На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Развитие коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида -курсовая

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 03.07.2012. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КР Развитие коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида
Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретическое аспекты развития коммуникативных умений 7
1.1 Проблема развития коммуникативных умений в педагогике и психологии 7
1.2 Средства развития коммуникативных умений 11
Глава 2. Особенности развития коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста 14
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха 14
2.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха 23
Глава 3. Изучение особенностей развития коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида 34
3.1 Изучение уровня развития коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида 34
3.2 Рекомендации по организации процесса развития коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида 38
Заключение 47
Список литературы 49

Введение

В разнообразных видах своей деятельности человек ежедневно вступает в многочисленные и разнообразные отношения и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы эти отношения были эффективными человек должен обладать высоким уровнем коммуникативных умений.
В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте коммуникативные умения и их значение для развития личности - важная проблема научных исследований. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с школьного возраста.
Школьный возраст является важным для развития коммуникативных умений, так как в этом возрасте возрастает интерес не только к взрослому, как источнику получения разных знаний, но и к сверстнику, как к партнеру в различных видах деятельности, к желанию сотрудничать, действовать вместе. Именно в этом возрасте закладываются основы коммуникативного поведения между взрослыми и сверстниками. От уровня сформированности коммуникативных умений зависит характер поведения и положение ребенка в группе сверстников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, М.И. Лисина).
На развитие коммуникативных умений влияет много факторов. Одним из таких является образовательное учреждение. В настоящее время необходимость общественного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Таким образом, целенаправленное воспитание становится одним из факторов формирования планируемых качеств личности и существенная роль по развитию коммуникативных умений детей отводится педагогам образовательных учреждений, так как их деятельность является профессиональной.
Сущность педагогической деятельности отражена в работах Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Е.А. Панько и других авторов.
Деятельность по формированию коммуникативных умений рассматривалась в работах В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской и др.
Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития [33].
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А. Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л. С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В.Занков и И.М.Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи лиц с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были - обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. В дальнейшем исследования в области сурдопсихологии продолжались под руководством И. М. Соловьева. На разных этапах становления сурдопсихологии большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как А.П.Гозова, Г.Л.Выгодская, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф и другие.[3; 152]

Вышесказанное позволяет выделить противоречие между признанием в теории значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка и недостаточным вниманием на практике к развитию коммуникативных умений у школьников в условиях специального образовательного учреждения 2 вида.
Актуальность и значимость данной проблемы позволила определить тему исследования: «Развитие коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида».
Цель исследования: теоретически и опытно-экспериментально изучить способы развития коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида.
Объект исследования: коммуникативные умения.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать проблему развития коммуникативных умений в теории педагогики и психологии.
3. Рассмотреть средства развития коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида.
4. Опытно-экспериментальным путем изучить методические аспекты развития коммуникативных умений у кохлеарно-имплантированных детей школьного возраста в условиях специального образовательного учреждения 2 вида.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и других источников, анализ, обобщение; изучение документации, беседы, наблюдение, тестирование, диагностические ситуации, экспертная оценка.
База исследования: МОУ СОШ № 12 города Челябинска.



Глава 1.Теоретическое аспекты развития коммуникативных умений

1.1 Проблема развития коммуникативных умений в педагогике и психологии

В нашей работе сделан акцент на развитие коммуникативных умений. Рассмотрим основные категории: «развитие», «умения», «возраст».
Понятие «развитие» - ключевое понятие возрастной психологии. Развитие – процесс перехода из одного состояний в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [30, с. 18]. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (А.А. Реан).
Под умениями понимается – освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умение всегда реализуется под контролем сознания [14, с. 359].
Под возрастом Д.Б. Эльконин понимал соответствующий относительно замкнутый период в жизни ребенка, значение которого определяется, прежде всего, его местом в общем ходе детского развития [28, с. 28].
Под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Соглашаясь с вышеназванными мнениями, будем считать, что коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих значимых характеристик.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень деятельности ребенка (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности школьного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Содержание формируемых коммуникативных умений определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, и объединяет в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность, которая характеризуется параметрами, как содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми, выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические – улыбка, мимика и предметные – позы, жесты, предметные действия); результат (продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности) [7, c.129].
М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:
1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.
2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.
3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.
4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.
5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.
7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
По мнению М.И. Лисиной, подход к общению как деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица.
Специфика коммуникативной деятельности школьников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми и включает в себя следующие компоненты:
1. контакты более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом;
2. характеризуются нестандартностью и нерегламентированностью;
3. отсутствуют жесткие нормы и правила;
4. дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга;
5. преобладают инициативные высказывания над ответными (ребенку значительно важно высказаться самому, чем выслушать другого);
6. богаче по назначению и функциям [17, c.86].
Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны (управляет действием партнера, контролирует их, делая замечание, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнения других детей с собой). В среде ровесников ребенок демонстрирует свои способности и умения.
Таким образом, определив, что относится к коммуникативным умениям, мы рассмотрели коммуникативную деятельность со взрослыми и детьми как один из факторов развития коммуникативных умений.
Отмечаем, что анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективное формирование коммуникативных умений происходит только во взаимодействии с окружающим миром и окружающими людьми, при умелой деятельности педагогов, сверстников и родителей.

1.2 Средства развития коммуникативных умений

Особо значимым аспектом деятельности педагога является коммуникативный аспект. С профессионально значимой целью он вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой. Условиями успешности взаимодействия с детьми является наличие у педагога внутренней готовности действовать совместно и желание найти подход к каждому ребенку. Психология доверия, так необходима в совместной деятельности с детьми, дети ждут проявления внимания, тепла, любви, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на взаимное сотрудничество. Педагог должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию [16, с. 317].
Таким образом, первое условие, предъявляемое к педагогической деятельности – это знание и владение функциональными компонентами педагогической деятельности.
Гностический компонент мы будем рассматривать, как знание педагогом своей деятельности по развитию коммуникативных умений детей старшего школьного возраста, психологических особенностей воспитанников, их потребностей.
Конструктивный компонент мы будем рассматривать, как конструирование педагогом своей деятельности и деятельности воспитанников по развитию коммуникативных умений с учетом ближних целей воспитания и способов их реализации (занятия, совместная деятельность).
Организаторский компонент – создание мотивации у воспитанников к предстоящей деятельности, организация совместной деятельности с помощью разнообразных форм и методов, стимулирование познавательной активности воспитанников.
Коммуникативный компонент – построение межличностных взаимодействий и отношений на основе восприятия психологического состояния детей, установление психологического климата с группой и каждым воспитанником, управление процессом совместной деятельности.
Все компоненты педагогической деятельности часто описываются через систему соответствующих умений педагога (А.А. Реан). Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются [22, с. 217-218].
Адекватный подбор форм и методов в деятельности педагога является вторым условием организации педагогической деятельности по развитию коммуникативных умений детей.
Межпредметные связи в процессе обучения могут рассматриваться не только с точки зрения общности методов, приёмов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, но и с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности.
Так, средствами формирования коммуникативных умений на занятиях являются:
• Умение раскрывать тему, основную мысль;
• Находить материал к высказыванию;
• Систематизировать материал собранный к высказыванию;
• Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
• Определять авторскую позицию;
• Высказывать собственное отношение.
Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения свое...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.