На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Университет Российской Академии Образования
филиал
Психологический факультет

«Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста»

КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Психология развития и возрастная психология» (1 часть)

Выполнила:


Преподаватель:




Содержание:
Введение 3
Глава I. Психическое развитие ребенка первого года жизни 6
Глава II. Значение общения в младенческом возрасте для психического развития 13
2.1. Влияние матери на генезис общения ребенка со взрослым в концепциях Л.С. Выготского и М.И. Лисиной 13
2.2. Вклад младенца в общение 21
2.3. Вклад родителей в общение 25
2.4. Формирование общения в младенческом возрасте как предпосылка развития общения в раннем детстве. Нарушения общения 29
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 1. 38


Введение
Изучение превербальной коммуникации в раннем возрасте - очень увлекательное и волнующее занятие, так как оно связано с таинственным и трогательным миром младенчества, когда на свет появляются первые ростки человеческой души. Это относительно молодое направление в психологии развития переживает в наше время настоящий исследовательский бум. Не удивительно - ведь в данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики. Со стороны практиков - психологов, психотерапевтов, психоаналитиков - существует огромный интерес к пониманию истоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело со сложными, порой таинственными, трудно объяснимыми последствиями нарушений развития, произошедших в самом начале жизненного пути пациентов .
Впервые определяющее значение раннего детского опыта для дальнейшего психического развития ребенка было постулировано в психоаналитической теории. Занимаясь ретроспективным поиском следов переживаний детства, 3. Фрейд заложил основу новой традиции в психиатрии и психологии. Опыт, пережитый ребенком в этот период, стал рассматриваться как фундамент дальнейшего психического развития, и ему было приписано решающее значение в возникновении возможных невротических и психических нарушений у взрослых пациентов. М. Риббл впервые выдвинула идею о том, что отсутствие материнской любви и заботы может вызвать физические и психические нарушения.
Уже тогда в детской психиатрии существовало представление об исключительной значимости материнского ухода для успешного психического развития ребенка. Материнская забота рассматривалась как незаменимая, а успешность развития взаимоотношений между матерью и ребенком ставилась в исключительную зависимость от уровня эмоционального контакта в паре.
Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность ведущего типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность и есть общение.
М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрослым, с развитием действий общение становится ситуативно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка).
Сегодня психиатры и психотерапевты признали, что развитие младенца может быть рассмотрено лишь в контексте его отношений с матерью или другими ухаживающими лицами из его социального окружения, а ранние формы интеракции означают больше, чем простой эмоциональный взаимообмен.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему моей работы «Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста» актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.
Объект исследования – психологическое развитие ребенка младенческого возраста.
Предмет исследования - роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи работы:
1. Рассмотреть особенности психического развития ребенка первого года жизни.
2. Теоретическое исследование значения общения в младенческом возрасте для психического развития.
Результаты теоретического исследования должны подтвердить существующие положения:
§ о доминирующей роли взрослого в общении с ребенком младенческого возраста;
§ выявить особенности материнского общения или лиц, заменяющих мать в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.


Глава I. Психическое развитие ребенка первого года жизни
С момента рождения ребенка начинается новый этап его развития, который характеризуется переходом из относительно однородной среды материнского организма в мир, полный разнообразных раздражителей. Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).
Младенец вооружен определенным количеством безусловных рефлексов (защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, сосательный и т. д.), которые проявляются в самые первые дни после рождения.
Большинство этих врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты — детского места — из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот). После того как легкие наполняются воздухом, целая система малыш включается в ритмические дыхательные движения. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Вся активность младенца направлена на сосание ради насыщения.
Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных, форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (потребностей в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.
Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребности в получении впечатлений, в движении, в общении с взрослыми). На основе этих потребностей осуществляется психическое развитие.
Потребность в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный аппарат и слуховой аппарат новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа еще крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся на близком расстоянии. Слуховые реакции — только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает, реагировать уже на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног и головы, прекращение плача — происходит зрительное и слуховое сосредоточение.
Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений....................


Заключение
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.
Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого .
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии, даже при хорошем гигиеническом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.
Важно не то, что делают люди друг с другом, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Эмоционально-личностное общение в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально-активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Таким образом, в результате теоретического исследования литературы, были найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста. Были выявлены особенности материнского общения с ребенком младенческого возраста и показана его особая роль в развитии ребенка.

Список литературы
1. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. - Т. 2. - Вып. 3. – 1996. С. 133 - 134.
2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 1998.
3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Наука, 1984. Т. 3-4.
4. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. - №3. - 1961. С. 117 - 124.
5. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологии. - №5. - 1978. С. 72 - 78.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Наука, 1986. С. 52.
7. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1983.
8. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Вопросы психологии. - №12. – 2004. С. 32.
9. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1974. С. 69.
10. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1985. С. 54.
11. Папушек Х. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Журнал практической психологии и психоанализа. - №4. – 2001. С. 19.
12. Развитие личности ребенка / Под общей ред. А.М. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987.
13. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. – 1992. - № 2. С. 75–78.
14. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. - №6. - 1994.
15. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - №6. - 1994. С. 5 - 16.
16. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-Пресс, 1997.
17. Солодилова О.П. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 56 с. С. 21.
18. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка // Перинатальная психология. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: psymama.ru/articles/index.html



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.