На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Человек в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 03.07.2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН

1. Личность в рыночной экономике
2. Субъектная структура рыночного хозяйства
3. Поведение потребителей в рыночной экономике
4. Движущие мотивы и цели предприятия в рыночной экономике
5. Роль государства в системе рыночного хозяйства


1. Личность в рыночной экономике

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастало. И связано это не только с тем, что человек всегда был и остается центральной фигурой рыночной экономики. В условиях современной рыночной системы хозяйствования человек сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности, которые могут привести к экологической катастрофе и поставить под угрозу существование самого человека; теоретические же обоснования преобразования хозяйственной жизни подчас приводят к прямо противоположным результатам.
Активная роль личности в экономической жизни во многом определяется мотивами ее экономического поведения. В произведениях английских классиков политической экономии А.Смита и Д.Рикардо создана концепция или модель "экономического человека", которая характеризуется:
1) определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономического поведения;
2) компетентностью экономического субъекта в собственных делах;
3) главным мотивом хозяйственной деятельности человека в рыночной экономике - максимизацией прибыли (обогащением) с учетом неденежных факторов благосостояния (легкость и трудность обучения, приятность и неприятность занятия, постоянство или непостоянство, престиж в обществе, вероятность успеха в большей или меньшей степени).
А.Смит, анализируя поведение "экономического человека", отмечал, что оно определяется двумя чертами:
- склонностью человека к обмену вследствие разделения труда;
- собственным интересом, эгоизмом, постоянно не исчезающим стремлением улучшить свое положение.
Поэтому человек в рыночной экономике стремится выбрать такой вид деятельности, при котором произведенный продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях, чтобы получить больше дохода. А.Смит подчеркивал, что каждый человек в рыночной экономике "имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества", а интересы купцов и промышленников - "вводить общество в заблуждение и даже угнетать его", пытаясь ограничить конкуренцию. Только свободная конкуренция "невидимая рука", т.е. законы рыночного хозяйства, объединяет разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему. Хаос заменяется довольно четко организованным обществом. Таким образом, "экономический человек", стремясь к собственной выгоде, действует на пользу обществу.
Интересно отметить, что для Аристотеля "экономический человек" - нечто прямо противоположное представлениям А.Смита, скорее, это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей.
Дж.Милль в работе "Основы политической экономии" отмечал, что действительное поведение человека намного сложнее, что стремление к богатству сопровождается отвращением к труду и желанием безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями.
Огромное внимание поведению человека в рыночной экономике уделял Дж. Вентам, Он считал, что целью человеческого действия является его благосостояние, равное сумме удовольствий за данный период времени, минус сумма страданий. Он не доверял согласование индивидуальных "стремлений к благосостоянию" рынку и конкуренции, считал это прерогативой законодательства. Основные черты "концепции человеческой природы" Дж.Бентама в сооставлении с моделью "экономического человека" А.Смита и Д.Рикардо сводятся к следующему:
1) претензии на универсальность (т. е. не ограничивается экономической сферой);
2) надклассовый характер (его человек не принадлежит ни к какому классу);
3) гедонизм, т. е. последовательное сведение всех мотивов человека к достижению удовольствия и избавлению от огорчений;
4) счетный рационализм - способность человека посчитать все действия, ведущиек счастью.
В отличие от классической школы, рассматривающей хозяйствующий субъект как производителя, бентамовская модель "рационального гедониста", поддержанная маржиналистами, рассматривала хозяйствующего субъекта как потребителя. Но маржиналисты сделали важное дополнение к экономическому субъекту, они создали концепцию человека-оптимизатора. Его черты:
1) стремление к наибольшей полезности или прибыли и к наименьшим тяготам и издержкам;
2) неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений и независимость от внешних условий и индивидов;
3) способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, к выбору оптимального их варианта;
4) обладание полной информацией, позволяющей находить оптимальный вариант, и способность безошибочного предвидения;
5) мгновенная реакция на изменение внешних условий, которая делает человека "полубогом".
А.Вагнер в своем учебнике по политической экономии (1879) в главе "Экономическая природа человека" выделяет главное свойство природы человека - наличие "ощущения нехватки благ и стремления ее устранить". Он считал, что экономической деятельностью людей управляют:
- желание выгоды и боязнь нужды;
- надежда на одобрение и боязнь наказания;
- чувство чести и страх позора;
- стремление к деятельности как таковой и опасение Последствий праздности;
- чувство долга и страх перед угрызениями совести.
Представители немецкой исторической школы выступили против индивидуализма классической школы,а также рационализма и формализма в моделировании субъекта экономической деятельности. Они считали, что объектом анализа для экономиста может быть только народ, который представляет собой не совокупность индивидов, а "национально и исторически определенное, объединенное государством целое". Человека же как часть народа интересует не только стремление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций, он одновременно и эгоист, и альтруист. Лишенные индивидуализма,хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Субъект экономического поведения представлен здесь как разумное существо, наделенное потребностями, как член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества.Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для современного институционализма, теории Дж.Кейнса.
