславливает рассмотрение в работе противоречий, разрешение которых возможно посредством принятия Пограничного кодекса, призванного систематизировать всею массу норм, регулирующих сферу охраны Государственной границы РФ.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, неоднократно обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры общеправовых дисциплин. Основные положения исследования изложены автором в опубликованных работах, а также неоднократно обсуждались на круглых столах, на научных, научно-практических конференциях различного уровня.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ПОНЯТИЮ «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

1.1. Историко-правовой анализ исследований режимов

Анализ литературы по проблеме данного исследования показывает, что понятие «правовой режим» нашло широкое распространение в науке и практике. Однако, для более полного его осмысления важно охарактеризовать историографию рассматриваемого термина, который в том или ином понимании трактовался еще в древние века. Однако никто из мыслителей тех времен не употреблял термин «правовой режим». Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом просвятительско-правовой мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном анализе идей, берут свое начало в Античности (Платон, Аристотель и др.).
Эволюция подходов к исследуемому понятию в дальнейшем была связана с идеей утверждения режима государственного управления, которая воплощена в проектах будуще¬го государства Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Они призывали революционным путем установить режим диктатуры трудового народа и не останавливаться перед ши¬роким использованием насилия.
Другие теории и концепции режимов разрабатывались в основном в политико-правовых направлениях: учение о праве войны и мира Г. Гроция , теории государства Т. Гоббса , теория разделения властей Ш. Монтескье , теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо , учение о праве И. Канта , философия права Г.В.Ф. Гегеля , учения о пределах государственной деятельности В. Гумбольдта , о “борьбе за право” Р. Иеринга , о социальном преобразовании права и государства Л. Дюги , о конституции и суверенитете государства К. Шмита , институциональная теория публичного права М. Ориу и т.д. В трудах указанных мыслителей политико-правовые явления в пограничном понятии с правовым режимом рассматривались как условия существования государственного строя, т.е. категория «правовой режим» развивалась вместе с эволюцией состояния государства и права.
В зарубежной литературе, пожалуй, впервые прообраз правового режима был создан Л. Дюги, который считал, что Франция подчинена правовому режиму. По мнению данного автора, «государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон. Оно может его видоизменить или отменить, но пока он существует, оно может совершать акты принуждения, административные и юрисдикционные действия лишь в пределах, установленных этим законом» . Он выделял положения иностранцев; членов царствовавших во Франции семей; сумасшедших; лиц, занимающихся проституцией; полицейские меры, имеющие целью помешать распространению эпидемий; различные запрещенные промыслы и промыслы, требующие государственной концессии и др.
В целом же ретроспективный анализ зарубежной литературы позволяет исторически выявить представления юристов прошлого в отношении категории «правовой режим» и осмыслить две основные составляющие правового режима: действие права и деятельность государственных органов; отметить аспекты, касающиеся соотношения государства и права, что весьма актуально для предмета данного исследования.
В отечественно...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.