Экономическое поведение, взятое в чистом виде, несет в себе сильные усредняющие элементы и порождает видимость универсальности человеческих устремлений. Эта видимость исчезает, когда мы исследуем экономический порядок, образуемый способом распределения ограниченных ресурсов и благ как порождение социальной структуры общества, т.е.совокупности относительно устойчивых поведенческих отношений дифференцированных социальных групп. Нормы поведения у различных социальных групп различны, способы общения между ними также не являются однородными. Они соответствуют "статусу" данной группы или ее положению в обществе. Положение же, как известно, обязывает. Если структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, то речь заходит о "социальной стратификации".
В современной экономической литературе можно выделить три основных направления стратификационных теорий, берущих начало в трудах К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера.
В основе марксистской теории лежит утверждение о том, что базис общества образует производственные отношения, а они в конечном счете определяются уровнем и характером развития производительных сил, особенно средств труда. Ядром производственных отношений являются отношения собственности на средства производства, служащие основным критерием выделения классов. Поскольку собственность Распределена крайне неравномерно и весомая часть производителей отчуждена от нее и от получаемого продукта, то классовые отношения - это отношения эксплуатации: присвоения чужого неоплаченного труда. Классовая борьба является основополагающим фактором мировой истории, движущей силой общественного развития и прогресса. Структурное положение класса определяет его объективные интересы. Осознание этих интересов классом наемных рабочих и руководимых им низших слоев приводит к мобилизации сил на коллективное действие, направленное на революционное преобразование общественного базиса. Учение К. Маркса предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от "простого товаропроизводителя" в 1 томе "Капитала" до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капиталы в III томе. Человек выступает здесь как персонификация объективных экономических категорий: капиталист - олицетворение капитала, рабочий - персонифицированный наемный труд.
Экономическое поведение класса буржуазии и пролетариата различно, а взаимоотношения между ними - непримиримая борьба. Такова суть марксистской теории классов.
Эта теория впоследствии развивалась, и неомарксизм XX в. чрезвычайно разнолик (ленинизм, сталинизм, маоизм, социал-демократические концепции, теории Д.Лукаса, А.Грамши, австромарксизм, представителями которого являются М.Хоркмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фролем, а также экзистенциальный марксизм во Франции Ж.П.Сартра и М.Мерло-Понти).
Новые поколения марксистов на Западе в ответ на многостороннюю критику классовой теории и в связи с накоплением исторического опыта вынуждены были отказаться от ряда марксистских положений. Теперь они утверждают: экономический детерминизм - лишь один из возможных подходов к общественному развитию; в связи с "революцией управляющих", возникновением элементов "народного капитализма" первостепенное значение имеет не собственность, а управление, которое не размывает эффективного контроля класса капиталистических собственников; возникает "новый рабочий класс" вместо пролетариата (С.Мали), который обладает более высокой производительностью по сравнению с пролетариатом и наибольшим потенциалом к реформированию, а не крушению существующих экономических отношений; наличие эксплуатации как основы классовых отношений определяется не теорией стоимости и прибавочной стоимости, а самой возможностью лучшего удела (Дж.Ремер); трактовка эксплуатации расширяется до рамок потенциально устранимого неравенства, возникают понятия "квалификационная", "статусная", трудовая эксплуатация (Ф.Ван Парийс).
Говоря о современной экономической борьбе наемных рабочих (исполнителей), экономическая мысль XX в. отмечает, что забастовка, саботаж, пикетирование сегодня - не единственные и в общем не главные формы борьбы за отстаивание интересов исполнителей. Существуют десятки способов невидимого, но достаточно эффективного давления на капиталистов и их администрацию. Наиболее распространенными формами пассивного сопротивления являются: абсентеизм, или невыход на работу по уважительным причинам и без таковых; периодические отлучки с рабочего места; мелкое воровство; использование части рабочего дня и рабочего места для работы "на сторону"; сознательно допускаемая халатность, небрежное отношение к оборудованию; мелкий обман руководства; "забывчивость", выражающаяся в сокрытии важной информации и т.д. Пассивное сопротивление может быть коллективным, свидетельством чего служит так называемый рестрикционизм - коллективное ограничение норм выработки при формальном соблюдении всех правил осуществления трудовых операций.
Следующее направление стратификационных теорий - функционализм, получивший развитие в 40-60-х годах XX столетия. Основные положения этой теории следующие: социальная дифференциация в обществе неустранима и функционально необходима для осуществления функций стимулирования и контроля; выполняя полезные функции, люди занимают разные социально-профессиональные позиции, которые ранжируются по важности их для общества и дефицитности выполняемой роли; более высокий ранг позиций обеспечивает их обладателям более высокие доходы, власть и престиж; более дееспособные члены общества выигрывают конкуренцию за более престижные места. В этой теории нет места классовой борьбе.
Третье направление стратификационных теорий - веберианство, основоположником которого является немецкий ученый М.Вебер. Согласно этому направлению, в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета. Властные отношения не увязываются жестко с отношениями собственности, как в марксизме, и, вопреки утверждениям функционалистов, несут в себе явные элементы конфликтных начал. Понимание "экономического класса" меняется, акцент делается не на собственность, а на рыночные позиции групп; классы объединяются типичными шансами на рынках товаро...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.